Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что такое административно-правовые отношения, каковы их особенности? Приведите примеры административно-правовых отношений различных видов.



2018-07-06 2054 Обсуждений (0)
Что такое административно-правовые отношения, каковы их особенности? Приведите примеры административно-правовых отношений различных видов. 4.60 из 5.00 5 оценок




Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. Им свойственны всеосновные признаки любого правового отношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результатрегулирующего воздействия на данное общественное отношениеданной правовой нормы, придающего ему юридическую форму;регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этогоотношения; корреспонденция взаимных обязанностей и прав сторонправоотношения, определяемая правовой нормой; установление ихюридической ответственности за несоответствующее требованиямправовой нормы поведение.

Особенности:

-Характер административно-правовых отношений как власте-отношений предопределяется доминирующим положением одной ихстороны — субъекта управления (управляющей стороны)

-объектом административно-правового отношения являются воля, сознание и опосредованноеими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполни-тельной власти.

-возникают непосредственно в связи с практической деятельностью исполнительныхорганов по реализации возложенных на них исполнительно-распо-рядительных функций, а также по поводу осуществления исполни-тельными органами управленческих функций.

-Между сторонами административно-правовых отношенийвозможны споры.

-ответственность одной стороны на-ступает не перед второй стороной правоотношения, а непосредственноперед государством в лице его соответствующего органа (должностноголица).

Виды:

По форме возникновения связи власть-подчинение:

а) отношения, непосредственно выражающие основную формулууправляющего воздействия («субъект — объект»), в которой отчетливопроявляется властная природа государственно-управленческой дея-тельности. Это — собственно властеотношения;

б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственногоуправляющего воздействия на тот или иной объект, но органическисвязанные с его осуществлением.Иногда названные группы административно-правовых отноше-ний характеризуются как основные и неосновные управленческие связи.

Можно выделить также внешние и внутриорганизационные админи-стративно-правовые отношения.В соответствии с данной классификацией правоотношения под-разделяются на:

а) возникающие в рамках внутренней деятельности органовуправления (решение структурных и кадровых вопросов, распределе-ние обязанностей работников управленческого аппарата, определениеих ответственности и т. п.);

б) возникающие в рамках внешней сферы управления, т. е. непо-средственно в процессе реализации функций управления примени-тельно к управляемым объектам.Различают субординационные и координационные административно-правовые отношения.Для первых характерна авторитарность (властность) юридиче-ских волеизъявлений субъекта управления. Они как раз являютсясобственно административными. Вторые — это, как правило, такиеуправленческие связи, в которых авторитарность отсутствует (на-пример, отношения между несоподчиненными исполнительнымиорганами).По юридическому характеру взаимодействия их участников. В со-ответствии с этим критерием, поглощающим в определенной мереранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальныеправоотношения.

17.+18. !!! Какие элементы входят в структуру административно-правового отношения? Раскройте содержание этих элементов на конкретных примерах.

Структура административно-правового отношения — это его внутреннее строение, расположение основных элементов и связей между ними. Она включает три элемента:

· субъекты правоотношения:

· объект правоотношения;

· содержание правоотношения.

Субъекты правоотношении — это участники правоотношения, которые наделяются субъективными правами и юридическими обязанностями. Обязательным участником административно-правового отношения является властный субъект.

Субъекты административного правоотношения делятся на две группы:
1) коллективные (государство, субъекты РФ, органы государственной власти, юридические лица, общественные и иные организации);
2) индивидуальные (граждане РФ. иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством; члены устойчивых административных коллективов — обучающиеся (школьники, студенты, аспиранты и т. п.), военнослужащие, гражданские служащие и т. п.).

Важным субъектом административных правоотношений является должностное лицо.

Объекты правоотношения — социальные явления и блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотношение, на которые направлены их субъективные права и юридические обязанности.

Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности участников административного правоотношения. Субъективное право — это обеспеченная государством мера и вид возможного, дозволенного поведения участника правоотношения. Юридическая обязанность — это обеспеченная государством мера необходимого, должного, требуемого поведения участника правоотношения.

19. Раскройте содержание административной правосубъектности применительно к административно-правовому статусу гражданина Российской Федерации.

Гражданин выступает в качестве субъекта административногоправа как участник административно-правовых отношений, имеющийправа и обязанности, закрепленные в актах административного за-конодательства. Административные права и обязанности гражданинаобразуют в своей совокупности его административно-правовой статус.

Нормы административного права, определяющие администра-тивно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обя-занности в государственной и общественной деятельности:

-Это нормыоб участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции),право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митин-ги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанностьнести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др

-Это нормы, определяющиеадминистративно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использованиесвоих способностей и имущества для предпринимательской и инойне запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34),

-нормы, определяющие адми-нистративно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности, право налитературное, художественное, научное, техническое творчество,право на изменение фамилии. Таким образом, гражданин РоссийскойФедерации приобретает дополнительные к статусу личности праваи обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Административно-правовой статус гражданина определяется со-держанием его административной правосубъектности, включающейв себя административную правоспособность и дееспособность.Гражданин, чтобы стать участником административно-правовыхотношений, должен обладать административной правоспособностью,т. е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнятьюридические обязанности, установленные административно-право-вой нормой. Административная правоспособность возникает у граж-дан с момента рождения и прекращается со смертью. Она не можетбыть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частичноили временно ограничена в случаях, предусмотренных законодатель-ством. Например, Кодексом об административных правонарушенияхпредусмотрена возможность временного лишения гражданина правауправления транспортным средством за нарушения Правил дорож-ного движения.Административная дееспособность — способность гражданинасвоими действиями приобретать административные права и выпол-нять возложенные на него административным законодательствомобязанности. Административная дееспособность частично наступаетс 14 лет с момента получения паспорта. С 16 лет гражданин может бытьпривлечен к административной ответственности. Полной админи-стративной дееспособностью гражданин обладает с 18 лет.

Административная деликтоспособность - это способность нести административную ответственность. Административная деликтоспособность не должна смешиваться с административной дееспособностью, поскольку в данном случае имеет место не исполнение обязанности или воздержание от нарушения запрета, а претерпевание негативных последствий ранее совершенного противоправного поведения.

Административная деликтоспособность граждан имеет четкие критерии, определенные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Таких критериев всего два: возраст и вменяемость. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Назовите структурные элементы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации. Приведите примеры прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления. Укажите нормативные источники, в которых они закреплены.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управле-ния можно объединить в три блока.

Первый охватывает права и обязанности граждан, необходимые имдля участия в управлении делами государства как непосредственно,так и через своих представителей, а также посредством равного доступак государственной службе (ст. 32 Конституции РФ).

Второй блок прав и обязанностей граждан отличается тем, что дляих реализации необходима активная деятельность и как минимум —содействие органов исполнительной власти, должностных лиц органовгосударственного управления. В самом деле, без поддержки, помощии соответствующей реакции органов государственного управленияграждане не в состоянии реализовать свое право на проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий (ст. 31Конституции РФ).

Третий блок прав и обязанностей граждан в сфере государ-ственного управления связан с их участием в деятельности органовисполнительной власти, например, в качестве членов научно-тех-нических, экспертно-консультативных, координационных советов,межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов,инструкторов, экспертов и т. п., в составе членов организаций, дей-ствующих целиком на общественных началах, — например добро-вольных народных дружин.



2018-07-06 2054 Обсуждений (0)
Что такое административно-правовые отношения, каковы их особенности? Приведите примеры административно-правовых отношений различных видов. 4.60 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Что такое административно-правовые отношения, каковы их особенности? Приведите примеры административно-правовых отношений различных видов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2054)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)