Приспособление педагогического процесса к целям развития учащегося и педагога
Только что мы рассмотрели педагогический процесс и каждый его компонент в отдельности. Он описан статично, и может создаться впечатление о его жесткости и нединамичности, о его безразличии к человеку. Все как раз наоборот. И вот почему. Как мы уже говорили, каждый компонент педпроцесса имеет множество вариантов. Вспомните, что методов — более пятисот наименований, форм организации — более тысячи и т. д. Поэтому любой педагог стоит перед выбором: выбрав цель, он определяет приоритетные принципы, затем совершает еще более сложную процедуру выбора содержания, методов и средств. Этой работой он занимается бесконечно. Успешность ее зависит от следующих условий выбора: 1) духовно-нравственной ориентации педагога, его ценностного отношения к личности ребенка, понимания вторичности обучения перед воспитанием признания приоритета нравственного воспитания перед всяким другим: 2) наличия достаточно полного банка всех компонентов педпроцесса (перечня возможных целей, задач, принципов и т. д.); 3) терпеливого изучения и знания уровня развития учащихся, их внутреннего мира, степени сформированности механизмов самовоспитания, самообразования, самообучения; 4) честной самооценки собственных педагогических возможностей — умений использовать выбираемый компонент для развития учащихся; 5) понимания среды ее особенностей, традиций, взглядов, отношений, привычек; 6) умения выбирать компоненты, устанавливая их связь и зависимость между собой; 7) интуиции педагога, способности мысленно представлять на уровне предчувствия результат своей продуманной и спланированной деятельности. Соблюдение этих условий помогает педагогу в сложном деле построения педпроцесса. За счет выбора можно в каждом отдельном случае делать педпроцесс нравственно ценным и в тоже время обогащать его разнообразным, уходить от бесцельности и стандартности. Педагога, который любит процедуры выбора, владеет этой комбинаторикой (приемами соединения, сочетания компонентов), называют методичным. Динамичность педагогического процесса достигается также за счет взаимодействия его трех структур: педагогической, методической, психологической. О педагогической структуре мы вели речь на протяжении всей второй главы книги, когда выделяли в педпроцессе цель, принципы, содержание, методы, средства и формы организации воспитания, образования и обучения. Но осуществляется педпроцесс не как последовательная реализация этих компонентов; он имеет свою методическую структуру. Для ее создания цель разбивается на ряд задач (подцелей), в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, методическая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксирование увиденного и услышанного, обсуждение итогов. Типичный урок состоит из оргмомента, актуализации прежних знаний (проверки домашнего задания), усвоения новых знаний (объяснения нового материала), формирования навыков и умений (закрепления знаний). Педагогическая и методическая структура педпроцесса органично взаимосвязаны. При этом педагогическая структура является как бы сквозной, она проходит, повторяясь, через все методические этапы (таблица 19). Соотнести их между собой непросто. Это требует навыка и упорства, особенно в самом начале освоения.
Рис. 10 Вариант графика психологической структуры урока: I — познавательные процессы; II — мотивация учения; Ш — напряжение.
Кроме этих двух структур педпроцесс имеет третью, еще более сложную — психологическую. Во-первых, она задается последовательностью и интенсивностью протекания познавательных процессов у учащихся: восприятия, мышления, памяти и др. Ради их развития и непосредственно на их базе строятся и педагогическая, и методические структуры. Во-вторых, к психологической структуре относится проявление учащимися личных отношений, интереса, склонностей, мотивации учения. Сюда входит и нравственный климат в коллективе. Это особенно важно при отсутствии у учащихся внешних мотивов познания: экономических, социальных, идеологических. Педагогу приходится эти мотивы создавать самому. В-третьих, в психологическую структуру также входит психофизиологическая нагрузка учащихся и педагогов, выражающая подъемы и спады напряжения, как физического, так и нервной системы. Все три психологические подструктуры по уровню своего развития могут не совпадать. На рисунке 10 дан условный график одного из вариантов психологической структуры урока. На данном уроке восприятие, память и мышление либо плохо развивались, либо не востребовались вообще. Причем несколько повышенный “спрос” на них был перед концом урока. Мотивация учения постепенно росла, и ее пик пришелся на момент познавательной активности учащихся. Напряжение, напротив, сильным было в начале урока, видимо, при опросе, затем резко падало, в пик активности несколько возрастало, потом опять падало. Таблица 19
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (339)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |