Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Состав и структура содержания воспитания



2018-07-06 429 Обсуждений (0)
Состав и структура содержания воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Символ — условный знак, используе­мый для обозначения членов каких-либо объединений, а также пред­метов, явлений, элементов т. д. Атрибут — неотъемлемое сущест­венное качество каких-либо явлений, объектов, их устойчивая характеристика. Концепция — система взглядов, выражающая замы­сел совершения каких-либо действий. Гипотеза — предположение, выдвигаемое для объяснения причин тех или иных явлений, действий. Навыки — действия, сформированные в результате по­вторений и используемые затем для совершения более сложной деятельности. Навыки — это автоматизированные действия. Умение — сплав навыков и знаний, определяющий качество выполнения любой деятельности, значительно более сложное образование, чем навык или знание, взятые в отдельности. Это осознанное использо­вание системы навыков и знаний о них в деятельности в целом.

Раскроем основные направления содержания воспитания будущих рабочих, вытекающие из опыта поколений и выработанные многолетней практи­кой учебно-воспитательных учреждений.

Физическое воспитание обусловлено биологической природой человека. Общеизвестно, что от физического состояния учащегося во многом зависит успешность его учебной и производственной деятельности. Достижение физического развития учащегося есть основная цель физического воспитания в училище.

 

Рис. 5. Физическое воспитание учащихся

 

Для упрощения запоминания этого направления общественного опыта обо­значим его символически (рис. 5). Содержание физического воспитания учащихся включает: совершенствование организма подростка: внутренних органов, пропорций тела, нервной, двигательной и костно-мышечной систем — при сохранении и укреплении его здоровья; просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены, формирование механизма физического самовоспитания, самообразования, самообучения, стимулирование самовоспитания! воли, выносливости, настойчивости, само­дисциплины и т. д.; разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства, Специфика содержания физического воспитания будущих рабочих состоит в его профессионально целесообразном отборе. Усвоение этого содержания должно способ­ствовать развитию у учащихся профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия. Реализация этой программы физического воспитания в конечном итоге должна способствовать включению физкульту­ры и спорта в образ жизни подростка и юноши.

Физическое воспитание входит в содержание образования будущих рабо­чих. В учебном плане профучилищ есть такая дисциплина, как физкультура, Ее задача — дать учащимся физическое развитие и выработать профессио­нально значимые физические качества. Косвенно физическое воспитание мож­но осуществлять через другие дисциплины, особенно производственное обу­чение, вырабатывая соответствующее отношение к физическому здоровью, красоте тела, осанке. Физическое воспитание может пронизать всю работу с учащимися в училище, особенно внеучебную деятельность.

Индивидуальная работа с учащимися по их физическому воспитанию со­стоит из работы с физически ослабленными ребятами, с ребятами, освобож­денными от физкультуры и имеющими физические отклонения. Индивиду­альная работа — это и работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.

Содержание физического воспитания должно учитывать половые разли­чия учащихся. Для ПТУ это очень важно; в зависимости от мужских и жен­ских профессий в них много групп, состоящих только из юношей или наоборот, из девушек. Можно развить такие качества, необходимые мужчинам, как сила, точность и координированность движений, и нивелировать склонность к лени, сексуальности. В то же время посредством физического воспитания можно развить качества, необходимые женщинам: склонность к мелким и точным движениям, сметливость, а также притормозить или компенсировать развитие импульсивности, трусости.

Содержание физического воспитания распространяется на всю систему воспитания. Всем известны термины "физический труд", "физическое воздействие", "физическое наказание" и др.

Физический труд, в отличие от умственного, связан с исполь­зованием физических данных человека: силы, выносливости и т. п. Многие рабочие специальности относятся к разновидностям физи­ческого труда.

Физическое воздействие — это телесное воздействие. Чаще всего его связывают с физическим наказанием. Однако его широко можно использовать для стимулирования умственной деятельнос­ти (прикосновение к плечу, рукам). Телесные прикосновения добро­го, спокойного педагога способствуют появлению доверия в воспи­тательных отношениях учителя и ученика.

Эстетическое воспитание — одно из направлений содержания воспита­ния подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у учащихся эсте­тического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрас­ное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном, естественном стрем­лении человека к красоте. Эстетическая сторона предмета познания облегча­ет усвоение его учащимися. Для упрощения запоминания этого направления общественного опыта обозначим его символически (рис. 6).

Основная цель эстетического воспитания заключается в формировании у учащихся эстетического отношения к своей жизнедеятельности, к объектам действительности, к труду.

Содержание эстетического воспитания включает:

развитие эстетических чувств и эмоций, совершенствование эстетическо­го восприятия, развитие воображения учащихся;

эстетическое просвещение учащихся;

формирование механизмов эстетического самовоспитания, самообразова­ния и самообучения;

индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие ху­дожественных задатков, способностей и склонностей учащихся.

Содержание эстетического воспитания — это соответствующие знания учащихся (например о признаках прекрасного, художественных жанрах, ху­дожниках и музыкантах и их творениях и т. д.), навыки и умения (например по анализу, сравнению эстетических явлений, предметов), отношения к эсте­тическим свойствам объектов и творческие умения создавать эстетически ценные объекты.

Основные понятая эстетического воспита­ния: эстетика, эстетические отношения, эстети­ческое восприятие, эстетические чувства, вос­питание эмоций, художественное воспитание.

Эстетика — это наука о прекрасном, изучающая основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном или духовном про­изводстве, в быту, в общении людей, а также о формах эстетического сознания, таких как чувства, восприятие, потребности, вкусы, оценки, идеалы, категории. Эстетика еще изу­чает искусство, как высшую форму проявле­ния эстетического в обществе.

 

Рис. 6. Эстетическое воспитание учащихся

 

Эстетические отношения — это связь субъекта с объектами, обладающими эстетическими качествами, способствующая прояв­лению эстетических, т. е. прекрасных, качеств среды, окружающей учащегося.

Эстетическое восприятие — специфическое отражение под­ростком произведений искусства, объектов природы, социальной жизни, труда, культуры, имеющих эстетическую ценность.

Эстетическое чувство — чувство наслаждения, которое ис­пытывает человек при восприятии прекрасного в действительности и в произведениях искусства. Это высшие человеческие чувства.

Эстетический вкус — субъективная способность оценивать эстетические качества действительности.

Эстетический идеал — это чувственное представление или понятие о должном как прекрасном, материализуемое в искусстве и в практике.

Эстетическое воспитание по сути и есть формирование эсте­тических отношений, восприятия, чувства, вкуса и идеала. Содержание эстетического воспитания будущих рабочих заложено в учеб­ные планы ПТУ в такие дисциплины, как литература и эстетическое воспита­ние. В курс истории включены разделы о культуре. Учебный материал раз­личных дисциплин предоставляет определенные возможности для эстетичес­кого просвещения учащихся.

Внеучебная деятельность учащихся может предоставить более широкие возможности для их эстетического воспитания. Так, в училищах активно раз­вивается работа по дизайну, в том числе промышленному, технической эсте­тике, изучаются функционально-эстетические закономерности развития про­изводственной среды и производственной деятельности.

В ПТУ возможна организация художественного воспитания как составной части эстетического. Художественное воспитание — это воспитание средствами искусства способностей создавать худо­жественные ценности, в том числе и в сфере своей профессии. Вос­питанию способствует художественное творчество.

Трудовое и профессиональное воспитание является той частью опыта по­колений, без которой немыслима сама система профессионального образова­ния. По сути, здесь осуществляется профессионально-трудовое воспитание.

Сущность этого направления состоит в воспитании человека-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и об­щества. Для упрощения запоминания профессионально-трудового воспитания, как обязательной части общественного опыта обозначим его символи­чески (рис: 7).

Трудовое воспитание на Руси опиралось на трудовой характер жизни в семье, на про­изводстве, на образ жизни идеального трудо­любивого человека. Народ России был всег­да убежден, что только труд является осно­вой любого благополучия и благочестия. В мировоззрении русского человека, труд был высшим мерилом богоугодности. Во време­на Владимира Мономаха труд физический и умственный не противопоставлялись. Первый рассматривался как необходимая предпосыл­ка для успеха второго, а второй как облагора­живающий первый, делающий человека силь­ным и уверенным.

Рис. 7. Профессионально-трудовое воспитание учащихся

 

Трудолюбие, желание старательно и добросовестно работать всегда были главным народным идеалом, определяющим жизнеспособность народа. К труду у народа было отношение как к нравственному деянию. (О. Платонов. Русская цивилизация. Учебное пособие. М: Роман-газета, 1995 С. 65-69). В содержание профессионально-трудового воспитания современных уча­щихся входит:

формирование общетрудовых знаний, навыков и умений, положительно­го, сознательного и творческого отношения к труду;

профессиональное просвещение и ориентация в сфере труда и производ­ственной деятельности, экономики и права;

развитие механизма самовоспитания, самообразования и самообучения в сфере труда и профессиональной деятельности;

профессиональное образование, на основе профессионально-производи­тельного труда учащихся.

Опорными понятиями содержания профессионально-трудового воспитания являются: общественно полезный труд, производитель­ный труд, потребность в труде, трудовое обучение, экономическое воспитание, правовое воспитание, профессиональная ориентация, профессиональное воспитание.

Труд — деятельность человека, направленная на видоизмене­ние и приспособление к своим потребностям предметов природы и продуктов мышления.

Общественно полезный труд — это трудовая и обществен­ная деятельность, удовлетворяющая общественные потребности и интересы.

Производительный труд — труд, создающий материальные блага и продукты интеллектуальной деятельности, имеющие потре­бительную стоимость.

Потребность в труде выражает талое состояние человека, при котором он ощущает и осознает зависимость своего существова­ния, развития и благополучия от успешности своей трудовой дея­тельности.

Трудовое воспитание - воспитание базисных черт характера, обеспечивающих успех в труде, таких как трудолюбие, старатель­ность, добросовестность, потребность в труде.

Трудовое обучение — это ознакомление учащихся с основами техники, технологии, материалами, организацией и экономикой труда и производства.

Профессиональная ориентация — подготовка молодежи к выбору профессии, формирование интереса к ней.

Профессиональное воспитание — передача опыта осущест­вления профессиональной деятельности.

Экономическое воспитание — передача учащимся опыта пла­нирования, финансирования, учета и распределения продуктов тру­да.

Правовое воспитание — передача учащимся сведений о законах и нормах, имеющих юридическую силу в области трудовой де­ятельности и производственных отношений.

Такое обилие составляющих содержания профессионально-трудового воспитания делает его сложным, неоднозначным и много­факторным. Понятно, что оно очень зависит от внешних факторов: состояния производства, экономики, права, общего уровня культу­ры, положения рабочих конкретного производства и многого дру­гого.

Содержание профессионально-трудового воспитания будущих рабочих заложено в дисциплинах профессионального цикла обучения. Значительный объем дается в производственном обучении и производственной практике, во внеучебной деятельности — в самообслуживании, общественно полезном труде, в кооперативной и другой хозрасчетной деятельности и т. д.

Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта учащихся. Суть его в развитии сознания и самосознания, мышления, в формировании позна­вательной деятельности (рис. 8.).

Содержание умственного воспита­ния составляют:

развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функ­ций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мыш­ления, воображения;

умственное просвещение учащих­ся в области наук, деятельности, обще­ния;

формирование механизмов самооб­разования, самообучения, самооргани­зации умственной деятельности;

развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познава­тельных возможностей учащихся.

Рис. 8. Умственное воспитание учащихся

 

Содержание умственного воспитания строится на понима­нии таких категорий, как познание и познавательная деятельность, интеллект и интеллектуальная умственная деятельность, умственное развитие учащихся, знание, интеллектуальные уме­ния, интеллектуальные способности, интеллектуальные возмож­ности.

Познание есть отражение и воспроизведение действительнос­ти посредством мышления. Через познание постигается сущность предметов и явлений.

Познавательная деятельность — сознательная организация и самоорганизация познания действительности.

Интеллект — степень развития психических процессов че­ловека: ощущения, восприятия, мышления и т. д., обеспечивающих успешность познавательной деятельности. Интеллект — это спо­собность к обучению.

Интеллектуальная деятельность естьсознательная самоор­ганизация познания мира человеком. Это активное стремление к познавательной (мыслительной) деятельности. Нередко ее называ­ют деятельностью познавательной и умственной.

Умственное развитие есть развитие ума, т. е. мышле­ния, достигаемое в ходе интеллектуальной деятельности. Оно определяется объемом, качеством и структурой психических процессов, богатством применяемых мыслительных операций.

Знания — результат интеллектуальной (умственной, по­знавательной) деятельности, выраженной в усвоении понятий, категорий, принципов, фактов, событий, отражающих дейст­вительность в сознании человека.

Интеллектуальные умения — мыслительные действия, с помощью которых осуществляется познание, т. е. получе­ние и применение знаний. Эти умения называются также по­знавательными: мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и т. д.), мыслительные действия (дедукция, индук­ция), методы познания, приемы запоминания, воспроизведе­ния и применения знаний.

Интеллектуальные, или умственные, способности — способности, обеспечивающие успешность выполнения интел­лектуальной деятельности. Степеньих развития влияет на ум­ственные (интеллектуальные) возможности учащихся. Умственное воспитание будущих рабочих осуществляется прежде всего через образование и обучение как его составные части. В основу его содержания положены все направления общественного опыта. От­сюда следует, что умственное воспитание базируется на всех без ис­ключения составляющих этого опыта. Более подробно об этом мы еще расскажем.

Сложность умственного воспитания будущих рабочих состоит в том, что оно нередко противопоставляется трудовому и профессионально­му, отчего проигрывает и то и другое. Причина такого противопостав­ления лежит не только в низкой общей культуре педагогов и учащихся, но и в невысоком уровне развития производства, где много еще ручно­го труда, механической работы, требующих не столько умственных уси­лий и знаний наук, сколько простейших физических действий.

Ориентация на низкий уровень развития профессии подрывает ав­торитет умственного воспитания. В ближайшей перспективе с появле­нием рынка труда и рабочей силы должно произойти повышение инте­реса к интеллектуальному умственному развитию рабочего.

Духовно-нравственное воспитание — это обобщенное название несколь­ких направлений содержания воспитания учащихся. В основе обобщения ле­жит цель каждого из них (рис. 9).

 

Рис. 9. Духовно-нравственное воспитание учащихся

 

Содержание духовно-нравственного воспитания включает:

духовное;

моральное;

этическое;

патриотическое;

национальное и интернациональное;

политическое воспитание (просвещение).

В свою очередь, каждое из этих направ­лений включает:

формирование духовных начал челове­ка, его стремления к познанию себя и свое­го места на земле, в космосе;

нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики;

развитие механизмов нравственного самовоспитания, самообразования, самообучения, саморегуляции поведения;

воспитание морального и другого творчества, чувства свободы человека и ответственности за нее.

В основе содержания духовно-нравственного воспитания ле­жат понятия о морали, этике, идеологии, политике, мировоззрении, убеждениях.

Духовность - это такое состояние человека, которое характе­ризуется полной гармонией его тела, души и духа. Духовность как качество личности проявляется в способности человека осмысли­вать свою историю в единстве с историей своего народа, понимать свое жизненное назначение, нести ответственность за судьбы близ­ких людей, выполнять свой нравственный и гражданский долг.

Мораль (нравственность) — это форма общественного созна­ния, отражающая этические основы общественного бытия. Мораль представляет собой совокупность правил, норм общежития, пове­дения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, производству, обществу.

Этика — совокупность норм поведения людей определенной группы, профессии. В этом смысле можно говорить о рабочей эти­ке и даже этике учащихся профтехучилищ.

Идеология — это отражение объективного бытия с позиций потребностей и интересов определенного класса или общественных групп.

Политика комплексно (целостно) отражает тип общественных отношений (национальных, территориальных, классовых, экономи­ческих, производственных, воспитательных, правовых и др.) их связь с государством, правительством, правящей партией. Кратко рассмотрим содержание каждого из входящих сюда направле­ний.

Духовное воспитание — это воспитание ценностного отношения к жиз­ни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие человека. Это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, пра­ведности, благочестия и других качеств, способный придать высший смысл делам и мыслям человека, поднять его над земными трудностями и соблазнами.

Моральное воспитание есть опыт формирования сознания, нравствен­ных чувств и навыков нравственного поведения. Нравственное сознание обеспечивает знание нравственных принципов и норм поведения. Нравст­венные чувства — это переживание своих отношений к нравственным и безнравственным действиям окружающих и себя лично. Нравственное по­ведение — это следование нравственным нормам и принципам на практи­ке.

Этическое воспитание — воспитание правил хорошего тона, формиро­вание культуры поведения и отношений.

Патриотическое воспитание — воспитание чувства любви, историчес­кого родства и ответственности за свою Родину, формирование готовности прийти на защиту Родины и своего народа, желания и умения помогать нуж­дающимся. Патриотизм всегда гуманен.

Национальное и интернациональное воспитание — воспитание чувства соб­ственного национального достоинства, уважения к другим нациям и народам

Политическое воспитание (просвещение) есть формирование у учащихся политического сознания, отражающего отношения между государствами, на­циями, партиями, воспитание умения разбираться в них с позиции духовно-нравственных и этических.

Все направления воспринимаемого опыта тесно связаны между собой. В практике их невозможно разделить. Все вместе они способствуют формиро­ванию сознания как знания и понимания мира, это знание затем ложится в основу формирования мировоззрения как системы устойчивого взгляда на мир

Отдельные взгляды и отношения человека бывают настолько прочны, что превращаются в убеждения. Убеждения — это глубокая вера человека в идеи, взгляды, отношения.

Таково в общих чертах содержания человеческого опыта, который мы пере­даем подрастающим поколениям. Оно вмещает в себя гуманитарное и естест­веннонаучное содержание, духовное и физическое и направлено на все сторо­ны жизни человека, захватывает и побуждает к развитию всю его внутрен­нюю природу, все его возможности.

Перечисленное нами лишь основа. В целом содержание воспитания, его компоненты находятся в постоянном развитии. Так, сегодня активно разра­батываются новые направления: национального, интерсоциального, духов­ного в смысле религиозного воспитания, сексуального воспитания и др. Их элементы есть и в раскрытых традиционных направлениях, но не имеют чет­но определенного места. Это новые интегративные образования.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Возьмите учебное пособие по любой близкой вам технической дисцип­лине и проанализируйте одну из тем: выявите в ней понятия, законы, принци­пы, правила, символы и другие имеющиеся компоненты знания.

2. Используя понятия "труд", "общественно полезный труд", "производи­тельный труд", "потребность в труде", "трудовое обучение", "профессиональ­ная ориентация", "профессиональное воспитание", "экономическое воспита­ние", "правовое воспитание", составьте письменно рассказ о своем образова­нии в школе или ПТУ

3. Докажите, что умственная деятельность, познавательная деятельность — близкие (или разные) по смыслу понятия.

4. Выберите в тексте психологические понятия и составьте схему их упот­ребления.

5. Нарисуйте сами символы, обозначающие все направления, входящие в нравственное воспитание.

 



2018-07-06 429 Обсуждений (0)
Состав и структура содержания воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Состав и структура содержания воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)