Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стадии кризисного состояния предприятия



2019-07-04 284 Обсуждений (0)
Стадии кризисного состояния предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Оценка инвестиционной стоимости кризисного предприятия

Екатерина Синогейкина, генеральный директор ЗАО «Евроэксперт». канд. экон. наук, доцент, Ирина Полякова

Рыночная стоимость активов предприятий, находящихся на стадии кризиса, оценивается со значительным дисконтом. часто бизнес предприятий-банкротов привлекателен для конкретного инвестора. В данной статье анализируются факторы стоимости «кризисных» предприятий и раскрываются особенности оценки их инвестиционной стоимости.

В настоящее время в России очень много компаний, находящихся в кризисной ситуации или проходящих процедуры банкротства. Согласно статистике только 5% российских предприятий оказываются жизнеспособными после проведения процедур банкротства, остальные подлежат ликвидации.

Основываясь на практическом опыте, можно утверждать, что нередко в рамках процедур банкротства или ликвидации активы предприятий, банков, финансовых институтов реализуются со значительным дисконтом от рыночной или балансовой стоимости. Так, например, при ликвидации ОАО «СБС-Агро» рассчитывалась «рыночная стоимость при срочной и мгновенной ликвидации активов». За основу бралась рыночная (или балансовая) стоимость активов с дисконтом от 30 до 70%.

Сегодня рыночная стоимость стала общепризнанной базой оценки, которая определяется и в контексте процедур банкротства. Однако опыт показывает, что рыночная стоимость кризисного предприятия или предприятия-банкрота может быть близкой или равной нулю, в то время как его инвестиционная стоимость становится значимой величиной.

Приведем следующий пример. На дату оценки рыночная стоимость предприятия-банкрота, осуществлявшего международные грузоперевозки, близка к нулю. Однако инвестиционная стоимость этого предприятия значительно выше.

Возникает вопрос: почему инвестор не создаст новое предприятие? Потому что создание клиентской базы требует времени, управление таким бизнесом - опыта; получение необходимых нематериальных активов (например, вступление в АСМАП и др.) - для новой фирмы задача невыполнимая. Место регистрации предприятия-банкрота может быть оптимальным с точки зрения стоимости лизинга. Факторами принятия решения могут стать правовые и налоговые аспекты организации и финансирования бизнеса.

Значит, предприятие-банкрот это не только неликвидное имущество, как часто бывает в рамках процедур банкротства. Оно может сохранять и создавать рабочие места, продолжать платить налоги, обеспечивать предпринимательский доход и создавать дополнительную стоимость. Поэтому среди определяемых в рамках оценки бизнеса стоимостей важное место занимает инвестиционная стоимость.

Инвестиционная стоимость определяется как специфическая стоимость капиталовложений конкретного инвестора или группы инвесторов при определенных условиях инвестирования [1]. Такая стоимость основана на индивидуальных инвестиционных требованиях (условиях) инвестора, в отличие от рыночной стоимости, которая является безличной и не зависит от персональных пожеланий (условий, требований) конкретного инвестора.

Стадии кризисного состояния предприятия

Понятие кризиса на предприятии не исчерпывается определением несостоятельности, данным в законодательстве (1), поскольку просроченная задолженность не охватывает всего спектра финансовых проблем на предприятии.

(1) Статья 2 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Кризисное состояние на предприятии можно охарактеризовать как появление и развитие негативных тенденций в функционировании предприятия, угрожающих его жизнеспособности. В связи с тем что кризис охватывает предприятие постепенно, принято выделять несколько его стадий [2].

На первой стадии предприятие функционирует в обычном режиме и является платежеспособным, однако при анализе финансового состояния выявляются негативные тенденции развития. Поэтому данную стадию классифицируют как «кризис тенденции финансовых результатов».

Основным квалифицирующим признаком второй стадии кризиса является недостаточная результативность текущей деятельности, поэтому данную стадию называют «кризисом финансовых результатов».

Главный классифицирующий признак третьей стадии кризиса - неплатежеспособность.

Справка

ЗАО «Кругозор» - московский завод игрушек - пример превышения инвестиционной стоимости над рыночной. По мнению специалистов, основным фактором инвестиционной привлекательности завода стала ею недвижимость (совокупность зданий и земельного участка на ул. Обручева).

В качестве наиболее эффективного использования недвижимости, приводящего к максимизации ее стоимости, рассматривается офисное здание класса В. По предварительным оценкам, реконструкция здания оценивается в 500 долл. за 1 кв. м, а потенциальная ставка аренды после реконструкции – 400-450 долл. за кв. м в год. Сохранить профиль завода возможно, если производство будет размещено на 200-300 кв. м.

Учитывая, что профильное оборудование завода уже не является частью действующего бизнеса, для него характерно снижение ликвидности и стоимости. Доказательством превышения инвестиционной стоимости над рыночной является динамика акций ЗАО «Кругозор» — от 100 до 1500 долл./акцию (Рютина Т. «Росбилдинг» хочет поиграть // Ведомости. 2004. 21 мая. № 85).



2019-07-04 284 Обсуждений (0)
Стадии кризисного состояния предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стадии кризисного состояния предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)