Родная природа в стихотворениях русских поэтов (на примере стихотворений Я. П. Полонского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Никитина)
После Пушкина и Лермонтова русская поэзия словно замерла. Поле поэзии опустело, она переживала кризис. Всем казалось, что господствуют мелкие дарования, подражатели. Журналы перестали печатать стихи, интерес к ним падал. Начавшийся общественный подъем требовал от поэтов участия в поисках новых возможностей слова для выражений сложных переживаний человека. И вскоре поэзия вновь обрела себя. Наступила пора торжества реализма. Не угасает и народное начало в русской поэзии. Родная природа всегда была неисчерпаемым, бесконечным источником вдохновения поэтов. Даже самый неяркий, спокойный русский пейзаж может преображаться, каждый автор всякий раз покажет его по-новому, волнуя и удивляя нас. В стихотворении «Посмотри — какая мгла» Якова Петровича Полонского завораживает ночной пейзаж. Густая темнота ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак». Ее оттеняет тусклый блеск озера, окруженный сонными ракитами. Волшебство картины подчеркивается «прозрачной дымкой», которую ночь опустила на долины. Стихотворение делится на две части. В первой части — общий план, картина спящей природы. Во второй части на первый план выходит олицетворенный месяц, который «без приюта в небе ходит». От него исходят холод и одиночество, мы чувствуем бесприютность этого «бледного месяца». На фоне ночной мглы он особенно выделяется. «В тесном сонме сизых туч» — то есть освещенные месяцем тучи тесно окружают его. Сквозь эти тучи сквозит, проникает «фосфорический», бледный, холодный луч. Создается настроение возвышенное и тоскливое одновременно. Этому способствует аллитерация на глухие согласные: «с», «т», «ч», «х», «ф». Эпитеты «прозрачная», «сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический» создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные, мистические тона. Стихотворение Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» «громкое», звукопись создают раскатистые твердые и мягкие «р», благодаря которым мы слышим раскаты грома: «ра», «уры», «ру», «яр», «ро»: «По горам две хмурых тучи / Знойным вечером блуждали...» В отличие от первого стихотворения, данный пейзаж динамичен — это впечатление создают глаголы движения: «блуждали», «сползали», «сошлись», «не уступили», «огласили», «грянул», «засмеялось», «улеглись и обомлели» — так постепенно нарастает и успокаивается действие. Пейзаж освещается «яркой молнии ударом», разрывающим ночную тьму, он контрастен: горы, скалы, тучи, «знойный вечер», «дебри влажные». Картина живая благодаря олицетворению: «эхо резко засмеялось» в ответ на раскаты грома. Резким, громким звукам противопоставлен тягучий, приглушенный ответ: «А скала таким протяжным стоном жалобно сказалась, так вздохнула...». В стихотворении Федора Ивановича Тютчева «Неохотно и несмело...» изображается постепенное приближение грозы, приготовления к ней природы: «принахмурилась земля». Настроение усиливается глаголами с двумя приставками: «неохотно», «принахмурилась», «исподлобья». Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две следующие строфы — саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение природы, освеженной грозой. Эпитеты создают цветовые образы: «зеленеющие нивы / Зеленее под грозой», «синей молнии.струя», «пламень белый и летучий» настроение: «раскаты громовые / Все сердитей и смелей». Динамизм, стремительность действию придает сравнение: «Вихрем пыль летит с полей ». Смена настроения человека передана сменой картин природы: от неуверенности к ожиданию, затем от смятения до радости обновления, которая и определяет настроение стихотворения. Мы улыбаемся вместе с солнцем, затопляющим землю: «И в сиянье потонула / Вся смятенная земля». В стихотворении Афанасия Афанасьевича Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...» большую роль играет олицетворение. Образ ели, которая «рукавом... тропинку завесила», словно преграждает путь лирическому герою, противодействует человеку. Главными в этом стихотворении являются чувства лирического героя: «Шумно, и жутко, и грустно, и весело, / Я ничего не пойму». Образы леса несут тревогу: «Кругом все гудет и колышется». Неуютность и безлюдность леса оживляется неожиданным далеким звуком «тонко взывающего рога» — охотничьего рожка, «глашатая медного». Живой звук разрывает безжизненное гудение леса, радует, наполняет надеждой: «Мертвые что мне листы! / Кажется, издали странника бедного / Нежно приветствуешь ты». Стиль Ивана Саввича Никитина близок к фольклорному, народному. Об этом говорят простая лексика, традиционные сравнения в стихотворении «Встреча зимы»: снежок, «что белый пушок», «снег лежит полотном», «как алмазы горят», и ясные образы: «Смотрит весело лес / Из-под черных кудрей». Стихотворение заканчивается приглашением зимы: «Здравствуй, гостья-зима! / Просим милости к нам...» Встреча зимы была в Покров, когда обычно выпадал первый снег, укрывал землю для отдыха, все радовались окончанию земледельческих работ, игрались свадьбы, люди ждали зиму как желанную гостью. Читая это стихотворение, мы чувствуем единение, гармонию с природой — праздничной, красивой, радостной, родной. Настроения, мироощущения, чувства человека русские поэты передают через описание родной природы. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, и это ясно видно на примере стихотворений Я. П. Полонского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и И. С. Никитина.
Тест. Одним толчком согнать ладью Тоскливый сон прервать единым Шепнуть о том, пред чем язык В8 В стихотворении сопоставлены реальный мир, для которого характерны такие образы, как “тоскливый сон”, “бой бестрепетных сердец”, “язык немеет”, и чудесный мир поэтического творчества, которым владеет только “избранный певец”. Для какого литературного направления характерно такое противопоставление реального и воображаемого миров? В9 В первой и третьей строках стихотворения можно заметить сходное синтаксическое построение предложений, создающее единый поэтический образ (“Одним толчком согнать ладью живую...” и “Одной волной подняться в жизнь иную…”). Как называется такое сходное расположение элементов речи? В10 В стихотворении многократно нарушается прямой порядок слов (“ладью живую”, “жизнь иную”, “певец лишь избранный” и др.), что придаёт поэтической речи особую выразительность. Как называется такая стилистическая фигура? В11 Выпишите из первой строфы три слова-образа (в именительном падеже), которые созвучны стихотворению М.Ю. Лермонтова «Парус». В12 В строке “Чужое вмиг почувствовать своим…” говорится о способности поэта передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Какому литературному роду свойственна эта черта?
С3 В чём размышления А.А. Фета о поэтическом даре созвучны характерной для его лирики философии красоты? С4 Чем стихотворение А.А. Фета обогащает вечную для русской лирики тему поэта и поэзии? Ответы к заданиям В8 — В12
Мотив «невыразимого» в русской литературе
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1003)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |