Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация информационного обслуживания вкладчиков по вопросам страхования вкладов.



2018-07-06 301 Обсуждений (0)
Организация информационного обслуживания вкладчиков по вопросам страхования вкладов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Согласно Закону о страховании вкладов банки - участники системы обязательного страхования вкладов обязаны предоставлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, порядке и размерах получения возмещения по вкладам (п. 2 ч. 3 ст. 6), а также размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков (п. 3 ч. 3 ст. 6).

В свою очередь, вкладчики имеют право получать от банка, в котором они размещают вклад, информацию об участии банка в системе страхования вкладов, порядке и размерах получения возмещения по вкладам (п. 3 ч. 1 ст. 7), а АСВ имеет право требовать от банков размещения вышеуказанной информации в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков (п. 6 ч. 2 ст. 15).

Порядок предоставления указанной информации содержится в Рекомендациях о порядке информирования банками вкладчиков по вопросам страхования вкладов, принятых решением правления АСВ от 30 июня 2005 г. (протокол N 48). Целью Рекомендаций является оказание банкам организационно-технического содействия в информировании вкладчиков по вопросам страхования вкладов.

В Рекомендациях предложены унифицированные варианты информирования вкладчиков, позволяющие формировать положительное отношение к системе страхования вкладов и операциям банков по привлечению средств населения, а также порядок использования банками зарегистрированного Агентством в качестве промышленного образца знака "Вклады застрахованы. Система страхования вкладов". Агентство рекомендует банкам, участвующим в системе страхования вкладов, размещать в помещениях, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков, следующие материалы:

1) полный текст федерального закона;

2) цветную копию свидетельства Агентства о включении банка в реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов;

3) объявление (буклет, памятку) о порядке и размерах получения возмещения по вкладам, включающее информацию о вкладах, которые застрахованы, определение страхового случая и размера возмещения по вкладам, краткое описание порядка обращения вкладчика в Агентство за возмещением по вкладам и порядка выплаты возмещения по вкладам, а также указание на право вкладчика требовать от банка выплаты оставшейся части вклада в соответствии с действующим законодательством;

4) уведомление вкладчиков о необходимости своевременного представления ими информации об изменениях в представленных при заключении договора банковского вклада или договора банковского счета сведениях (фамилии, имени, отчества, адреса регистрации, почтового адреса, вида и реквизитов документа, удостоверяющего личность), а также о возможных негативных последствиях невыполнения таких действий в случае наступления в отношении банка, в котором размещен вклад, страхового случая (в частности, увеличение сроков рассмотрения требования вкладчика о выплате возмещения по вкладам, отказ в выплате страхового возмещения при невозможности идентифицировать Агентством личность вкладчика);

5) изображение зарегистрированного Агентством знака "Вклады застрахованы. Система страхования вкладов";

6) реквизиты Агентства: полное наименование, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов "горячей линии", адрес сайта в Интернете.

3. Организация выплаты вкладчикам возмещения по вкладам осуществляется АСВ в соответствии с указанием ЦБ РФ от 1 апреля 2004 г. N 1417-У "О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками" и Порядком и размером получения возмещения по вкладам в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", принятым решением Правления АСВ от 30 июня 2005 г. (протокол N 48).

Банк, включенный Агентством в реестр банков, состоящих на учете в системе страхования вкладов, обязан обеспечить учет обязательств перед вкладчиками, позволяющий сформировать на любой день реестр обязательств. В состав сведений, включаемых в реестр обязательств, входят также данные о встречных требованиях банка к вкладчикам. Обязательства банка перед вкладчиками, а также встречные требования банка к вкладчикам учитываются в валюте обязательства (требования). Если обязательства банка перед вкладчиками или встречные требования банка к вкладчикам выражены в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в валюте Российской Федерации по курсу Банка России на дату наступления страхового случая. Банк, в отношении которого наступил страховой случай, обязан обеспечить формирование реестра обязательств на основании учета обязательств банка перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчикам и в семидневный срок со дня наступления страхового случая представить реестр обязательств в АСВ. Такой реестр направляется банком в АСВ в электронном виде либо на бумажном носителе. АСВ обязано еженедельно сообщать банку, в отношении которого наступил страховой случай, информацию о вкладчиках этого банка, получивших возмещение по вкладам, о суммах, выплаченных Агентством, а также о вкладах, по которым осуществлялось возмещение по вкладам. Право вкладчика на получение возмещения по вкладам возникает со дня наступления страхового случая.

В соответствии с Законом о страховании вкладов страховым случаем является одно из следующих обстоятельств:

1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций;

2) введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Для получения возмещения по вкладам вкладчик или его представитель вправе обратиться непосредственно в АСВ или в банк-агент в случае его привлечения к выплатам возмещения по вкладам. Такое право может быть реализовано вкладчиком со дня наступления страхового случая до дня завершения процедуры банкротства банка, а при введении Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов - до дня окончания действия моратория.

В случае пропуска указанного срока по заявлению вкладчика он может быть восстановлен решением правления Агентства при наличии обстоятельств, указанных в Законе.

При обращении в Агентство (банк-агент) с требованием о выплате возмещения по вкладам вкладчик представляет:

1) заявление по форме, определенной Агентством;

2) документ, удостоверяющий его личность, реквизиты которого указаны в реестре обязательств банка перед вкладчиками. В реестре указываются реквизиты документа, на основании которого вкладчиком были заключены договоры банковского вклада и (или) договоры банковского счета с банком, или реквизиты документа, информация о котором имеется в банке (в случае замены вкладчиком документа, удостоверяющего его личность, и информирования банка о данном факте).

Выплата возмещения по вкладам производится Агентством в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками в течение трех дней со дня представления вкладчиком в Агентство необходимых документов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая.

При представлении вкладчиком в Агентство документов ему выдается выписка из реестра обязательств банка перед вкладчиками с указанием размера возмещения по его вкладам.

Сообщение о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков Агентство публикует в "Вестнике Банка России", а также в печатном органе по месторасположению банка.

В течение месяца со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками соответствующее сообщение направляется вкладчикам банка, информация о которых содержится в реестре, в индивидуальном порядке.

Прием от вкладчиков заявлений о выплате возмещения по вкладам и иных необходимых документов, а также выплата возмещения по вкладам могут осуществляться Агентством через банки-агенты, действующие от его имени и за его счет.

В 2007 г. среди банков - участников системы страхования вкладов произошло 15 страховых случаев. Всего же в 2007 г. Агентство обеспечивало возможность получения страхового возмещения вкладчикам 25 банков, в которых страховые случаи наступили в 2005 - 2007 гг. В 2007 г. за выплатой страхового возмещения обратилось 3845 вкладчиков 19 банков. Общая сумма выплат составила 308,9 млн. руб., представляющих в совокупности 80% страховой ответственности Агентства по этим банкам.

В десяти страховых случаях для выплаты страхового возмещения на конкурсной основе привлекались банки-агенты, что создавало для вкладчиков оптимальные условия получения средств. На примере "Фундамент-Банка" была опробирована технология выплаты возмещения по вкладам в многофилиальном банке с привлечением двух банков-агентов и ФГУП "Почта России" <1>.

--------------------------------

<1> Годовой отчет государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" за 2007 год. Утвержден советом директоров Агентства 17 марта 2008 г. С. 7.

 

В двух случаях выплаты осуществлялись банком-агентом и Агентством. Семь раз Агентство самостоятельно осуществляло платежи без привлечения банков-агентов в связи с незначительным объемом обязательств и количеством вкладчиков.

По состоянию на 1 января 2008 г. при Агентстве в качестве банков-агентов были аккредитованы 18 банков-агентов. Филиальная сеть аккредитованных банков охватывает большинство субъектов Российской Федерации, в которых зарегистрированы банки - участники системы страхования, за исключением четырех: Магаданской области, Республики Мордовия, Республики Калмыкия, Республики Ингушетия. В целях создания дополнительного варианта системы расчетов с вкладчиками АСВ заключило договор с ФГУП "Почта России" на осуществление выплаты страхового возмещения почтовыми переводами.

4. Организация формирования фонда страхования вкладов и управление этим фондом в интересах общества в целом. В рамках указанного направления организационная деятельность АСВ включает сбор страховых взносов, а также размещение и (или) инвестирование временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов в порядке, определенном Законом о страховании вкладов.

В соответствии со ст. 19 Закона о страховании вкладов АСВ вправе устанавливать ставку страховых взносов, а также утверждать порядок расчета страховых взносов. Порядок расчета страховых взносов утвержден решением совета директоров АСВ 3 февраля 2004 г. (протокол N 3).

Расчет страховых взносов осуществляется банками самостоятельно. Расчетная база для исчисления страховых взносов определяется указанным Порядком как средняя хронологическая за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств, которые не подлежат страхованию в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о страховании вкладов. Расчетным периодом для уплаты страховых взносов является календарный квартал года.

На этапе становления системы страхования вкладов размер ставки был установлен на максимальном уровне - 0,15% расчетной базы за расчетный период. С 1 июля 2007 г. совет директоров Агентства принял решение о снижении ставки страховых взносов банков с фонда обязательного страхования вкладов с 0,15 до 13% расчетной базы. Ставка страховых взносов была снижена в результате достижения динамического баланса в соотношении размеров страховой ответственности Агентства и фонда обязательного страхования вкладов.

В соответствии с Законом о страховании вкладов финансовой основой системы страхования вкладов является фонд обязательного страхования вкладов. По состоянию на 1 января 2008 г. размер фонда страхования вкладов составил 61,68 млрд. руб. <1>.

--------------------------------

<1> С учетом взносов IV квартала 2007 г. по состоянию на 18 февраля 2008 г. размер фонда составляет 67,9 млрд. руб.

 

В целях защиты от инфляции и пополнения фонда Агентство осуществляет размещение (инвестирование) временно свободных денежных средств на рынке на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности.

В течение 2007 г. размещение средств фонда осуществлялось в соответствии с Положением об инвестировании временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов на 2007 г., утвержденным решением совета директоров Агентства от 27 ноября 2006 г. (протокол N 4). В течение 2007 г. инвестирование средств велось в государственные ценные бумаги Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также в корпоративные облигации и акции российских эмитентов. В 2007 г. АСВ была продолжена работа с управляющими компаниями - победителями конкурса на право доверительного управления средствами фонда. По результатам управления с двумя управляющими компаниями (ООО "Управляющая компания "КапиталЪ", ЗАО "УК УралСиб") договор доверительного управления был прекращен, а двум лучшим компаниям (ООО "УК "Атон-менеджмент", ООО "Управляющая компания "Альфа-Капитал") было передано дополнительно по 300 млн. руб. Таким образом, в общей сумме в доверительное управление по состоянию на конец 2007 г. Агентством было передано 1800 млн. руб. из средств фонда.

В течение 2007 г. Агентство последовательно проводило политику диверсификации вложений. На 1 января 2008 г. 33% средств фонда были размещены в облигации федерального займа Российской Федерации нескольких серий с погашением в 2008 - 2036 гг., балансовая стоимость которых (включая переоценку по рыночным котировкам) составляла 19977 млн. руб. В облигации субъектов Российской Федерации с погашением в 2008 - 2015 гг. и балансовой стоимостью 8452 млн. руб. было инвестировано 14% средств фонда. Кроме того, 36% средств фонда было инвестировано в корпоративные облигации с погашением в 2008 - 2016 гг., балансовая стоимость которых составляла 22574 млн. руб., а 12% средств фонда были размещены в акции со стоимостью по балансу 7133 млн. руб. В доверительном управлении находилось 4% средств фонда.

Общая сумма доходов от инвестирования средств фонда за 2007 г. составила 3654 млн. руб., а общая доходность инвестирования средств фонда - 7,2% годовых. Средняя доходность размещения через управляющие компании составила 11,3% годовых (9,6% - за вычетом вознаграждения управляющим компаниям), при этом разница в доходности по отдельным компаниям составила от 7,7 до 18,7% годовых <1>.

--------------------------------

<1> Материал взят из годового отчета государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" за 2007 год.

 

§ 2. Нормотворческая функция

Агентства по страхованию вкладов

 

Агентство является специализированной организацией по управлению системой обязательного страхования вкладов физических лиц в банках. Поэтому в случаях, прямо предусмотренных Законом о страховании вкладов, АСВ наделено правом издавать некоторые общеобязательные акты, имеющие непосредственное отношение к процессу функционирования системы страхования вкладов. В соответствии с Законом о страховании вкладов Агентство имеет право:

- устанавливать порядок ведения реестра банков (ч. 4 ст. 28);

- определять порядок исчисления расчетной базы (ч. 9 ст. 36);

- устанавливать ставку страховых взносов в фонд страхования вкладов (ч. 7 ст. 36).

АСВ реализовало предоставленные ему нормотворческие полномочия, издав следующие нормативные акты: Порядок расчета страховых взносов, утв. решением совета директоров АСВ от 3 февраля 2004 г. (протокол N 3); Порядок уплаты страховых взносов, утвержден решением правления АСВ от 5 февраля 2004 г. (протокол N 2); Порядок ведения реестра банков, утвержден решением правления АСВ от 19 февраля 2004 г. (протокол N 5); Порядок конкурсного отбора банков-агентов, утвержден решением совета директоров АСВ от 17 сентября 2004 г. (протокол N 6); решение совета директоров АСВ от 23 марта 2007 г. "О ставке страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов" (протокол N 1, раздел 3). Известно, что издание нормативных правовых актов в соответствии со сложившейся традицией относится к компетенции органов государственной власти. Указанные выше акты, изданные АСВ, к числу нормативных правовых актов законодательством прямо не отнесены. Однако из контекста Закона следует, что они устанавливают правила для кредитных организаций с неограниченным числом участников. Учитывая это обстоятельство, в литературе был сделан справедливый вывод о том, что акты АСВ фактически являются нормативно-правовыми. Чтобы исключить такую непоследовательность законодателя, предложено два пути. Допустимо прямо закрепить за АСВ право издавать нормативные правовые акты, предусмотреть порядок их регистрации в Министерстве юстиции РФ. В этом случае АСВ фактически будет признано органом исполнительной власти. Возможен и другой путь - лишить АСВ права издавать общеобязательные акты <1>. Второй путь представляется нецелесообразным.

--------------------------------

<1> Голубев С.А., Гузнов А.Г., Комиссарова М.В. Система страхования вкладов: вопросы взаимоотношения Банка России и Агентства по страхованию вкладов // Банковское право. 2005. N 1. С. 12.

 

§ 3. Надзорная функция Агентства по страхованию вкладов

 

В соответствии со ст. 32 Закона о страховании вкладов Банк России может привлекать служащих Агентства к участию в проверках банков по вопросам, касающимся объема и структуры обязательств этих банков перед вкладчиками, уплаты страховых взносов, а также исполнения банками иных обязанностей, установленных Законом о страховании вкладов. Общие правила проведения таких проверок установлены Инструкцией ЦБ РФ от 25 августа 2003 г. N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации". Особенности процедуры проведения таких проверок определены указанием ЦБ РФ N 1542-У. Последним нормативным актом предусмотрено, что проверки банков уполномоченными представителями Банка России с участием служащих Агентства могут проводиться по следующим вопросам:

- объем и структура обязательств банка перед вкладчиками;

- своевременность и полнота уплаты банком страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов;

- ведение учета обязательств банка перед вкладчиками;

- предоставление банком вкладчикам информации о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;

- размещение банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;

- способность банка подготовить реестр обязательств перед вкладчиками по установленной форме и в установленный срок.

Указанные выше вопросы могут включаться в задание на проведение комплексной или тематической проверки банка, проводимой Банком России. Основанием для привлечения служащих Агентства к участию в проверке банка являются либо проведение Банком России проверки банка по предложению Агентства по указанным выше вопросам, либо выявление нарушений требований законодательства по этим же вопросам, выявленных при проверке банка, проводимой Банком России без участия служащих АСВ.

В 2007 г. работники АСВ приняли участие в 132 проверках, проводимых Банком России в банках - участниках ССВ по вопросам соблюдения требований Закона о страховании вкладов, в том числе в 131 плановой и 1 внеплановой (по инициативе Банка России). Проверки проводились в банках, расположенных в 47 субъектах Российской Федерации и во всех федеральных округах. В 2008 г. работники Агентства приняли участие в 91 проверке, проводимой Банком России в банках - участниках ССВ, по вопросам соблюдения требований Закона о страховании вкладов, в том числе в 87 плановых и 4 внеплановых (по инициативе Банка России). Проверки проводились в банках, расположенных в 31 субъекте Российской Федерации и во всех федеральных округах <1>.

--------------------------------

<1> Отчет государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" за 2008 год. Утвержден советом директоров Агентства 17 марта 2009 г. Протокол N 1. С. 13.

 

В целях проверки способности банка вести учет своих обязательств перед вкладчиками способом, позволяющим сформировать реестр обязательств банка перед вкладчиками (далее - реестр обязательств), в соответствии с требованиями указания Банка России от 1 апреля 2004 г. N 1417-У "О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками" (далее - указание ЦБ РФ N 1417-У), в 117 банках проверялись результаты формирования тестовых реестров, причем 52 банками реестр обязательств был сформирован и представлен для проверки по собственной инициативе. Большинство сформированных реестров обязательств (88%, в 2006 г. - 85%) в основном соответствовало установленным требованиям. В таких банках имеются внутренние регулятивные документы, определяющие технологию и порядок формирования реестра обязательств, разработано необходимое программное обеспечение. В ходе проверок установлено, что только 3% банков сформировали реестр обязательств, полностью соответствующий установленным требованиям. В некоторых банках (9%) сформированные реестры обязательств не соответствовали установленным требованиям: данные реестра по суммам обязательств не соответствовали балансовым данным; до 50% записей содержали неполную информацию о паспортных и адресных данных вкладчиков, затрудняющую идентификацию вкладчика; в ряде случаев нарушался принцип группировки всех счетов в разрезе каждого вкладчика, что приводило к искажению суммы страхового возмещения. В данных банках технология учета данных о вкладчиках и обязательств банка не обеспечивала соблюдения требований указания ЦБ РФ N 1417-У, применяемые процедуры формирования реестра обязательств и используемое программное обеспечение нуждаются в оптимизации. Как правило, такие банки до проверки самостоятельно не формировали реестры обязательств и не тестировали их с помощью программы контроля реестра обязательств, разработанной Агентством и размещенной на сайте Агентства в сети Интернет. В 2007 г. в практике проведения проверок был применен дифференцированный подход к анализу отсутствующих в реестре обязательств сведений о вкладчике в зависимости от того, когда вкладчик последний раз обращался в банк с целью заключения договора. Доработанная программа контроля реестра обязательств позволяет объективно оценить, с чем связаны основные ошибки: с недостатками действующей технологии розничного бизнеса и информационных систем либо с несовершенством ранее использовавшихся систем учета и отсутствием нормативных требований по сбору и хранению персональных данных клиента в объеме, подлежащем отражению в реестре обязательств. В соответствии с Соглашением о координации деятельности и обмене информацией между Банком России и Агентством Банк России сообщал в Агентство о результатах проведенной банками работы по устранению недостатков, выявленных в ходе проверок в части соблюдения ими требований законодательства о страховании вкладов. По итогам проверок Банк России направлял в Агентство информацию о проделанной банками работе по устранению недостатков <1>.

--------------------------------

<1> Годовой отчет государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" за 2007 год. Утвержден советом директоров 17 марта 2008 г. С. 9 - 10.

 

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона о страховании вкладов АСВ имеет право лишь обратиться в Банк России с предложением о применении к банкам за нарушение требований Закона о страховании вкладов мер ответственности, предусмотренных ст. 74 Закона о Банке России и нормативными актами Банка России. Окончательное решение принимает ЦБ РФ.

Таким образом, в отличие от Банка России АСВ не обладает правом непосредственного надзора за деятельностью кредитных организаций и не вправе проводить самостоятельные проверки или применять санкции. Представляется, однако, что АСВ все же обладает некоторыми контрольными полномочиями в отношении банков, входящих в систему страхования вкладов, однако они носят очень ограниченный характер.

 

Глава 13. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ

"АГЕНТСТВО ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ"

КАК ОРГАН ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА БАНКОВ

 

§ 1. Источники финансирования мероприятий

по предупреждению банкротства банков

 

Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций в настоящее время определены в двух нормативных правовых актах. Во-первых, эти вопросы урегулированы в Законе о банкротстве кредитных организаций. Во-вторых, меры чрезвычайного характера, направленные на преодоление экономического кризиса в банковской сфере, предусмотрены в Законе N 175-ФЗ. АСВ применяет меры по предупреждению банкротства банков согласно обоим указанным выше нормативным правовым актам. Однако по Закону N 175-ФЗ АСВ получило ряд чрезвычайных полномочий по предупреждению банкротства банков, сопоставимых с полномочиями ныне ликвидированного Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), однако, как представляется, более широкого и властного характера. Поэтому в результате издания Закона N 175-ФЗ появились основания для вывода о появлении у АСВ нового направления деятельности - деятельности по предупреждению банкротства банков.

Законом N 175-ФЗ предусмотрена система чрезвычайных мер по выводу банковской системы из кризиса. Поэтому для финансирования этих мероприятий также предусмотрены специальные источники. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона N 175-ФЗ мероприятия по предупреждению банкротства банков осуществляются за счет средств инвесторов, Агентства, Банка России, а также могут осуществляться за счет средств федерального бюджета, предоставленных в качестве имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства.

Средства инвесторов привлекаются на основании договоров в рамках мероприятий, включенных в план участия Агентства в предупреждении банкротства банка (ст. 2 Закона N 175-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона N 175-ФЗ Агентство вправе осуществлять финансирование мероприятий по предупреждению банкротства банка за счет средств фонда обязательного страхования вкладов. Пунктом 3 Порядка использования средств фонда обязательного страхования вкладов в целях финансирования мероприятий по предупреждению банкротства банков, утвержденного решением совета директоров АСВ от 17 ноября 2008 г. (протокол N 5, раздел 1), финансирование мероприятий по предупреждению банкротства банка за счет средств фонда осуществляется Агентством в случае передачи третьим лицам (приобретателям) имущества и обязательств банка перед кредиторами первой очереди в размере суммы причитающегося им страхового возмещения в соответствии с Законом о страховании вкладов (застрахованные обязательства).

Финансирование мероприятий по предупреждению банкротства банка за счет средств фонда может осуществляться при одновременном соблюдении следующих условий:

1) если осуществление финансирования указанных мероприятий приведет к уменьшению затрат фонда в случае банкротства (ликвидации) банка;

2) если осуществление финансирования указанных мероприятий не повлияет на устойчивость фонда.

Предельный размер финансирования мероприятий по предупреждению банкротства банка за счет средств фонда (предельный размер финансирования) рассчитывается на основе производимой работниками Агентства оценки стоимости (размера) активов банка, его обязательств перед кредиторами первой очереди, а также застрахованных обязательств банка. Предельный размер финансирования принимается равным сумме застрахованных обязательств банка, уменьшенной на сумму, которую бы получило Агентство в счет удовлетворения своих требований, основанных на выплате страхового возмещения в ходе банкротства (ликвидации) банка, если имущество и обязательства банка не были бы переданы приобретателю.

Предельный размер финансирования утверждается правлением Агентства одновременно с утверждением плана участия Агентства в мероприятиях по предупреждению банкротства банка.

Финансирование мероприятий по предупреждению банкротства банка за счет средств фонда осуществляется в рамках установленного предельного размера финансирования в следующих формах:

1) выплата приобретательской премии приобретателю имущества и застрахованных обязательств в размере отрицательного баланса передачи, определяемого в соответствии с Законом N 175-ФЗ;

2) компенсация кредиторам первой очереди, не получившим в ходе банкротства (ликвидации) банка удовлетворения требований в полном объеме, в размере разницы между полученными ими средствами и средствами, которые они бы получили в случае, если бы имущество и обязательства банка не были бы переданы приобретателю, согласно ч. 14 ст. 9 Закона N 175-ФЗ.

Статьей 10 Закона N 175-ФЗ предусмотрено, что в случае, если Агентство приобрело акции или внесло вклад в уставный капитал банка, оно обязано при получении предложения лица, заинтересованного в покупке всех приобретенных Агентством акций (долей), выставить их на продажу путем публичных торгов. Цена реализации всех приобретенных Агентством акций (долей) банка не должна быть меньше большей из двух величин: стоимости чистых активов банка (активов, не обремененных обязательствами) на дату получения Агентством указанного предложения или размера средств, направленных Агентством на оплату уставного капитала по стоимости приобретения. Возврат средств, предоставленных Агентством для целей предупреждения банкротства банка, а также исполнение иных обязательств перед Агентством производятся в установленные соответствующими договорами сроки, в том числе сроки, превышающие сроки осуществления плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона N 175-ФЗ выделение средств федерального бюджета на осуществление мероприятий по предупреждению банкротства банков с участием Агентства осуществляется путем внесения имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства, не являющееся фондом обязательного страхования вкладов, для формирования источников расходов на проведение мероприятий, предусмотренных федеральными законами. Порядок внесения указанного имущественного взноса в настоящее время определен в ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Его нормой предусмотрено, что в 2008 г. Правительство РФ вправе осуществить имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" в размере до 200000000,0 тыс. руб. для его использования в порядке, установленном советом директоров указанной государственной корпорации. Такой взнос был внесен по распоряжению Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 1696-Р.

 

§ 2. Организаторская функция

Агентства по страхованию вкладов

 

Решение задачи по предупреждению банкротства банков Закон N 175-ФЗ возложил не только на АСВ, но и на Банк России. Однако в отличие от ЦБ РФ Агентство осуществляет деятельность по предупреждению банкротства банков путем совершения конкретных действий. Во-первых, АСВ выполняет некоторые мероприятия своими силами, во-вторых, организует выполнение плана мероприятий другими лицами (банками, инвесторами, иными лицами). В рамках указанного направления деятельности АСВ выполняет организаторскую, контрольно-управленческую и нормотворческую функцию.

Закон N 175-ФЗ возложил на АСВ всю организацию процедуры применения мер по предупреждению банкротства конкретного банка:

во-первых, АСВ разрабатывает план участия Агентства в предупреждении банкротства банка и после согласования с Банком России организует его выполнение как собственными силами, так и путем привлечения других лиц;

во-вторых, АСВ организует управление проблемным банком, направленное на предупреждение его банкротства в качестве временной администрации или основного акционера (участника) банка;

в-третьих, АСВ организует реструктуризацию долгов проблемного банка, включая передачу его имущества и обязательств или их части банкам-приобретателям;

в-четвертых, АСВ организует финансирование мероприятий по предупреждению банкротства банков за счет средств инвесторов, Агентства, Банка России или средств федерального бюджета (ст. 10 Закона N 175-ФЗ).

Для реализации полномочий по предупреждению банкротства банков в АСВ была создана необходимая организационная инфраструктура. В частности, образованы департамент реструктуризации банков, обеспечивающий планирование и осуществление мероприятий по предупреждению банкротства банков, а также экспертно-аналитический департамент, в функции которого входит оценка и анализ финансового положения банков и их инвесторов, в том числе для определения целесообразности участия Агентства в предупреждении банкротства банков. С 28 октября 2008 г. (дата вступления Закона в силу) до 31 декабря 2008 г. Банк России предложил Агентству рассмотреть вопрос о целесообразности его участия в предупреждении банкротства 20 банков.

Указанные банки имеют следующее территориальное положение:

1. Центральный федеральный округ - 6 банков, из них 1 - в Калужской области, 5 - в Москве;

2. Уральский федеральный округ - 6 банков, из них 1 - в Курганской, 2 - в Тюменской и 3 - в Свердловской областях;

3. Приволжский федеральный округ - 5 банков, из них 1 - в Республике Башкортостан, 1 - в Пензенской, 1 - в Самарской и 2 банка - в Нижегородской областях;

4. Северо-Западный федеральный округ - 2 банка, из них 1 - в Санкт-Петербурге и 1 банк - в Калининградской области;

5. Южный федеральный округ (1 банк - в Краснодарском крае).

В целях определения целесообразности участия в предупреждении банкротства банков представители Агентства совместно с представителями Банка России провели оценку их финансового положения. По результатам такой оценки Агентство приняло предложения об участии в предупреждении банкротства 15 банков. Суммарный объем их обязательств превышает 340 млрд. руб., в том числе более 100 млрд. руб. - по вкладам физических лиц <1>.

--------------------------------

<1> Отчет государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" за 2008 год. Утвержден советом директоров Агентства 17 марта 2009 г. Протокол N 1. С. 48.

 

§ 3. Контрольно-управленческая функция

Агентства по страхованию вкладов

 

Контрольно-управленческие функции реализуются Агентством, назначенным в качестве временной администрации проблемного банка. В отличие от Закона о банкротстве кредитных организаций полномочия временной администрации по Закону N 175-ФЗ носят более радикальный характер. Назначение АСВ в качестве временной администрации по Закону N 175-ФЗ сопровождается приостановлением прав учредителей (участников) банка, связанных с участием в его уставном капитале, и полномочия органов управления банка. По Закону о банкротстве кредитных организаций полномочия учредителей (участников) вообще не приостанавливаются, а полномочия исполнительных органов также не обязательно должны быть приостановлены. Они могут быть только ограничены. Кроме того, по Закону о банкротстве кредитных организаций временная администрация не пользуется правом принимать решение о ликвидации или реорганизации банка. АСВ, действующее в качестве временной администрации, такими правами обладает вне зависимости от того, приобрело ли Агентство контрольный пакет акций (долей) управляемого банка или нет. При этом отсутствуют основания для вывода о превращении АСВ в некую разновидность органа управляемого банка, учитывая, что Агентство является самостоятельным по отношению к банку юридическим лицом. В свою очередь, банк также не теряет юридической личности.

Таким образом, нельзя отрицать, что АСВ, действующее в качестве временной администрации по Закону N 175-ФЗ, приобретает широчайшие административные полномочия управленческого характера.

В 2008 г. Агентство выполняло функции временной администрации в четырех банках. В трех из них - в АКБ "Электроника" (ОАО) (Москва), КБ &q



2018-07-06 301 Обсуждений (0)
Организация информационного обслуживания вкладчиков по вопросам страхования вкладов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация информационного обслуживания вкладчиков по вопросам страхования вкладов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (301)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)