Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК КОМПОЗИТОРОВ-РОМАНТИКОВ



2018-07-06 815 Обсуждений (0)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК КОМПОЗИТОРОВ-РОМАНТИКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Билет№1

№1 Муз. Романтизм. Характеристика направления.

ПОЯВЛЕНИЕ РОМАНТИЗМА И ЕГО ЭСТЕТИКА

В то время как в Европе вершился промышленный переворот, в сердцах европейцев крушились надежды, возложенные на Великую французскую революцию. Культ разума, провозглашённый эрой Просвещения, был низвергнут. На пьедестал взошёл культ чувств и естественного начала в человеке.

Так появился романтизм. В музыкальной культуре он просуществовал чуть больше века (1800—1910), тогда как в смежных сферах (живописи и литературе) его срок истёк на полстолетия раньше. Пожалуй, в этом «виновата» музыка – именно она была на вершине среди искусств у романтиков как наидуховнейшее и наисвободнейшее из искусств.

Впрочем, романтики, в отличие от представителей эпох античности и классицизма, не выстраивали иерархию искусств с её чётким делением на виды и жанры. Романтическая система была универсальной, виды искусств могли свободно переходить друг в друга. Идея синтеза искусств была одной из ключевых в музыкальной культуре романтизма.

Эта взаимосвязь касалась и категорий эстетики: прекрасноесоединялось с безобразным, высокое – с низменным, трагическое – с комическим. Такие переходы связывала романтическая ирония, она же отражала универсальную картину мира.

Всё, что имело отношение к прекрасному, обрело новый смысл у романтиков. Природа стала объектом поклонения, художника боготворили как высшего из смертных, а чувства превозносились над разумом. Бездуховная реальность противопоставлялась мечте, прекрасной, но недостижимой. Романтик с помощью воображения строил свой новый, непохожий на другие реальности, мир.

КАКИЕ ТЕМЫ ИЗБИРАЛИ ХУДОЖНИКИ РОМАНТИЗМА?

Интересы романтиков ярко проявились в выборе избираемых ими тем в искусстве.

· Тема одиночества. Недооценённый гений или одинокая личность в обществе – эти темы были основными у композиторов этой эпохи(«Любовь поэта» Шумана, «Без солнца» Мусоргского).

· Тема «лирической исповеди». Во многих опусах композиторов-романтиков присутствует налёт автобиографичности («Карнавал» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза).

· Тема любви. В основном это тема неразделённой или трагической любви, но не обязательно («Любовь и жизнь женщины» Шумана, «Ромео и Джульетта» Чайковского).

· Тема пути. Её ещё называют темой странствий. Душа романтика, раздираемая противоречиями, искала свой путь(«Гарольд в Италии» Берлиоза, «Годы странствий» Листа).

· Тема смерти. В основном это была духовная смерть (Шестая симфония Чайковского, «Зимний путь» Шуберта).

· Тема природы. Природа в глазах романтика и оберегающая мать, и сопереживающий друг, и карающий рок («Гебриды» Мендельсона, «В Средней Азии» Бородина). С этой темой связан и культ родной земли (полонезы и баллады Шопена).

· Тема фантастики. Воображаемый мир для романтиков был намного богаче реального («Волшебный стрелок» Вебера, «Садко» Римского-Корсакова).

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА

Музыкальная культура романтизма дала толчок развитию жанрам камерной вокальной лирики: балладе («Лесной царь» Шуберта), поэме («Дева озера» Шуберта) и песням, часто объединяемым в циклы («Мирты» Шумана).

Романтическая опера отличалась не только фантастичностью сюжета, но и прочной связью слова, музыки и сценического действия. Происходит симфонизация оперы. Достаточно вспомнить «Кольцо нибелунгов» Вагнера с развитой сетью лейтмотивов.

Среди инструментальных жанров романтики выделяют фортепианную миниатюру. Чтобы передать один образ или минутное настроение, им достаточно небольшой пьесы. Несмотря на свой масштаб, пьеса бурлит экспрессией. Ею может быть «песня без слов» (как у Мендельсона), мазурка, вальс, ноктюрн или пьесы с программными названиями («Порыв» Шумана).

Как и песни, пьесы порой объединяются в циклы («Бабочки» Шумана). При этом части цикла, ярко контрастные, всегда образовывали единую композицию за счёт музыкальных связей.

Романтики любили программную музыку, соединявшую её с литературой, живописью или другими искусствами. Поэтому сюжет в их сочинениях часто управлял формой. Появлялись одночастные сонаты (си-минорная соната Листа), одночастные концерты (Первый фортепианный концерт Листа) и симфонические поэмы («Прелюды» Листа), пятичастная симфония («Фантастическая симфония» Берлиоза).

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК КОМПОЗИТОРОВ-РОМАНТИКОВ

Синтез искусств, воспетый романтиками, повлиял на средства музыкальной выразительности. Мелодия стала более индивидуальной, чутко реагирующей на поэтику слова, а сопровождение перестало быть нейтральным и типичным по фактуре.

Гармония обогатилась невиданными красками, чтобы поведать о переживаниях героя-романтика.Так, романтические интонации томления отлично передавали альтерированные гармонии, усиливающие напряжение. Романтики любили и эффект светотени, когда мажор сменялся одноимённым минором, и аккорды побочных ступеней, и красивые сопоставления тональностей. Новые эффекты обнаруживались и в натуральных ладах, особенно когда требовалось передать в музыке народный дух или фантастические образы.

В целом мелодия у романтиков стремилась к непрерывности развития, отвергала любую автоматическую повторность, избегала регулярности акцентов и дышала выразительностью в каждом своём мотиве. А фактура стала настолько важным звеном, что её роль сравнима с ролью мелодии.

№2 Ф. Шуберт. Прекрасная мельничиха.

«Прекрасная мельничиха» (op.25, D795) (нем. Die schöne Müllerin) — первый вокальный цикл Франца Шуберта на слова Вильгельма Мюллера. Состоит из 20 песен. Сочинён в 1823 году, за четыре года до второго цикла «Зимний путь» и посвящён другу Карлу фон Шёнштейну. На русском языке известен в переводе И. Тюменева и А. Машистова.

Стихи Мюллера — незатейливая повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника-подмастерья. Во время своих скитаний по свету юноша нанимается работником на мельницу. Полюбив дочь хозяина, он отдает ей всю силу первого беззаветного чувства. Но его любовь и преданность не находят отклика в душе прекрасной мельничихи, — она предпочитает смелого охотника. В тоске и горе молодой подмастерье хочег броситься в светлые воды ручья и на дне его найти последнее успокоение.

Этот наивный и трогательный рассказ о любви и страданиях простого человека глубоко отозвался в душе Шуберта. Многое в мюллеровских стихах совпадало с переживаниями и судьбой самого композитора. С огромным увлечением работал Шуберт над сочинением этих песен, извлекая из текстов Мюллера сокровища истинной поэзии.

Сюжет

Молодой мельник-подмастерье скитается по свету в поисках любви без памяти. Кто ищет, тот всегда найдет. Устроившись на мельницу, он влюбляется в дочь хозяина ветряка. Жаль, что столь искреннее и первое чувство не нашло отклика в сердце красавицы. Ей милее смелый и отважный охотник. Это отравляет сердце юноши, он отправляется в путь. Единственным другом становится ручей. Его светлые воды станут утешением романтического героя. Жизнь не кончилась, но сердце уже никогда не станет прежним.

Содержание

«Прекрасная мельничиха» представляет собой первый в истории классической музыки романтический вокальный цикл. Главной особенностью является концепция романа с сюжетной линией. Произведение относится к лирико-драматическому жанру. Цикл включает в себя 20 миниатюр.

«Прекрасная мельничиха» распадается на два миницикла:

1. №1-10 – Искренние надежды молодого мельника на взаимность;

2. №11-20 – Рухнувший мир, поглощенный сомнениями, ревностью и глубокой печалью.

Мотив ручья обрамляет композицию, что наиболее ярко проявляется в первом и последнем сочинении. Тем не менее музыка 1 и 20 номера серьезно отличается по настроению.

Наиболее яркими номерами в цикле «Прекрасная мельничиха» являются следующие номера:

  • №1. «В путь» представляет собой экспозицию ручья. Главный герой находится на природе с ощущением полной гармонии с этим миром. Музыкальные приемы максимально просты и передают народную песенность. Характер бодрый и энергичный полностью отражает настроение главного героя.
  • №2. «Куда?». Песня повествует о том, что мельник поддался зову ручья, он идет вслед за ним. Сочинение пронизано народными интонациями. Аккомпанемент подражает движению ручейка. Юная наивность, незатейливая мелодия, кажется, что вся жизнь готовит только радость, счастье и любовь. Герой даже не подозревает, какой бывает жесткой реальность.
  • №5. «Праздничный вечер». Номер экспонирует два разных мира, а также открывает зону предыкта к местной кульминации, которая произойдет в номере 7. Форма трехчастная с контрастной серединой демонстрирует различия мировоззрений лирического героя и выбранной им спутницы.
  • №6. «Любопытство». Сочинение отличается использованием большого количества по-настоящему тонких, художественных приемов. Мелодия извилистая имеет достаточно лирический характер. Она изобилует хроматическими интонациями и явно отличается от народно-песенного склада, присутствующего в предыдущих номерах. Фразы обрываются паузами, лирический герой словно начинает подозревать о происходящем, но он все еще не верит, что любимая не ответит взаимностью. Фортепианная партия гибкая, подстраивается под вокальную мелодию. Постоянная смена лада демонстрирует переменчивость взглядов.
  • №7 «Нетерпение» является местной кульминацией цикла. Эмоциональный накал приходится на слова «Твой я навек!». В душе закрадывается сомнения, касающиеся верности его подруги по жизни.
  • №11 «Моя» представляет собой ответ, на поставленные вопросы сомнения, изъявленные в седьмом номере. В этом сочинении отчетливо начинает чувствоваться горечь предстоящей драмы. Форма трехчастная с контрастной серединой позволяет выразить перемену настроения лирического героя.
  • №14 «Охотник». Сомнения мельника подтвердились. У него есть соперник, которому уже принадлежит сердце прекрасной мельничихи. Косвенная экспозиция охотника проводится через жанр народной охотничьей песни каччи. В аккомпанементе прослеживаются беспокойство и смятение, касающиеся лирического героя.
  • №15 «Ревность и гордость» выявляет весь накал чувств, накопившийся в душе у мельника. Он больше не может сдерживать собственной обиды. Его не любят, а он готов отдать ради девушки все, что у него есть. Проявляется музыка отчаяния и скорби. Для него все кончено, но это не финальный аккорд.
  • №19 «Мельник и ручей» представляет собой своеобразный диалог ручья и мельника. При этом партия лирического героя полностью пронизана меланхолическими интонациями. Партия ручья написана в одноименном мажоре, она пронизана светом и надеждой на лучшее будущее и имеет волнообразную фигурацию.
  • №20. «Колыбельная ручья» - это завершающий номер, пронизанный меланхоличным настроением, то мажорной тональности. Герой смирился с ситуацией, он принял несправедливость жизни по отношению к себе. Но вопреки всему он продолжает жить, об этом говорит мажорное завершение произведения. Он больше не будет так наивно прост.

Композитор сумел передать в вокальном цикле «Прекрасная мельничиха» маленькую историю о том, как простой мельник способен на по-настоящему искренние чувства, на высокую любовь. Но он остался один на один с собственной не разделенной любовью. К счастью, природа помогла ему забыть горе и продолжать идти своей дорогой.

Билет№2

№1 Ф. Шуберт. Жизненный и творческий путь.

