Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические основы педагогического проектирования. Новое мышление



2018-07-06 382 Обсуждений (0)
Психологические основы педагогического проектирования. Новое мышление 0.00 из 5.00 0 оценок




Учителя, сформировавшегося в 70-х — начале 80-х го­дов, часто винят во властности, агрессивности, в стремлении действовать с позиции запрета, нажима и силы. С одной сто­роны, это запуганный человек, с другой — диктатор. Такие проявления педагога-практика — следствие деформации пе­дагогического мышления.

Сделаем краткий экскурс в психологию. "Мышление есть опос­редованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях" (Общая психология. М. 1981. С. 238). Мышление — это логи­ческая ступень познания.

Развитие мышления очень зависит от профессии, отчего уче­ные признают существование так называемого профессионального мышления. В зависимости от профессии формируются его разно­видности. К видам профессионального мышления относятся педа­гогическое и техническое, совокупностью которых необходимо об­ладать инженеру-педагогу.

Педагогическое мышление — это обобщенное и опосредован­ное отражение различных проявлений педагогической действитель­ности. Проявляется оно в способности успешно решать постоянно возникающие педагогические задачи и противоречия. Для решения их педагогу-практику необходимы знания, навыки и умения, а так­же опыт, интуиция и т. д. Умение видеть, понимать, анализировать, сравнивать, моделировать, прогнозировать явления педагогической действительности, т. е. воспитательные отношения в ситуациях, процессах и системах, есть показатель педагогического мышления. Его объектом непременно является человек, в частности наш вос­питанник, его связи и отношения с другими людьми, предметами, действиями, направленными на его развитие.

Инженер-педагог, сориентированный на внимание к воспи­таннику, действуя в системе "человек—техника—человек", неиз­бежно должен обладать и техническим мышлением. Техническое мышление проявляется при решении технических задач. Под такой задачей обычно понимается любая, связанная с применением сово­купности знаний, навыков и умений в сфере производства.

Как педагогическое, так и техническое мышление многовариантны, оба имеют "выход" на формирование технологических, в нашем смысле проектных, решений. Особенностью этих двух ви­дов мышления является также то, что они базируются на накоплен­ных знаниях, носят оперативный и поисковый характер, предпола­гают творческий компонент. Мышление инженера-педагога "стро­ится" на стыке двух видов мышления.

Мышление, уровень его развития, определяет поведение пе­дагога, его отношения с воспитанником, с вверенной ему техникой. Ученые все чаще говорят о существовании "категориального пове­дения" (понятийного поведения). Современное состояние массово­го педагогического сознания таково, что именно оно сегодня стано­вится тормозом в проникновении новой технологии обучения в сис­тему образования. Современное мышление части педагогов меша­ет в проектировании новых гуманизированных педагогических сис­тем, процессов и ситуаций.

Старому, отжившему педагогическому процессу присуща ме­ханистичность, т. е. построение выводов, суждений, принятие ре­шений на основе простых мыслительных действий типа много — мало, соединить — разделить и т. д. Это мышление, как правило, однофакторное, однозначное. Педагог с таким мышлением считает всегда правым только себя, он не допускает диалога, сотрудничест­ва с учениками. Другим негативом такого мышления является ори­ентация сознания педагога на "верхние эшелоны власти", на реше­ния руководства. Это значит, что у такого педагога излишне полит­изированы воспитательные отношения, преобладает показуха и не­редко страх. Старое мышление — это стереотипное, неподвижное мышление, привыкшее к стандартам содержания и методов. Педа­гоги с таким мышлением создают неподвижные, неразвивающиеся педпроцессы, склонны к постоянным повторам, невнимательны к развивающейся личности учащегося. Как правило, это узкое мыш­ление неэрудированного человека. Такой педагог строит свои отно­шения с воспитанниками в форме поиска подтверждения своим ста­рым взглядам, идеям. У такого педагога жизнь расходится с тео­рией особенно сильно. Следует отметить еще одну черту отживаю­щего педагогического мышления — его монообъектность, монопред­метность. Учитель в этом случае думает о чем-то одном, забывает связи и отношения, упрощает системы, действует узко, без учета перспективы. Это мышление, как правило, ситуативно, оно не мо­жет быть прогностическим, стратегическим.

Такое мышление должно быть изменено, в противном случае педагогический процесс окончательно погубит природу человека, его экологию. Ведь этот процесс — реальная среда его существова­ния. Педагогический процесс, врываясь в мир молодого человека, отвлекает его силы на разрешение своих противоречий, обостре­ний. ломает естественно складывающиеся воспитательные отноше­ния Мертвый, окостенелый, недвижущийся педагогический про­цесс. где покой преобладает над движением, противоестествен мо­лодому растущему организму. Плохие воспитательные отношения не могут быть в хорошем педагогическом процессе и наоборот.

Какое же мышление нужно инженеру-педагогу, чтобы обеспе­чить грамотное построение педагогических систем, процессов, от­ношений?

Важнейшим признаком нового мышления педагога является его высокая нравственность. Педагогу противопоказано мыслить лукаво, конъюнктурно, агрессивно, тщеславно, комформистски, эго­истично. Нравственное мышление — это мышление долга, добра и любви, веры в силы ученика, мышление понимания и поддержки. Это культурологическое мышление, учитывающее конкретные этнокультурные факторы. Нравственное мышление педагога — это своего рода мысленный педагогический "оберег" ребенка.

Мышление педагога должно быть гибким и динамичным, спо­собным к саморазвитию, открытым новому. Гибкое мышление по­могает педагогу вовремя отказаться от скомпрометированных идей, действия, оценки, переключиться на новый вариант отношений с учащимися. Если педагог слишком долго упорствует в решении пе­дагогических проблем, он просто крадет время у своего воспитан­ника, способного к более быстрому развитию.

Современному педагогу необходимо иметь аналогическое мышление, способное подвергать сомнению свою деятельность, ограничивать себя, объективно оценивать себя и результаты своих действий, видеть просчеты, недостатки. Известно, что это — дви­гатель прогрессивного развития личности.

Глобальность и широта как обязательные качества нового мышления требуют от педагога большой эрудиции, умения охваты­вать проектируемую систему, процесс, ситуацию не только целином; но в их связи с явлениями более высокого порядка. Это мыш­ление как "взгляд сверху" в сочетании со "взглядом снизу" — от учащегося способствует более успешному разрешению возникаю­щих противоречий. Оно позволяет педагогу осмысливать целост­ность педагогических систем, процессов и ситуаций в пространст­ве и времени.

Конечно, педагогу-проектировщику нужно оригинальное мыш­ление, способное не только поддерживать традиции, но находить нестандартные, неповторяющиеся решения. Образцом в выработ­ке вариативных педагогических решений был А. С. Макаренко. Обилие приемов взаимодействия с ребятами, способов влияния, постоянный поиск новых создают впечатление, что он проектиро­вал педагогические явления как художник, как поэт не стесненный канонами, директивами, требованиями. Сегодня именно такой пе­дагог очень нужен ребятам, привыкшим к одним и тем же неизмен­ным и мало эффективным воздействиям, а потому не реагирую­щим на них.

Сформировать в себе новое мышление — значит перестроить его, уйти от негативных проявлений, сдерживать их. Этому слож­ному процессу перестройки мышления поможет рост духовно-нрав­ственного и интеллектуального потенциала педагога, его интуиция, смелость и желание превратиться из чиновника, выполняющего инструкции и требования, в педагога-интеллигента, человечного, благородного, великодушного и испытывающего чувство долга пе­ред своими воспитанниками, их родителями, народом. У педагога с новым мышлением нет приоритета методики или требований пе­ред душевным, нравственным в себе и ребенке.

Вместе с тем новое педагогическое мышление — это мышле­ние технологичное, т. е. положительно воспринявшее проектирова­ние и овладевшее им в педагогической деятельности. Педагогичес­кое проектирование — гарантия от случайного, поверхностного, непродуманного, путь к свободе как в учебной, так и в педагогичес­кой деятельности, это профессиональное творчество.

В процессе проектирования соблюдается разумный баланс между творческим мышлением и рациональным логическим по­строением. Оба процесса протекают одновременно, взаимно обога­щая друг друга. В этом отношении инженер-педагог находится в выгодном положении по сравнению с другими коллегами-педагогами. Обладая и педагогическим, и техническим мышлением, он более подготовлен к соединению рационального и иррационально­го в педагогической деятельности. Только на основе такого соеди­нения есть шанс создать принципиально новые проекты педагоги­ческих систем, процессов, ситуаций.

В процессе выработки критериев нового педагогического мыш­ления развиваются идеи воспитания определенного отношения к самому мышлению. В частности, предлагается посмотреть на него со стороны экологии. Согласно традиционному инструментально­му подходу к мышлению люди старались извлекать пользу из лю­бого предмета, каждого человека, из ситуации даже ценой их раз­рушения во имя поставленных целей и задач. Интеллектуальные процессы мы тоже привыкли оценивать по принципу их целена­правленности и результативности. При этом мышление само по себе стало лишь средством деятельности и не было самоценным (См.: Эпштейн М. Указ. соч. С. 382.). Эко­логический подход к мышлению изменяет эти представления. "...Инструментальное отношение к мысли, так же как и к природе, грозит саморазрушением человеку как мыслящему существу... Эко­логия мышления — это новая дисциплина разума... мышление от­крывается нам как самоценная потребность и чистая радость чело­веческого ума..." (Там же. С. 384.). Мыслители призывают охранять мышление от навязанных форм и контроля, от порождения им пустой "продук­ции", загрязняющей ноосферу.

 

 



2018-07-06 382 Обсуждений (0)
Психологические основы педагогического проектирования. Новое мышление 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические основы педагогического проектирования. Новое мышление

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)