Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управление проектами как социально-экономическое явление.



2018-07-06 639 Обсуждений (0)
Управление проектами как социально-экономическое явление. 0.00 из 5.00 0 оценок




Попытки применения методов управления проектами в России были в первой половине ХХ века. Но в период планово-распределительной экономики оно не было востребовано. Вопросы по управлению проектами освещены в работах следующих ученых: Клиффорд Грей и Эрик Ларсон, Лэйна Фишер, Филип Уикхем, Герд Дитхелм, А.С. Товб, Г.Л. Ципес, И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. Рассмотрим некоторые трактовки понятия «управление проектами».

Мазур И.И. и Шапиро В.Д. в 2001 году считали, что это методология организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых, материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологий для достижения определенных в проекте[7]. А в 2007 они же назвали управление проектами синтетической дисциплиной, объединяющей как специальные, так и надпрофессиональные знания, где специальные знания отражают особенности той области деятельности, к которой относятся проекты (строительные, инновационные, образовательные и др.) [8]

По мнению Ковалева А. и Курдюмова И., это методология управления изменениями, людскими и материальными ресурсами на протяжении жизненного цикла проекта[9].

Либман А.М. в 2005 году сформулировал управление проектами как совокупность руководящих задач, организаций, технических приемов и средств для осуществления проекта[10].

Грашина М. и Дункан В. определили управление проектами какпроцесс применения знаний, навыков, методов, средств и технологий к проектной деятельности в целях достижения ожиданий участников проекта[11].

Попов Ю.И. и Яковенко О.В. выделяют управление проектами как раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы, средства наиболее эффективного и рационального управления изменениями[12].

Проанализировав эти понятия можно обобщить, что Управление проектом – это методология организации, планирования руководства, координации трудовых, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, срокам, качеству.

Проект – это деятельность, направленная на достижение определенной совокупности целей (результатов) в ограниченные сроки, а также комплекс разнообразных и распределенных ресурсов, включая деньги и организационный механизм, реализующий использование и управление этими ресурсами. Все проекты имеют четыре характерных признака:

1) они направлены на достижение конкретных целей;

2) включают в себя взаимосвязанное выполнение действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени;

4) они в определенной степени неповторимы и уникальны.

Проект имеет ряд свойств, которые помогают правильно организовать работу по его реализации:

- проект возникает в определенной среде проекта;

- в процессе его реализации и развития состав проекта меняется (одни элементы могут появляться, а другие – удаляться);

- проект разделяется на связанные элементы.

Классификация проектов. Проекты можно классифицировать по разным признакам[13]. Рассмотрим некоторые из них.

1. По основным сферам деятельности проекты можно разделить на:

• технические;

• организационные;

• экономические;

• социальные;

• юридические;

• смешанные.

2. По масштабу проекты подразделяются на три группы:

• малые проекты;

• средние проекты;

• мегапроекты;

Масштаб проекта зависит от следующих показателей:

• объем капиталовложений;

• трудозатраты;

• длительность реализации;

• сложность системы менеджмента;

• привлечение иностранных участников;

• влияние на социально-экономическую среду региона и т.п.

3. По срокам реализации проекты делят на:

• краткосрочные (скоростные) (до 1 года);

• среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

• долгосрочные (свыше 5 лет) проекты.

Фазы проекта.

Полная совокупность разных стадий развития проекта образуют его жизненный цикл, который представлен на рисунке 1 – Фазы проекта (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2), согласно которому проект включает следующие фазы:

• концептуальная фаза (предпроектная),

• фаза разработки проекта,

• фаза выполнения проекта,

• фаза завершения проекта,

• эксплуатационная фаза.

1. Концептуальная фаза (предпроектная).

Разработка концепции проекта подразумевает выбор проекта, исходя из альтернативной стоимости инвестиций, финансовых возможностей. Далее необходимо разработать техническое задание, то есть, определение конечного результата или цели. Не менее 50% проблем планирования связаны с нечетким техническим заданием и постановкой целей. Техническое задание разрабатывается управляющим проектом и клиентом.

