Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.



2018-07-06 459 Обсуждений (0)
Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. 0.00 из 5.00 0 оценок




В педагогике термин "система" используется в двух смыслах. Во-первых, для обозначения качественного состояния педагогичес­ких явлений. Так, мы говорили о том, что педагогический процесс, личность учащегося, деятельность педагога — это системы, потому что по характеру своему они системны. Во-вторых, этот термин используется специально для обозначения некоторых педагогичес­ких образований. Например, мы работаем в системе образования, в системе профтсхобразования. Оба случая употребления термина "система" имеют общие признаки. Раскроем их.

Скажем, необходимо провести профориентациокную работу среду учащихся школ с целью оказания им помощи в выборе про­фессии. Педагог мысленно собирает факторы, влияющие на выбор (семья, класс, средства массовой информации, улица с подростко­выми неформальными образованиями, психологические возмож­ности самого подростка, особенности производства и учебных за­ведений региона и т. д.). Каждый из этих факторов, которые впредь мы будем называть компонентами, следует использовать для оказа­ния реальной помощи учащемуся, соизмеряя его желания с возмож­ностями их удовлетворения. Для построения системы профориентации все факторы важны. В этом состоит первый признак педаго­гической системы: для ее создания необходима полнота компонен­тов, причастных к достижению цели.

Второй признак подсистемы — наличие связей и зависимос­тей между компонентами. Проектируя системы, педагог подходит к этому процессу примерно так, как инженер к созданию машины, где каждая деталь служит для обеспечения условий действия дру­гой. Посредством установления таких зависимостей в системе профориентации, например, можно ликвидировать противоречия, углу­бить изучение возможностей самого учащегося, ослабить или уси­лить влияние на выбор учащимся профессии тех или иных факто­ров и т. д. Именно связи и отношения делают из набора компонен­тов систему.

Третьим признаком системы является наличие ведущего зве­на, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов. Та­ким ведущим звеном в системе профориентации должен стать сам учащийся, его способности, склонности и другие возможности. К сожалению, чаще мы создаем профориентационные системы на основе другой ведущей идеи — обеспечить плановый набор уча­щихся в ПТУ На это направляем все факторы, связи. До какой-то степени система работает. Но на определенной ступени неэффек­тивность созданной системы проявляет себя: учащиеся без интере­са осваивают профессию, стремятся ее сменить, не закрепляются на рабочих местах и т. д.

Наконец, четвертым признаком системы становится появле­ние у ее компонентов общих качеств. В системе профориентации такими могут стать устойчивая результативность, отношение к ней педагогов, подростков, их родителей, производственников и др.

Педагогические системы как объекты проектирования — это сложные об­разования, состоящие из разнокачественных компонентов. Например, в сис­темы входят люди — педагоги и учащиеся; материально-технические пред­меты — ТСО, ЭВМ; функции, выполняемые каждым из них. Их природа , внутреннее строение, возможности — все различно. Каждый из компонен­тов, в свою очередь, представляет собой системное образование.

Педагогические системы бывают малыми, средними, большими и супер­большими. К малым системам относятся отдельные системы воспитания уча­щихся. Например в ПТУ есть системы производственного обучения, внеучебной деятельности учащихся, профессиональной ориентации, правового вос­питания, профсоюзной работы и др. Этих систем много.

К системам средней величины относятся системы деятельности училища в целом, его работы с семьями учащихся, предприятием, предпринимателем и т. п. Это системы с внешними связями и связями малых систем между собой.

К большим педсистемам относятся системы образования района, города, области. Это, как правило, большие социально-педагогические комплексы, куда входят, помимо школ и училищ, учреждения культуры, производства, сфера быта и бытового обслуживания, а также управление данным регионом.

Суперсистемы (сверхбольшие системы) создаются для крупных по разме­ру и целям регионов, республики в целом.

К особым системам относятся наш воспитанник и мы сами. В нас проек­тируется то, что воспитывается в училище, дома, а затем используется как цель для проектирования других систем, "внеличностных" по характеру.

Каждая система имеет свое назначение (цель) и, следовательно, свой на­бор компонентов. Так, суперсистема профессионально-технического образо­вания включает в себя: цели развития, принципы построения и деятельности, содержание образования будущих рабочих, педагогический процесс, участ­ников — учащихся, педагогов, родителей, производственников, их права и обязанности, подсистему управления, материально-техническое, учебно-ме­тодическое, научное, финансово-юридическое обеспечение. Для создания ма­лой системы профориентации необходимы такие компоненты, как цели проф­ориентации в условиях данной школы или ПТУ, принципы создания систе­мы, информационное обеспечение, научная диагностика, кадры, осуществляю­щие работу, материально-техническое обеспечение и сами учащиеся.

Знание компонентов при проектировании любых педагогических систем обязательно, хотя их полный набор не всегда обеспечивается деятельностью педагогов. Приход ЭВМ в образование резко улучшит системообразование.

Педсистемы — это особые образования. Каждой из них присущи свои спе­цифические признаки:

они всегда имеют цель — развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды;

ведущим звеном в этих системах всегда является учащийся (воспитанник);

любая из них строится и действует как система открытая, т. е. способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их.

С какими конкретно педагогическими системами имеет дело инженер-пе­дагог? Фактически с любыми. Действительно, системы образования респуб­лики, региона, области, города, района, определяют, направляют деятельность более узких систем— ПТУ, школы. Те, в свою очередь, влияют на системы профессиональной подготовки учащихся, их эстетического воспитания, дея­тельности учебной группы и отдельного учащегося и педагога. По сути, все педагогические системы между собой связаны и взаимозависимы. Вот поче­му, работая в ПТУ, надо знать степень своей свободы и зависимости от тех систем, в которые оно входит.

В рамках систем создаются педпроцессы. Собственно, педсистемы и фор­мируются для создания благоприятных условий для педпроцессов.

Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирова­ния. Здесь к месту вспомнить его определение в той части, которая касается проектирования.

Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компо­нентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педаго­гов в их непосредственном взаимодействии.

О структуре педпроцесса во второй главе книги мы говорили подробно. Повторим лишь, что такие процессы в тех или иных формах организации создаются в любой подсистеме. В суперсистеме образования страны или об­ласти проводятся съезды, слеты, конференции, олимпиады, смотры, заседа­ния, "круглые столы", педчтения, выпускаются газеты или педагогические страницы в них и т. д. В средних и малых системах проектируется еще боль­ше педпроцессов. Мы уже рассматривали урок, беседу, экскурсию, экзамен .и т. д. Педпроцессы в больших системах нередко строятся для организации вза­имодействия самих педагогов, педагогов и представителей науки, культуры или управления. В малых же системах педпроцессы всегда обеспечивают вза­имодействие педагогов и учащихся, учащихся между собой.

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педпроцесса, а через него — в рамках определенной пед­системы.

Педагогическая ситуация — составная часть педпроцесса, характе­ризующая его состояние в определенное время и в определенном про­странстве.

Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе про­ведения уроки, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Про­ектирование педситуаций входит в проектирование самого процесса.

Значение педситуаций огромно. Собственно, через них проявляется педпроцесс. Эта клеточка концентрирует в себе все достоинства и недостатки педпроцесса и педсистемы в целом. Выражаясь как конкретные воспитательные отношения, педситуаций реализуют их возможности. Так, если на уроках рождается много конфликтных ситуаций между учащимися и педагогом, это значит, что и педпроцесс, и подсистема, в которую он входит, либо порочны, либо неверно реализуются.

Структура педситуаций внешне проста. В нее входят два субъекта де­ятельности (педагог и учащийся) и способы их взаимодействия. Но эта простота обманчива. Взаимодействие участников педситуаций строится как реализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности и обученности. Способ взаимодействия может охватывать любой компонент педпроцесса и даже все компоненты вместе взятые. Например, мастер хочет снять напряжение в отношениях группы с одним из учащихся. Он проектирует ситуации, в которых этот член группы смог бы проявить себя как человек интересный, симпатичный, честный и т. д. Для этого он ис­пользует методы поручения, выступления родителей мальчика перед груп­пой, доверия, поощрения. Выбранный метод и становится способом вза­имодействия.

Педситуаций могут возникать стихийно или предварительно проектиро­ваться. Но и те, что возникли стихийно, разрешаются продуманно, с предва­рительным проектированием выхода из них.

Феномен педагогической ситуации состоит в том, что, будучи интегративной по сути, она одна и даже набор ситуаций не могут заменить ни форму, ни систему в педагогике. Нельзя из ситуаций создать форму, как нельзя из форм создать педагогическую систему. В этом заключается чрезвычайная слож­ность любых педагогических явлений.

Проектирование педагогических ситуаций происходит как процесс "под­гонки" педагогического процесса под конкретных людей, оперативного учета реальной обстановки в ее мельчайших звеньях.

В педагогике ситуация выделяет­ся как действие педагога и учащихся в неизменных условиях. Стоит к раз­говору мастера с учащимся подклю­читься ребятам или другим педагогам, как сразу возникает другая ситуация.

Таким образом, любой педагог участвует в проектировании трех ти­пов объектов: педагогических систем, процессов и ситуаций (рис. 11). Все они проектируются взаимозависимо, с учетомих целостности и внутрен­него единства.

 

Рис. 11. Объекты педагогического проектирования:

I — подсистема; II — педпроцессы; III— педситуации

 

Это значит, что если где-то возникли сбои, снижается педагогическая эффективность, то следует улучшать проектирование не только данного объекта, но и того, в который он входит. Так, всеобщее падение уровня обученности учащихся в результа­те тех педпроцессов, в которые мы включаем их, породило потребность в изменении системы профтехобразования в целом, видов и типов ее учеб­ных заведений в частности. От построения системы зависит качество пед­процессов, от педпроцессов — качество педситуации и, следовательно, вос­питательных отношений. Эта аксиома, к сожалению, не всегда учитывается на практике.

 

Задания для самостоятельной работы

1. В педагогике существует точка зрения, согласно которой "содержанием педагогики как науки является изучение методов построения оптимальных педагогических систем" (Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. С. 19). Подумайте, согласны вы с этим суждением или нет. Обоснуйте свою точку зрения.

2. Назовите конкретные объекты, проектирование которых входит в обя­занность инженера-педагога.

3. Осуществите системный анализ такого объекта педагогического проек­тирования, как теоретическое обучение будущих рабочих.

4. Представьте себе, что к вам на уроки учащиеся предпочитают ходить без тетрадей. Ваши требования кардинально не меняют ситуации. Подумай­те, какие варианты решения этой конфликтной ситуации возможны? Что в этой ситуации зависит от проводимых вами уроков (педпроцессов) и что от системы работы училища?

 



2018-07-06 459 Обсуждений (0)
Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (459)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)