Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности становления самодеятельного художественного творчества в России в XIX в.



2018-07-06 2274 Обсуждений (0)
Особенности становления самодеятельного художественного творчества в России в XIX в. 4.50 из 5.00 4 оценки




 

Самодеятельность советского периода стала во многом организуемой, управляемой, регламентируемой со стороны государственных структур и подчиненной системе социального заказа.

 

Создаются государственные и общественные организации, которые занимались обучением самоучек, рассмотрением и критической оценкой их работ, а также организацией выставок их произведений Создание специальных институций художественных кружков, студий и других структур — способствовало встрече специалистов, представлявших разные профессиональные школы и разные взгляды на самодеятельность, и людей, имевших лишь начальное образование, но желавших овладеть основами рисунка и живописи В сфере непрофессионального художественного творчества 1920-1930-х гг мы выделяем следующие наиболее значимые институции такого рода художественную студию при Институте народов Севера (1926-1941), Изомастерские рабочей молодежи (1925-1932), всесоюзное Объединение художников-самоучек (1927-1931).

Возникновение этих специализированных организаций не было спонтанным и случайным, а являлось частью государственной программы масштабных реформ всей системы художественного образования в нашей стране.

Руководители государственных и партийных органов власти увидели в развитии художественной самодеятельности мощный рычаг не только повышения культурной жизни народа, но и воспитания его в духе "коммунистических идеалов". На основе городского фольклора и бытовой любительской художественной практики формировалась новая форма творчества, которая отличалась от предыдущих прежде всего своей организационной оформленностью, жанровой определенностью, наличием социальных целей и задач.

Постепенно существующие жанры городского фольклора, любительского творчества трансформировались, принимали за образец профессиональное искусство - театр, хор, инструментальное исполнительство. Появились любительские самодеятельные художественные образования. Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д.

К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства взяли шефство над самодеятельными коллективами. В 30-е гг. в различных союзных и автономных республиках распространение получили самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 - им. Н.К. Крупской), а в 1958 - Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.

Во время Великой Отечественной войны главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема. Велась большая работа по обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д.

Наивысшего расцвета самодеятельное искусство в современном его понимании достигло после Отечественной войны в период патриотического подъёма, когда во многих сферах искусства к руководству пришли бывшие фронтовики, которым было что рассказать и создать в искусстве.

В 50-60-е годы, когда распад художественной самодеятельности принял очевид-характер, была сделана попытка объявить о ее особой роли в формировании туры социализма. В программе КПСС, принятой на ХХП съезде (1961), говорилось: "Развитие и обогащение художественной сокровищницы общества достигается основе сочетания массовой художественной самодеятельности и профессиональ­ногоискусства". Но реальная практика все более противоречила этим установкам. Художественная самодеятельность не отвечала запросам жизни. Не случайно в 70-е годы было принято несколько постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР по развитию народного творчества. Так, в феврале 1975 г. было принято постановление ЦК КПСС "О народных художественных промыслах"; в марте 1978 г. "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества". Эти постановления, а также принятые на местах по их исполнению конкретные меры сыграли важную роль в решении некоторых острых проблем художественной само­деятельности, создании для нее материальных и методических условий.

На практике художественная самодеятельность вновь стала обращаться к опыту и традициям фольклора, уходить от вульгаризаторского толкования его наследия. Все более активно она стала осваивать пласт танцевального, песенного, изобразительного, инструментального фольклора. Из городской молодежи создавались разнообразные коллективы фольклорной ориентации. Однако эта тенденция вылилась в известном смысле в отрицание самой художественной самодеятельности (духовых, эстрадных оркестров, театров, агитбригад, академических хоров и т.д.).

 

В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности. В 1975 году состоялся первый Всесоюзный фестиваль художественного самодеятельного творчества трудящихся.

Если до 90годов вся народная культура ассоциировалась с ху­дожественной самодеятельностью, со всеми ее особенностями, о которых говорилосьвыше, то начиная с 90-х годов наблюдается как бы противоположная тенденция: вся народная художественная культура ала идентифицироваться лишьс фольклорными формами, традиционным творчеством.Фольклоризм, неофольклор, современное лю­бительское художественное творчество, все жанры художествен­ной самодеятельности народного плана стали считаться фолькло­ром (сценические ансамбли народной песни, народной музыки, народного танца). Таким образом, повторилась ситуация 1920-х годов, но как бы наоборот. Понятие "художественная самодея­тельность" подверглось критике, была сделана попытка вывести его из обихода и заменить термином "любительское творчество".

 

В течение полувека художественная самодеятельность состыковала "высокое" искусство и ис­кусство народных масс, вводила массу в поэтику и мир художест­венного осмысления новых социальных явлений, формировала первичную базу профессионального искусства. В этом причина его бурного развития в 20-60-е годы. В последующем, в 80-е годы ста­ли замедляться темпы роста, шло расслоение по уровню исполни­тельства и жанровому составу, снижение социальной престижно­сти. Однако в официальных документах эти тенденции и вопросы игнорировались. На государственном уровне раскручивался махо­вик искусственной поддержки самодеятельности, вкладывались огромные (чаще всего не учитываемые) средства в ее парадно-показательные мероприятия (смотры, фестивали, праздники, по­езда дружбы и т.д.) Это, в частности, нашло отражение в выступ­лениях на Всесоюзном совещании по развитию народного творче­ства, проходившем в апреле 1988 г. в Москве. На совещании от­мечалось, что бесследно исчезают многие промыслы и ремесла, народная музыка, песни в городах и селах умолкают, клубы пустуют, лишь от смотра к смотру собираются многие коллективы, молодежь не идет в самодеятельность по причине падения ее пре­стижности. В качестве противовеса этим фактам назывались толь­ко что проведенный Всесоюзный фестиваль народного творчества, посвященный 70-летию Великого Октября, и подготавливаемый третий Всесоюзный фестиваль народного творчества.

Художественная самодеятельность оказалась заложницей оши­бок, допущенных на государственном уровне в руководстве ею. Она формировалась и развивалась как крайне упрощенное явле­ние, как аналог профессионального искусства.

Как форма народного творчества художественная самодеятель­ность в своих наиболее жизнестойких формах и проявлениях за­няла в его ряду свое конкретное место. Выявить логику ее разви­тия, сделать прогноз на будущее, понять необходимые механизмы включенности в общий художественный процесс можно при усло­вии подлинно научного представления о всей совокупности фак­торов, породивших художественную самодеятельность, обусло­вивших конкретные формы ее бытования.

Классификация художественной самодеятельности может быть осуществлена по разным признакам:

1) по ориентации на освое­ние различных пластов художественной культуры;

2) по типам ху­дожественного исполнительства (авторская, исполнительская);

3) по видам искусства или жанровой принадлежности (музыкальная, театральная, хоровая и т.д.);

4)по институциональной принадлеж­ности (клубная, школьная профсоюзная, воинская);

5) по региону ее развития (художественная самодеятельность Поволжья, Сиби­ри, области);

6) по возрастному и социально-демографическому составу (детская, ветеранов, смешанная).

В современной художественной самодеятельности сложилась устойчивая жанрово-видовая структура, которая прошла длитель­ный путь развития как за счет расширения массы участвующих в ней, их мастерства, так и формирования новых направлений, жанров, использования выразительных средств, освоения новых 'эстетических явлений в широком культурологическом контексте. Народные и академические хоры, народные эстрадные и духовные оркестры, танцевальные и театральные жанры претерпели сущест­венную эволюцию в плане репертуара, концертных форм, органи­зации учебно-творческого процесса и т.д.

18.Педагогическая культура современного руководителя любительского коллектива.


 

19.Принципы и содержание педагогической работы в любительском коллективе.

Принципы педагогического руководства – это исходные положения, определяющие содержание и направленность педагогического процесса в любительском коллективе. Они являются своеобразным мостом из теории в практику. В качестве основных принципов педагогического руководства коллективом народного художественного творчества Т.И. Бакланова выдвигает следующие:

- принцип идейно-художественного плюрализма. Этот принцип обеспечивает многообразие идейного содержания, свободу выражения и столкновение различных идей;

- принцип взаимосвязи элитарного и любительского искусства, который трактуется как требование повышения общего художественно-эстетического уровня любительского искусства путем педагогической ориентации творчества участников на наиболее высокий уровень художественной деятельности и ее предметных результатов;

- принцип преемственности художественно-исторических традиций. Преемственность проявляется в наследовании законченных художественных произведений; художественных традиций; технологий творчества. Различают преемственность абсолютную, вбирающую все ценное, непреходящее, служащее стимулом дальнейшего творческого развития, и преемственность относительную, которая, в отличие от абсолютной, избирательна по своей сути.

- принцип взаимосвязи национального и интернационального. «Истинный патриотизм, - считал академик Д.С. Лихачев, - в том, чтобы, обогащая других, обогащаться самому духовно. Национализм же, отгораживаясь от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее. Культура должна быть открытой…» (4);

- принцип художественности, предполагающий развитие народного художественного творчества в соответствии с передовыми эстетическими идеалами общества.

Содержание – это часть опыта поколений, которая передается участникам коллектива для достижения поставленной цели. Содержание педагогического процесса в художественном коллективе включает знания об истории искусства, умения и навыки художественной деятельности. При построении содержания педагогического процесса необходимо учитывать как историческое развитие художественной культуры, так и ее обогащение новыми ценностями, обновление стилевой палитры и разветвление видов художественного творчества.

Специфику методов обучения и воспитания в коллективе народного художественного творчества определяет художественная деятельность, представляющая собой процесс взаимодействия личности с произведениями искусства. Такое взаимодействие осуществляется посредством художественных образов, на эмоциональной основе.

Методы художественно-образовательной работы: объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ, игра, метод эмоциональной подачи материала, показ, метод художественно-образных ассоциаций, упражнение; встречи с деятелями искусства и др.

Методы художественно-воспитательной работы: беседа, рассказ; посещение концертов, спектаклей, выставок; обсуждение произведений искусства; разработка декораций и костюмов, знакомство со СМИ, посвященных искусству, сайтов в Интернете и др.

20.Методы и формы педагогической работы в любительском коллективе.

 

Специфику методов обучения и воспитания в коллективе народного художественного творчества определяет художественная деятельность, представляющая собой процесс взаимодействия личности с произведениями искусства. Такое взаимодействие осуществляется посредством художественных образов, на эмоциональной основе.

Методы художественно-образовательной работы: объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ, игра, метод эмоциональной подачи материала, показ, метод художественно-образных ассоциаций, упражнение; встречи с деятелями искусства и др.

Методы художественно-воспитательной работы: беседа, рассказ; посещение концертов, спектаклей, выставок; обсуждение произведений искусства; разработка декораций и костюмов, знакомство со СМИ, посвященных искусству, сайтов в Интернете и др.

 

 

Форма педагогического процесса – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Формы педагогического процесса отражают специфику художественной деятельности: индивидуальные или групповые занятия искусством (репетиции, тренинги и т.д.).

Формы педагогического контроля: концерты, спектакли, выставки, мастер-классы, прослушивания, сдачи партий и т.д.

Результатом педагогически целесообразной художественной деятельности должны стать:

- повысившийся уровень художественной культуры личности участника коллектива;

- активная художественно-познавательная и художественно-творческая деятельность участников как в рамках коллектива, так и в свободное от занятий время.

Педагогическое воздействие руководителя на участника является суммой одновременно действующих интеллектуальных, эмоциональных и волевых факторов, которые приводят к потребности саморазвития участника и последовательно преобразуют его в субъект социально-культурного творчества.

 

1. Декоративно-прикладное искусство в системе народной художественной культуры.

 

Декоративно-прикладное искусство -- наиболее древний по своему происхождению вид искусства, возникший с момента выделения ремесла в самостоятельную отрасль производства и в течение многих веков развивавшийся в народном творчестве в форме художественных ремесел. Этот вид искусства объединил в себе два понятия: декоративное и прикладное искусство, которые, как правило, находятся вместе в неразрывной связи, но могут существовать и отдельно.

Произведения декоративно-прикладного искусства создаются ради удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей человека.

Будучи самостоятельной специфической формой художественного творчества, отражения и познания мира, эти произведения обладают возможностями не только отображать, используя специфический для них язык, но и преобразовывать по законам красоты окружающую действительность. Это та область художественного творчества, с которой человек находится в непосредственной близости и контакте всю свою жизнь. Произведения этого искусства являются частью материальной культуры общества [8].

Декоративно-прикладное искусство -- сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни. Оно зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. - «украшение»). Первые примеры развитого кузнечного и ювелирного производства встречаются у скифов и родственных им племен, живших на территории от Черного моря до Черноземья и Сибири. Для этих территорий характерен т.н. скифский звериный стиль. Северные славяне, постоянно контактировавшие с балтийскими и скандинавскими племенами, переняли от них другой вариант звериного стиля, где орнамент включает части звериных и человеческих тел, переплетающихся причудливым образом. На Урале и в Зауралье угро-финские племена, сначала из дерева и камня, а потом из бронзы изготовляли амулеты со стилизованными изображениями медведей и волков. Вырезанные из дерева ковши, увенчанные головами лосей, оленей, уток, найденные в уральских торфяных болотах отличаются экспрессией и пластической выразительностью. Эти традиции долго сохранялись в русском народном искусстве.

Многие столетия, вплоть до 20-х годов 20 века, крестьянское домашнее производство, а с 18 - 19 веков и кустарные крестьянские промыслы, насыщали деревни и города глиняной, деревянной и металлической утварью, деревянными и керамическими игрушками, набивными тканями, коврами и т.д. Особенно знаменитыми стали хохломская деревянная посуда, городецкая яркая и жизнерадостная роспись по дереву, дымковские глиняные фигурки и свистульки лукутинские лаковые шкатулки с росписью [3].

Замечательные промыслы сложились у народов Русского Севера, Сибири, Дальнего Востока, Кавказа; знамениты промыслы аулов Дагестана - Кубачи (обработка металла), Балхар (расписная керамика), Унцукуль (насечка серебром по дереву).

Произведения декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют его историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но и являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время, так как они созданы талантом и душой наших предков, любивших красоту и умевших её творить. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми различиями. А.П. Рогов отмечает, что «народное художественное творчество самым тесным образом связано с национальным своеобразием культуры. Искусство, лишенное национального своеобразия, оторванное от традиций широких масс, может быть лишь достоянием какого-либо весьма узкого общественного слоя».

Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса. Черты национального характера, обусловленные окружающей природой, жизненным укладом, историей, эмоциональный, психологический склад народа всегда предопределяют духовное содержание и самобытный характер созданных руками народа предметов.

Изделия народных художественных промыслов несут в массы эстетические идеалы народа, его демократическое отношение к действительности и высокую культуру художественного освоения материалов, достижения которой - результат опыта, труда и изобретательности многих поколений талантливых русских мастеров.

Большое значение имеет народно-прикладное искусство для эстетического воспитания детей. Оно оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями. Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира [4].

2. Современное развитие народной художественной культуры.

 

Подобная трансформация связана в первую очередь с общей динамикой развития общества и его культуры, приведшей к утрате традиционными культурами своей универсальной роли в новых условиях. По мере появления национальных государственных образований, укрупнения и укрепления социальных структур, явным становится процесс обретения ими своего, общенационального варианта языка и культуры, в то время как регионально-этнические культурные традиции, игравшие до этого значительную роль, отступают на второй план, занимая более не центральное положение. Прежним традициям отводится сфера повседневности, сфера бытового общения, они сохраняются как историческая память рода, семьи. Если в традиционной этнической культуре представлены в нерасчлененном виде все области материально-практической, духовно-религиозной, познавательной, соционормативной, эстетической деятельности человека как члена сообщества, то культура нового времени и современности все более дифференцируется, усиливается специализация отдельных областей, сфер культурной деятельности по типу предмета, характеру, целям5. Параллельно, помимо традиционных механизмов прямого наследования, формируются опосредованные способы передачи культуры, фиксации и закрепления культурного текста в качестве канонического образца, а также введения его в социальное обращение. Возникают и множатся как технические средства, обслуживающие этот процесс и влияющие на него, так и самые разные социальные технологии обучения, трансляции, социализации; образуются соответствующие социальные институты, сеть организаций разного уровня формализации. Становясь многослойной, культура социально дифференцированного общества, обрастает субкультурами. В такой ситуации происходит неизбежная потеря фольклором свое исконной универсальности, и как следствие он начинает взаимодействовать с современными субкультурами, в результате чего, такой симбиоз образует вторичные формы народной культуры, а так же позволяет фольклору приобрести роль культурного наследия. В культуре нового времени весьма значительное место начинает занимать массовая культура, которую иногда сближают с народной, видя в ней проявление того же коллективно-бессознательного, внеличностного, анонимного начала, которое есть в фольклоре. Вместе с тем, в современном индустриальном и постиндустриальном обществах, с высокоразвитыми информационными технологиями, специализацией всех областей деятельности продолжает существовать и внепрофессиональная культурная практика в синкретических формах. Она живет своей жизнью параллельно со специальными, профессиональными областями в многоэтажном здании современной культуры. Уходят в прошлое классические формы народной культуры (например, эпические жанры фольклора разных народов), им на смену приходят всевозможные малые формы фольклора и постфольклора. В прошлом традиционные формы народной художественной культуры являлись воплощением базовых жизненных ценностей, определявших основы социального бытия сообщества. Теперь картина мира современного человека в значительной мере строится на иных представлениях и способах ориентации в социальном и природном пространстве. Сегодня обращение к народной культуре - это часто сфера специальных интересов отдельных групп, приверженность к ритуалам, обычаям, связанным с определенными обстоятельствами жизни, тяготение к историческим культурным формам. Вытеснение из жизни общества как пережитков прошлого многих элементов этнических культур отнюдь не нивелирует их значение в полной мере – они начинают играть иную роль как в полиморфном современном культурном пространстве, так и в жизни народов исконных носителей этих традиций. Отчасти это связано с актуализацией этнического и национального самосознания в последние десятилетия XX в. Происходит скрещивание или смешение разных этнических традиций, перенос и вживление их в новую, неаутентичную социальную ткань, что дает естественный выход в область современной массовой культуры, эксплуатирующей и синтезирующей любой культурный материал. Наметился даже своеобразный параллелизм и одновременно противостояние традиционно-народного и профессионального, специализированного подходов к одним и тем же сторонам жизни и способам отношения к ним (истолкование, сохранение, практическое использование, преобразование и пр.). Аналитический, сциентистский подход, выработанный в европейской культуре, предполагает дифференциацию множества областей знания, технологий, их обоснование и методологическое обеспечение. Такой подход, безусловно, противостоит синтетическому, по преимуществу интуитивно-чувственному, заложенному издревле в основе синкретической традиционной культуры. Вместе с тем, несмотря на типологические различия культур разных эпох и традиций, можно говорить об очевидной тенденции актуализации прошлого в самых разных формах.


3. Виды и типы народной художественной культуры.

 

Классификация народной художественной культуры на устное народное творчество, декоративно-прикладное творчество, народные танцы, народные музыкальные инструменты.

Прозаические и стихотворные жанры устного народного творчества и их виды. Виды декоративно-прикладного творчества – керамика, обработка дерева, художественный текстиль и др. Музыкальное – игра на народных музыкальных инструментах и песенное творчество. Народные танцы хоровод, пляска, кадриль.

К традиционным видам и жанрам самодеятельного творчества Е.И. Смирнова
относит:

1. Музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов).

2. Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова).

3. Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца).

4. Изобразительное и, декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства).

5. Цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра).

6. Киноискусств (фотокружки, детские любительские киностудии).

7. Техническое творчество (моделирование, радиоэлектроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.).

 

По типам творчества и ориентации на основные пласты художественной культуры:

- исполнительская деятельность;

- авторская и авторско-исполнительская;

- импровизационная.

 

4. История становления народных промыслов. Основные художественные промыслы.

Своими корнями народное искусство уходит в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, т. е. делал тем самым обычные вещи произведениями искусства.

К моменту создания восточнославянского государства -- Киевской Руси ремесла в нем достигли высокого уровня развития.

Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло, была обработка металла. Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными были ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь.

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В IX--X вв., поскольку, Киевская Русь уже знает гончарный круг.

Надо сказать, что в Древней Руси не ко всем видам ремесел относились одинаково, были профессии более «почитаемые», такие, как иконописное, златокузнечное дело, и были «черные», «грязные», как, например, гончарство.

Среди древнейших русских художественных промыслов следует назвать промысел художественной резьбы по кости и дереву, возникший в Троице-Сергиевом монастыре в XVI--XVII вв. Его талантливые резчики изготовляли изделия из местных пород дерева, кости домашних животных, а также из дорогого моржового клыка, ценных пород дерева, привозимых издалека. Основной их продукцией были предметы культа: резные иконки, кресты и т. д., которые покупали богомольцы. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел.

В XVI--XVII вв. славились своим мастерством новгородские, псковские и вологодские «златокузнецы», псковские литейщики колоколов. В XVII в. в Сольвычегодске развивается промысел «усольской эмали». Искусство эмали получило развитие и в Великом Устюге. На севере, в г. Холмогоры, расцветает костерезное искусство.

XVII в. -- начало теперь всемирно известного хохломского промысла. Во многих русских городах, в первую очередь городах Поволжья, развиваются прялочные промыслы, гончарное и изразцовое производство.

В XVIII в. начинают развиваться русские промыслы нитяного кружевоплетения и безворсового ковроделия.

Во второй половине XIX -- начале XX в. появляется много новых художественных промыслов. Таковы, например, вышивальные промыслы, вятский кружевной промысел.

В это время создавались учебно-производственные мастерские, классы рисования, ремесленные школы, призванные оказывать кустарям методическую помощь. Именно в этом направлении работал, например, Кустарный отдел Вятского губернского земства. В 1892 г. в Вятке была организована ткацкая мастерская, внедрявшая усовершенствованные ткацкие станки-самолеты. В Вятке и Вятской губернии работали учебные мастерские: ковровая, берестяная, корзиночная, кружевная, гончарная, роговая.

После Революции, большую работу по возрождению, подъему и развитию художественных промыслов проводил в 20-е годы Кустарный музей. С 1921 г. при нем возобновил работу магазин-выставка, в задачи которого наряду с торговлей художественными кустарными изделиями входила пропаганда народного искусства.

В 1925 г. на Парижской выставке искусство народных художественных промыслов получило всемирное признание. Многие мастера и мастерицы хохломской росписи, вологодского кружевоплетения, богородской резьбы по дереву, палехской лаковой миниатюры получили высокие награды. К началу 30-х годов большинство кустарей были кооперированы в артели. В это время изменилось назначение народных промыслов. Они стали частью советского декоративного искусства.

 

5. Этнические традиции и дифференциация народного костюма.

Обряды бывают : 1. Календарные 2. Святочные 3. Семейные 4. Смешанные

На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни. Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал, народным православием. С утверждением христианства языческие праздники запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились передвижные праздники пасхального цикла. Обряды, приуроченные к крупным праздникам,

включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит. Национальные костюмы, особенность русских национальных костюмов!!! У каждого народа есть свои, сложенные веками, традиции, обычаи, история своего развития и, соответственно, свои оригинальные и неповторимые национальные наряды. Национальные костюмы, традиции. Есть прекрасная традиция: использовать национальный костюм не только на какой-либо народный праздник, но и в периоды досуга, например, среди друзей и родственников. Такой яркий, красочный и позитивный момент жизни можно наблюдать в Швеции, Германии, Америке и других странах, что вызывает уважение. Это зрелище по-своему привлекательное, завораживающее, доброе и красочное.

На формирование любого народного костюма со своим специфическим орнаментом, кроем и другими особенностями немалое влияние оказывали окружающие факторы: климат, уклад жизни, географическое положение и основные занятия нации. Национальные костюмы России! Россию населяют народы различных национальностей: русские, татары, мордва, удмурты, башкиры, чуваши, калмыки и др. Каждая нация ценит и бережно хранит свою индивидуальную и богатую культуру, особенно свои народные костюмы. На Руси все национальные костюмы с давних времен имели неповторимые особенности в зависимос

региона и нации и, кроме того, у каждого народа подразделялись на повседневные и праздничные. По одежде можно было судить о человеке, откуда родом, к какой нации и социальному классу он принадлежит. Во всех национальных костюмах, особенно в их отделке издавна заложена символичная, свойственная только определенной нации информация об обычаях, роде, занятиях и разнообразных событиях. Покрой одежды, их орнамент и детали вобрали в себя индивидуальную особенность всех российских народов — красоту и трудолюбие. Русская народная одежда: история появления. Учёные определили, что русский национальный костюм начал формироваться еще в XII веке. Причем носили его и бояре, и крестьяне, и даже цари до XVIII столетия. Принудительная смена одежды на европейский манер произошла по указу Петра I, считавшего, что для России является очень важным и торговое, и культурное общение с Европой, а стиль одежды не соответствует этому. Да и для проведения каких-либо работ она была не очень удобна. Только крестьянам было разрешено носить национальные костюмы. Видимо, это был политический шаг, а возможно, и просто дело вкуса Петра I. С тех самых пор русский колорит сохранился в основном у крестьян. Причем в те времена указом царя было даже запрещено производить и продавать русские народные наряды, и за нарушение закона были введены штрафы, и даже предусмотрено лишение имущества. Виды русского национального костюма, особенности. Есть четкое разделение в русском традиционном наряде на повседневный и праздничный виды одежды.

Основное отличие русского национального костюма - это многослойность, удивительное богатство отделки и довольно простой, почти прямой или слегка расклешенны<



2018-07-06 2274 Обсуждений (0)
Особенности становления самодеятельного художественного творчества в России в XIX в. 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Особенности становления самодеятельного художественного творчества в России в XIX в.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)