Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подготовка НПА федеральных органов исполнительной власти.



2018-07-06 678 Обсуждений (0)
Подготовка НПА федеральных органов исполнительной власти. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы к экзамену по дисциплине «Принятие и исполнение государственных решений» (8 семестр).

 

1. Полномочия и акты органов исполнительной власти РФ

 

Предназначение исполн власти — управл делами гос-ва, опираясь на действующ законы и иные норм акты. В это связи данной ветви предоставлены весьма широкие полномочия по воздействию на обществ отнош в различных их сферах.

Согласно ст.110 КонстРФ исполн власть РФ осущ Правительство РФ. Среди основных полномочийПравительства конст (статья 114) указывает:

· разр и представление Гос Думе федерального бюджета и обеспеч его исполнения; представление Государственной Думе отсчета о его исполнении;

· обеспеч проведения в РФ единой гос политики в области культуры, науки, образования, здравоохр, соц обеспечения, экологии;

· осущ управления федеральной собственностью;

· осущ мер по обеспеч обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

· осущ мер по обеспеч законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьба с преступностью.

Более детально полномочия в различных сферах общественного производства Правительства РФ за-креплены в ФГК «О Правительстве Российской Федерации».

 

Для успешной реализации полномоч Правительства в РФ созданы фед министерства и иные фед органы исполн власти, которыми оно руководит и их контролирует.

Исключение составляют министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвид последствий стих бедствий, и ряд других фед органов исполнительной власти, которые напрямую подчинены Президенту России.

 

Спец фед закона, в кот находился бы исчерпывающий перечень полномочий фед органов исполн власти в российск законодательстве не сущ. Подобное содержится в положениях о фед министерствах и о других ведомствах, утверждаемые либо Президентом, если они подчиняются непосредственно главе государства, либо Правительством РФ, если они подчинены высшему органу исполн власти РФ.

· Правительство РФ также устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

· Кроме того, Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности зам федер министров, руковод фед органов исполнит власти, не являющихся фед министрами, и их заместителей, руковод органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий фед министерств и иных фед органов исполн власти.

· Правительство РФ устанавливает порядок создания и деят-ти территориальных органов федеральных органов исполнит власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов.

Полномочия реализ посредством его актов — постановлений и распоряжений. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Правоприменительные (индивидуальные или ненормативные правовые) акты по оперативным и текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

В практике деят фед органов исполн власти помимо указанных используется такая разновидность акта как поручение. Как следует из Регламента Правительства РФ, оно может содержаться в актах Правительства, протоколах заседаний Правительства, координационных и совещательных органов Правительства, возглавляемых Председателем Правительства, протоколах проводимых Председателем Правительства или заместителями Председателя Правительства совещаний и в резолюциях по рассмотренным ими документам. Поручение может исходить от Председателя Правительства РФ и его заместителей. Правовая природа данных поручений не ясна. Ни в Конституции РФ, ни в каком-либо федеральном законе они не упомянуты, хотя, как следует из Регламента Правительства РФ и практики государственного управления, обладает признаками правового акта:

(должностного лица), правовые последствия акта, надлежащие оформления (наличие необходимых реквизитов).

По всей видимости, так же как в случае с поручениями Президента РФ, здесь имеет место индивид (ненормативный) правовой акт Правительства РФ. Помимо указанного, Правительство РФ принимает также обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

 

Правовые акты федеральных органов исполнительной власти:

1. Постановление —докум, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в рамках установленной процедуры и компетенции. Данный вид правовых актов носит как нормативный, так правоприменит характер.

2. Приказ —распоряд документ органа исполн власти. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручению руководства или по собственной инициативе. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей. Также как и в предыдущем случае, может быть как нормативным, так и ненормативным.

3. Распоряжение —распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполн власти по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой деятельности. Распоряж-ия подписывает рук-ль органа исполн власти или по его указанию (поручению) его заместитель. Чаще всего распоряжение представляет собой индивид правовой акт.

4. Правила —документ, в котором опред-ся порядок (процедура) осущ-я спец вида управленческой деятельности, в частности контрольной деятельности.

5. Инструкция —док-т, в котором излагаются правила, регулир специальные стороны деят-ти органа исполн власти. Инструкция принимается рук-лем органа исполн власти и устанавливает порядок исполн-я законодат актов, указов Президента РФ, постановл-ий Правительства РФ и т. д.

6. Положение —док, в кот органами исполн власти устанавливаются статус органа исполн власти, его полном, компетенция, функции, задачи, права, обяз, ответственность, взаимоотношения с другими органами, а также порядок осущ как позитивной управленческой деят-ти, так и юрисдикционного принуждения.

Последние три вида документов являются нормативными актами.

Помимо правовых актов немаловажную роль в ходе государственного управления играет протокол. Посредством него фиксируется имеющее юридическое значение факты в процессе деятельности государ-ственных органов. К примеру, заседания руководящего состава органа или факт правонарушения.

Согласно Постановлению Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты – постановления.

 

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа госуд власти субъекта) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

К основным полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ относятся:

· разр-ка и осущ мер по обеспеч комплексного соц-эконом-го разв субъекта РФ, участие в проведении единой гос политики в области финансов, науки, образования, здравоохрн, культуры, физической культуры и спорта, соц обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

· осущ в пределах своих полномочий мер по реализации, обеспеч и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общ порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

· осуществление в пределах своих полномочий мер по обеспеч гос гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражд независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращ ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религ принадлежности; сохране-ние и развитию этнокультурного многообразия народов РФ, проживающих на территории субъекта РФ, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств; соц и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;

· разработка для представления высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;

· обеспечение исполнение бюджета субъекта РФ и подготовка отчета об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представле-ния их высшим должностным лицом субъекта РФ (ру-ководителем высшего исполнительного органа госу-дарственной власти субъекта) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

· формирование иных органов исполнительной власти субъекта РФ;

· управление и распоряж собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ, а также управляет федерал собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

 

НПАвысшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнит органа гос власти субъекта), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ имеют подзаконный характери не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения России и ее субъектов, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) и законам субъекта России.

Высшее должностное лицо субъекта РФ полномочен издавать указы (постановления) и распоряжения.

В субъектах РФ, как правило, приняты специальные законы, которые посвящены процедуре подготовки, издания, вступления в законную силу и порядку опубликования нормативных правовых актов. В таких региональных законах устанавливаются понятие нормативных правовых актов субъекта РФ, их виды, порядок (процедура) подготовки и принятия, правовой режим их действия, опубликования и вступления в юридическую силу.

В качестве примера можно рассмотреть правовые акты принимаемые (издаваемые) органами исполнит власти города Москвы (должностными лицами). В соответствии с законом данного субъекта «О правовых актах города Москвы» подзаконные правовые акты выше указанных органов по юридической силе располагаются в следующем порядке:

1) указы Мэра Москвы —правовые акты, издаваемые Мэром Москвы по вопросам нормативного харак-ра, а также по иным вопросам, предусмотренным фед-ми законами и законами города Москвы и отнесенным к его компетенции;

2) постановления Правительства Москвы —НПА, принимаемые Правительством Москвы по вопросам, отнесенным к его компетенции;

3) распоряжения Мэра Москвы —ПА, издаваемые Мэром Москвы по вопросам организационно-распорядительного (правоприменительного) характера;

4) распоряжения Правительства Москвы —ПА, принимаемые Правительством Москвы по вопросам организационно-распорядительного (пра-воприменительного) характера;

5) приказы и распоряжениязаместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы — руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы — ПА издаваемые заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы — руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы по вопросам организационно-распорядительного (правоприменительного) характера в пределах его компетенции;

6) приказы и распоряженияорганов исполнит власти города Москвы — ПА, принимаемые отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполн власти города Москвы по вопросам, связанным с реализацией полномочий, опред-ых положениями о соответств-их органах исполн власти города Москвы, и подписываемые их руководителями либо иными уполномоченными должностными лицами данных органов.

 

Правовые акты органов исполнительной власти г.Москвы могут быть как нормативного, так и правоприменительного характера.

Президент РФ может приостановить действие актов правительства (органов исполнительной власти субъекта РФ) и актов глав исполнительной власти субъектов РФ (высшего должностного лица субъекта РФ), если будет обнаружено их противоречие Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или выявлены нарушения прав и свобод человека и гражданина, причем сделать это он может до решения этого вопроса соответствующим судом.

При этом высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государствен-ной власти субъекта РФ) вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти субъекта РФ акта Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ.

 

2. Порядок принятия и исполнения актов Правительством РФ

 

Технология принятия и исполнения актов Правительством РФ регулируется следующим НПА.

—ФЗ от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

— Указ Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполн власти».

— Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ».

— Указ Президента РФ от 28.03.2011 № 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента РФ».

— Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства РФ и Положении об Аппарате Правительства РФ».

— Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

— Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 120 «О порядке проведения педагогич экспертизы проектов НПА и НПА, касающихся вопросов обучения и воспитания» и другие.

Согласно указанным нормативным правовым актам порядок принятия и исполнения актов Правительством РФ выглядит следующим образом.

1. Подготовка и внесение на рассмотрение Правительства РФ проектов актов и других документов.

В содержание данного этапа входит указанная ниже последовательность действий.

а) Подготовка проектовактов и других док министерствами и ведомствами, руководство которыми осуществляет Президент или Правительство РФ.

Проекты актов вносятся в Правительство с пояснит запиской, содержащей прогнозы социально-экономических, финансовых и иные последствий реализации предлагаемых решений, а также сведения о гос программе РФ, для реализации кот. принимаются эти решения либо к сфере реализации кот. они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ РФ.

б) Согласование проектовактов и других док-ов.

Проекты актов Правительства до их внесения в Правительство подлежат обязательному согласованию с руководителями(их заместителями) федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осущ Президент РФ или Правительство (не более чем с руководителями 3 органов), к сфере деятельности кот. в основном относятся вопросы, содержащиеся в указанных проектах.

При необходимости по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, вносящего проект, а также Председателя Правительства или заместителей Председателя Правительства проекты актов Правительства до их внесения в Правительство могут направляться в иные заинтересованные фед органы исполн властии организации, с руководителями (их заместителями) которых не требуется обязательное согласование проекта.

в) проведение педагогической экспертизы.

В соответствии со статьей 94 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» если проекты нормативных правовых актов Правительства РФ касаются вопросов обучения и воспитания, то в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися проводится педагогическая экспертиза.

г) Размещение проектов нормативных актов в сети Интернетв целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспер-тизы.

д) Проведение правовой и антикоррупционной экспертизы.

Проекты нормативных актов с приложением заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы (при их наличии), протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на правовую экспертизу и антикоррупционную экспертизу для оценки проекта акта на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений и соблюдения правил юридической техники, а также наличия либо отсутствия в нем коррупциогенных факторов направляется в Министерство юстиции РФ, которое дает соответствующее заключение.

е) Представление в Правительство РФ проектов актов и других документов.

Подготовкак рассмотрению внесенных проектов постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, осуществляется Аппаратом Правительства в 15-дневный срок, за исключением проектов актов Правительства об утверждении государственных программ РФ, подготовка которых к рассмотрению осуществляется Аппаратом Правительства в 30-дневный срок. Продление указанного срока допускается только по решению Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства — Руководителя Аппарата Правительства.

В ходе подготовки к рассмотрению внесенных проектов постановлений и распоряжений Аппарат Правительства готовит экспертное заключениена проект акта, которое должно содержать оценку соблюдения требованийРегламента, соответствияпроекта актам более высокой юридической силы и ранее принятым решениям Правительства, влиянияпредлагаемого решения на реализацию государственных программ РФ, полнотыпредставленных расчетов, обоснований и прогноза социально-эконом, финансовых и иных последствий реализации предлагаемого решения.

Проекты актов, внесенные в Правительство с отступлением от установленных его Регламентом правил, подлежат возврату в следующем порядке.

Проекты актов с соответствующими экспертными закл-ями рассматриваются заместителями Председ Правительства и представляются Заместит Председат Правительства — Руководителем Аппарата Правительства Председат Правительства на подпись или для внесения на заседание Правительства.

По результатам рассмотрения проектов актов Председат Правительства или его заместителями проекты могут быть возвращены внесшим их руководителям фед органов исполнительной власти для доработки или в связи с нецелесообразностью их принятия.

Проекты актов, внесенные с разногласиями, докладываются Председателю Правительства, заместителям Председателя Правительства с предложениями о порядке дальнейшей работы с ними.

Неурегулированные разногласия по проекту акта рассматриваются Председателем Правительства, заместителями Председат Правительства с участием фед министров, рук иных фед органов исполн власти, имеющих разногласия.

По решению Председателя Правительства неурегулированные разногласия могут быть рассмотрены на заседании Правительства.

2. Рассмотрение проектов актов и других док на заседании Правительства РФ.

На основе предложений в течение первой половины месяца, предшествующего очередному периоду планирования, Руководитель Аппарата Правительства формирует проект плана заседаний Правительства на очередной период.

Проект плана заседаний представляется Председателю Правительства. По решению Председателя Правительства проект плана может быть внесен для обсуждения на заседание Правительства.

Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Правительства.

На заседаниях Правительства решения принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения члена Правительства по решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Правит-ва. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании.

3. Оформление решений, принятых на заседа-ниях Правительства.

Решения, принятые на заседании Правит, оформляются протоколом. Данный документ готовится Аппаратом Правит-ва в течение 24 часов после окончания заседания и подписывается председательствовавшим на заседании.

Руководитель Аппарата Правит проставляет дату в подписанных Председателем Правительства актах Правительства, подтверждает их подлинность своей визой и организует их выпуск.

4. Опубликование решений, содержащихся в актах Правительства РФ.

Акты Правит РФ в течение 10 дней после дня их подписания подлежат офиц опублик в «Российской газете», Собрании законодательства РФ и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны РФ.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Правительства РФ осуществляет Аппарат Правительства РФ.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус фед органов исполн власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи днейпосле дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содер-щие сведения, составляющие гос тайну, или сведения конфиденц характера, вступают в силу со дня их подписания.

5. Исполнение решений, принятых на заседаниях Правительства.

Доведение поручений до исполнителей и контроль их исполнения обеспечиваются Аппаратом Правит-ва, как правило, в 2-дневный срок, а срочных и оперативных поручений — незамедлительно, но не позднее чем в течение 12 часов с момента их подписания.

Поручения, содержащиеся в актах Правительства, доводятся до исполнителей путем направления им копии акта.

Поручения, содержащиеся в протоколах заседаний Правительства, доводятся до исполнителей путем направления им выписки из протокола заседания.

В поручении, как правило, устанавливается срок его исполнения, а если срок исполнения поручения превышает 1 месяц, — то и сроки представления докладов о ходе его исполнения. Если в качестве срока исполнения установлен период времени, началом его считается дата подписания поручения.

В случае, если в тексте поручения вместо даты исполнения или периода времени имеется указание «срочно», поручение подлежит исполнению в 3-дневный срок. Указание «оперативно» предусматривает 10-дневный срок исполнения поручения. В других случаях, если срок исполнения не указан, поручение подлежит исполнению в срок до 1 месяца, считая от даты подписания поручения. Если последний день срока исполнения поручения приходится на нерабочий день, оно подлежит исполнению в предшествующий ему рабочий день.

При наличии обстоятельств, препятствующих исполнению в установленный срок поручений головной исполнитель не позднее чем за 5 дней до истечения половины срока представляет в Правительство обоснованные предложения по корректировке срока исполнения. Если срок исполнения поручения превышает 2 месяца, предложения по его корректировке представляются в Правительство не позднее 30 дней со дня подписания поручения. Решение о корректировке срока исполнения поручения доводится в установленном порядке до головного исполнителя в течение 3 дней со дня принятия этого решения.

Срок исполнения срочных поручений не продлевается и не корректируется.

Предложения о корректировке сроков исполнения оперативных поручений могут направляться в Правительство в течение 1 рабочего дня со дня подписания поручения.

В случае, если поручение не выполнено в установленный срок, оно признается неисполненным и остается на контроле. Обязанность по его исполнению сохраняется за исполнителем (головным исполнителем) поручения.

Исполнитель (головной исполнитель) поручения в течение 3 дней после истечения срока, данного на исполнение поручения, представляет в Правительство объяснение о состоянии исполнения поручения, причинах его неисполнения в установленный срок с указанием должностных лиц, на которых возложено исполнение поручения, и о мерах ответственности, принятых в отношении работников, виновных в неисполнении поручения.

6. Контроль исполнения решений, принятых на заседаниях Правительства.

Контроль исполнения поручений, содержащихся в актах Президента РФ и Правительства, протоколах заседаний и совещаний, проводимых в Правительстве, резолюциях Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства, организуется Аппаратом Правительства.

Особенности законотворческой деятПравительства РФ. Необходимо напомнить, что высший орган исполнительной власти РФ один из немногих субъектов, на федеральном уровне, обладающий правом законодательной инициативы.

1. Представление в Правительство проекта федерал закона.

Вместе с проектом федерального закона представляются следующие материалы:

· проект распоряжения Правительства о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу и назначении официального представителя Правительства при рассмотрении проекта фед закона палатами Федерального Собрания;

· пояснительная записка, содержащая изложение предмета законодат-го регулирования и основной идеи законопроекта;

· финансово-экономическое обоснование решений, предлагаемых к принятию проектом фед закона, содержащее, в том числе, сведения о гос программе РФ, для реализации которой разработан проект федерального закона либо к сфере реализации которой он относится, а также прогноз последствий реализации положений проекта фед закона, направленных на достижение целей указанной государственной программы РФ, или сведения об отсутствии влияния положений проекта фед закона на достижение целей государственных программ РФ;

· перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным проектом федерального закона;

· перечень нормативных правовых актов Презид РФ, Правительства и федеральных органов исполн власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным проектом федерального закона;

· заключения по антикоррупционным экспертизам, Министерства финансов (если предполагается, что акт будет оказывать влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы), Министерства экономического развития (если предполагается, что акт будет регулировать отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывать влияние на макро-экономические показатели развития страны) и иных федеральных органов исполнительной власти;

· заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

2. Предварительное рассмотрениепроекта Комиссией Правительства по законопроектной деятельности.

В состав Комиссии входят представители всех ветвей государственной власти, предпринимательского сообщества и директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Решения Комиссии принимаются о внесении проекта на заседании Правительства, как правило, общим согласием. По решению председательствующего может быть проведено голосование, в этом случае решение Комиссии принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. Голос председателя Комиссии является решающим в случае равенства голосов при принятии Комиссией решения путем голосования.

3. Рассмотрение законопроекта на заседании Правительства.

Решение о внесении Правительством законопроекта в Гос Думу принимается исключительно на заседании Правительства.

Законопроект вносится Правительством в Гос Думу с приложением всех необходимых документов, предусмотренных Регламентом Гос Думы Фед Собрания Российской Федерации РФ.

 

3. Порядок принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти.

 

· ФЗ от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

· Указ Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

· Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

· Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

· Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 877 «Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти».

· Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил под-готовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

· Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318 «О порядке проведения федеральными орга-нами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».

· Постановление Правительства РФ от 29 июля 2011 г. № 633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».

Во исполнение указанных нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти приняты акты, регламентирующие процесс принятия ими государственных решений.

Необходимо отметить, что детально урегулирован лишь порядок принятия нормативных правовых актов. Процесс принятия индивидуальных правовых актов, как правило, освещен в ведомственных документах, но ряд вопросов получили отражение и в федеральных законах. В частности, применение мер административного принуждения (ФЗ «Кодекс об административных правонарушениях») или принятие решения в связи с обращением гражданина (ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ») и т. д.

Итак, порядок принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти вы-глядит следующим образом

Подготовка НПА федеральных органов исполнительной власти.

Процесс подготовки весьма трудоемок и занимает весьма продолжительное время (более 30 дней). Его можно разбить на несколько этапов.

а) Формирование текста проекта нормативного правового акта.

Формулирование содержательной части НПА возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполн власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости — организации, привлекаемые к этой работе.

В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба федерального органа исполн власти.

Для подготовки проектов наиболее важных и сложных НПА, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполн власти, могут создаваться рабочие группы.

В процессе работы над проектом НПА должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство РФ, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов РФ, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.

При подготовке НПА проводится его правовая экспертиза, а также антикоррупционная экспертиза в порядке, установленном федеральным органом исполн власти.

По просьбе федеральных органов исполнительной власти и в соответствии с заключенными с ними договорами Министерство юстиции РФ может осуществлять правовую экспертизупроектов подготовленных ими НПА.

Одновременно с разработкой проекта НПА должны быть подготовлены предложения об изменении или признании утратившими силу соответствующ ранее изданных актов или их частей.

Подготовленный проект НПА до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органаисполн власти.

б) Независимая антикоррупционная экспертиза.

В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральный орган исполн власти — разработчик проекта в течение рабочего дня, соответствующего дню его направ-ления на рассмотрение в юридическую службу этого федерального органа исполнительной власти, разме-щает проект НПА на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Данная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Ми-нистерством юстиции РФ в качестве экспертов по про-ведению независимой антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА.

в) Согласование и оценка регулирующего воз-действия нормативного правового акта.

Перечень организаций, с которыми может потребоваться согласованиенормативного правового акта в ходе его подготовки к принятию:

— соисполнители — федеральные органы исполн власти;

— Министерство финансов РФ (если актом регул отношения в области страхового дела);

— Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (если акт устанавливает требования пожарной безопасности).

Помимо согласования от некоторых государствен-ных органов в соответствии с Постановлением Прави-тельства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утвер-ждении правил подготовки нормативных правовых



2018-07-06 678 Обсуждений (0)
Подготовка НПА федеральных органов исполнительной власти. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подготовка НПА федеральных органов исполнительной власти.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (678)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)