Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Статья по результатам НИР



2018-07-06 441 Обсуждений (0)
Статья по результатам НИР 0.00 из 5.00 0 оценок




«Белая книга» ЕЭК: цели создания и влияние на развитие рынка ЕАЭС

А.А.Вопрючков, Псков ГУ

Финансово-экономический факультет, III курс

(научный руководитель - доцент М.В. Васильева)

Актуальность исследования заключается в предотвращении развития дезинтегральных процессов в рамках ЕАЭС.В данной статье рассмотрены промежуточные результаты работы Евразийской экономической комиссии, направленной на устранение препятствий для реализации «четырех свобод» на внутреннем рынке Евразийского экономического союза.

Интеграция равноправных государств-членов ЕЭАС предполагает определенный переходный период, позволяющий устранить те препятствия, которые при подписании Договора о ЕЭАС (далее – Договор) страны не были готовы устранить, чтобы обеспечить равный доступ своим партнерам на национальные рынки. Для учета всех особенностей препятствий, имеющихся на внутренних рынках Союза, потребовали пересмотра определения терминов «барьеры», «изъятия», «ограничения». Работа над понятийным аппаратом продолжилась с учетом ранее выработанных принципов о недопустимости барьеров в рамках Союза и необходимости сокращения таких допустимых препятствий, как изъятия и ограничения. Для выявления препятствий и мониторинга соблюдения договорённостей Союза разработан и внедрен информационный ресурс «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза»

В докладе приведена выработанная ЕЭК совместно с государствами-членами терминология препятствий для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы на внутреннем рынке Союза.

Так под барьерами понимаются препятствия, не соответствующие праву ЕАЭС. Ограничения- это препятствия, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом Союза. Изъятия - предусмотренные правом ЕАЭС исключения (отступления) о неприменении государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка Союза. По состоянию на 30 декабря 2017 года в согласованном перечне препятствий содержится 269 препятствий, из них изъятий – 187, ограничений – 49, барьеров – 33.[2]

На данный момент Комиссией продолжается актуализация Реестра препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС. В 2017 году Комиссией в рамках общей интегрированной информационной системы ЕАЭС введена в действие единая база препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС в электронном виде – Реестр препятствий. Данный реестр систематизирует все имеющиеся препятствия, по которым ведется работа, его формирование и ведение позволяет поддерживать в актуальном состоянии сведения о препятствиях на внутреннем рынке Союза и использовать его для построения планов мероприятий по устранению препятствий.

Создан индивидуальный многоразрядный классификационный код препятствия, позволяющий по структуре определить для каждого препятствия дату внесения в Реестр препятствий, вид (барьер, изъятие, ограничение), статус, сферу регулирования. Продолжается работа по совершенствованию понятийного аппарата, используемого в работе по выявлению и устранению препятствий на внутреннем рынке Союза.

25 октября 2017 года главами правительств государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) утвержден план мероприятий («дорожная карта») по реализации основных направлений и этапов реализации, скоординированной (согласованной) транспортной политики. Утвержденный план состоит из четырех основных частей. Общая часть предусматривает мероприятия, направленные на реализацию задач и приоритетов скоординированной (согласованной) транспортной политики в сферах автомобильного, водного и железнодорожного транспорта. Вторая часть (автомобильный транспорт) предусматривает развитие интеллектуальных транспортных систем, пассажирских перевозок, обеспечение сохранности инфраструктуры автомобильных дорог, повышение качества автотранспортных услуг и эффективности использования транзитного потенциала государств-членов. Третья часть (водный транспорт) предусматривает мероприятия, направленные на реализацию скоординированной (согласованной) транспортной политики государств-членов в сфере водного транспорта (морского и внутреннего водного). Четвертая часть (железнодорожный транспорт) направлена на создание и совершенствование условий для функционирования единого транспортного пространства и общего рынка услуг железнодорожного транспорта, за исключением услуг по перевозке и услуг инфраструктуры.[1]

В соответствии с заложенными в данном проекте определениями терминов была проведена комплексная переработка всех препятствий в Реестре препятствий – барьеров, изъятий и ограничений.

В ходе проведенной в 2017 году работы устранен ряд наиболее значимых для государств-членов препятствий, в отношении которых можно отметить следующие:

• Барьер, связанный с непризнанием Российской Федерацией эквивалентности системы проверок (инспекций) объектов ветеринарного контроля (надзора) Республики Армения.

• Барьер в сфере таможенного регулирования, связанный с существовавшим ранее ограничением применения процедуры МДП на территории Российской Федерации. Принято распоряжение Евразийского межправительственного совета от 29 мая 2015 г. № 12, в соответствии с которым правительства государств-членов должны обеспечить непрерывное действие Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП на территории Союза. Во исполнение указанного распоряжения издан приказ ФТС России, в котором определены 45 автомобильных пунктов пропуска для ввоза товаров на таможенную территорию Союза в соответствии с процедурой МДП.

• Барьер в сфере государственных закупок, связанный с доступом товаров государств-членов к государственным закупкам в Российской Федерации для нужд гособоронзаказа. В целях устранения барьера принято Решение Коллегии Комиссии от 12 апреля 2016 г. № 31 «О признании факта нарушения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных разделом XXII Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, и необходимости устранения выявленного нарушения».

• Барьер в сфере трудовой миграции, связанный с проблемами признания в Республике Казахстан документов об образовании граждан государств-членов вне зависимости от даты их получения (Министерством образования и науки Республики Казахстан ранее высказывалась позиция о возможности признания документов об образовании государств-членов, без дополнительных процедур, только в отношении документов об образовании, выданных в государствах-членах после даты вступления в силу Договора).[3]

Анализ причин возникновения барьеров показывает, что зачастую стороны в ущерб праву Союза отдают приоритет интересам защиты национальных рынков.

Приоритеты работы комиссии по устранению препятствий включают в себя:

1. Реализация положений, заложенных в Договоре о ЕАЭС и иных нормативных правовых актах, относящихся к праву ЕАЭС.

Работа по мониторингу, выявлению и устранению барьеров, изъятий и ограничений ведется в рамках, установленных Договором о ЕАЭС. То есть цель работы – достигнуть в определенных сферах того уровня интеграции, который предусмотрен Договором о ЕАЭС (создание единого (общего) рынка, предоставление национального режима, проведение согласованной или скоординированной политики и т.д.). Для этого требуется точное выполнение достигнутых договоренностей путем реализации положений, зафиксированных в Договоре о ЕАЭС, с соблюдением сроков в тех случаях, где он установлен. Более того, в обязательном порядке необходимо реализовывать те договоренности, в отношении которых срок не установлен, так как существует высокая вероятность «откладывания» решения поставленных задач.

2. Продолжение работы с барьерами, по которым на стадии подготовки Договора о ЕАЭС не удалось согласовать пути и сроки устранения.

Следует отметить, что положения по устранению ряда препятствий не были включены в проект Договора о ЕАЭС, так как способ их устранения был определен ранее, в том числе подготовлены проекты соответствующих нормативных правовых актов. Однако часть из них до настоящего времени не подписана и/или не вступила в силу.

3. Проведение мониторинга исполнения государствами-членами права ЕАЭС.

Соблюдение государствами-членами норм, установленных правом Союза, позволит в соответствии с достигнутыми договоренностями планомерно устранять существующие препятствия, а также не допустить появление новых.

4. Активизация взаимодействия с бизнесом.

Именно представители бизнес-сообщества регулярно сталкиваются с теми ли иными проблемами и владеют информацией о том, какие механизмы регулирования эффективны, а какие необходимо усовершенствовать. Формула успешного функционирования интеграционного объединения – кооперация и консолидация усилий на трех уровнях: наднациональном, государственном и на уровне бизнес-сообщества, позволяет эффективно дополнить работу.Таким, образом, основной целью работы по выявлению и устранению барьеров, сокращению изъятий и ограничений является обеспечение эффективного функционирования внутреннего рынка ЕАЭС. Важнейшими принципами проводимой работы являются её системность и транспарентность.В соответствии с первым принципом в 2017 году была проведена оптимизация понятийного аппарата, сформирован и ведется Реестр препятствий, а также утвержден проект «Дорожных карт» для устранения изъятий и ограничений.

Список использованной литературы

1. В ЕАЭС утвердили «дорожную карту» по скоординированной транспортной политике. Сайт информационного агентства Казахстана. [Электронный ресурс]// URLhttp://https://www.inform.kz/ru/v.eaes.utverdili.dorozhnuyu.kartupo skoordinirovannoy transportnoypolitike_a3078848551793558(дата обращения: 22.05. 2018)

2.Зачем ЕАЭС «Белая книга» барьеров, изъятий и ограниченийТаможенное регулирование. Сайт Ритм Евразии[Электронныйресурс]//URLhttp:// https://www.ritmeurasia.org/news--2016-11-10--zachem-eaes-belaja-kniga-barerov-izjatij-i-ogranichenij-26764 (дата обращения: 22.05.2018)

3. Белая книга ЕАЭС. Сайт Евразийской экономической комиссии [Электрон-ный ресурс]//URLhttp:// https://barriers.eaeunion.org/api/info/document/38/file (дата обращения: 22.05.2018)

 


Заключение

 

В процессе реализации НИР были достигнута основная цель практики: изучены общие принципы планирования и организации научного исследования в таможенной сфере.

