Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование дисциплины у учащихся ПТУ



2018-07-06 649 Обсуждений (0)
Формирование дисциплины у учащихся ПТУ 0.00 из 5.00 0 оценок




Для системы профессионального образования проблема дис­циплины учащихся является чрезвычайно актуальной главным об­разом по причине ее нерешенности. Требуются либо новые условия для использования накопленного научно-педагогического знания, либо изменение самих знаний о дисциплине.

Исходным для определения понятия "дисциплина" является более широкое понятие "поведение".

Поведение — это активное взаимодействие человека с окру­жающим миром, опосредованное внешними и внутренними факто­рами. Для педагога поведение — это совокупность поступков человека в единстве сих внутренней обусловленностью, т. е. мотива­цией. В широком смысле поведение есть способ существования че­ловека, способного реагировать на внешнее воздействие и внутрен­нее состояние.

На поведение каждого из нас влияет много факторов. Это, прежде всего, биологические факторы: физическая конституция, состояние нервной системы и здоровья. К психологическим факто­рам относятся задатки, способности, интересы, эмоциональное со­стояние, направленность личности. Факторы педагогического ха­рактера включают в себя способы обучения и оценки успеваемости учащегося, отношение к отдельным предметам, учебную и другую нагрузку, дополнительные обязанности в училище и дома, нормы устава учебного заведения, характер взаимодействия учебной груп­пы и бригады, поведение педагога, свободное время учащихся. Кро­ме этих факторов действует и внешняя среда: семья и родители, величина города (села), традиции и обычаи жизни местного насе­ления, скорость экономических и социальных преобразований, сред­ства массовой информации. Знание этих условий помогает интер­претировать поведение учащихся.

Ознакомившись с такой характеристикой поведения, можно сделать вывод, что поведение — это простое приспособление чело­века к условиям жизни с целью добывания средств удовлетворения своих потребностей. Это далеко не так. В основе любого поведения лежат различные движущие силы, направляющие его в каждый данный момент.

В последние годы ученые приходят к большому согласию в толковании этого психолого-педагогичесиого и социокультурного феномена. Они объясняют поведение через посредство такого свой­ства личности, как направленность. Это понятие характеризует роль доминирующих факторов в поведении человека. Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от конкретных ситуаций. Такой подход позволяет объяснить разное поведение одно­го и того же человека в различных ситуациях. Для этого достаточно изучить его задатки, интересы, склонности, убеждения, идеалы, в которых и выражается направленность личности.

Из всего сказанного о поведении следует выделить одну важ­ную его особенность: оно основывается на взглядах, убеждениях, идеалах и, следовательно, во всех случаях глубоко морально. В ос­нове любого поведения лежит нравственность, а она — явление воспитуемое. Через воспитание общество управляет своими граж­данами.

Но нельзя сказать, что и этим можно до конца и однозначно объяснить поведение того или иного человека. Многие из нас уме­ют маскироваться, по-разному ведут себя в анонимных условиях, у многих людей, особенно у трудных подростков и юношей, возника­ет так называемое компенсаторное поведение. У лодырей, хулига­нов, например, есть защитные поведенческие формы: непослуша­ние, иллюзия послушания, противопоставление себя другим и т. д.

Дисциплина является существенной составной частью поведения. Сегодня под дисциплиной мы понимаем определенный поря­док поведения людей, обеспечивающий согласованность действий внутри коллектива, усвоение и выполнение установленных норм (правовых, моральных, политических, этических).

Формирование дисциплины рождает в каждом человеке такое качество, как дисциплинированность. По сути это есть привычка к дисциплине, организованность. Дисциплинированность включает в себя нравственную направленность личности, способность к мыс­ленному проектированию своего поведения и собственно практи­ческие действия.

Различают следующие виды дисциплины: трудовую, произ­водственную, технологическую, учебную, общественную, бытовую и др.

Трудовая дисциплина — это выполнение установленного тру­дового распорядка дня, регламентирующего режим работы пред­приятия, цеха, бригады: начало и окончание рабочего дня или сме­ны, перерывы на обед, отдых и т. д. Нарушения трудовой дисцип­лины проявляются в опозданиях, прогулах, преждевременном ухо­де с рабочего места.

Производственная дисциплина — соблюдение ритмичности работы, выполнение указаний и распоряжений руководителя, бережное отношение к материальным средствам, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, противопожарной охраны.

Технологическая дисциплина — это соблюдение режимов ра­боты оборудования, технических условий, последовательности, ме­тодов и способов обработки предметов труда. В основе технологи­ческой дисциплины лежит выполнение параметров технологичес­ких процессов, отступление от которых ведет к браку, ухудшению качества изделий, порче оборудования и в конечном итоге к допол­нительным затратам труда и материалов, снижению эффективнос­ти работы бригады, участка, цеха, предприятия.

Учебная дисциплина (школьная дисциплина) — это соблюде­ние правил, норм и требований организации жизнедеятельности училища и коллектива учащихся и педагогов, направленной на раз­витие личности учащегося. Дисциплина в условиях училища есть определенным образом установленный порядок жизни, призванный обеспечивать плодотворный труд учащихся, педагогов, обслужива­ющего персонала и руководителей. Она должна выражать гармо­нию интересов людей, объединенных в училищный коллектив. Со­знательная дисциплина учащихся — это их ответственное отноше­ние к учению, к различным видам трудовой и производственной деятельности, осознанное и добровольное выполнение правил по­ведения и устава своего учебного заведения, режима его работы. Учебная дисциплина включает в себя наличие верных представле­ний и понятий о дисциплине как норме организации учебной дея­тельности, готовность осознанно выполнять эти нормы, самокон­троль и самооценку поведения, преодоление собственной недисцип­линированности, самодисциплину.

Особенностью учебной дисциплины в ПТУ является то, что она включает в себя признаки всех трех выше охарактеризованных видов дисциплины.

Общественная дисциплина — это обязательное подчинение общественному порядку всех членов коллектива, высокая сознатель­ность, уважение правил общежития. Общественная дисциплина характеризует поведение учащихся в общественных местах, на ули­це, в кругу знакомых, в общественных организациях и движениях.

Бытовая дисциплина — это соблюдение правил, норм, тра­диций и обычаев семьи в кругу родственников и близких друзей. Бытовая дисциплина включает в себя самодисциплину, которая ха­рактеризует поведение человека, когда он остается один и не под­вергается постоянному социальному контролю, оценке со стороны присутствующих и их влиянию.

Во все определения разновидностей дисциплины входит по­нятие "правила". Под правилом принято понимать положение, от­ражающее закономерность соотношения явлений и выполняющее функцию предписания или требования.

Рассматривая дисциплинированность как качество личности, судят о дисциплине в целом, выделяя ее уровни: низкий, средний, высокий. Определяется это с помощью диагностики.

Наконец, коротко о психологических основах дисциплины. Будучи сложной чертой личности, дисциплинированность состоит из привычек и умений управлять собой и своим поведением, уме­ний подчинять его определенным правилам и требованиям, руко­водствоваться при их соблюдении нравственными нормами, чувст­вом долга и ответственности. Надежными психологическими пока­зателями дисциплинированности являются мотивы дисциплинар­ных поступков, воля как регулятор поведения, а также эмоции и чувства. Мотивы, воля и чувства — три психологические основы дисциплины. Дисциплина в итоге зависит от потребностей, выра­женных в мотивах, сдержанности или, напротив, несдержанности (аффективности) подростка, от силы эмоций (радость, гнев). От силы, устойчивости, сформированности этих основ зависит и уро­вень сформированности самой дисциплинированности, появление негативных форм ее проявления: лености, лживости, нерешитель­ности, неуверенности, упрямства и слабоволия.

Прежде чем раскрыть вопрос о проектировании процесса фор­мирования дисциплины у учащихся ПТУ, напомним, что такое мо­лодежная субкультура (подкультура). Это, условно говоря, состав­ная часть общей культуры, включающая в себя все, что создается обществом для детей, подростков и юношества и что создается ими самими. Выражается молодежная субкультура в наличии ценнос­тей, установок, способов деятельности, форм общения. Она имеет конкретно-исторический характер, обладает относительной автоно­мией. Это обстоятельство надо помнить при проектировании, по­скольку подростки и молодежь формируют свои правила взаимоот­ношений, свои нормы морали. Примером могут служить подсказка и списывание, распространенные в сегодняшнем училище.

Другое обстоятельство, важное для решения проблемы дисцип­лины,— сензитивность возврата к той или иной задаче. Сензитивность — это оптимальное сочетание условий для развития опреде­ленных психических свойств и процессов. Так, "поздний" подросток не располагает условиями для успешного формирования дисципли­нированности. Он сориентирован не на педагога и его требования, а на мнение друзей, приятелей. Поэтому формировать дисциплину в этом возрасте чрезвычайно трудно, тем более что подросток успева­ет обзавестись привычками, отношениями, оценками.

Учтем эти особенности развития учащихся ПТУ при рассмот­рении компонентов педагогического процесса по формированию дисциплины.

Задачи этого процесса, как правило, выводятся из понимания личностного качества — дисциплинированности. Поскольку имен­но это качество мы формируем в процессе воспитания, оно высту­пает конечным педагогическим продуктом. Исходя из состава по­нятий "дисциплина" и "дисциплинированность", можно предложить наиболее общий набор педагогических задач:

осуществление нравственно-этического воспитания уча­щихся;

правовое и нормативное просвещение учащихся;

обучение умению составлять внутренний план действий;

обучение самоанализу, самоконтролю и самооценке;

воспитание воли и саморегуляции;

воспитание культуры чувств;

формирование навыков культуры общения. Как видим, абсолютное большинство задач связано с само­воспитанием.

В качестве принципов организации воспитания дисциплины можно использовать следующие:

индивидуально-ориентированный подбор задач, содержания, методов и приемов воспитания;

единство воспитания и самовоспитания;

сознательного отношения к дисциплинированному поведению;

дифференцированного и индивидуального подхода к уча­щимся;

деятельностной основы используемых форм и методов;

систематичности и постоянства проведения работы.

Вдумаемся, что дает реализация этих принципов? Каким они делают педагогический процесс? Во-первых, полностью обращен­ным к внутреннему миру подростка и юноши. Во-вторых, дейст­венным, т. е. формирующим, а не информирующим. В-третьих, осознанным, добровольным для воспитанников. Любой другой пе­дагогический процесс легко перерастает в формальный, назидатель­ный и авторитарный. Примеров этому из жизни учебных заведе­ний слишком много.

Содержание педагогического процесса по формированию дис­циплины, его отбор зависят от многих факторов: от уровня разви­тия дисциплинированности учащихся, от видов дисциплины, кото­рые надо у них сформировать, от конкретных форм проявления не­дисциплинированности (опоздания на занятия или работу, нераци­ональное использование времени, невыполнение норм выработки, употребление алкоголя и наркотиков, сквернословие и др.). В зави­симости от этого и выбирают источники содержания воспитания учащихся в темы для работы с ними. Так, употребление алкоголя требует сосредоточить внимание на темах о его вреде, о средствах борьбы с алкоголизмом, о воспитании воли и т. д. Для преодоления лжи, естественно, надо обратиться к психотерапевтическому зна­нию и т. д.

Методов формирования дисциплинированности учащихся очень много. Прежде всего, это методы разумной и четкой органи­зации всего учебно-воспитательного процесса, соблюдение НОТ преподавателя и учащегося, хорошая организация урока, процесса самовоспитания, создание благоприятного социально-психологичес­кого климата в коллективе. В сильных коллективах, где хорошо ор­ганизован учебно-воспитательный процесс, гораздо реже появля­ются конфликты на почве дисциплины учащихся.

В училищах широко распространены методы убеждения: ин­дивидуальная беседа, личный пример педагога, опыт лучших про­изводственников, выражение общественного мнения. Применяют­ся также методы принуждения: требование неукоснительного вы­полнения инструкций, правил, уставов, система наказаний за про­ступки, приказ, задание и др. Частью них представляет собой груп­пу административных методов.

Особую роль в воспитании дисциплины играют методы сти­мулирования: поощрение и порицание. Видов поощрения много:

похвала, награда, подарок, доброе слово. К сожалению, вучилищечаще применяются методы порицания. Порицание в смысле нака­зания призвано охранять от произвольных нарушений нормы. За­дача наказания—способствует послушанию. Но оно ни в коем слу­чае не должно быть местью педагога, ибо педагогическое наказа­ние есть не способ удовлетворения субъективного чувства оскорбленности, а способ достижения объективной цели. В принципе вся­кое наказание стремится сделать себя излишним в будущем ("что­бы больше так не делал").

Особую группу представляют методы приучения, выработки привычек: организационные игры, повторения, уроки этики, упраж­нения (например упражнения в технике общения, разбор конфликт­ных ситуаций, создание ситуаций выбора).

Из организационных форм воспитания дисциплины особой по­пулярностью пользуются беседы, диспуты, посещение открытых "судов", собраний по обсуждению поведения. Особых форм для этих целей не существует.

Теперь о технологии педагогического процесса по воспитанию дисциплины. Единых предписаний здесь нет. На сегодня опробированы лишь отдельные компоненты этих технологий.

Один из таких компонентов — диагностика уровня развития дисциплинированности учащихся. Сама диагностика — уже есть метод воспитания. Ее результаты помогают в проектировании ин­дивидуальной работы с учащимися. Любая форма воспитания дис­циплины строится на диагностике.

Другой компонент — развитие воспитательной мобильности учащихся как их готовности и способности взаимодействовать с педагогом и адекватно реагировать на воспитательные отношения. Воспитательная мобильность определяет позицию личности в пе­дагогическом процессе. Без готовности учащихся как исходной по­зиции невозможно формировать дисциплинированность: возника­ет разве что противодействие учащихся педагогу, взаимное непо­нимание. Воспитательная мобильность есть в известном смысле воспитуемость и обучаемость учащихся.

Еще один компонент любой формы воспитания дисциплини­рованности —непременное использование народной, национальной педагогики, опора на обычаи, нравы, привычки, нормы, вкусы, ав­торитеты, мораль, религию. Это та платформа, на которой легче

"укладываются" современные и не всегда гуманизированиые сред­ства дисциплинирования, если они взаимно согласуются. Народная педагогика может служить критерием ожидаемой эффективности новых методов и средств воспитания.

Мощным компонентом технологии дисциплинирования буду­щих рабочих могут быть правила, методические рекомендации, инструкции, доводимые до учащихся. Сих помощью формируется правовое сознание, сдерживающее недисциплинированность. Не­плохо использовать экономические способы воздействия опять же через инструкции, т. е. правовые акты.

Большую роль в технологии воспитания дисциплины играет оценка поведения каждого учащегося или группы учащихся в це­лом. Эта оценка не зависит от успеваемости и определяется с уче­том возможности ученика действовать соответствующим образом.

Оценка поведения складывается из оценки прилежания, оцен­ки отношения к учебе и труду и оценки способности к сотрудниче­ству. Ученые рекомендуют вовлекать учащихся в процесс оценива­ния и самооценивания, ибо через это тоже происходит усвоение норм поведения.

Оценивание поведения осуществляется не через отметку, а через характеристику. Только в ней можно раскрыть развитие лич­ностных проявлений в течение длительного времени, выделить наи­более типичные элементы поведения, отметить силу педагогичес­кого воздействия, наметить перспективные линии развития поведе­ния учащегося и дать советы, как исправить недостатки.

При проектировании форм воспитания дисциплины учащих­ся следует помнить о компенсаторных тенденциях в их поведении. Для учащихся профессионально-технических училищ это очень характерно.

Наконец, следует упомянуть о постоянно вводимых в любую форму воспитания различных компонентах, ломающих, разруша­ющих стереотипы, ликвидирующих барьер между прежними пред­ставлениями о допустимых нормах дисциплины и новыми требо­ваниями к ней. Иными словами, в любую дисциплинирующую фор­му организации педпроцесса следует включать компонент перевос­питания как средство преодоления недисциплинированности.

Из этих компонентов складывается педагогическая техноло­гия воспитания дисциплинированности учащихся.



2018-07-06 649 Обсуждений (0)
Формирование дисциплины у учащихся ПТУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование дисциплины у учащихся ПТУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (649)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)