Франц Шуберт – немецкий композитор, родился в Вене, в 1797, умер там же, в 1828, сын учителя приходской школы венского предместья Лихтенталь. Семи лет он стал учиться музыке, а 11-ти лет, благодаря своему прекрасному голосу и музыкальности, был принят в хор придворной императорской капеллы. Беря уроки композиции у Сальери, Шуберт в то же время развивал свои музыкальные способности знакомством с произведениями Моцарта и Гайдна. Кроме занятий на фортепиано, он начал играть и на нескольких струнных инструментах, добившись таких успехов, что 15-ти лет уже мог заменять на репетициях первую скрипку в оркестре, составленном из певческого хора, где он был солистом.

В 1814, чтобы избежать рекрутского набора, Шуберт сделался помощником отца в школе и пробыл в этой должности три года. Между тем, многие из его сочинений привлекли к себе внимание любителей и знатоков музыки. В 1818 князь Эстергази пригласил Шуберта в качестве учителя пения и игры на фортепиано в свое венгерское имение, но осенью тот вернулся в Вену, где почти безвыездно прожил до конца своих дней. Шуберт никогда не состоял ни на какой службе. От предложенного ему места придворного органиста он отказался. Место помощника капельмейстера при императорской капелле, которого он добивался, Шуберт неполучил и прожил всю жизнь почти в бедности.

Умер он, не дожив до 32 лет, от скоротечного брюшного тифа. Тело Франца Шуберта покоится на Верингском кладбище, недалеко от могилы Бетховена. В 1872 ему был воздвигнут в венском городском парке памятник работы Кундмана.

Творчество.

Франц Шуберт был одним из талантливейших и плодовитейших композиторов. Он оставил после себя около тысячи сочинений: несколько оконченных и неоконченных опер, оперетт, увертюр («Розамунда», «Фьерабрас», «Альфонсо и Эстрелла» и др.), месс, 2 Stabаtmater (богослужебные песнопения), «Аллилуйя», восьмиголосный гимн для мужского хора с сопровождением духовых инструментов и другие мелкие церковные композиции; множество песен (из которых наиболее известны циклы «Лебединая песня», «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), несколько симфоний, несколько произведений камерной музыки и пр. Рядом с этими шедеврами Шуберта стоят его многочисленные сочинения для фортепиано: сонаты, impromptus, полонезы, марши. Из последних некоторые прекрасно инструментованы Листом. Все эти произведения показывают необычайное богатство фантазии, мелодической и гармонической изобретательности, а также удивительную свежесть чувства и выражения.

Хотя талант Шуберта преимущественно лирический и с особенной яркостью проявляется в мелких музыкальных формах, он и как симфонист стоит на такой высоте, что его смело можно назвать сразу после Бетховена. Только близостью к нему по времени великого композитора и кратковременностью жизни Шуберта можно объяснить то, что, за исключением его трио Esdur, ни одно из его больших инструментальных произведений не было оценено его современниками. Только его песни приобрели громадную популярность еще при жизни Шуберта, и то главным образом благодаря прекрасному исполнению певца Фогля. Так, например, целых пять лет понадобилось для того, чтобы написанный в 1816 «Лесной царь» проник в публику. И даже тогда, когда, благодаря песням Шуберта, имя его стало известно во всей Германии, спрос на его произведения все еще оставался весьма слабым. Едва ли шестая часть всех его песен была издана при его жизни.

Однако после смерти Шуберт вошел в такую моду, что его романсы и баллады пелись по всей Европе. Этот род музыки был его созданием; он имел в нем массу подражателей и последователей, но никто из них не может с ним соперничать. Каждая из этих маленьких пьес – законченная драма, где не только мелодия, сила и глубина чувства, но малейшие детали аккомпанемента способствуют целости и законченности впечатления.

№2 Ф. Шуберт. Симфония 8.

«Неоконченная симфония» си минор DV 759 (при издании был присвоен № 8) — одно из самых знаменитых симфонических произведений австрийского композитора Франца Шуберта. Написана осенью 1822 года.



2018-07-06 815 Обсуждений (0)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК КОМПОЗИТОРОВ-РОМАНТИКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК КОМПОЗИТОРОВ-РОМАНТИКОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (815)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)