Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место цели в педпроцессе



2018-07-06 515 Обсуждений (0)
Место цели в педпроцессе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Педагогических процессов в любых школах или профтехучилищах очень много. Они создаются на уроках и вне них. И каждый из них имеет свою цель. Имеет цель и вся совокупность педаго­гических процессов в училище. С цели начинается любой педагогический про­цесс, независимо от его сложности и продолжительности (таблица 5). Цели подчинены все остальные компоненты, с цели начинается их отбор и соедине­ние в единое целое.

Педагогическая цель — это предвидение педагогом и учащимся ре­зультатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образо­ваний, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся меж­ду собой все остальные компоненты педагогического процесса.

Цель — категория философская. Из философии она была пере­несена в различные области человеческой деятельности и другие науки. Определений целей очень много. Приведем некоторые из них:

цель — идеальное предвидение результата деятельности;

цель — опережающее отражение событий в сознании челове­ка;

цель — начальная и конечная ступень управления в челове­ческом обществе.

Понятие "цель" неразрывно связано с понятием "задача". Это идентичные понятия. Задача возникает при членении целей на под­цели. Задача — порция, часть цели. Но так как каждая задача затем еще может быть разбита на свои составляющие, то она по отноше­нию к своим частям становится целью. Следовательно, каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели, в которую она входит на правах подцели, и одновременно она является целью по отношению к задачам, вытекающим из нее.

Для педагога цель — это цель преподавания. Педагог совершает опреде­ленные действия по ее постановке: вычленяет, анализирует, формулирует, принимает. Педагог тратит на это немало времени и усилий, но затем, руко­водствуясь целью, действует увереннее: отбирает все другие компоненты пе­дагогического процесса и вовлекает в него учащихся. Например, на уроках производственного обучения слесарей могут стоять цели: научить учащихся выполнять основные установочные приемы опиливания, научить опиливанию широких и узких плоскостей поверхностей, научить опиливать сопряженные плоские поверхности, формировать аккуратность в работе, стремление к само­контролю и др. В соответствии с ними строится весь педагогический процесс урока производственного обучения.

Для учащихся цели — это цели учения. Каждый учащийся с разной степе­нью точности, полноты и осознанности прогнозирует свою цель на уроке. Это могут быть следующие цели: научиться профессиональным действиям, на­учиться выполнять операцию лучше, чем другие, быстро выполнить задание мастера, но могут быть и цели, противоположные первым: выполнить задание, чтобы не наказывали, "отбыть" урок, получить оценку "пять", "увиль­нуть" от работы и т. д.

Цели учащихся могут соответствовать целям мастера, а могут и расхо­диться с ними. В педагогическом процессе возникает взаимодействие целей. Каждая сторона старается достичь своей цели. Педагогу в этих условиях пред­стоит выявить противоречие целей и найти способы их сближения. Только в этом случае возможен эффективный педагогический процесс.

Для того чтобы осознанно ставить цели и использовать их при построении педагогического процесса, надо знать их строение, виды целей, применяе­мых в педагогике, и методику целеполагания.

Структура цели постоянна, она определяет ее алгоритм. Любая цель со­стоит из целевого объекта, целевого предмета и целевого действия.

Целевой объект (объект цели) — это человек в разных ролевых позициях, на которые предполагается воздействие. Например, мастер производственно­го обучения может вступить во взаимодействие с учащимися, трудными под­ростками, членами училищного кооператива. Каждый раз, обращаясь к той или иной позиции, роли своего воспитанника, он сумеет смотивировать его учение, приблизить свои педагогические цели к его целям. Произойдет это потому, что именно под эту роль, конкретные функции учащегося он затем будет корректировать содержание обучения и методы преподавания.

Целевой предмет (предмет цели) — это та сторона личности воспитан­ника (его качества, особенности деятельности), которая должна быть преоб­разована в данном педагогическом процессе. Целевой предмет отвечает на вопрос: что мы развиваем в воспитаннике с учетом конкретной позиции (роли)? У будущих рабочих можно развивать чувство профессиональной чести, представление о профессиональном мастерстве, готовность хорошо зарабатывать, используя свои знания и умения. Трудные подростки, как показывает практика, хорошо воспринимают такие педагогические цели:

выполнить задание быстрее и лучше других, найти широкий диапазон при­менения получаемому умению. Именно предмет цели педагог подвергает изменениям, по степени развития предмета цели судят об эффективности педагогического процесса.

 

Таблица 6



2018-07-06 515 Обсуждений (0)
Место цели в педпроцессе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место цели в педпроцессе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (515)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)