Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технологические и конструктивные основыдеревянного зодчества.Материал и способыего обработки.



2018-07-06 693 Обсуждений (0)
Технологические и конструктивные основыдеревянного зодчества.Материал и способыего обработки. 0.00 из 5.00 0 оценок




На Руси, где леса занимали большую часть территории, дерево было самым доступным материалом, из которого возводились различные типы построек: жилища, хозяйственные сооружения, укрепления, храмы. Каменных построек было мало и ихвоз­ведение стоило дорого. Древесина же была всегда под рукой и не требовала сложной обработки. Тем не менее, выбор ма­териала, особенно для строительства жилых и культовых по­строек, осуществлялся очень тщательно. В народном пред­ставлении дерево считалось «живым» существом и его рубка сопровождалась определенными обрядово-магическими дей­ствиями. В строительстве не применяли деревья с изъянами или аномалиями, сухие деревья (мертвые, лишенные жизнен­ных соков), деревья, росшие на могилах, заброшенных доро­гах (такая дорога, по народным представлениям, вела на тот свет), молодой лес, старые могучие «священные» деревья. Что же касается пород, то для жилья предпочиталась сосна, иногда ель (о чем свидетельствуют археологические раскоп­ки). Осина считалась проклятым деревом и в строительстве почти не применялась. Дуб был материалом дорогим и при­менялся выборочно, например, для подпечных фундаментов и в некоторых других случаях, когда требовалась его особая прочность. Конструктивные особенности построек определя­лись во многом размерами бревна. Диаметр бревен в дере­вянных сооружениях колеблется от 16 до 30 см (в жилищах и храмах - 22 - 24 см, в хозяйственных постройках - 16-20 см). Длина стен также определялась длиной бревна: для жи­лища это от 2,5 - 3 м до 12 - 13 м.

Уже в древней Руси широко применялись такие дере­вообделочные инструментыкак топор, скобель, долото, ко­ловорот, тесло, резцы, просеки. Позднее к ним добавились пила и рубанок, но вплоть до XIX века пила почти не приме­нялась, так как на спиле поры древесины открыты и она под­вержена гниению. Даже доски делали путем раскалывания бревна клиньями. Основным же инструментом народного мастера был топор. Поверхность бревна обрабатывалась ско­белем; резьба выполнялась с помощью долота, коловорота, резцов, просечек.

С самых древних времен русским мастерам были известны срубная столбовая и каркасная конструкции. В центре и на севере Европейской части России преобладала срубная конструкция - в основе всех построек лежал сруб или клетьиз горизонтальных рядов бревен, образующих че­тыре стены. Стены столбовых построек состояли из сплош­ных рядов вертикально поставленных и вкопанных в землю бревен. В каркасной конструкции промежутки между верти­кальными каркасными бревнами зашивались горизонтальны­ми рядами досок.

Наиболее распространенными были следующие спосо­бы вязкибревен: в обло (с чашей в нижнем или верхнем бревне), в крюк (трудоемкий способ, но прочность крепления выше), в лапу (использовался при возведении церквей, фун­даментов печей), в охряпку(при строительстве хозяйствен­ных помещений из тонких бревен), в режь, в погон и в иглу(при строительстве хозяйственных помещений с использова­нием неровных стволов и верхушек деревьев). (См. схему 1)

Деревянные сооружения, за исключением укреплений, как правило, не имели фундамента. Под нижний венецмогли подставляться колоды или валуны (вдоль всей стены или только под углы). Крестьянские дома вплоть до XX века име­ли земляные насыпные фундаменты. Кирпичные же фунда­менты распространяются лишь в конце XIX века.

Полы построек могли быть деревянными, земляными, глинобитными. Глинобитный или земляной пол чаще встре­чался в домах южных и западных районов Европейской части России. На Севере полы были деревянные (в жилищах для тепла - двойные). Доски — тесницы настилались в направле­нии от двери к передней стене на переводины - поперечные балки под полом. Пространство от пола до земли называлось подклет (под клетью), по высоте могло быть небольшим (20 - 60 см), но суровые природные условия Русского Севера за­ставляли строить дома на высоком подклете, почти с целый этаж. В таком подклете хранилась обычно хозяйственная ут­варь или припасы.

На большей части территории России крыши жилых и хозяйственных построек были двускатными. Самая древняя конструкция крыши - на самцах(продолжение бревенчатой стены образовывало треугольник фронтонакрыши). Крыли крышу тесом (долгой дранью), на западе и юге Европейской части - соломой. Короткая дранка - щепа - распространяется в конце XIX - начале XX века (она крепилась уже с помощью гвоздей). Тесницы укладывались на продольные жерди - сле­ги и поперечные - курицы, названные так за то, что заверша­лись крючкообразными выступами, похожими на птицу. На этих крючках укреплялись потоки - деревянные желоба для стока воды. На коньке крыши стыки тесниц прикрывались массивным бревном — охлупнем.

Двускатная крыша на стропилахполучает широкое распространение лишь в XIX веке (и по сей день это наиболее популярная конструкция). Кровля при этом держится на по­ставленных под углом балках - стропилах, которые, в свою очередь, опираются на переводины потолка.

Еще одна двускатная конструкция - покрытие «боч­кой» - применялась в основном в строительстве хором или деревянных храмов. Идеальным покрытием для криволиней­ной поверхности бочки служил лемех - небольшие дощечки с фигурным краем, уложенные по принципу черепицы.

Четырехскатные конструкции крыши также были из­вестны еще в Древней Руси: это крыша «костром», когда че­тыре стены сруба переходили в бревенчатую пирамиду, и крыша-»кубом» (применялась в хоромном, а позже перешла в храмовое зодчество). В русском крестьянском жилище четы рехскатная крыша была широко распространена в южнорус­ских губерния

В соответствии с региональным принципомможно выделить следующие типы русского жилища:

1. На Севере и Северо-Востоке дома были срубными, на вы­соком подклете, иногда двухэтажные, с кровлей «на сам­цах». Одно строение было замкнутым жилищно-хозяйственным комплексом: изба и двор под одной кры­шей. В подклете и крытом дворе хранились орудия труда и транспортные средства, находились помещения для ско­та и даже баня. Таким образом, зимой можно было не вы­ходить на улицу без особой нужды. Исследователи счи­тают, что в величественном облике огромных северныхдомов отразились древние черты жилищ новгородцев, из­давна осваивавших северные территории.

2. В центральных районах и Поволжье дома также были срубными, имели невысокий подклет, двухскатные или четырехскатные крыши «на самцах» или на стропилах, иногда земляной пол. Двор был крытый или полузакры­тый.

3. На Западе (Псков, Витебск, Смоленск) основу конструк­ции избы составлял сруб. Из-за более мягких зим жилища часто делались без подклета с земляным полом или на низком подклете. Крыши «на самцах» или на стропилах крылись тесом или соломой.

4. В южнорусских районах срубы иногда обмазывались глиной; здесь велось кирпичное или саманное строитель­ство (саман - род сырцового кирпича). Хозяйственные помещения были столбовыми или плетеными. Полы -земляными или глиняными. Четырехскатная крыша кры­лась соломой.

5. В районах расселения казачества дома имели свои харак­терные особенности. На Дону в построении жилища про­слеживается украинское влияние. Дома чаще возводились глинобитные или саманные, реже встречались срубы. Подклеты домов были высокие, так как Дон весной раз­ливался. Для казачьих домов характерно наличие галереи, окружавшей по периметру весь дом, железная крыша. На открытом дворе обязательно сооружалась летняя печь или кухня.

6. Дома в бассейнах Кубани и Терека имели много общих черт с донскими и украинскими. Но здесь преобладали глинобитные или плетеные и обмазанные глиной по­стройки.

7. При освоении русскими обширных территорий Сибири сюда были принесены и основные приемы домострои­тельства, бытовавшие в Европейской части России. Про­изошла адаптация этих приемов к местным условиям. Характерной особенностью жилища Сибири являются усадьбы-крепости. Дом и хозяйственные постройки пред­ставляют собой единый комплекс, обнесенный мощным глухим забором. Практически ни одно окно не выходит на улицу, окна дома защищены ставнями на железных зам­ках. В усадьбах, как правило, два двора - «чистый» и «хо­зяйственный».

 


16.Художественная обработка камня.

Камнерезные художественные изделия – это изделия из поделочного камня предназначенные для украшения жилого и общественного помещения. Делятся на декоративные и утилитарнодекоративные. Поделочные камни подразделяют на: твердые (5,5-7 по шкале Мооса, поверхность нельзя поцарапать ножом), средней твердости (3,5-4, легко царапаются ножом), мягкие (1,5-2,5, легко царапаются ногтем и режутся ножом). ТВЕРДЫЕ камни: родонит (омез), яшма, агат (халцедон), малахит, нефрит, лазурит, жадеит, кварцит. Твердые камни обрабатывают различными способами: 1) Флорентийская мозаика – создание мозаичных наборов, элементы которых вырезаны из тонких каменных пластинок (толщиной 3-6мм), точно подогнанных друг к другу (стены вестибюля концертного зала Олимпийской деревни). Используют: мрамор (ср.), лазурит, агат, яшма. Тех.процесс: на основу из асбоцементной или каменной плиты, дерева или стекла наносят мастику, состоящую из эпоксид.клея и наполнителя (толч.стекло, камень, кирпич.крошка). Вокруг основы устанавливают деревян.рейки. Выкладывают выпиленные из камня детали на одном уровне. Сушат, шлифуют, полируют. 2) Русская мозаика – мозаичный набор, состоящий из тонких пластинок (3-6мм), искусно подобранных по тону, цвету, рисунку, облицовывающих какую-либо основу, как правило, изготовленную из более дешевого материала (камня, металла, дерева). Мозаичный набор производит впечатление единого камня (малахитовая комната в Эрмитаже, малахитовые колонны в Исаакиевском соборе, агатовые комнаты в царском селе). Используют: агат, яшму, родонит, лазурит, малахит. Тех. процесс: пластинки подбираются так, чтобы рисунок мягко переходил др. в др. во все стороны, складывался линейный или круговой узор, либо симметрично. Пластинки вырезаются со скосом на боковых гранях под 45◦. Наклеивание на основу с помощью мастики (эпокс. клей и цемент или колотый камень). Сушка, шлифовка, полировка. 3) Каменная живопись – используют пейзажные камни (мрамор, яшма, каменная кремень, агат, тигровый железняк и др.). Находят правильное расположение распила чтобы получить наиболее выразительный рисунок. 4) «Минералогические горки» - декоративное сооружение в виде миниатюрной горки, в которой представлены разнообразные виды драгоценных и поделочных камней. Набор образцов крепится на цементном основании. 5) «Рельефные» иконы - наложение слоев и фигур из разных материалов. 6) Камнерезная пластика – изделия из камня, инкрустированные драгоценными камнями, золотом, серебром (горный хрусталь, нефрит, яшму, обсидиан, агат). 7) Наборная или насыпная мозаика – картины из каменной крошки или мелких каменных пластинок (лазурит, яшма, мрамор, бирюза, малахит и др.) МЯГКИЕ камни: гипсовые, селенит, серпентин (змеевик), кальцит, тальк, янтарь, известняк, пещаник. Технология обработки: •Первичная обработка сырья – сортировка камня, разметка, разделка на плиты или брусья, отсевка, сверление и др. •Производство готовых изделий осуществляют токарной обработкой, фрезерованием, резанием, гравированием и т.д. Основные техники обработки мягкого камня: 1) Скульптурная резьба – сначала изготавливаю модель скульптуры из пластилина, затем подготавливают заготовку из камня необходимой величины, наносят карандашом наиболее характерные контуры, заготовку обтесывают топором или отпиливают по контуру. После чего намечают основные части фигуры и вырезают их стамесками. Мелкие детали прорабатывают штихелями. Изделие шлифуют и полируют. 2) Рельефная резьба – (на кирпиче, известняке) сначала нанести контуры узора или рисунка. Прорезать рисунок угловыми или круглыми стамесками по контуру. Опустить фон с помощью полукруглой стамески на заданную величину. Выровнять углубления фона плоскими стамесками. Тщательно обработать выступающие над фоном элементы, скруглить острые углы. Шлифовка. Затем наносят защитное покрытие, например расплавленным воском, растворенном в льняном масле. Пример: казанский вокзал. 3) Инкрустация – на готовом изделие из черного сланца, черного мелкозернистого известняка и других подобных мягких камней последовательно вырезают выемки, в которые затем вставляют детали, вырезанные из тонких пластинок, чаще всего изготовленных из мягких камней, камней средней твердости и других материалов: мрамора, серпентина, малахита, морских раковин, слоновой кости и др. Тонкие линии заполняют мастикой нужного цвета. Гравирование гнезд производят штихелями (грабштихелем, болтштихелем и флахштихелем). Скрепляют элементы с помощью мастики: клей (ПВА или эпоксидный) и наполнитель (сажа, графит, толченое стекло и молотый камень).

 


17.Косторезные промыслы. Технические приемы исполнения.

Искусство резьбы по кости развивалось на протяжении тысячелетий. Превосходный по своим эстетическим и технологическим качествам материал привлекал внимание мастеров с глубокой древности. Традиционно из кости изготавливались украшения, предметы быта, культовые принадлежности и многое другое. Резьба по кости является самым древним видом прикладного искусства. Первьre предметы быта на месте стоянок первобытных людей бьии найдены на рубеже V - IV веков до н.э. Украшения из кости в древности считались символом победы человека над суровой природой и служили доказательством его мужества, таланта охотника и кормильца семьи. Костяные изделия, от наконечников для стрел и охотничьих ножей до изысканных статуэток и украшений, до сих пор находят археологи от крайних северных районов до жарких стран. Веками пролежавшие в земле гениальные творения неизвестных мастеров сегодня рассказывают о жизни и культуре кочующего народа - скифов. На местах их стоянок обнаружили изделия из рога и кости. Но у каждого народа сложились свои неповторимые и самобытные способы изготовления и оформления украшений и предметов быта. Кость - едва ли не самый первый материал, который стал использовать человек. Уже в находках времен палеолита встречается множество изделий из кости, как бытовых, так и декоративных. Из кости делали наконечники стрел и копий, ножи, иголки; зубы и слегка обработанные кости животных вешали на шею, как украшение. На кости гравировали изображения различных животны и сцены охоты. Кость, как декоративный материал нашла широкое применение в древней Греции и Риме, а особенно - в средневековой Европе, где из нее делали разнообразные предметы культа: ларцы с накладками на темы библейских сюжетов, кресты, дарохранительницы, иконы и проч. В эпоху Возрождения костью украшали предметы мебели, из нее делали всяческие безделушки, рукоятки оружия. В XVIIXVIII веках искусство резьбы и гравировки по кости было чрезвычайно популярно в Европе: кость использовали в ювелирном искусстве, при изготовлении светской и церковной утвари, костью даже инкрустировали приклады огнестрельного оружия. Искусство художественной резьбы по кости в России также имеет глубокие традиции. Еще в XII веке прославился некий «резчик из руссов», исполнивший чернильницу, резьбу которой византийские авторы сравнивали с резьбой работы легендарного греческого мастера Дедала, родоначальника скульптуры вообще. Навыки резьбы по кости и орнаментальные узоры, ставшие впоследствии традиционными, вырабатывались постепенно. Искусство резьбы по кости - яркое проявление народной художественной культуры России. Искусство резьбы по кости особенно высоко было развито в древнем Новгороде. Косторезным промыслом в Нижегородском крае занимались давно. Вместе с новгородскими переселенцами мастерство художественной обработки кости пришло на Север, где обилие под рукой соответствующего материала способствовало процветанию этого искусства. Русский Север - один из древнейших центров косторезного искусства в стране. Мастерство русских косторезов подтверждают сохранившиеся резные из кости панагии, иконки, кресты, отдельные бытовые предметы XIV-XVI вв. С XVI века через русский Север проходили торговые пути на Запад и Восток. Через Холмогоры и Архангельск англичане, голландцы, немцы и французы везли товары в Москву, по Волге переправлялись к берегам Персии. В XVIII-XIX вв. Холмогоры были одним из главных экономических центров Севера России, который вел торговлю как на внутреннем, так и на внешних рынках. Художественной резьбой по кости занимались холмогорские, сольвычегодские и великоустюжские мастера. Костяными изделиями русской работы восхищались многие иностранцы, приезжавшие в Московское государство в XVI-XVII вв. Отдельные сохранившиеся произведения сопоставимы по сложности композиции и тонкости работы с художественной резной костью московских и севера-русских мастеров XVI века. В XVII веке искусство резьбы по кости на Севере заметно совершенствуется, свидетельством тому являются постоянные вызовы мастеров в мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. Самой прославленной была семья Шешениных, которые украшали узорчатой гладкой резьбой из травнык орнаментов различные бытовые предметы из кости - ларцы , гребни и др. Кроме того, они принимали участие в реставрации трона Ивана III, украшенного рельефными костяными пластинами, и выполненного в XV веке греческими мастерами. Часть этих костяных пластин со временем была утрачена, и Шешинины заново вырезали их. В XVII веке Москва была центром художественной культуры, где концентрировались лучшие русские и иностранные мастера самых разных специальностей. Московская Оружейная палата являлась своеобразной школой, в которой приезжие мастера совершенствовали свои навыки, и откуда они привозили мастерство, возвращаясь на родину. В XVII веке из кости делали гребни, ларцы, различные шкатулки, шахматы, посохи и другие предметы, необходимые в церковном и светском быту. Для изделий из кости конца XVII - начала XVIII века наиболее характерны ларцытеремки с откидными крышками, которые обычно украшались сквозной резьбой растительного характера, в которую вплетались архитектурные мотивы, вазы и даже человеческие фигурки. Фоном для резьбы служила цветная фольга или слюда с окрашенной в яркий тон бумажной подложкой. Медные накладки-крепления, которые держали костяные накладки, использовались мастерами как декоративный элемент общей композиции. В богато декорированных костяных ларцах хранили драгоценности и предметы женского туалета. Мастера всегда старались учитывать особенности материала, а также гармонично сочетать декор с формой предмета, который он украшает. В ХVП веке русские косторезы в своих изделиях достигли высочайшего уровня мастерства. Косторезные промыслы России. Прославленными столицами русского косторезного искусства знатоки и ценители считают Холмогоры и Уэлен, Тобольск и Якутск, где уже несколько веков создаются шедевры, не уступающие творениям мастеров древней Индии и Византии, античной Греции и средневековой Европы. Сегодня они не только воспоминания о былой славе, но и живое, яркое творчество мастеров, достойно наследующих блестящие традиции прошлого. Холмогоры - древнейший из центров утонченного искусства резьбы по кости. Лучшие традиции древнерусского косторезного творчества были переняты и развиты холмогорскими мастерами. Своим косторезным искусством, особенно - токарным мастерством, прославились петербургские мастера XVIП-XIX вв.; многие из петербургских мастеров были уроженцами Холмогор и других косторезных центров русского Севера, переселившихся навечно или временно работавших в столице. После своей поездки на Север и в Европу Петр I необычайно увлекся резьбой по кости. Он реорганизовал этот вид прикладного искусства, улучшив условия для его развития. Сам он вырезал несколько вещей, в том числе табакерку. Издавна кость в качестве поделочного материала использовали сибирские народы, которые делали из кости, главным образом, охотничьи и рыболовные принадлежности, художественной резьбой они стали заниматься гораздо позже. Яркая местная школа косторезного искусства образовалась в XIX веке в Сибири, куда традиции художественной резьбы по кости пришли вместе с мастерамикосторезами, переселившимися с русского Севера. В конце XIX века появились первые мастерские по художественной обработке кости в Тобольске, где резчики изготовляли мундштуки, курительные трубки, ящички, шкатулки и др. Впервые люди пришли на Чукотку 20 – 25 тысяч лет назад и искусство резьбы и гравировки по кости возникло задолго до нашей эры. Все магико – религиозные представления жителей Крайнего Севера были связаны с морскими животными, так как от них зависела жизнь людей. В косторезном искусстве отразились эти духовные мотивы. Наконечники гарпунов, священные амулеты и просто игрушки и украшения были найдены археологами в захоронения первого тысячелетия до н. э. Эквенский могильник с предметами древнего косторезного искусства был найден близ села Уэлен – главного центра современного косторезного искусства с его знаменитой мастерской, которая была основана в 1931 году. Значит, резьба по кости одно из самых древних искусств на Земле, возраст которого никак не меньше двух тысяч лет. Миниатюрная скульптура, торжественные кубки, драгоценные ларцы и ювелирные украшения российских косторезов всегда пленяли зрителей хитроумным мастерством, которое никогда, однако, не было для художников самоцелью. Человек, берущий в руки такое произведение, сразу ощущает его теплоту, одухотворенность, не холодную виртуозность, а обласканность вещи искусными руками мастера. Это сказывается в мягкой пластике и изысканности силуэта, в угаданности размера и красоте пропорций, в грациозном ритме травного или геометрического узора. Для российского резчика кость - всегда живой, трепетный материал. Сосредоточенность, творческая озаренность пронизывают старинные ритуальные предметы из кости: кресты, образки и складни, дарохранительницы и дароносицы XVII века. «Мой труд - моя молитва» - мог бы сказать каждый из их создателей. Объемная, ажурная и рельефная резьба, изящная гравировка и многоцветная мозаика позволяют художникам выразить глубокое родство человека с окружающим миром, его флорой и фауной. Не поэтому ли так дороги нам табольский «оленек» и крохотная чукотская нерпа, украшенный кружевом трав холмогорский комодик или памятная шкатулочка из далекого Якутска. Щедрая природа России одарила мастеров уникальным материалом. Это и пригодная для всех видов резьбы ископаемая мамонтовая кость, и не уступающий ей в красоте сказочный «рыбий зуб» - клык моржа, в обмен на который привозили в Россию и экзотическую слоновую кость. Но нашим умельцам достало мастерства, чтобы облагородить и обычную животную кость, мастерски соединить ее с драгоценной. Общие творческие принципы российских косторезов по-разному воплощались в каждом из знаменитых центров этого искусства. Здесь сказывались и особенности местоположения, и исторические события, социальные перемены, национальные особенности мастеров и уклада их жизни. У каждого из промыслов своя судьба, свои времена взлетов и падений. Неизменно лишь одно - век за веком в этих местах рождаются и вырастают художники, способные своим талантом и творческой волей победить безвременье.


18.Орнамент в декоративно-прикладном искусстве.

Орнаментальное искусство вид декоративного искусства, связанный с украшением различных предметов бытового назначения, прикладного искусства, пластики, архитектуры. Орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в языческие времена, когда различные знаки, символы, растительные узоры были не только украшением, но имели магическое, обрядовое значение. С течением времени древние орнаментальные мотивы утратили культовый смысл, но сохранялась и развивалась их декоративная функция. Каждая эпоха и каждая национальная культура вырабатывали свою систему орнаментов, особенно заметно это в народном творчестве, устойчивые традиции которого дошли до нас через много веков. Классификация орнаментов На протяжении всей истории искусства мы встречаемся с бесконечным разнообразием орнамента. Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой круг орнаментики. Определяющим началом в процессе работы над орнаментом может быть не только форма декорируемого предмета, но и материал, из которого он сделан, его цвет, фактура. Кроме того, отбор декора производится самим художником и подчинен определенной декоративной системе, в которой сочетание полезного и красивого является ее неотъемлемой чертой. Орнамент черпает свои мотивы из геометрии, фауны, флоры; они могут быть подсказаны очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. Следует пояснить, что мотивом в орнаментальном творчестве называют часть орнамента, главный его элемент. Мотив может состоять из одного элемента (простой мотив) или из многих, пластически оформленных в единое орнаментальное целое. Чаще всего мастера сами создавали для своих произведений орнаментальные мотивы. Благодаря умелому использованию мотивов, разнообразию приемов варьирования формы, силуэта, композиционных комбинаций, художникам всегда удавалось создавать новые оригинальные образцы орнаментального творчества. Поэтому можно предположить, что ряд простых орнаментальных мотивов независимо друг от друга могли возникнуть в разных странах одновременно. Орнамент бывает графическим, скульптурным, по форме - геометрическим или растительным, иногда принимает фантастические формы; в него могут быть включены изобразительные мотивы. Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. Стиль в искусстве какой-либо эпохи - это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства. В процессе складывания стиля, несущего в себе новые художественные идеалы, в прикладном искусстве появлялись новые орнаментальные мотивы, создавались новые декоративные решения. Основными классификационными признаками орнамента служат его происхождение, назначение и содержание. С учетом всего этого орнаментальные формы можно объединить в следующие группы, или виды. Технический орнамент. Возникновение форм этого орнамента обусловлено трудовой деятельностью человека. Например, фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее на первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п. Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала общность природы условно-символических изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов. Такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия. Появившись в Древнем Египте и других странах Древнего Востока, символический орнамент и сегодня продолжает играть важную роль. Геометрический орнамент. Первоначально этот орнамент возник благодаря слиянию технического и символического орнаментов, образовав более сложные комбинации изображений, лишенные конкретного повествовательного значения. Отказ от сюжетной основы в этом виде орнамента позволил акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов. Ведь любая геометрическая форма - это изначально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная. Постепенное развитие первоначальных и в то же время основных геометрических форм привело к тем художественным формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического искусства. Растительный орнамент. Это самый распространенный орнамент после геометрического, для него характерны свои излюбленные мотивы, причем последние различны в разных странах, в разные времена. Растительный орнамент по сравнению с другими его видами представляет наибольшие возможности для создания разнообразных мотивов, приемов исполнения, для оригинальной трактовки формы. Растительный орнамент использует многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка разнообразных форм растительного мира. В руках художника-орнаменталиста первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются и соподчиняются по законам симметрии. При стилизации усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности его и удаляется или ослабляется частное или случайное. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости. К наиболее распространенным растительным формам с древнейших времен относятся: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб. Каллиграфический (эпиграфический) орнамент. Этот орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси, играя наряду с собственно орнаментикой заметную роль в декорировке различных изделий декоративно-прикладного искусства. Фантастический орнамент. В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, чаще символического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египта, Ассирии, Китая и Индии). В эпоху средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами (в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока). Астральный орнамент (от слова "астра" - звезда). Утверждает культ неба. Основными элементами являются изображение неба, солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен в Японии и Китае. Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента - самые разнообразные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая. Животный орнамент. Построен на изображениях птиц и зверей с различной степенью стилизации: как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому. Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.

 



2018-07-06 693 Обсуждений (0)
Технологические и конструктивные основыдеревянного зодчества.Материал и способыего обработки. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технологические и конструктивные основыдеревянного зодчества.Материал и способыего обработки.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (693)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)