Перемещаемся ближе к алтарю
Подходим к иконе Рождества Христова ИконографияИкона Рождества Христова, какой она сложилась за всю многовековую историю древнерусского искусства, представляет собой достаточно многосоставную, но ясно читаемую композицию, все элементы которой имеют глубокое символическое значение. В центре композиции иконы помещаются изображения лежащей на одре Богородицы и спеленатого в яслях Младенца на черном фоне глубокой пещеры. Сверху на Рожденного нисходит луч Вифлеемской звезды. Над лежащим в яслях Младенцем склоняются вол и осел, по преданию, стоявшие около яслей и своим дыханием согревавшие Его. Справа от одра Богоматери традиционно изображаются пастухи, а слева - волхвы, пришедшие с дарами поклониться Богу. Горнюю часть композиции венчают изображения славословящих ангелов, число которых неуклонно росло, так что в поздних русских памятниках изображается уже целое небесное воинство, славословящее Господа. Святки Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 19 января). Пост в эти дни отменяется. Святки — это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36). Ещё с древних времен святость этих дней и вечеров нередко нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих обрядов этих дней. Действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». Вы должны помнить, что гадания это грех.
Мы вам рассказали лишь немного о празднике Рождества Христова, а теперь мы вам расскажем о нашем приходе.
Северску чуть более 60 лет, и зачастую люди считают, что религиозного прошлого города просто-напросто не было. Но такие представления ошибочны. Ведь на том месте, где ныне находится Северск, в начале XVII века, после основания Томска, монастырь Богородице-Алексеевский находился здесь, в устье Большой Киргизки. Но был перенесен в 1663 году в Томский острог. Причин тому было множество; пожары, наводнения, набеги киргизов и татар. Также здесь располагались деревня Белобородово и существующий до сих пор поселок Иглаково. На территории Белобородово был православный храм. Но судьбы церквей были трагичными: они сгорели. В пос. Иглаково храм в 2015году построен и освящен в честь пророка Илии. И вот в 1990 году инициативная группа из шести человек во главе с Ковалевой Клавдией Васильевной обратилась к мэру г. Северска – Н.И.Кузьменко с просьбой построить в городе храм. Николай Иванович согласился и по этому поводу собрал собрание, где на строительство храма решено было выделить 80 тыс.рублей. За активное участие в строительстве храма Ковалева К.В. была награждена грамотой Томской епархии. 14 мая 1991 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был освящен закладной камень будущего северского храма. Строительство храма велось долгие девять лет. И вот 7 января, в светлый праздник 2000-летия Рождества Христова, в нижнем приделе при огромном стечении народа состоялся первый торжественный юбилей. Епископ Томский и Асиновский Ростислав освятил нижний придел храма. Весь храм еще не был полностью готов для проведения богослужения. 6 июля 2000 года в день Престольного праздника Владимирской иконы Божией Матери состоялось открытие и освящение верхнего придела храма. Освящение и службу провел епископ Томский и Асиновский Ростислав. С этого дня северский храм стал принимать своих прихожан. Первым настоятелем был иерей Михаил. В жизни нашего храма произошло еще одно важное событие, 25-27 мая 2002 г. Томскую епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 27.05.2002 г. Алексий II освятил наш храм в целом своим патриаршим чином. Перемещаемся ближе к алтарю Как и все православные храмы, наш храм построен с алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце. Храм построен в виде восьмиугольника – Вифлеемской звезды, которая подобно путеводной звезде сияет в этом мире. Сверху здание храма завершается двумя куполами с крестами. Они напоминают нам о двух естествах в Иисусе Христе – божественном и человеческом. Над входом в храме построена колокольня с семью колоколами, звон которых можно услышать до и после богослужения. Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. Сам храм предназначен непосредственно для верующих. Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь символизирует небо, где обитает Бог, а храм — землю. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство Святого Причащения. Само слово «алтарь» значит возвышенный жертвенник. Если в храме устраивается несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Все алтари, кроме главного, называются приделами. Ца́рские врата́ - главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. На них изображены четыре евангелиста и Благовещ. БМ (Центральные врата алтаря всегда назывались у греков святые врата.). Боковые двери- северные и южные – называют еще диаконскими. Над Царскими вратами обычно помещается икона Тайной Вечери. Возвышение перед иконостасом называется солеей, а выступ перед Царскими вратами – амвоном, с которого произносятся ектинии (молитвенные прошения), читается Евангелие и говорятся проповеди. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие. Иконостас – перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами, символизирующими историю спасения человечества Богом. Число ярусов бывает разным, Обычно от трех до пяти. Их можно рассматривать, начиная с верхнего яруса, ибо Господь постепенно, словно по ступеням, низводил к людям спасение. Праотеческий рядПятый, верхний ярус содержито бычно икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). На нашем иконостасе от пятого яруса только центральная его икона Троицы. Пророческий рядЯвляет собой ветхозаветную церковь от Моисея до Христа. Пророки также изображаются держащими в руках свитки с текстами своих пророчеств о рождении Спасителя. В центре этого яруса помещается образ Богоматери «Знамение». Изображение Богоматери с Младенцем Еммануилом на лоне знаменует исполнение предсказаний ветхозаветных праотцев и пророков и указывает на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветом. Деисусный ряд. (деисис - моление, греч.).Смысловым центром этого ряда является икона Спасителя. Справа и слева от Иисуса Христа изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча. За ними следуют архангелы, святители, апостолы, мученики, преподобные, т.е. сонм святых, представленный всеми чинами святости. Основная тема деисусного чина – моление церкви за мир. Достигшие святости и вступившие в Царство Небесное представители земного мира, образующие во главе с Христом Церковь Небесную, молитвенно предстоят престолу Христа-Судии, испрашивая снисхождения к собранной в храме церкви земной. Праздничный ряд.Следующий ярус иконостаса представляет период новозаветный, а именно события, связанные с земной жизнью Христа. Местный ряд.Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм. Храмовая Владимирская икона Божией Матери располагается справа от иконы Спасителя. Иконостас непременно венчается Крестом. В храме имеется еще и канунник, или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды. Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисает паникадило со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы. Иконы про которые рассказываем по порядку :
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |