БАНЯ день 4-й ТЕОРИЯ.
ЭКОНОМИКА часть 2
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени под ответственность своего имущества, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.
Условия развития предпринимательства:
- относительная обособленность и экономическая свобода предпринимателей
- наличие рыночного пространства (разнообразные формы собственности, рыночная инфраструктура, доступность информации о состоянии рынка, интегрированность в мировую экономику и т.д.)
- развитые товаро-денежные отношения в обществе
- становление и развитие предпринимательского духа в обществе(желание идти на риск, умение создавать новые возможности путём введения новшеств и в технологию, и в организацию, быть готовым к любым возможностям, предоставляемым рынком)
Основные принципы предпринимательской деятельности:
- свобода предпринимательской деятельности;
- инициативная и самостоятельная деятельность;
- получение прибыли как главная цель;
- законность;
- свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
- государственное регулирование:
а) прямое регулирование– регистрация, лицензирование, сертификация товаров;
б) косвенное регулирование – предоставление льготных кредитов, льгот по налогообложению.
Пути развития предпринимательства (производства):
А. интенсивный – совершенствование технологий производства, качества продукции, внедрение новых материалов и тд. (вкладывание денег в модернизацию )
Б. экстенсивный – выпуск большего количества продукции (вкладывание денег в объём производимой продукции)
Бизнес – совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности.
Функции:
- ресурсная – соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое;
- организационная – использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода;
- творческая – использование новаторства в деятельности.
Виды предпринимательства:
- производственное – производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей;
- коммерческое – операции и сделки по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции;
- финансовое – разновидность № 2 – объект купли – продажи – деньги, валюта, ценные бумаги;
- посредническое – деятельность, соединяющая заинтересованные во взаимной сделке стороны;
- страховое – особая форма № 3 – предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая.
Формы предпринимательства:
По количеству участников:
- малый бизнес (до 50 человек):
- франчайзинг – система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определённой территории и в определённой форме;
- венчурная фирма – коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения.
- средний бизнес (до 500 человек) – непрочен из-за конкуренции, или перестает в крупный, или перестаёт существовать. Исключение – монополисты;
- крупный (до нескольких тысяч человек) – прочный, производит дешёвую и массовую продукцию;
Организационно-правовые формы:
- индивидуальное (частное) предприятие – владельцем является один человек (семья), несёт неограниченную имущественную ответственность, у него невелик капитал, имеет право собственности на средства производства; использование личного труда производителя, право распоряжаться доходом от хозяйственной деятельности;
- товарищество (партнёрство) – владеют 2 и более человек, принимают совместные решения и несут личную имущественную ответственность за ведение дела;
- кооператив – похож на партнёрство, но имеет большее число пайщиков;
- корпорация (акционерное общество - АО) – право на собственность разделено на части по акциям (право на часть дохода, равную сумме стоимости приобретённых акций), право на участие в делах предприятия, право владельцев на часть дохода, сохраняющееся и после увольнения.
- ОАО – выпускает акции, которые можно покупать и продавать без каких-либо ограничений.
- ЗАО – акции размещаются в закрытом порядке по предварительной подписке среди заранее выбранных владельцев акций.
Акция – ценная бумага, свидетельствующая о праве на долю собственности в капитале компании и получении дохода (дивидендов).
Ценная бумага – документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.
Облигация – ценная бумага, выражающая долговые обязательства.
Фондовая биржа – организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми документами.
Издержки производства – оплата приобретённых факторов производства.
Виды издержек:
- явные – прямые платежи поставщикам факторов производства и промежуточных изделий
- неявные – издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцу предприятия
- постоянные – не зависят от величины производства, существуют и при нулевом объёме производства (налоги, аренда)
- переменные – зависят от количества произведённой продукции (затраты на сырьё, з/п, транспортные расходы)
- валовые (суммарные) – сумма постоянных и переменных издержек
- средние – отношение валовых издержек к количеству выпускаемой продукции
- предельные – дополнительные издержки на производство дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объёмом выпуска.
Рентабельность предприятия – его способность к приращению вложенного капитала.
ДЕНЬГИ
Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене.
Функции денег:
- мера стоимости– выражает денежную форму стоимости товара – цену;
- средство обращения– выступают посредником при купле-продаже товаров (меняются на товар – из рук в руки);
- средство накопления– изъятые из обращения полноценные реальные деньги, превращаясь в различные ценности, используются как средство сохранения стоимости (золото, ценные бумаги, недвижимость, валюта);
- средство платежа– проявляется при продаже в кредит – оплачивают товар или услугу, но с разрывом во времени;
- мировые деньги– используются для расчётов на мировом рынке (сначала – только золото, но сегодня + устойчивые национальные валюты).
Свойства эквивалента денег – благородных металлов – золота и серебра:
- делимость– способность делиться на части, не теряя при этом своей стоимости;
- узнаваемость – легко узнаваемы, тяжелы в подделке;
- портативность– малы, легки, удобны – мелкие куски покупают много, больше стоимость;
- однородность – равные количества имеют равную стоимость (2 куска золота одинакового веса ничем друг от друга не отличаются);
Сохраняемость