Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава III. Архитекторы–иностранцы в России во второй половине XVIII в



2018-07-06 1033 Обсуждений (0)
Глава III. Архитекторы–иностранцы в России во второй половине XVIII в 0.00 из 5.00 0 оценок




Архитектура второй половины XVIII в связана с развитием русского классицизма, занимая ведущее место в эволюции мировой архитектуры. Русскому классицизму характерны - единство форм, согласованность, порядок, гармония, праведности монархии и особую роль политике просвещенного абсолютизма, присутствие четкой планировки, проекты более масштабные.

Расцвет русской архитектуры связан с деятельностью выдающихся русских архитекторов В. Баженова (1737—1799), М. Казакова (1738—1812/13), И. Старова (1745—1808), так же и иностранных архитекторов
Ю. М. Фе́льтен (1730—1801), Д. Кваренги (1744—1817), Ч. Камерона (1740–е—1812), В–Д. Жан-Батист-Мишел (1729–1800), А. Ринальди(1709 — 1794), К.И. Бланки(1728–1793), Винченцо(1747–1818/20). В тематике которых использовались классические принципы античного зодчества. С начала 1760-х годов разворачиваются крупнейшие работы по строительству и обустройству городов в Петербурге и Москве, так же в и ряде крупных городах России. Самыми и значимыми работами в Петербурге были работы по обустройстве берегов Невы и малых рек, строительство первых каменных мостов.

В ранний период русского классицизма (1760—1770) в Петербурге были возведены Академия художеств (1765—1777, А. Кокоринов, В. Деламот), и Мраморный дворец (1768—1785, А. Ринальди). [40]

Начать хотелось бы с личности как В–Д. Жан–Батист–Мишел, по поводу которого некоторые исследователи высказывались то что он является родоначальником русского классицизма. Вален -Деламот родом из Франции, учебу проходит во Франции и Италии, так же проходил обучение у своего кузена Ж.Ф. Блонделя. В 1756 году начинает свою работу Российская Академия художеств, проект которого был составлен Ж.Ф. Блонделем. В тоже самое время основатель Академии И.И. Шувалов находился в Европе, в поисках преподавателя архитектуры, по рекомендации Ж.Ф. Блонделя выбор пал на Вален-Деламота, который в 1759 году приглашен в Россию в качестве преподавателя архитектуры. Контракт которого был подписан на три года, по этому же контракту он обязан был не только преподавать в Академии, но и заниматься планированием проектов поручаемых ему. Валлен-Деламот был первым среди архитекторов работавших в Санкт–Петербурге в стиле классицизма, тем самым становится основателем русского классицизма. Среди первых работ Вален-Деламота на должности архитектора была, доработка проектаЖ.Ф. Блонделя, доставленная им же самим из Франции. Работа Вален-Деламот в основном ограничивалась лишь разработкой проектов , а сам он лично не принимал участие в строительстве.

При прибытии в Петербург Валлен-Деламот начинает разработку нового плана Большого Гостиного Двора (1761–1785), первоначальный план которого бы составлен Ф. Б. Растрелли. Но изменения коснулись лишь проекта фасада, устаревшего на тот момент, сохранив проект Ф. Б. Растрелли.

Но в 1762 году после прихода к власти Пётр III, работа Валлен-Деламота приостанавливалась. Его обвинили в присвоении чужих чертежей при строительстве Гостиного Двора. Но приостановка деятельности длилась не долго, после прихода к власти Екатериной II архитектор был оправдан, после чего и был принят его новый план.

Так же Валлен-Деламот занимался проектированиями и частных заказов. В период с 1762 по 1766г. он завершает проект который начинал Кокоринов по строительству дома графа Разумовского, а в 1762-1768г. им был построен и сдан дворец для графа И. Г. Чернышёва. Так же он занимался перестройкой дворца И. И. Шувалова

С 1763 по 1783г. архитектор попытался завершит строительство католического Базилика святой Екатерины Александрийской. Проект которого в свое время был разработан Трезини, но не закончен так как в в 1751 году автор уехал на родину . В1763 года Валлен-Деламот вместе с Кокориновым начинает возведение здания Академии Художеств. С 1764 года по его чертежам начинается строительство здания Малого Эрмитажа. Так же по приказу Екатерины II, он начинает оформлять интерьеры Зимнего дворца совмещая с ним работу по возведению здания Новой Голландии.

Вместе со всей этой деятельностью он так же не забывал о своих преподавательских обязанностях, его учениками были знаменитые русские архитекторы В. И. Баженов, И. Е. Старов.

В 1774 году умирает его отец, по этому поводу он отбывает во Францию, где его родня уговаривает переехать на родину. Прибыв в Россию он увольняется, с назначением пенсии и переезжает во Францию, с этого периода у его жизнь стало более горкой и сложной, вскоре он ослеп.

Но после Великой Французской революции и следствии казни Людовика XVI, Россия прекращает свои связи с Францией, так же была отменена пенсия архитектору. Жан Батист Мишель Валлен-Деламот умер в Ангулеме 7 мая 1800 года в большой нужде[41].

К числу крупнейших архитекторов позднего барокко относят Антонио Ринальди, итальянца по происхождению.В Россию его пригласил граф Разумовский, он был уже сформированным архитектором, мастером прошедший обучение у одного из ведущих архитектора Италии Луиджи Ванвителли. За первые несколько лет в России за него ручаются Д. М. Голицын и И. И. Бецкой, те в свою очередь рекомендовали его императрице Екатерине II. Екатерина II назначает А. Ринальди архитектором Ораниенбаума, постепенно он сближается с императрицей. К 1762 году он становится ведущим архитектором Петербурга.

Ринальди очень много времени проводил за разработкой и обустройством Царскосельского сада, такие проекты как создание Китайского и Готического павильонов, создал серию проектов небольших плотин и каскадов, занимался внутренней отделкой Грота.

Разработка проекта английского сада в Царском Селе совпадает с началом Русско-турецкой войны 1768–1774 годов, а само возведение с победой над турками.

Екатерина отмечала победы в этой войне возведением монументов. Вот как об этом писала Екатерина в письме: «Если война сия продолжится, то царскосельский мой сад будет походить на игрушечку. После каждого воинского деяния воздвигнется в нем приличный памятник»[42]. В своем же саду победам братьям-Орловым посвятила малую и большую ростральные колонны – Морейскую и Чесменскую , проектированием которых занимался Ринальди.

С 1771 по 1772г. Ринальди спроектировал Катульский обелиск -который был посвящен победам фельдмаршала Н. Румянцева.

Еще одним памятникам Ринальди считается Крымская колонна в честь передачи Тавриды, по Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 году. Так же проект Гатчинских (Орловские) ворот принадлежит Ринальди, которую он возвел с 1777по1782 годах.

В самый разгар строительства Орловских ворот Екатерина уже не довольна Ринальди, упоминая об его возрасте, ему было уже около семидесяти лет. В следствии чего в 1784 году он уезжает на родину в Италию и по истечению десяти лет он умирает.

Замечательные сооружения Антонио Ринальди сохранились в Санкт–Петербурге и по сей день, напоминая о славных днях екатерининском царствовании.

В 1772 году умирает Кокоринов, а через три года из России уезжает Валлен-Деламот. В следствий чего строительство здания Академии художеств возобновил немецкий архитектор Ю. М. Фельтен.

Как уже упоминалось первостепенной задачей стоявших перед архитекторами Петербурга в 1760-1780 гг. была отделка прибрежных зон Невы. Решением которой занимался Валлен-Деламота, помощником которого и значился Ю. М. Фельтен.[43] Он так же в некоторой мере тоже был архитектором переходного времени как и предыдущие архитекторы.

Георг Фридрих Фельтен или как его звали в России Юрий Матвеевич (1730–1801) был немцем родившийся в Петербурге, проходил обучение как в Берлине так и в Петербурге при Академии наук.

С 1760 г. Он работает в под шефством Ф. Б. Растрелли при постройке Зимнего дворца, а после ухода того на пенсию (1762), Фельтен занимается завершением этого объекта. Почти двадцать четыре года у него заняло на облицовку гранитом прибрежных зон Невы «от Летнего дому до Галерного двора». В этот же период времени он занимается украшением невской акватории, аккордом которого явилось ограда Летнего сада (1771–1786).

Как и другие современники, Фельтен приходилось вносить изменения в растреллиевский интерьер Большого Петергофского дворца. Новшества были внесены в честь победы русского флота в Чесменской бухте, поэтому бывший Аванзал был увешан двенадцатью полотнами на тематику этого боя, написанные немецким художником Ф.Гаккертом.

В честь этого же сражения он возводит Чесменский дворец по дороге к Царскому Селу. В оформлении которого видную роль сыграли барельефы изображения величайших правителей России, от Рюрика до Елизаветы Петровны. Чуть позже рядом с ним начинается строительство Чесменской церкви. Церковь была построена из красного кирпича с белокаменными деталями, напоминающая парковый павильон в готическом духе. Увлечение готикой, особенно английской, тогда было повсеместным.

Надо заметит, что культовая архитектура в творчестве Фельтена занимало особую роль. Его руке принадлежат произведения легко узнаваемых, маленьких типов, уютных зданий с одним купалом. Ему принадлежат такие работы как лютеранская (немецкая) церковь Св. Екатерины на улице Васильевского острова (1768–1771); каменный храм Св. Анны на Фурштатской улице (1770–е), Армянская церковь расположенная на Невском проспекте (1770–1772) некоторые эти храмы были построены до Фельтена, многие были деревянными потому они были перестроены уже из камня .

Так же им были спроектированы и построены Воспитательный дом в Петербурге, Родильный госпиталь, Училище для мещанских девиц. Фельтен внес свой вклад в планировке главных площадей и улиц Петербурга, Луговой и Сенатской. Он так же начинает строительство Старого Эрмитажа (1771 – 1787).

Карьера Фельтена проходила спокойно, без каких либо потрясений, в 1770 г. он заслужил звание «назначенного в академики», в 1772 г. – после смерти А. Ф. Кокоринова удостоился должности профессора Императорской Академии художеств, в 1785 г.– уже помощника ректора, а 1789 г. уже сам становится ректором, на этой должности он проработал до 1794 г.. С середины 1780-х гг. он полностью отвлечен преподаванием в университете и в архитектурной деятельности не был замечен.

Последние тридцать лет XVIII в. для русского архитектурного классицизма, характерен более строгий стиль классицизма. В этом стиле известными архитекторами были Ч. Камерон, Дж. Кваренги, В. Бренна. Как однажды заметил В. О. Ключевский говоря об этом периоде «Петр: если он не воевал, то строил. Екатерина воевала меньше Петра I, но не меньше строила» [44]. Так же, по сравнению с петровским периодом, сохранилось множество памятников архитектуры. Как и у всех правителей, так и у Екатерины II были свои любимцы среди иностранных архитекторов: А. Ринальди, Ж.–Б. Валлен–Деламот, Ю. М. Фельтен, но более всего ей нравились работы Чарлза Камерона (1743– 1812).

Ч. Камерон из знаменитого шотландского рода, его интересовали античные памятники, изучением которых он и занимался. У себя на родине он не нашел применений, не получал заказов, потому он решает переехать в Россию, куда его много раз приглашали. В 1779 г. он приезжает в Петербург, где подписывает контракт на 3 года, став тем самым архитектором императрицы, и приступает к работам в английском саду. Он получает приказ на подготовку проектов для Агатовой комнаты и Холодной бани в Царском Селе – двухэтажный павильон с висячим садом (1780–1785), первый проект которого был излишне дороговат, а Камерон при планировке удешевил его. Первые пять лет работы в России у него проходили полностью в царском селе и Павловском дворце, почти все проекты находящихся там объектов были созданы им.

До 1784 г. Камерон работал в южной части дворца, за это время им были созданы и изменены Арабесковый, Лионский и Китайский зал, так же личные покои Екатерины II, тем самым объединив в единый комплекс, соединяющийся с Термами и Висячим садом и не имеющий прохода в северную часть. К 1781 году он завершает строительство беседки в виде Пирамиды. Так же им был спроектирован огромный комплекс «китайских» сооружений в Верхнем саду- «китайскую» деревню и «китайские» мосты, но строительство китайской деревни не было завершено из за прекращения финансирования.

Своеобразными памятниками были город София и Софийский собор строившихся в честь победы над турками на Балканах, что в свою очередь и предполагает название города и собора.

Город София была построена в 1779г., за прудом Царскосельского парка. Проектом города занимался Камерон, кварталы застраивались в палладианском стиле. В самом же центре Софии был построен Вознесенский собор. Так же в 1783 году им была спроектирован проект галереи лично для Екатерины II, которая который вскоре будет называться Камероновой галереей.

В 1777 г. родился первый внук Екатерины на что она подарила ему село Павловское, он в свою очередь передал ее жене, Марии Федоровне. Камерон по прибытию в Петербург приступает к работам в этом селе. Им были спроектированы множество работ, таких как; 16–колонную ротонду «Храм дружбы», Колоннаду Аполлона; типично швейцарский крестьянский домик – Молочню; Шале; множество маленьких античных храмов «Памятник родителям», последней работой Камерона была – Колоннада .

7 ноября 1796 года умирает Екатерины, с ней же и убывает былой расцвет Камерона. Он попадает в опалу при Павле I. С этого момента начинается "батуринский" период работы Ч. Камерона. К. Г. Разумовский советовал Камерону спроектировать для него дворец. Но этот проект не был завершен, по причине смерти Разумовского в 1803 году.

В 1802 г., Александр I ставит его на должность главного архитектора Адмиралтейств–коллегии, но не долго он пробыл на этом посту в 1808 г. его заменяет А. Д. Захаров. По прошествии нескольких лет великий зодчий умирает.

Последним любимцем Екатерины II, среди иностранных архитекторов часто упоминают Джакомо Кваренги (1744–1817). Родился он на севере Италии, обучение он прошел как и множество других итальянских архитекторов в Риме. Более десяти лет он изучает произведения средневековых архитекторов Италии, Франции, Германии, Англии, сам производит обмеры, создает свои собственные правила и систему. В 1779 г. его приглашает сама Екатерина II, он переезжает в Петербург и живет тут до самой смерти. В России он так же начинает изучать национальное древнее зодчество, творчески изменяя палладианские идеи на русской почве.

Период 80-х гг. - был периодом блестящего расцвета творчества Кваренги, поражающий своей интенсивностью и разнообразием. Он возводит дворцы, загородные резиденции, банки, биржи, театры, гостиный двор, усадьбы, частные дома и пр.

В России он работал первое время в Петергофе, а затем в Санкт–Петербурге, так же он запомнился и в Москве. Но больше всего ему пришлось работать в окрестностях Петербурга, в основном в Царском Селе.

Работа Кваренги в Царском Селе началась сразу же по приезду, первой работой которую он спроектировал был Концертный зал, рядом с которой он же строит павильон названый Кухней–руиной. По словам И. Э. Грабаря, Кваренги построил «...руину такой чарующей, убедительной подлинности, что с трудом веришь в ее поддельность».[45]

С 1783 г. Д. Кваренги был занят проектированием нового каменного храма на Кузьминском кладбище. Так же им был разработан план еще одного каменного храма в Пулкове, который был возведен 1783-1785гг. храм Смоленской иконы Божией Матери. Оба храма уничтожены во время войны.

Большие изменения были спроектированы в Царскосельском дворце, там же он строит открытую Купальню.

В начале 90-х годов он подвергает изменению многие архитектурные сооружения построенных в первой половине XVIII века, среди которых Зал на острову, Серебряный кабинет.

Так же по приказу Екатерины II, он занимается планировкой Нового (Александровского) парка для внука Александра [46]. Это сооружение является наиболее масштабной и трудной работой архитектора в Царском Селе : «По живописному размаху… композиции, по угаданности впечатления и изысканности деталей это один из мировых шедевров архитектуры и едва ли не лучшая жемчужина во всем творчестве великого мастера»[47] .

Так же одновременно с Александровского дворцом им был спроектирован еще один дворец для родных братьев, это был деревянный Константиновский дворец, так же находившийся в Царском Селе .

Рядом же с Александровским дворцом , в 1795–1796 годах по проекту Д. Кваренги был построен Кухонный корпус.

Все сооружения Д. Кваренги спроектированные в Царском Селе, удостоены звания прекраснейших и лучших экземпляров русского классицизма. Так же за свои заслуги он был удостоен дворянскому роду и ордена святого Владимира 1-й степени.

Умирает Д. Кваренги в Петербурге, множество его работ целы до сих пор.

Конец XVIIIв. ознаменовалась крупными социально-историческими событиями (закреплены за Россией Крыма и северного побережья Черного моря), вследствие чего многие памятники архитектуры были посвящены этим победам.

Во второй половине XVIIIв. уже не в таком количестве приглашались иностранные архитекторы. Так как в России были уже воспитано и обучено большое количество местных мастеров, теми же иностранцами. Среди которых особо можно выделить В.И.Баженова(1738—1799), М.Ф.Казакова(1738—1812), А.Ф. Кокоринова (1726-1772) и др., пиком которых считается вторая половина XVIIIв.

 

 



2018-07-06 1033 Обсуждений (0)
Глава III. Архитекторы–иностранцы в России во второй половине XVIII в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава III. Архитекторы–иностранцы в России во второй половине XVIII в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1033)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)