Классификация педагогических целей
Целевое действие обозначает конкретное действие педагога, которое он совершает для развития целевого предмета. Например: научить, убедить, сформировать, доказать, усовершенствовать, закрепить, раскрыть, заинтересовать и т. д. Целевое действие определяется возможностью полностью завершить его за тот промежуток времени, в который протекает педагогический процесс. Так, нельзя в течение одного урока воспитать патриотизм, любовь к профессии, но можно выявить знания по теме, раскрыть значимость операции, упражнять навыки. Зная структуру цели, ее вполне можно самостоятельно разрабатывать или, используя готовые цели, отбирать и корректироватьих. Ученые давно занимаются разработкой таксономии целей обучения. Суть ее заключается в разработке банка подцелей (задач) в соответствии с общими целями обучения какому-либо предмету. Таксономия целей обучения предполагает формирование их в терминах научения, суммирование возможных подцелей, их систематизацию и классификацию, последовательное расположение по порядку достижения в педагогическом процессе. Предполагается, что постепенная реализация детально разработанных целей приводит практически любого педагога к достижению общей цели обучения предмету. Виды педагогических целей разнообразны. Нормативные, т. е. государственные, цели — это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Сегодня эти цели могут корректироваться местными органами власти: областными, городскими и даже районными. К нормативным целям относятся цели производства в области подготовки кадров. Эти цели соотносятся со стандартом образования. Нормативные цели разрабатываются на базе широкой информации о состоянии народного образования и экономики соответственно в республике, области, городе, районе, об уровне воспитанности детей, об уровне профессиональной подготовки выпускников системы ПТО. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога. Параллельно, а часто независимо от государственных существуют общественные цели как цели общества, его различных слоев. В отличие от государственных общественные цели не могут быть едиными. Они формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей, особенно тех, кто составляет основную базу для формирования учреждений народного образования, в том числе и профессионально-технического. Учащимися системы ПТО сегодня в основном становятся дети рабочих и сельских тружеников, а также малооплачиваемых служащих, поэтому естественно, что в этой среде существуют определенные запросы по профессиональной подготовке. Эти запросы учитывают педагоги, создавая различные типы ПТУ и специализации, разные структуры учебных групп внутри училища. Формулируются они, как правило, в концепциях, уставах, положениях, указаниях. К особым целям относятся цели работодателя. Инициативные цели — это цели, разрабатываемые непосредственно самими педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников. Они формируются в профтехучилище с учетом его типа, особенностей, профиля, уровня развития учащихся, квалификации педагогов. К этому виду относятся цели учебно-воспитательной работы с учащимися на год, цели урока, внеучебных мероприятий, цели работы кружков, секций, клубов и др. Как мы уже говорили, каждая цель имеет свой предмет, т. е. то, что предполагается развить у воспитанника; На основе этого выделяются три группы целей. Группа А — цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения. У преподавателя ПТУ, например, могут быть намечены цели урока: познакомить учащихся с устройством станка, научить их пользоваться инструментом, закрепить знания о машинах и механизмах и др. Группа В — цели формирования отношений. Включают в себя формирование отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, профессии, училищу, уроку, теме урока, друзьям, родителям, к самому себе, природе, искусству, творчеству и т. д. По сути, предметом этой группы целей является характер учащегося, его различные стороны, ценностные ориентации учащегося, его направленность и установки. Группа С — цели формирования творческой деятельности. Предметом этих целей является развитие особенностей, задатков, интересов учащегося, а также умений их реализовать. Примером таких целей могут быть следующие: использовать прошлый опыт учащихся в раскрытии темы, обеспечить самостоятельный поиск путей решения поставленной задачи, стимулировать рационализаторскую деятельность учащихся. Такая группировка педагогических целей соответствует структуре передаваемого молодежи опыта поколений. Эти цели легко возникают в процессах воспитания, образования и обучения, а также и в процессах самовоспитания, самообразования и самообучения, т. е. они могут быть и целями учения, т.е. внутренними, личными целями учащегося. Мы полагаем, что следует отказаться от широко распространенной в настоящее время группировки целей на цели воспитания, образования и развития, так как при этом под целями воспитания понимается только формирование отношений, что не соответствует объему основного понятия "воспитание", сужая его, а цели обучения понимаются как параллельные и не пересекающиеся с целями воспитания, что тоже противоречит научному соотнесению понятий "воспитание" и "обучение". Цели развития, по нашему мнению, вообще не могут быть рядоположенными с целями воспитания и обучения, поскольку изначально развитие идет через воспитание и обучение. Таким образом, названия этих видов целей не соответствуют тем понятиям, с помощью которых они созданы. Организационные цели ставятся педагогом и относятся к области его управленческой функции. Эти цели выражают стремление использовать те или иные пути и средства, обеспечивающие и стимулирующие достижение целей групп А, В, С. Например, к ним можно отнести цели: использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся, расширить функции учащихся в оказании взаимопомощи в ходе урока. Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся. Мастер, например, может изменить методы преподавания, привычную последовательность этапов урока, внедрить новые методы, средства, формы организации педагогического процесса. В этих случаях он ставит такие цели: применить метод исследования трудовых операций, провести интегративный урок производственного обучения. Как организационные, так и методические цели являются вспомогательными в педагогическом процессе. Любая из рассмотренных целей по своей значимости может быть стратегической (главной, конечной, наиболее значимой) и тактической (этапной, промежуточной). Методика целеполагания не располагает точными рекомендациями по вопросу целеобразования (целеформирования, разработки цели). Разработка цели — процесс мыслительный, логико-конструктивный. Суть его заключается в том, чтобы: а) обобщить, сравнить определенную информацию; б) сделать выбор наиболее значимой информации; в) на ее основе сформулировать цель в единстве всех трех ее компонентов; г) принять решение о достижении цели. Такой же мысленный путь проделывает и учащийся, когда стремится предвидеть результаты своего поведения. Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Совпадение, взаимодействие целей педагога и учащихся — одно из важнейших условий успеха педагогического процесса в развитии его участников. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем. В заключение кратно остановимся на личностных основах целеполагания. В основе целеполагания всегда лежат потребности, возникающие под влиянием взаимодействия внешних и внутренние факторов существования человека. Человек не может жить без целей, если у него есть потребности, мотивы и интересы. Таким образом, как бы объективны ни были цели, их разрабатывают конкретные люди. Преподаватель и учащиеся имеют право ставить цели. Человек не может жить согласно готовым, заданным свыше целям. "Удовлетворите всем желаниям человека, — говорил К. Д. Ушинский, — но отымите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он". (Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / Изб. Псд. Соч.: в 2 т. М„ 1974. Т. 1 С. 542). В целеполагании немалую роль играют личные качества. Большую роль играют такие качества, как целеустремленность, упорство, воспитанность, терпимость, умение прислушаться к другому человеку. Целеустремленность помогает в достижении цели, упорство — в создании информационного обеспечения, высокие моральные качества — в правильном выборе цели, терпимость — залог того, что в педагогику, наконец, проникнет двуединство целей, будет осуществляться их взаимодействие. В свою очередь целеполагание способствует формированию этих качеств личности. Только обладая правом на постановку и достижение своих целей, которые существуют параллельно с рекомендуемыми педагогом целями, учащийся становится субъектом воспитательных отношений. При целеполагании педагогу рекомендуется быть очень острожным, неторопливым, ненавязчивым. Вредна излишняя детерминация деятельности целью, ограничение принятой целью свободы развивающейся личности. Психологи считают, что не все цели можно ставить в жесткой и конкретизированной форме. Если часто направлять личность на достижение чрезмерно конкретизированных целей, то можно вызвать опустошенность, безразличие к процессу их достижения. В то же время желательно, чтобы цели были реальными и даже диагностируемыми, т. е. проверяемыми по конечным результатам их достижения.
Задания для самостоятельной работы 1. Выпишите на память все понятия, используемые в тексте для характеристики педагогической цели, составьте тезаурус. Таблица 7
2. Разработайте и обоснуйте варианты целей на основе предложенной табл. 7, предварительно определив место, где можно достигнуть поставленную цель (на уроке, экскурсии, вечере, собрании и т. д.). 3. Подберите примеры постановки всех видов целей, используя собственный опыт, различные виды документации и беседы с преподавателями и мастерами училища. 4. Проведите рефлексию: вычлените все цели, которые вы ставили в течение дня, недели, и проанализируйтеих соотношение с целями обучения в вузе, техникуме.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (478)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |