Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнение копинг – стратегий и использования ресурсов совладания у педагогов с разной степенью эмоционального выгорания



2019-07-03 248 Обсуждений (0)
Сравнение копинг – стратегий и использования ресурсов совладания у педагогов с разной степенью эмоционального выгорания 0.00 из 5.00 0 оценок




Следующий этап проведенного исследования был посвящён выявлению особенностей копинг – поведения, различий в использовании личностных и средовых копинг - ресурсов а также их взаимосвязями у лиц с разной степенью выраженности эмоционального выгорания.

Проведенный анализ результатов психодиагностики выявляющей предпочтения в использовании определенных стратегий совладающего поведения в стрессовых ситуациях можно отметить, что педагогам характерно использование широкого спектра используемых копинг – стратегий реагирования в стрессовых ситуациях.

При этом их часть из них имеет адаптивную направленность, что так или иначе помогает им справляться с возникающими сложными ситуациями.

Также установлено, что среди предпочитаемых позитивно направленных стратегий преодоления педагогами высокого уровня эмоционального выгорания наиболее часто используются стратегии обращения к позитивным ситуациям и состояниям, которые позволяют им снизить воздействие стрессовой ситуации.

К числу таких стратегий относят отвлечение, которое помогает отказаться от связанной со стрессами активности, отвлечься от ситуации, замещение, позволяющее обращаться к позитивным ситуациям, делать что – либо, что доставляет удовольствие. Также сюда относят использование психомышечной релаксации, отдыха. Различия в частоте использования данных стратегий обнаружены на достоверно значимом уровне (p 0,01).

Это указывает на наличие потенциала, позволяющего педагогам данной категории так или иначе выходить из стрессовых ситуаций без серьёзных потерь в психоэмоциональной сфере.

Рис. 2. Различия копинг – стратегий педагогов с высоким и низким уровнем эмоционального выгорания


При воздействии стрессовой ситуации, педагоги с низким уровнем эмоционального выгорания склонны чаще прибегать к импульсивным действиям, проявляя большую спонтанность реакций по сравнению с педагогами с высокой выраженностью эмоционального выгорания (Рис.2).

Это подтверждается выявленными различиями на достоверно значимом уровне (p 0,05).

Педагоги с низким уровнем выгорания в напряженных и стрессовых условиях не склонны к принятию на себя личной ответственности, прибегая к стратегиям самооправдания чаще, чем педагоги с высокой степенью выгорания. Об этом свидетельствуют различия, выявленные в ходе анализа полученных результатов на статистически достоверном уровне (p 0,05).

 

Таблица 2.

Различия в использовании копинг –стратегий педагогами с разной степенью выраженности эмоционального выгорания

Копинг – стратегия – эмпир По Фишеру
Импульсивные действия 2,01 **
Самооправдание 1,64 **
Самоутверждение 1,83 **
Позитивная самомотивация 2,7 *
Поиск социальной поддержки 3,07 *
Социальная замкнутость 2,34 *
Прием лекарств 2,51 *
Обращение к поддержке коллег 3,58 *
Позитивные (2 обращение к позитивн ситуациям) 3,07 *
Негативные 2,63 *

** - (p 0,05) * - (p 0,01)

 

Педагогов высокого уровня выгорания отличает более частое использование копинг – стратегий, направленных на самоутверждение, которые призваны обеспечивать им успех, признание и самоутверждение с активным преобразованием сложившейся ситуации (p 0,05).

К позитивной самомотивации и приписыванию себе компетенции и способности контроля чаще прибегают педагоги с низким уровнем выгорания (Рис.2)

Данные стратегии направлены на активное преобразование сложившейся ситуации и основывается на убеждённости человека в способности преодолеть сложившиеся обстоятельства. К данному стилю совладания педагоги с высоким уровнем выгорания прибегают гораздо реже, либо практически его не используют (p 0,01).

Педагоги с низкой выраженностью эмоционального выгорания в преодолении возникающих трудностей склонны чаще искать социальной поддержки (p 0,01), в том числе поддержки коллег по работе (p 0,01), обладают меньшей социальной замкнутостью, склонностью к уединению от других людей (p 0,01).

Следствием высокой степени эмоционального выгорания является более частое использование психотропных средств (p 0,01), провоцирует прием алкоголя и табакокурение, что не может положительно сказываться на здоровье. В сочетании с повышенной эмоциональной и умственной нагрузкой, стремлением приписывать себе высокую ответственность, при воздействии стрессов и отсутствии эмоциональной поддержки со стороны, присутствие в общем арсенале таких опасных тенденций создаёт риск возникновения сердечно – сосудистых и других серьёзных заболеваний.

Наряду с тем, что педагоги с высоким уровнем выгорания обнаруживают более частое использование некоторых позитивных стратегий, в целом существует тенденция более частого использования негативных стратегий совладания с трудностями в сравнении с частотой их применения педагогами с низким уровнем эмоционального выгорания (p 0,01).

Так, уход от напряженной ситуации и склонности к самообвинению создаёт психоэмоциональное напряжение и накопление агрессивных или аутоагрессивных тенденций, никак не способствует развитию положительного отношения педагога к себе, другим и к выполнению профессиональных обязанностей.

Неумение мысленно отвлекаться от происходящего, склонность постоянно раздумывать над сложившимися обстоятельствами, использование так называемой «умственной жвачки», не является продуктивным способом совладания со сложившимися обстоятельствами, а напротив истощает психические и физические ресурсы.

Необходимо отметить, что присутствие в структуре совладающего поведения явно выраженных негативно направленных стратегий может свести к минимуму либо практически аннулировать положительные аспекты продуктивно направленного копинг – поведения. Это в свою очередь может провоцировать возникновение и развитие новых неблагоприятных ситуаций, таким образом, замыкая круг течения обстоятельств и направлять их развитие по деструктивному пути.

Также при анализе полученных данных выявлены множественные корреляционные связи между факторами, но целесообразно остановиться на наиболее выраженных, тесных связях (таблица 3).

Выявлена прямая положительная связь между продуктивными стратегиями, направленными на снижение значимости стрессовой ситуации и такими копинг – стратегиями, как: самоутверждение (r = 0,69 при p 0,01); и стратегиями, направленными на обращение к ситуациям, исключающим стресс (отвлечение, замещение) на уровне значимости (r = 0,96 при p 0,01); стратегиями, направленными на контроль сложившейся ситуации (самоконтроль, позитивная самомотивация) при (r = 0,95 при p 0,01).

Установлено, что чем чаще педагоги используют стратегии, исключающие стресс (отвлечение, замещение, релаксация), тем чаще они прибегают к поиску внешней поддержки, используя весь спектр социальных ресурсов (r = 0,89 при p 0,01).

При использовании стратегий относящихся к контролю над ситуацией чаще используется положительная самомотивация (r = 0,74 при p 0,01), при высоком самообладании (r = 0,66 при p 0,01) и стремлении к антиципаторному избеганию стрессовых ситуаций (r = 0,66 при p 0,01).

Сратегии самоутверждения положительно связаны с высоким контролем (r = 0,69 при p 0,01) и стремлением к отвлечению от стрессовых событий (r = 0,69 при p 0,01), обращаясь к ситуациям, помогающим исключить стресс (отвлечение, релаксация).

 

Таблица 3.

Результаты корреляционного анализа данных педагогов г. Норильска

Непр Д

СнЗнСС

ПОЗ 1

САМОУТ

ПОЗ 2

Кон над С

САМ САМ

ПОЗ 3

АЦ ИЗБ

НЕГАТ

АС Д

0,71

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМОУТ

 

 

0,69

 

 

 

 

 

 

 

ПОЗ 2

 

 

0,96

0,79

 

 

 

 

 

 

САМ САМ

 

0,63

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЗ САМ

 

 

 

0,66

 

0,74

0,66

 

 

 

ПОЗ 3

 

 

0,95

0,69

 

 

 

 

 

 

ПСП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АЦ ИЗБ

 

 

 

 

 

 

0,66

0,73

 

 

НЕГАТ

 

 

0,90

 

 

 

 

0,92

 

 

Н СУММ

 

 

0,90

 

 

 

 

0,92

 

 

П СУММ

 

 

 

 

 

 

 

 

0,68

 

СОЦРЕСУРС

 

 

 

 

0,89

 

 

 

 

0,79

** - (p 0,05)

* - (p 0,01)

 

Стремление к контролю над ситуацией увеличивает использование негативных стратегий (r = 0,92 при p 0,01) и увеличивает стремление к антиципаторному избеганию (r = 0,73 при p 0,01).

Также, выявлено, что у педагогов высоким уровнем эмоционального выгорания при увеличении степени его выраженности симптома эмоционального истощения, повышается вероятность использования непродуктивных стратегий совладания со стрессом (r = 0,65 при p 0,01).

Непрямые, манипулятивные действия положительно связаны с действиями, асоциально направленными (r = 0,76 при p 0,01) у педагогов с высоко выраженным эмоциональным выгоранием.

 

Таблица 4.

Результаты корреляционного анализа данных педагогов с высокой степенью выраженности эмоционального выгорания.

ЭМ ИСТ

Непр Д

СнЗнСС

САМ ОП

ПОЗ 1

ОТВЛ

САМОУТ

Кон над С

САМ САМ

ПОЗ САМ

ПОЗ 3

Б от СС

АС Д

 

0,76*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЗ 1

 

 

 

0,68*

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЛ

 

 

0,66*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМОУТ

 

 

0,70*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМ САМ

 

 

 

 

 

 

 

0,78*

 

 

 

 

ПОЗ САМ

 

 

0,69*

 

 

 

0,77*

0,72*

0,83*

 

 

 

ПОЗ 3

 

 

0,68*

 

0,66*

 

 

 

0,95*

0,93*

 

 

АЦ ИЗБ

 

 

 

 

 

0,67*

 

0,67*

0,75*

 

0,74*

 

Заез Пл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,80*

Н СУММ

0,65*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

** - (p 0,05)

* - (p 0,01)

 

В группе педагогов высокого уровня эмоционального выгорания существует явно выраженная, тесная связь между стремлением к контролировать стрессовую ситуацию и явно выраженным стремлением к избеганию их в будущем (Табл. 4).

Данный факт подтверждают выявленная прямая корреляционная связь между таким фактором как «антиципаторное избегание» и «контроль над стрессовой ситуацией» (r = 0,67 при p 0,01), «самоконтроль - самообладание» (r = 0,75 при p 0,01) и суммой положительных стратегий, направленных на контроль ситуации (r = 0,74 при p 0,01).

Существует положительная корреляционная связь между частотой использования непродуктивных копинг – стратегий и частотой обращения к внешним, социальным ресурсам для преодоления возникающих сложных обстоятельств. Корреляция между данными факторами выражена на статистически значимом уровне (r = 0,79 при p 0,01).

Данную тенденцию можно охарактеризовать как положительную, помогающую в стрессовых ситуациях при использовании стратегий непродуктивного копинга педагогу обратиться за внешними социальными ресурсами, которые так или иначе помогут в ее преодолении либо компенсировать негативные последствия стресс – фактора.

По результатам корреляционного анализа можно отметить, что в целом у педагогов выражено стремление к контролю стрессовых ситуаций при увеличении частоты использования непродуктивных способов совладания и стремлению к их антиципаторному избеганию.

В свою очередь, взаимообусловленность непродуктивных способов совладания и эмоционального истощения у педагогов с высокой степенью эмоционального выгорания способствуют усилению из воздействия друг на друга, что отрицательно воздействует на адаптационный потенциал личности.

 


заключение

В настоящее время проблема изучения стресссовладающего поведения педагогов при осуществлении ими профессиональной деятельности обозначена особенно остро и обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности преподавателя и его роли в учебном процессе.

Присутствие в профессиональной деятельности педагога большого количества стресс – факторов предъявляет повышенные требования к такой профессионально значимой интегральной характеристике учителя как стрессоустойчивость.

Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском, сохранением и адекватным использованием ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций.

Анализ литературных источников показал, что в представлении о мерах преодоления синдрома выгорания, исследователи сходятся во мнении, что наилучшим способом является предотвращение, профилактика возникновения этого состояния, ориентация на осознание и конструктивное использование внутренних и социальных ресурсов, потенциалов личности педагога для самовосстановления и накопления как личностных, так и средовых ресурсов совладания.

Особую категорию ресурсов стрессоустойчивости и совладания представляют характер и способы преодоления стрессовых ситуаций — стратегии и модели преодолевающего поведения или копинг - стратегии.

Непродуктивные копинг - стратегии, включающие использование неадаптивных мыслительных схем, непродуктивных эмоциональных и поведенческих способов реагирования, являются предпосылками к формированию синдрома эмоционального выгорания.

Проведенное исследование и анализ полученных результатов позволяет подвести некоторые итоги.

Так, следует отметить, что педагога с высоким уровнем выгорания сформирован свой индивидуальный предпочитаемый стиль совладания со стрессом. В наборе его стресс - преодолевающих стратегий присутствует множество предлагаемых окружающей действительностью (обществом, общественным опытом) путей для преодоления стресса. При этом такой педагог не отдает предпочтения продуктивным способам совладания.

Педагоги с высоко выраженным эмоциональным выгоранием демонстрируют меньшую импульсивность, большую социальную замкнутость, меньшую тенденцию прибегать к самомотивации, склонность к большему приему психотропных препаратов.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что педагог с высоким уровнем выгорания являются контингентом риска саморазрушающего поведения. Формирование у них способов преодоления стресса с преобладанием стратегии непродуктивных, является проявлением деструктивного и искаженного варианта совладающего поведения, что в свою очередь создаёт вероятность возникновения новых стрессов.

Этому может способствовать низкий уровень субъективного восприятия социальной поддержки, оказываемой социальными сетями, неполное использование других ресурсов преодоления стресса, недифференцированное увеличение дистанции межличностного общения.

Использование педагогами непродуктивных стратегий совладания снижает гибкость совладающего поведения и адаптационные возможности личности, сужает используемый репертуар стратегий преодоления.

Развитие навыка использования адаптивных копинг - стратегий, расширение спектра используемых ресурсов у педагогов может снижать выраженность негативных проявлений эмоционального выгорания, делает совладающее поведение более гибким, расширяет адаптационные возможности и повышает стрессоустойчивость.

Обобщая сказанное, можно заключить, что гипотеза исследования основанная на предположении о том, что существуют различия в использовании копинг – стратегий и ресурсов совладания педагогами с разным уровнем эмоционального выгорания в ходе исследования нашла своё подтверждение.

Исходя из сказанного, становится очевидной необходимость своевременной внешней поддержки, укрепляющей средовые и личностные ресурсы, способствующей социально адаптивному, здоровому функционированию педагога.

В первую очередь это касается создания программ профилактики эмоционального выгорания ориентированных на расширение представлений о продуктивных способах преодоления возникающих трудностей, о собственных эмоционально-поведенческих возможностях реагирования в стрессовой ситуации и толерантности к поведению в стрессе других людей. В этом могут помочь разработанные на основе проведенного исследования практические рекомендации.




2019-07-03 248 Обсуждений (0)
Сравнение копинг – стратегий и использования ресурсов совладания у педагогов с разной степенью эмоционального выгорания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнение копинг – стратегий и использования ресурсов совладания у педагогов с разной степенью эмоционального выгорания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)