2. Фаза разработки проекта

Под разработкой подразумевается планирование, которое предполагает решение следующих вопросов:

1. Что надо сделать?

2. Кто сделает это?

3. Как это будет сделано?

4. Когда это должно быть сделано?

5. Сколько будет это стоить?

6. Что нам нужно, чтобы сделать это?

В процессе работы план проекта подвергается корректировке с учетом текущей ситуации.

3. Фаза выполнения проекта

В процессе реализации проекта руководители обязаны контролировать ход работ, что выражается в сборе фактических данных и сравнении их с плановыми. Основной управленческой задачей является анализ возможного влияния отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом и в выработке соответствующих управленческих решений. Здесь возникают следующие вопросы:

1. На правильном ли мы пути?

2. Если нет, что нужно сделать?

3. Следует ли изменить план?

4. Фаза завершения проекта

Проект заканчивается, когда достигнуты поставленные перед ним цели и в связи с этим нужно ответить на три вопроса:

1. Что сделано хорошо?

2. Что следовало бы улучшить?

3. Что мы узнали нового?

2. Фаза разработки проекта

Под разработкой подразумевается планирование, которое предполагает решение следующих вопросов:

1. Что надо сделать?

2. Кто сделает это?

3. Как это будет сделано?

4. Когда это должно быть сделано?

5. Сколько будет это стоить?

6. Что нам нужно, чтобы сделать это?

В процессе работы план проекта подвергается корректировке с учетом текущей ситуации.

3. Фаза выполнения проекта

В процессе реализации проекта руководители обязаны контролировать ход работ, что выражается в сборе фактических данных и сравнении их с плановыми. Основной управленческой задачей является анализ возможного влияния отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом и в выработке соответствующих управленческих решений. Здесь возникают следующие вопросы:

1. На правильном ли мы пути?

2. Если нет, что нужно сделать?

3. Следует ли изменить план?

4. Фаза завершения проекта

Проект заканчивается, когда достигнуты поставленные перед ним цели и в связи с этим нужно ответить на три вопроса:

1. Что сделано хорошо?

2. Что следовало бы улучшить?

3. Что мы узнали нового?

5. Эксплуатационная фаза

В эксплуатационной фазе осуществляются надзорные функции с целью накопления опыта. На данном этапе рассматривается пять вопросов:

1) Что сделано хорошо?

2) Что сделано неудачно?

3) Что следовало бы улучшить?

4) Каковы перспективы развития данного проекта с бывшим заказчиком?

5) Каковы возможности дублирования данного проекта с другими заказчиками?

Окружение проекта.

В проектах задействованы следующие участники:

1. Заказчик определяет масштабы проекта.

2. Проектная группа отвечает за управление и выполнение проекта.

3. Руководители проекта должны делиться ресурсами и обмениваться информацией друг с другом.

4. Высшее руководство одобряет финансирование проекта и устанавливает приоритеты в рамках организации. Оно оценивает успех и определяет вознаграждение за выполнение работ.

5. Группы административной поддержки (группа людских ресурсов, информационных систем, агентов по закупке и группа эксплуатации оборудования). Они устанавливают ограничения и требования к проекту: регистрация расходов, получение своевременной и точной информации.

6. Функциональные руководители отвечают за выделение персонала на проект, решение технических вопросов и наблюдение за выполнением важных сегментов проекта.

7. Инвесторы проекта отстаивают проект и используют свое влияние для получения одобрения проекта.

8. Субподрядчики выполняют фактическую работу, координируют свои действия.

9. Правительственные учреждения накладывают свои ограничения на проектные работы. Необходимо получить их разрешение.

Например, строительные работы должны проводиться в соответствии с нормами, новые лекарства должны проходить строгие тесты.

10. Другие организации в зависимости от характера проекта могут оказывать прямое или косвенное влияние на проект. Например, поставщики обеспечивают необходимые для выполнения проекта ресурсы. Задержки, нехватка или плохое качество могут привести к остановке проекта. Общественные группы могут оказывать давление на государственные учреждения.

Все эти отношения взаимосвязаны, и способность руководителя проекта эффективно работать с одной группой будет влиять на его управление другими группами. Например, функциональные руководители будут меньше готовы к сотрудничеству, если поймут, что ответственность и заинтересованность высшего руководства уменьшаются.

Отличия проектного и функционального управления выявляет Вачегин А., отмечая, что методы проектного управления позволяют сделать ход выполнения проекта более предсказуемым, в результате чего собственники могут рационально распределять финансовые, материальные и человеческие ресурсы, управляя ими, а не просто реагировать на возникшие обстоятельства[14]. Сравнивая функциональный и проектный подходы, он констатирует, что даже если в организации не используют проектные методы управления, тем не менее, проекты успешно осуществляются, так как операционная деятельность организации, и отдельно взятый проект управляются по одним и тем же принципам, отражённых в цикле Деминга[15], который изображён на рисунке 2 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3), являющийся методом непрерывного улучшения качества. Единственным «отклонением» в случае с проектами является наличие этапов инициации и завершения.

Своё мнение о проектном управлении относительно инновационной экономики высказывает Рубанов В., научный руководитель АНО «Информэкспертиза», вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям, отмечая, что оно должно включать: механизм определения ограниченного числа стратегических приоритетов; систему национальных проектов, реализующих данные приоритеты на основе соединения ресурсов государства и бизнеса; процедуры согласования обязательств и взаимной ответственности государства и бизнеса в рамках совместных проектов; систему контроля исполнения обязательств и эффективности использования ресурсов[16].

В настоящее время большинство теоретических и практических разработок в сфере управления проектами ориентировано на применение в компаниях и корпорациях, региональный аспект чаще всего сводится к оптимизации структуры проектов и органов управления. Целостной, научно проработанной методологии и набора методов и средств управления региональными проектами не предложено. Имеются лишь общие подходы к решению таких проблем, а набор средств и методов в каждом конкретном случае выбирается или разрабатывается отдельно.

Например, Жихарев К.Л. утверждает, что проектное управление развитием региональных инновационных систем предполагает выделение трех уровней управления – управление инновационными проектами, управление инновационными программами и управление инновационным портфелем региона[17].

Чтобы лучше понять сущность управления проектами регионального аспекта необходимо выделить виды проектов регионального уровня, которые регламентированы[18] Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации».

1. Проект, имеющий региональное значение, направлен на достижение целей социально-экономического развития субъекта РФ, общая стоимость которого составляет не менее 500 млн. рублей, реализуется на территории одного субъекта РФ.

2. Проект, имеющий межрегиональное значение, направлен на достижение целей социально-экономического развития нескольких субъектов РФ, общая стоимость которого составляет не менее 500 млн. рублей, реализуется на территории 2 и более субъектов РФ.

3. Региональный инвестиционный проект, имеет региональное или межрегиональное значение.

Это характерно для проектов создания и развития объектов капитального строительства транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, а также для концессионных проектов. Именно под данные проекты выделяются бюджетные ассигнования Фонда. Таким образом, из данного Постановления вытекает, что управление региональными проектами необходимо рассматривать, как управление проектами создания и развития объектов капитального строительства транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, а также концессионными проектами, имеющими региональное или межрегиональное значение. Однако в данном контексте не будут учтены другие разновидности проектов, например, социальных, культурных и др., которые также требуют инвестиционных вложений и имеют региональное и межрегиональное значение.

Целесообразность внедрения проектного механизма управления программными мероприятиями отмечена в Постановлении Правительства РФ «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 годы)». В этом Постановлении сказано, что проектное управление, позволит скоординировать деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образований, других участников инвестиционного процесса и достигнуть синергетического эффекта от реализации взаимодополняющих друг друга инвестиционных, инновационных и других мероприятий.[19]

 



2018-07-06 639 Обсуждений (0)
Управление проектами как социально-экономическое явление. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управление проектами как социально-экономическое явление.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (639)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)