ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц, Щ, Ч (2 ЧАСА)
Уроки 21-22 Цель: проверить знания детей об особенностях согласных звуков Ц, Щ, Ч; уточнить способы различения этих согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове. 1. Называние картинок (цапля, щука, черепаха). Звуко-буквенный анализ этих слов. Определение первого звука в данных словах. 2. Проведение наблюдений над звучанием согласных звуков Ц, Щ, Ч. Доступная детям характеристика звуков. Их сходство. 3. Ответ на вопрос: «Чем различаются и чем похожи звуки Ц и Щ?». 4. Профилактика дисграфических ошибок оптического характера: сравнение заглавных и строчных печатных и прописных букв Ц и Щ. 5. Дифференциация звуков Щ и Ц на слух в словах. Выяснение значения слов голенище, кормилица, сокровище. Чтение слов. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков Щ и Ц на материале слов щель — цель. 6. Определение наличия и места звуков Щ и Ц в предложенных словах. Расширить материал заданий можно, предложив учащимся составить звуковую схему данных слов. 7. Отработка четкого произношения звуков Щ и Ц в словосочетаниях. 8. Дифференциация звуков Щ и Ч в слогах. 9. Чтение слов содержащих одновременно: § звуки Ч и Щ (дощечки, щучка); § звуки Ч и Ц (циркач, горчица). Звуко-буквенный анализ слов: часовщик, чаща, щечки; цепочка, черемуха, цветочница. Словарная работа: объяснение значения слов щупальца, щелчок, часовщик, чепец, черепица, чертежница. Составление с данными словами предложений. 10. Работа над четкостью произношения звуков Ч и Ц на материале словосочетаний. 11. Чтение загадок, конкурс: «Кто быстрее отгадает все загадки?». 12. Работа над темпом речи на материале стихотворения М. Яснова. 13. Работа с текстами «Птенцы чайки», «Необычные часы». Выполнение послетекстовых упражнений. 14. Сравнение слов типа плач — плащ — плац. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков Ч, Щ, Ц. 15. Отгадывание загадок. 16-18. Отработка навыков правильного и четкого произношения звуков Ч, Щ, Ц на материале предложений, стихотворений и текстов. Итог уроков: § Чем похожи и чем различаются звуки Ч, Щ, Ц? ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ, Ч, СЬ, С, Ц (3 ЧАСА) Уроки 23-25 Цель: проверить знания детей об особенностях согласных звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц; уточнить способы различения этих согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове. 1. Называние картинок (щука, черепаха, синица, сова, цапля). Звуко-буквенный анализ этих слов. Определение первого звука в этих словах. 2. Доступная детям характеристика звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц. 3. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц: различие и сходство. 4. Различение на слух и повторение слогов со звуками Щ, Ч, СЬ, С,Ц. 5. Четкое произношение слогов с отрабатываемыми звуками. 6. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отработку произношения звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц в словах. 7. Закрепление звуков на материале стихотворения М. Бородицкой «Котенок». 8. Упражнение «Из одного слова — два», направленное на отработку навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Дети читают слово, устанавливают последовательность звуков в слове и составляют из названных звуков новое слово. Упражнение сопровождается речевым образцом (весна — навес). Обсуждение ответа на вопрос: «Любые ли звуки составляют слово? ». 9. Четкое произношение слов, начинающихся со звуков Щ, Ч,СЬ,С,Ц. 10. Заучивание наизусть и воспроизведение стихотворения С. Маршака. Контроль за произношением звуков СЬ, С, Ч. Ответ на вопрос: «Какое название можно дать этому стихотворению? ». 11. Упражнение «Из двух слов — одно». Инструкция сопровождается речевым образцом. 12. Работа с предметными картинками. Отбор и произношение слов со звуками Щ, Ч, СЬ, С, Ц. 13. Работа с текстом «Ты — человек». Разъяснение понятий: существо; органы чувств; запах; осязание. Называние органов чувств с опорой на картинки-символы. 14. Закрепление произношения звуков Ч, СЬ, С на материале рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык». Чтение текста по ролям. 15. Отработка произношения звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц при чтении стихотворения Д. Каминского «Объявление». 16. ; 20. Работа над текстом с «окнами» (вставить пропущенные буквы Щ, Ц, С, Ч). Необходим контроль со стороны учителя-логопеда за правильностью произношения и адекватностью выполнения подстановки букв. 17. Игра «Угадай слово» — отгадывание загадок. 18. Заучивание стихотворения Н. Заболоцкого. 19. Работа с текстом: чтение текста, определение его темы и главной мысли, обсуждение возможных вариантов названия текста. («Салют».) 21. Работа с текстами: § «О словарях». Послетекстовая работа может включать ответы на следующие вопросы: «А у тебя есть словарь?»; «Зачем нужны словари?»; «Что нужно знать, чтобы пользоваться словарем? ». § «О скрипках». Целесообразно провести словарную работу, для разъяснения значения слов скрипка, оркестр, смычок. § «Сушеница». Орфографическое и орфоэпическое проговаривание слов: сушеница, средство. Ответ на вопрос: «Почему слова "Сибирь", "Кавказ", "Россия" пишутся с большой буквы?». § «Шелкопряд». Обсуждение вопросов: «Почему шелкопряда назвали "шелкопряд"?»; «Из каких слов образовано слово шелкопряд!». Итог уроков: § Чем похожи и чем различаются звуки ГЦ, Ч, СЬ, С, Ц?
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1477)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |