Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогическое проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.



2018-07-06 565 Обсуждений (0)
Педагогическое проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогическое конструирование (создание конструкта) — это даль­нейшая детализация созданного проекта, приближающая его для исполь­зования в конкретных условиях реальными участниками воспитатель­ных отношений.

Вы, вероятно, заметили, что термин "педагогическое проек­тирование" используется дважды в различных значениях. Один раз в названии третьей части книги — здесь педагогическое проекти­рование обозначает одну из важнейших функций педагога и соот­ветственно деятельность по ее выполнению. Другой раз — для обо­значения второго этапа (ступени) проектировочной деятельности. В данном случае термин употреблен в более узком значении. Избе­жать повторного употребления термина не удалось, и вот почему. Первоначально термин "проектирование" появился в технических науках, в них разрабатывались теория и методика проектировоч­ной деятельности. Мы многое заимствовали оттуда, конечно, с уче­том специфики педагогической деятельности. Желая сохранить сло­жившуюся структуру знания и терминологию, мы использовали в педагогике понятие "проектирование" в его втором значении. Па­раллельно с проектированием в технике проектирование разраба­тывалось и в педагогике и получило соответствующее название. Таким образом, возникло двойное употребление термина "проек­тирование".

Дадим краткую характеристику этапам педагогического проектирования. Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. В ка­честве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с ко­торыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации. Поставленная цель заставляет задуматься о том, где и когда воспитываемые у учащихся качества будут востребованы, в каких условиях и как реализованы. Например, мастер производственного обучения поставил цель сформировать у будущих токарей техническое мышление. Эта цель рождает идеи о путях ее достижения в конкретных условиях урока производственного обучения. Мас­тер определяет некоторые теоретические основы формирования технического мышления: вспоминает теорию поэтапного формирования умственных дей­ствий, основные признаки технического мышления, методы его диагностики. Отсюда он берет идеи, соответствующие поставленной цели, и мысленно со­здает свой целевой идеал, т. е. модель своей деятельности с учащимися. На создание такой модели влияет и личный опыт мастера, его понимание уча­щихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.

С создания целевой идеи начинает формироваться индивиду­альная педагогическая система педагога. В. А. Сухомлинский, вы­дающийся педагог, будучи директором школы, убедился на своем опыте в том, что "самый лучший план, который можно было бы порекомендовать, останется мертвым листом бумаги, если коллек­тив не воодушевлен каким-то поиском, какой-то идеей.... Уверяю вас, — писал он,— если поставите этот вопрос на обсуждение пе­дагогического совета, обсуждение будет очень интересным, родят­ся творческие замыслы. Инертность, которая в той или иной степе­ни живет еще во многих коллективах, уступит место интересу к свое­му делу" (Сухомлинский ВА. Указ. соч. С. 424.). А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский были неистощи­мы на создание все новых и новых педагогических моделей.

Создание таких моделей — начало творчества любого педагога; Соверше­ние мысленных процедур возможно благодаря моделирующей способности Психики. Мозг — огромное моделирующее устройство, способное создавать самые разнообразные модели педагогических систем, процессов, ситуаций. В нашу память "заносятся" данные и способы оперирования ими. Всякая ин­формация преобразует уже имеющуюся. Мозг постоянно строит и перестра­ивает модели. Зная это, педагог просто обязан в силу своей профессии разви­вать у себя способности к педагогическому моделированию, но при этом он должен помнить о возможности закрепления созданных моделей в сознании. Заготовленная однажды модель деятельности (действия) может многократно использоваться им и из динамичной, гибкой, постоянно перестраивающейся и развивающейся превращаться в статичную, неподвижную. Такие модели ведут к появлению стереотипов в работе педагога.

К сожалению, целевые идеи-модели нередко возникают под влиянием ад­министративных требований извне, под влиянием и в рамках инструктивных предписаний. Как доказал опыт, это ведет к формализму в работе с учащими­ся, к нивелированию их особенностей, к принижению роли педагога в дея­тельности профтехучилища.

Следующая ступень проектирования — создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительнос­ти. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды. Теоретически любой педагогический проект есть разновидность модели, хотя не всякая модель может доводиться до уровня проекта.

Третий этап проектирования — это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической де­ятельности — это уже методическая задача.

Формы педагогического проектирования — это документы, в кото­рых описывается с разной степенью точности создание и действие педа­гогических систем, процессов или ситуаций.

Каждому объекту и ступени проектирования присущи свои формы (табли­ца 22), их число и даже они сами могут меняться. Известно, что многие педа­гоги некоторые формы проектирования относят к формальному бумаготвор­честву, считают, что они избыточны. С одной стороны, такое отношение к проектированию есть следствие профессиональной неграмотности педагогов. С другой — результат разрыва слова и дела, девальвация слова, сложившая­ся в нашем обществе вообще и в народном образовании в частности. В тече­ние многих лет в школах и профтехучилищах ведется борьба с увеличением документации, сокращается число обязательных документов, упрощается их структура и т. д., но тенденция такова, что сократить формы проектирования не удается, напротив, число документов растет. Отсюда следует два важных вывода. Первый— без форм проектирования педагогу нельзя работать. Вто­рой— нахождение оптимального набора форм проектирования все еще оста­ется делом будущего. Остановимся на формах проектирования, которые при­няты сейчас в нашей системе образования. Рассмотрим две из них.

Концепция — это одна из форм, посредством которой излагается основ­ная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы по­строения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция стро­ится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обоб­щенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции— изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положе­ния, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.

Концепция профессионально-технического образования включает изло­жение общей методологии (основополагающей теории), раскрывающей роль и место профтехобразования в общественно-экономической системе страны и в системе образования. Методологический уровень концепции предполага­ет описание профессионально-технического образования как части целого, в котором оно функционирует. В концепцию также входит изложение других теоретических положений о непосредственной организации ПТО: его цели, задачи, принципы, направления развития, предполагаемая структура, кадры, права и обязанности, финансирование, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, описание аппарата управления.

Таблица 22



2018-07-06 565 Обсуждений (0)
Педагогическое проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогическое проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (565)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)