В процессе проведения тематической НИР была проведена следующая работа:

1.Раскрыта сущность создания ЕАЭС. ЕАЭС – это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.

2. Определена цель создания Белой книги:Объединить в один документ свод существующих сегодня в ЕАЭС препятствий, которые создают преграды для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках интеграционного объединения".

3. Определена нормативно-правовая база, регламентирующая применение Белой книги ЕАЭС;

4. Обобщена система барьеров и ограничений, выделены основные препятствия в торговле между странами ЕАЭС:

Вреспублике Беларусь барьер, связанный с процедурой санитарно-гигиенической экспертизы, не предусмотренной Договором ЕАЭС. Еще один барьер действует в Казахстане – несоответствие праву ЕАЭС процедуры закупки за счет бюджетных средств лекарств, вакцин и других иммунобиологических препаратов в рамках программы гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.Обеспечительный платеж применяется во всех странах-участницах, за исключением Армении.

5.Дана оценка эффектов от устранения препятствий. Основными эффектами можно считать, что у Республики Беларусь – ее реальный ВВП может вырасти на 2,8%, благосостояние на 7,3% накопленным итогом. В Республике Казахстан благосостояние может возрасти на 1,3%, тогда как прирост реального ВВП может составить 0,7%. Эффекты для Российской Федерации по прогнозам менее значимые – благосостояние может вырасти на 0,5% кумулятивно, а рост реального ВВП возможен на 0,2%.

6. Подготовлена статья «Белая книга ЕЭК: цели создания и влияние на развитие рынка ЕАЭС»и презентация для выступления научно-практическом семинаре;

7. Подготовлен отчет с основными результатами исследований.

Основными результатами практики НИР можно считать углубление навыков самостоятельного решения научных проблем по специальности таможенного дела, формирование навыков презентации результатов НИР.

 


Список литературы

1. Евразийская экономическая интеграция. Сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]//URLhttps://barriers.eaeunion.org/api/info/document/388695.652117/file(дата обращения: 20.05.2018)

2. Соглашения о международных договорах Евразийского экономического союза c третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями [Электронный ресурс]// URLhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_298047/8955/556682(дата обращения: 22.05.2018)

3. Белая книга ЕАЭС.Сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] // URL httphttps://barriers.eaeunion.org/api/info/document/36/file (дата обращения: 22.05.2018)

4. МЕРКОСУР.Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет[Электронный ресурс]// URLhttp://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/MERKOSUR.html (дата обращения: 28.05.2018)

5. В ЕАЭС будут устранены еще три препятствия. Сайт Евразийской экономической комиссии[Электронный ресурс] // URLhttp://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/28-04-2017-2.aspx (дата обращения: 02.06.2018)

6. Оценка Влияния Нетарифных Барьеровв ЕАЭС: результаты опросов предприятий. Сайт Евразийской экономической комиссии[Электронный ресурс] // URLhttp://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/developDocs/Documents/EAEU_survey.pdf (дата обращения: 02.06.2018)

7. Тенденцииипроблемыросийско-белорусскихэкономических отношений.Сайт института экономики РАН [Электронный ресурс]// URLhttps://inecon.org/docs/2018/Shurubovich_paper_2017.pdf (дата обращения: 02.06.2018)

8. Больше всего препятствий во взаимной торговле, движении капитала и рабочей силы в ЕАЭС создала Россия. Сайт Беларусь в геополитических процессах. [Электронный ресурс] // http://www.belmarket.by/bolshe-vsego-prepyatstviy-vo-vzaimnoy-torgovle-dvizhenii-kapitala-i-rabochey-sily-v-eaes-sozdala (дата обращения: 02.06.2018)

9. «Дорожная карта» для создания общего рынка услуг по трем видам транспорта утверждена на Консультативном комитете. Сайт Евразийской экономической комиссии.[Электронный ресурс]// URL http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/29-09-20171.aspx (дата обращения:03.06.2018)

10. Ликвидация барьеров, ограничений и изъятий во взаимной торговле в ЕАЭС. Сайт Министерства экономики РБ [Электронный ресурс]// URL http://www.economy.gov.by/ru/likv_izjatij-(дата обращения: 03.06.2018)


Приложения

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН



2018-07-06 441 Обсуждений (0)
Статья по результатам НИР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Статья по результатам НИР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)