Особенности антиинфляционной политики в России
Антиинфляционная политика – комплекс мер, разработанных государством, по предотвращению или сдерживанию возникшей инфляции.[4] Инфляция является неотъемлемой частью рыночной системы хозяйствования. В мире накоплен богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Целью этой политики является создание таких условий функционирования рыночной системы, при которых инфляция была бы управляема, а ее уровень – умеренным. В настоящее время доминируют два варианта антиинфляционной политики. 1-ый вариант предполагает максимальное использование рыночных регуляторов: · введение свободных цен при ограниченности роста зарплаты; · поддержание плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты; · либерализация деятельности предприятий; · постепенное сокращение сферы экономической деятельности государства (ограничение деятельности государства проблемами бюджета, регулированием темпов прироста денежной массы в обращении); 2-ой вариант состоит в более активном вмешательстве государства в экономические процессы: · регулирование внешней торговли и валютных операций; · стимулирование предпринимательства; · стимулирование накоплений населения; · развитие инфраструктуры рынка; · поддержка жизненно важных отраслей и производств; · замораживание роста цен и зарплаты; Опыт борьбы с инфляцией показывает, что: · необходимо осуществлять смешанные антиинфляционные программы, содержащие как монетаристского (1-ый вариант), так и немонетаристского характера (2-ой вариант); · целесообразно сочетание долговременных (стратегических) и краткосрочных (тактических) мер. Долгосрочные меры (поддержка малого бизнеса и предпринимательства, ослабление таможенных и иных барьеров, контроль и борьба с монополизмом и др.) неэффективны, если они не подкреплены работой по гашению инфляционных ожиданий. Решение проблемы погашения инфляционных ожиданий лежит в достижении доверия народа государственной политике. Для этого правительство: разрабатывает комплекс мер по антиинфляционному регулированию, постоянно информирует об их выполнении и результатах, добивается реализации поставленных задач по борьбе с инфляцией. В результате постоянного соблюдения правительственных обещаний в течение продолжительного времени у населения начинает появляться доверие к объявляемым очередным правительственным мерам по обузданию инфляции, срабатывает так называемый «эффект объявления». Все меры антиинфляционной стратегии должны быть подкреплены процессом стабилизации и развития производства. С этой целью государство обязательно должно разработать политику стимулирования передовых научно-технических разработок, четко определить основные направления структурной политики, проводить политику поддержания инвестиционных вложений. Одновременное использование стратегических и тактических мер (увеличение предложения без изменения спроса и наоборот; разумная организация приватизации; единовременный массированный выброс потребительских товаров на рынок; увеличение процента по вкладам) в итоге ведут к созданию условий для достижения и поддержания низких темпов инфляции, не влияющих на развитие рыночной экономики. Экономика России находится в переходном периоде от скрытой инфляции к открытому ее виду. Как таковой инфляция, как считают ученые[5], стала с 1992 года. За истекший период правительство России применяло различные варианты борьбы с инфляцией. В ходе реформ большое внимание уделено кредитно-денежной политике, уровень которой колебался от умеренного до жесткого. Это позволило подавить инфляция спроса и частично погасить инфляционные ожидания. Однако денежному ограничению слабо поддаются такие факторы, имеющие место в отечественной рыночной экономике, как: быстрорастущие цены на топливо и энергоресурсы; транспортные тарифы; структурные диспропорции; положение в сельском хозяйстве; разрыв хозяйственных связей; суровые природно-климатические условия; внешний и внутренний долг и т.д. В связи с этим первоначальный толчок росту цен дают не денежные, а производственные и рыночные факторы. Резкое сжатие денежной массы, которое предприняло правительство России по настоянию МВФ, привело к снижению уровня инфляции, но одновременно и к кризисному сокращению производства, неплатежам, задержке выплаты заработной платы. А это, в конечном счете, делает крайне неопределенным само замедление темпов инфляции. С целью разрешения денежного кризиса в стране предпринимаются шаги по: · разработке эффективной и регулируемой государством инвестиционной политике с привлечением иностранных и репатриированных российских капиталов; · совершенствованию налоговой системы с акцентом на массу прибыли, рост производства товаров, прибылей и доходов населения; · совершенствованию платежно-расчетного механизма: использование кредитных карточек; выплата зарплаты через банкоматы и т.п.; · заключению межотраслевых отношений по тарифам и ценам; Важной составляющей антиинфляционной стратегии в России является борьба с теневой экономикой, коррупцией в органах власти и организованной преступностью. Для чего в стране разработаны и разрабатываются законы, регулирующие сферы рыночной экономики. Прежде всего, это касается финансового, фондового и валютного рынков. Значительные усилия прилагаются по борьбе с «импортируемой» инфляцией, прежде всего из США. Однако эта часть антиинфляционной стратегии реализуется весьма медленными темпами. Правительству президента В. Путина удалось добиться значительных успехов в контроле за инфляцией. В 2003 г. Банк России достаточно последовательно проводил политику, направленную на снижение инфляции до 12—14% за год, что соответствует приросту объема ВВП примерно на 4—5%. В 2004 г. он составил 14-15%, а в последующие годы - снизился до 8-10%. Уровень инфляции в 2007 году (январь-ноябрь): 10,5% · январь - 1,8% · февраль - 1% · март - 0,8% · апрель - 1% · май - 0,7% · июнь - 0,8% · июль - 0,9% · август - 0,4% · сентябрь - 0,4% · октябрь - 1,1% · ноябрь - 1,1% Умеренные темпы инфляции способствуют увеличению благосостояния населения и компаний. В целом необходимо отметить, правительство Российской Федерации проводит большую работу по борьбе с инфляцией, используя накопленный опыт мировой практики. Тем не менее, рассмотренные выше особенности российской действительности вносят существенные изменения в предполагаемые результаты антиинфляционных мер. Без своевременной, постоянной и умелой адаптации к условиям России, опыта мировой теории и практики на значительные успехи борьбы с инфляцией рассчитывать не приходиться. Практикум
Задание. Как Центральный банк страны должен изменить предложение денег в экономике в соответствии с количественной теорией денег, чтобы в целях борьбы с инфляцией при предполагаемом в этом году увеличении реального дохода в 1,1 раза инфляция увеличилась всего на 2% в год при стабильной скорости обращения денег? Назовите и опишите возможные методы и инструменты антиинфляционной политики, которые будут задействованы ЦБ для достижения этого результата. Решение. Согласно количественной теории денег, V - стабильна, т.к. люди проявляют довольнго устойчивое желание владеть деньгами по сравнению с готовностью держать другие финансовые и реальные активы или приобретать продукцию текущего производства. В соответствии с количественной теорией денег количество денег, необходимых для обращения, определяется по формуле: M=P.Q / V, где M – общее количество денежной массы в обращении в текущем периоде; P – общий уровень цен на товары и услуги в текущем периоде; Q – реальный объем производства в текущем периоде; V – количество оборотов, совершаемых денежной единицей (или скорость оборота денежной массы). Обозначим Q1 – объем производства, включающий увеличение реального дохода, т.е. Q1 = 1,1Q. P1 – цены при инфляции в 2%, т.е P1 = 1,02P. V – постоянная величина, не зависящая от Q и Р. Тогда М1 – количество денежной массы в обращении в планируемом периоде. Подставим в исходную формулу: М1 = P1. Q1/ V = 1,02P.1,1Q/V = 1,122P.Q/V = 1,122M. Таким образом, количество денег в обращении в планируемом периоде должно быть на 12,22% больше, чем в предыдущем. Центральный Банк страны может использовать различные инструменты и методы. Методы – косвенные (Ι) и прямые (ΙΙ): Ι 1. Операции на открытом рынке. 2. Учетная политика. 3. Политика обязательных резервов. 4. Добровольные соглашения. ΙΙ 1. Ограничения в динамике кредитования. Ι.1. Операции на открытом рынке представляют собой регулирование количества денег, находящихся в обороте страны путем продажи ценных бумаг коммерческим банкам, для достижения сокращения обращаемой денежной массы. Ι.2. Учетная политика – политика манипулирования ставкой процента, по которому ЦБ выдает кредиты деловым банкам. С помощью ставки процента ЦБ оказывает косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капитала. «Дорогой» кредит ограничивает спрос на заемные ресурсы со стороны предпринимательского сектора. В итоге сокращаются инвестиции. Деловая активность в стране снижается. Ι.3. Политика обязательных резервов представляет собой резервирование части активов деловых банков в ЦБ. Данные средства размещают в форме бессрочных вкладов. В этом методе меньше выражена рыночная ориентация, например, в сравнении с операциями на открытом рынке. Ι.4. Добровольные соглашения между ЦБ и коммерческими банками позволяют принимать операционные решения, действуя быстро и без особого бюрократизма. ΙΙ.1. Ограничения в динамике кредитования являются правом ЦБ вводить пределы по вложению деловыми банками своих ресурсов в банковский сектор. Заключение
Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней, с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат. Темп инфляции, по существу является показателем темпа обогащения народа. С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчётам, для снижения инфляции на 1%, безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный ВНП уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. $. Бороться с инфляцией необходимо только в случае, если её темпы превышают умеренные (до 10% в год). Существует 2 основных направления антиинфляционной политики: кейнсианство и монетаризм. Но, как подтверждает практика, ни одно их них не идеально. Для эффективной борьбы с инфляцией необходимо разумное сочетание двух этих методов. В настоящее время экономисты всего мира ведут поиск новых, альтернативных направлений антиинфляционной политики. В России применялись малоэффективные антиинфляционные методы, потерпевшие фиаско. В настоящее время наметившийся с конца 1998 г. поворот к государственному регулированию экономики даёт надежду «усмирения» инфляционных процессов и предотвращения её тяжких последствий. Антиинфляционная политика эффективна, если не вызывает негативных последствий. Она должна быть основана на системном подходе и ответственности за приведение её в жизнь. Список используемой литературы
1. Экономика / Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: ЮНИТИ, 2001. Глава 4, 6. 2. Грязнова А.Г. и Думная Н.Н. « Макроэкономика, теория и российская практика». Москва. КноРус. 2004 г. 3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой – М.: Проспект, 2001. 4. Основы экономической теории. Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. – М.: ДВГУПС, 2001. 5. Политика доходов и заработной платы: Учебник / Под ред. П.В. Савченко и Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2000. 6. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. 7. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. Под ред. д.э.н., проф. Николаевой И.П. М. ЮНИТИ 2007г, гл. 18. 8. Макроэкономика (3е издание): Учебник / Под общей ред. А.В. Сидоровича Москва. "Дело и Сервис". 2000 г. 9. Макроэкономика: Учебник / Под ред. Бункина М.К., Семенов В.А. Москва. Издательство "Дис" 1997 г. 10. Камаеав В.Д. «Экономическая теория». Москва. Владос. 1998 г. 11. Красавина Л.Н. «Инфляция и антиинфляционная политика в России». Москва. Финансы и статистика. 2000г. 12. Булатов А.С. «Экономика». Москва. Юристъ. 2000г. 13. Луссе А. «Макроэкономика». (Учебное пособие). Санкт-Петербург. Питер. 2001 г. 14. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория. – М.: ВГЭУС, 2002. 15. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. – М.: Финстатинформ, 1997. [1] Макроэкономика. Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, 2004, стр.163 [2] Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория. – М.: ВГЭУС, 2002. [3] Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2004. – С. 362. [4] Николаева И. П. Экономическая теория. Учебник. – М.: Финстатинформ, 1997. – С. 380. [5] Дерябин А. А. Система ценообразования и финансов: пути совершенствования. М.: «Политиздат», 1989.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |