Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технология проектирования заданий для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса при изучении пейзажной лирики 19 века



2018-06-29 688 Обсуждений (0)
Технология проектирования заданий для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса при изучении пейзажной лирики 19 века 0.00 из 5.00 0 оценок




Сборник заданий к лирическим произведениям о природе, способствующих формированию навыков выразительного чтения у учащихся 2 класса на уроках литературного чтения

050709 Преподавание в начальных классах

 

 

Исполнитель:

Непомилуева Т.С.,

студентка 51 а группы

Руководитель:

Виноградова К.Я.,

преподаватель филологических дисциплин

 

Камышлов, 2012

Оглавление

Пояснительная записка…………………………………………………………...3

Технология проектирования заданий, направленных на формирование навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса при изучении пейзажной лирики XIX века…………………………………………………….…………18

Задания для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса при изучении пейзажной лирики XIX века…………………………...31

Педагогические условия реализации заданий к лирическим произведениям поэтов XIX века, направленных на формирование навыка выразительного чтения……………………………………………………………...……………..43

Список литературы………………………………………………………………48

 

 

Пояснительная записка

Выразительно прочитать стихотворение или отрывок из прозы – трудно это или легко для школьника? Некоторые учителя, а за ними и учащиеся считают выразительное чтение делом легким, настолько легким, что помогать ученикам, учить их не надо, сами справятся. Но есть и другое мнение: выразительно читать может только талантливый, все же остальные, как ни учи, будут в лучшем случае, читая, соблюдать знаки препинания.

Ни с тем, ни с другим мнением нельзя согласиться. Творческая деятельность, а выразительно чтение – один из видов творческой деятельности в области искусства, доступна и необходима всем детям, подросткам и юношам. Как всякая творческая деятельность она может быть более или менее яркой. Но во всех случаях она должна быть направлена учителем, а умения, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности, должны воспитываться и развиваться в процессе специальных занятий. [25, c. 48]

Значение выразительного чтения в жизни человека очень важно, потому что выразительное чтение это единственный вид художественного чтения в условиях школы. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее, а звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем прочитанное. [22, c. 77]

В произведениях художественной литературы отражается жизнь во всем ее богатстве и разнообразии. Раскрывая мир, писатель помогает читателю увидеть прекрасное или отталкивающее, достойное подражания или порицания. Оказывая влияние на чувства, глубоко волнуя читателя, художественное произведение доставляет ему эстетическое наслаждение, способствует пониманию и осмыслению окружающей действительности, формирует мировоззрение. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.

Выработка навыка выразительного чтения у детей способствует формированию правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает их речь ярче и образнее. В результате формирования навыка выразительного чтения у детей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения.

Являясь эффективным и доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, формирования умений творческой работы, выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения, превращая этот процесс в сопереживание. Развитие навыка выразительного чтения в конечном итоге - результат более качественной социализации учащихся. [2, c. 187]

Таким образом, выразительность чтения – это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся.

Специальные обследования детей, проведенные в разные годы Т.Завадской, Л. Горбушиной, З. Агейкиной, М. Омороковой, свидетельствует о том, что от 30 до 40 % учащихся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, неумении общаться со слушателями, почти полном отсутствии мимики. Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большое количество ошибок падает на определение логических центров.

Техническое несовершенство в использовании интонации является внешним показателем отсутствия более глубинных процессов, которые связаны с проникновением в смысл произведения. Если ребенок усвоил фактическое содержание текста, разобрался в его фабуле, но не понял, с какой целью совершаются события, какими мотивами вызваны те или иные поступки и эмоциональное состояние героя, то есть не вник в подтекст и, следовательно, не сделал личного умозаключения по поводу описанного, прочесть выразительно текст он не сможет.[24, с. 43]

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования выдвигает следующее предметное требование к результату усвоения дисциплины литературное чтение: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности …овладение техникой чтения вслух и про себя. [31, с . 13]

В школьной программе по литературному чтению отводится особое место изучению лирических произведений. Изучение лирики с раннего детства играет большую роль в становлении личности. Через стихотворные строки предается красота природы, правильное восприятие которой очень важно для детей именно в начальной школе. Без знания этих произведений невозможно представить культуру младшего школьника, его нравственно-эстетическое развитие. Лирические произведения являются также одним из самых простых материалов при формировании навыков выразительного чтения.[21, c. 67]

В связи с этим нами была выбрана тема: сборник заданий к лирическим произведениям о природе, способствующих формированию навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса на уроках литературного чтения.

Цель: обосновать действенность сборника заданий к лирическим произведениям о природе поэтов XIX века, как средства формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2класса.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи.

1. Подбор и обоснование диагностического инструментария, который позволяет выявить уровень сформированности навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса при изучении лирических произведений поэтов XIX века на уроках литературного чтения.

2. Проведение диагностики по выявлению уровня сформированности у учащихся 2 класса навыка выразительного чтения при изучении лирических произведений поэтов XIX века на уроках литературного чтения.

3. Отбор содержания и последовательности проведения заданий, способствующих формированию навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса при изучении лирических произведений поэтов XIX века на уроках литературного чтения и реализация заданий.

4. Проведение повторной диагностики по выявлению уровня сформированности навыка выразительного чтения, на основе сопоставления анализа результатов двух контрольных диагностических замеров сделать вывод о действенности заданий способствующих формированию навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса при изучении лирических произведений поэтов XIX века на уроках литературного чтения.

Был определен объект исследования – процесс формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса на уроках литературного чтения при изучении лирических произведений о природе поэтов XIX века.

Проблема - поиск средств формирования навыка выразительного чтения в процессе обучения детей литературному чтению. Эта проблема была определена на основании следующих противоречий:

· С одной стороны, умение выразительно читать востребовано и обществом и личностью, а с другой стороны, результат школьного обучения показывает, что формирование навыка выразительного чтения находится на не достаточном уровне, о чем свидетельствуют исследования Т.Завадской, Л. Горбушиной, З. Агейкиной, М. Омороковой.

· С одной стороны, в методической науке вопрос о теории формирования выразительного чтения разработан достаточно, но с другой стороны, практически отсутствует технологическая разработка процесса формирования навыка выразительного чтения.

Результатом нашей работы мы видим формирование у младших школьников навыков выразительного чтения на уроках литературного чтения. Для достижения этой цели нами будут разработаны задания к лирическим стихотворениям поэтов XIX века.

Что же понимается в науке под выразительным чтением? Что значит «выразительно прочитать произведение»?

Выразительное чтение - искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин "Выразительное чтение" получил распространение в середине XIX в. и наравне с терминами "декламация" и "художественное чтение" обозначал искусство художественного слова и предмет обучения этому искусству детей.[20, c. 24]

Выразительное чтение – одна из сторон навыка чтения. Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы. Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. [19, с. 27].

Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала.

Выразительное чтение дает возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.

Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.

Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению учащихся начальных классов. Мы называем выразительным такое громкое чтение, в процессе которого читающий, с достаточной ясностью, выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение.

Выразительная речь – устная произносимая речь, соответствующая содержанию высказывания или читаемого текста. Средство выразительности звучащей речи – интонация. При поступлении в школу дети уже владеют родным языком, имеют определенный запас слов, употребляют их в разговоре, в понятных для окружающих сочетаниях, умеют ответить на вопросы и так далее. Вместе с усвоением языка дети усваивают обычные в обиходе интонации, хотя пока все эти элементы не вычленяются ими и не осознаются, так как усвоены по подражанию, имитационным путем.

Выразительное чтение – воплощение литературно-художественного произведения в звучащей речи. Выразительно прочитать произведение – значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация. [2, с. 4]

Выразительно прочитать текст - это значит, - как справедливо пишет Л.А. Горбушина, - найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация». [18, c. 45]

Выразительное чтение углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.[12, с. 4] Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести до слушателя читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках чтения, в частности работа по анализу читаемых текстов и подготовке к выразительному чтению. [11, с. 119]

Проанализировав эти понятия, можно выделить следующие признаки выразительного чтения:

1) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп;

2) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

3) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужную эмоциональную окраску;

4) умение раскрывать характерные особенности образов, картин, изображенных в нем;

5) умение показывать отношение автора к событиям, к поступкам героев.

Программа начальных классов требует от учащихся элементарных средств выразительности: соблюдение пауз, логического ударения, верной интонационной окраски. К этому надо добавить, что основой выразительного чтения детей является стремление наиболее ясно выразить свое понимание прочитанного. [13, c. 76]

К чтению учителя и школьника нельзя предъявлять те же требования, что к художественному чтению артиста, владеющего, кроме специально оставленного голоса, и другими средствами выразительности, имеющего возможность длительности организованной подготовки к чтению. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований, предложенных Л.А. Горбушиной [21, c. 77]:

1. Соблюдение знаков препинания. Этот элементарный навык особенно важен для учащихся 1-2 классов.

Дети, еще читая букварь, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом надо воспитать в них навык связать определенный знак интонации с содержанием предложения. Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит тот или иной знак: ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.

Постепенно учащиеся усваивают типичные интонации и при других знаках препинания: запятая при однородных сказуемых, тире в бессоюзном предложении, двоеточие перед перечислением и так далее. В третьем классе учащиеся узнают о том, какие знаки препинания не требуют пауз и изменения тона. Так, не делается остановки перед обращением, стоящим в конце предложения, не выделяются пауза или одиночные вводные слова и одиночные деепричастия.

2. Целесообразное использование логических и психологических пауз.

Они не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения. Логические паузы делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед словом или после его. Пауза после слова привлекает внимание слушателя к этому слову. Использование паузы также повышает значение распространенных членов предложения, помогая схватить смысл всего словосочетания.

Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию. Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульминационной части сказки или рассказа, а также помнить о характере небольших пауз в конце стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания и смысла слов следующей строки. Эти паузы подчеркивают ритмический рисунок стиха. Соблюдение их не допускает понижения голоса в конце строки, при котором получается глубокое «рубленое» чтение. Интонация в стихотворении распределяется по предложению, а не по строке и паузы между стихами не должна ее искажать.

3. Владение средствами смыслового выделения главного во фразе – логическим ударением.

В предложении или в сложном словосочетании одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением. Неправильно считать, что ударение всегда выражается относительно большей громкостью и повышением тона. Часто ударность достигается, наоборот, понижением голоса, причем усилением выдыхания проявляется в замедленном произношении слова.

Выразительность чтения очень повышается благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов и правильному выдыханию при их произношении. Недопустимо резкое усиление на слове, ускорение, отсутствие паузы при нем, - это ведет к выкрикиванию, нарушается благозвучие речи. Рекомендуется выделять ударением имена существительные, перечисляемые однородные члены, повторяющиеся слова. Если глагол стоит в конце предложения, то обычно на него падает ударение. Ударение часто бывает на качественном наречии, стоящем перед глаголом. При сопоставлении действий или качеств оба сопоставляемые слова несут на себе логическое ударение.

Одиночное прилагательное, как и местоимение, обычно не выделяется ударением. На него иногда распространяется усиление голоса, которое делается для существительного. Если же прилагательное стоит после существительного, оно чаще всего несет в себе основной смысл предложения и подчеркивается паузами и усилением голоса. Яркие, выразительные средства (метафоры, сравнения, звуковые повторы) оттеняются в эстетических целях, чтобы подчеркнуть красоту или эмоциональное содержание художественного образа.

4. Умение выбирать соответствующий темп и ритм чтения.

Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие его тему устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное, и излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.

Изменение темпа является хорошим приемом характерной окраски речи при чтении диалога.

Верный ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или напевность, плавность) зависит от размера, которым написано стихотворение, от чередования в нем ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом отдельном случае идти прежде всего от содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется. [12, c. 32]

Обучение выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения младших школьников. Умение выразительно говорить и читать формируется на протяжении всех четырех лет начального обучения. Исходным моментом обучения выразительности речи и чтения является живая, разговорная речь. Развивая звуковую сторону устной речи детей, мы тем самым совершенствуем выразительность их чтения и наоборот. Разница заключается в том, что в речи отражается замысел, намерение говорящего и конструируется собственное высказывание, а при чтении передается «чужой» текст, составленный автором (писателем, поэтом), и прежде чем прочитать произведение выразительно, надо предварительно изучить его, понять содержание (идею и замысел писателя) и только после этого преподнести слушателю так, чтобы он дошел до слушателя и эстетически воздействовал на него.

Обучение выразительности речи и чтения продолжается и в средней школе, где выразительное чтение рассматривается как искусство художественного чтения в условиях школы, как один из путей повышения культуры устной речи и наглядного обучения литературе, поскольку оно ведет к углублению образного анализа художественного произведения и раскрывает мастерство писателя. В действующей программе средних и старших классов школы требуется, чтобы на каждом связном тексте учащиеся упражнялись в выразительном чтении, чтобы ни один текст на уроке не был прочитан монотонно, невыразительно. Это обязывает учителя начальных классов соответственно подготовить младших школьников к предстоящей работе по выразительному чтению и тем самым обеспечить преемственность при обучении детей в последующих классах.[11, c. 6]

Таким образом, все эти требования, предложенные Л.А.Горбушиной, очень важны в обучении выразительному чтению в начальных классах.

Формирование навыка выразительного чтения мы планируем осуществлять через изучение лирических произведений поэтов XIX века. Для того чтобы сформировать навык выразительного чтения, необходимо не только осознавать техническую сторону выразительного чтения, но и важно проникать в смысл лирического произведения.

Лирическая поэзия XIX века имеет очень глубокий, совершенный, гибкий, музыкальный язык. Она охватывает различные темы, в том числе те, которые ранее не раскрывались. Всех поэтов этой эпохи делят на 3 группы, в зависимости от поднимаемых в их произведениях тем.

1. К первой группе относят поэзию романтизма, философии, общечеловеческой направленности, в стихотворениях поднимается тема восхищения природой, стремления к ее познанию. Поэтами, писавшими в этом стиле, являются Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. [28, c. 29]

Творчество Ф.И. Тютчева наполнено глубоким философским содержанием. Его возвышенные лирические раздумья всегда тесно связаны с реальной жизнью, выражают ее общий пафос, главные ее коллизии. Человек видится поэту не только во всей широте дарований и стремлений, но и в трагической невозможности их осуществления. [3, c. 25]

Тютчев беспредельно свободен в своем поэтическом языке и образности: он легко и гармонично сближает слова разного лексического ряда; метафора объединяет у него далекие друг от друга явления в цельные и яркие картины.

Главное в лирике Тютчева – страстный порыв человеческой души и сознания к освоению бесконечного мира. Юной, развивающейся душе такой порыв особенно созвучен.

Тютчевская лирика была до предела насыщена тревожной любовью к жизни. Единственной истиной, вечно обновляющейся, бессмертной, представлялась Тютчеву природа. Сила эмоционального впечатления, производимого стихами Тютчева о природе, связана с тем, что искусство поэта имело свои «корни в земле», в чувственно воспринимаемой действительности.

Поэта отличали чуткость к родному языку, способность глубоко и точно передавать в своих стихах тончайшие оттенки мыслей и чувств.[4, c. 59]

Произведений Ф.И. Тютчева для младшего школьника имеют нравственно-эстетическую ценность, которая состоит в том, что при чтении его стихотворений у ребёнка возникает чувство соединенности с природой. Это свойство его произведений воспитывает в юных читателях такие нравственные качества, как любовь, уважение и бережное отношение к родной природе. В лирике Тютчева природа изображается чистой, естественной, не тронутой. Это позволяет его стихотворениям формировать в школьниках художественный, эстетически правильный вкус.

Поэтический поиск А.А. Фета характерен слиянием полярных начал: романтического и реалистического. Особенно ощутимо это в его пейзажной лирике. Уже среди ранних произведений – стихи, посвященные красоте природы, смены времени года.

Фету свойственны чувство слитности с природой, антропоморфизация ее. Может быть, поэтому многие его стихотворения вошли в число любимых детьми, хотя поэт предназначал их для взрослых. Его описания конкретны, детализированы. Каждая птица, каждое дерево, каждое насекомое показаны в своей неповторимости: коростель «вполголоса скрипит», «краснеют по краям кленовые листы», «резко – сух снотворный и трескучий кузнечиков неугомонный звон». [4, c. 45]

Лирика Афанасия Афанасьевича Фета позволяет представить красоту природы через описание пейзажей. Стихотворениям Фета свойственно чувство слитности с природой, это позволяет детям становится ближе к природе, понимать суть явлений и влюбляться в пейзажи. Посредством этих качеств его произведений решается нравственная проблема современности – у читателя формируется правильное отношение к родной природе. В произведениях Фета преобладают детализированные, конкретизированные, живые описания явлений и героев. На основе этого у учащихся развивается художественное восприятие.

2. Ко второй группе относят поэзию античности, эллинской простоты и естественности. К таким авторам относится А.Н. Майков.

В стихотворениях Майкова пейзаж часто связан с картинами деревенской жизни, особенно осенней, и все тоже выглядит ярким и праздничным.

Влечение поэта к идиллии и эстетизированным картинам выразилось и в том, что он осуществил вольный перевод нескольких новогреческих песен. По словам самого Майкова, он стремился передать «поэзию этих песен, открывающую светлые архипелажные горизонты, поражающие красотой древней греческой антологии, представляющую чудную смесь древнеязыческих и христианских элементов, между которыми нередко дает себя чувствовать и элемент славянский». [3, c. 58]

В стихотворениях Аполлона Николаевича Майкова природа полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру, позволяет ему воспринимать природу как наивысшую ценность. Таким образом, воспитывается нравственное качество – бережливое отношение к родной природе и эстетическое качество – формирование художественного вкуса.

3. В третьей группе относят поэтов поднимающих в своих стихотворениях тему гражданственности, социальную проблематику, в этих стихотворениях преимущественно описывается судьба русского народа. К таким авторам относят: И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, И.З. Сурикова.

Детство для Плещеева – лучшая пора жизни, пора чистых радостей, дружбы, светлых надежд, когда кажется, что все на свете должно служить ребенку. Однако для Плещеева время детства полно и первых тревог, первых ударов судьбы. Поэт выводит ребенка в огромный мир, дает ему понять и почувствовать, что в жизни есть свой драматизм, рядом с радостью существует горе, солнце может смениться ненастьем.

Плещееву в высшей степени присуще умение отразить в своих стихах детскую психологию, передать отношение ребенка к окружающей действительности. В стихах поэта, как и в фольклорных произведениях, много уменьшительных суффиксов, повторов. Часто встречается у него прямая речь, в которой звучат детские интонации. [28, c. 126]

Стихотворения А.Н. Плещеева позволяют детям понять, чем хорошо детство, что им необходимо наслаждаться. С другой стороны, автор рассказывает о том, что в жизни могут происходить несчастья, с которыми порой ребенок вынужден справляться сам, т.е. такое нравственное качество, как верное отношение к себе, постановка перед собой целей. Также в стихотворениях Плещеева, как и в стихотворениях предыдущих авторов, описывается красота природы, т.е. эстетическое качество – формирование правильного художественного вкуса.

И.З. Суриков хорошо знал жизнь крестьянского ребенка и, продолжая традиции Некрасова, стремился изобразить ее во всей полноте, с разных сторон. Раннее сиротство, утрата привилегий детства, непосильный труд – на этих мотивах часто строились сюжеты его стихотворений.

Маленький герой Сурикова выступает в ореоле самых высоких нравственных представлений: он уже готов и способен не только разделить горе отца, потерявшего хозяйку дома, но и вообще снять с его непосильные заботы. [3, c. 48]

В своих стихотворениях И.З. Суриков старается передать всю сложность жизни крестьянского ребенка. Это воспитывает в читателях такие нравственные качества, как любовь к жизни, уважение к другим людям и их труду.

И.С. Никитин в первую очередь обращался к жизни народа, черпал в ней темы и образы, считал ее основным источником поэзии. Стихи его не едко звучат с былинным размахом, торжественно и плавно.

Широкая песенная стихия соединяется в поэзии Никитина в мыслях о судьбах народа, о его природном оптимизме и жизнестойкости. Пейзажная лирика поэта также служит для выражения этих чувств и мыслей. [4, c. 69]

Стихотворения И.С. Никитина позволяют рассказать детям о силе и мужестве человека, о сложности жизни крестьянского народ, о необходимости сохранять веру в светлое будущее. Данная тема пейзажной лирики развивает в читателях чувство любви к труду, целенаправленность – нравственные качества.

На основе изучения пейзажной лирики поэтов XIX века, нами был сделан вывод о том, что целесообразнее всего формировать навык литературного чтения при изучении именно этих произведений, так как простота их восприятия позволяет сформировать как техническую так и смысловую сторону выразительного чтения.

Для реализации цели проекта необходимо рассмотреть технологию проектирования.


 

Технология проектирования заданий для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса при изучении пейзажной лирики 19 века

Программа образовательной деятельности учащегося - это результат совместной проектировочной работы педагогов, детей и их родителей.

Педагогическое проектирование является функцией каждого педагога и может рассматриваться на разных уровнях, в разных масштабах и аспектах.

Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование — это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.

В настоящее время в педагогической литературе и в высказываниях педагогов-практиков термин «проектирование» употребляется довольно часто. Оно связывается с разработкой конкретных уроков, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных предметов и др. [5, с. 205].

В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как:

· практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;

· В.С. Безрукова под термином педагогическое проектирование - понимает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов [6, с. 238].

· новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына); [23, с. 14].

· прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек);

· способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н. А. Масюкова);

· процесс создания и реализации педагогического проекта;

· специфический способ развития личности;

· технология обучения.

Центральным понятием, необходимым для анализа различных сторон педагогического проектирования, является проект. На философском уровне проект рассматривается как итог духовно-преобразовательной деятельности (М. С. Каган). На деятельностном — как цель и результат проектирования. В самом общем плане проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В. Н. Бурков, Д. А. Новиков). Это также цель и результат проектной деятельности. Материалом для «изготовления» проектов служат знаковые формы: теории, модели, понятия, формулы, алгоритмы, парадигмы. В качестве инструментальной системы проектирования в различных областях выступает теория деятельности.[18, с. 3]

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педаго­гической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют боль­шие разночтения.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических ус­тановок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организа­ционно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Ли­хачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения плани­руемых результатов обучения (И.П.Волков).

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидакти­ческой системы (М.Чошанов).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, приме­нения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставя­щий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и ме­тодологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин). [5, c. 446]

Для плодотворного проектирования определены общие принципы педагогического проектирования[9, c. 4]

Принцип человеческих приоритетов, ориентирующий на человека - участника подсистем, процессов или ситуаций. Этот приоритет означает гуманистический и природосообразный характер обучения. Необходимо подчинять проектируемые педагогические системы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям воспитанников. Нельзя навязывать воспитанникам свои проекты, свои конструкции. Если воспитанник против проекта, то следует отступить. Необходимо оставлять возможность воспитанникам и себе импровизировать, поэтому нельзя проектировать жестко. При проектировании преподаватель должен поставить себя на место человека – воспитанника, проследить его чувства, желания, прогнозировать его поведение и только исходя из этого проектировать систему, процесс или ситуацию. В нашем проекте этот принцип реализуется через доступность возрасту учащихся заданий.

Принцип саморазвития. При проектировании образовательной деятельности ученика невозможно предусмотреть все многообразие жизненных ситуаций, поэтому создаваемые проекты должны быть гибкими, динамичными, пригодными по ходу их реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Жестко построенный проект почти всегда ведет к насилию над участниками педагогического процесса.

Реализуя данный принцип, следует учитывать следующее:

- каждый учащийся имеет особенности развития и саморазвития, которые должны найти отражение при проектировании;

- жизнь и деятельность ребенка разнообразны, непредсказуемо появление и влияние ряда факторов на развитие ученика, поэтому все в проекте предусмотреть невозможно и не следует к этому стремиться;

- разрабатываемый проект должен быть таким, чтобы отдельные его компоненты легко заменялись, корректировались;

- необходимо предусматривать возможность многократного использования проекта, приспосабливая его к изменившимся условиям;

- целесообразно иметь вариативную часть проекта или создавать несколько вариантов проектов.

Этот принцип реализуется нами в том, что задания имеют разный уровень сложности, могут варьироваться в соответствии с особенностями стихотворения и индивидуальными особенностями учащихся.

Принцип прогнозирования. Каждый участник образовательного процесса, и в первую очередь педагог, должен предвидеть результаты деятельности, которые выражаются в изменениях ученика в его отношениях с окружающим миром. Прогноз, как правило, базируется на анализе данных, которые получены в ходе диагностики его обучаемости, обученности, подготовленности, воспитанности, социализированности, а также материалов текущего наблюдения за поведением, деятельностью, отношениями ученика в процессе учебной и внеучебной деятельности. В нашем проекте этот п



2018-06-29 688 Обсуждений (0)
Технология проектирования заданий для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса при изучении пейзажной лирики 19 века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технология проектирования заданий для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса при изучении пейзажной лирики 19 века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (688)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)