Силлабо-тоническое стихосложение: принципы организации
Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Например: Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной — случай берегут; М. В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны ( 1747 ) В стихах, написанных таким способом, все слоги можно сгруппировать в стопы, в которых есть так называемые сильные места – ударные гласные, и слабые места – безударные гласные. Поэтому при анализе подобных стихотворений указывается не только размер, но и число стоп в одной строке. В силлабо-тоническом стихе по названиям стоп, которые его образуют, различают пять основных размеров: двусложные: ямб, хорей, трёхсложные: дактиль, амфибрахий и анапест. В силлабо-тоническом стихосложении иногда стих лишён рифмы, и в этом случае он называется белым стихом. Характерной особенностью силлабо-тонического стиха является наличие в нем своеобразной ритмической инерции. Она возникает в результате того, что основная схема распределения ударных и безударных слогов, лежащая в основе силлабо-тонического ритма, позволяет в общих чертах наперед определять ритмическое движение стиха. Но схема эта является лишь принципиальной основой организации силлабо-тонического стиха. Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный. Мча́тся ту́чи, вью́тся ту́чи, Ямб - двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный. Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные. Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая Анапест - трехсложный размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные. Чтобы запомнить названия трёхсложных размеров стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Понятие рифмы и строфы и их разновидности 1. Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха. Разновидности рифмы: Мужская рифма Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.
И море, и буря качали наш челн; Я, сонный, был предан всей прихоти волн. Две беспредельности были во мне, И мной своевольно играли оне.
Женская рифма Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.
Тихой ночью, поздним летом, Как на небе звезды рдеют, Как под сумрачным их светом Нивы дремлющие зреют.
Дактилическая рифма Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.
Девочка во поле с дудочкой ивовой, Зачем ты поранила веточку вешнюю? Плачет у губ она утренней иволгой, плачет все горше и все безутешнее.
Гипердактилическая рифма Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда. Четвертый слог от конца стиха - это не шутка! Ну, а пример такой рифмы звучит так:
Леший бороду почесывает, Палку сумрачно обтесывает.
В зависимости от совпадения звуков различают рифмы точные и неточные. Перекрестная рифма Большинство стихов пишется таким образом, что в них рифмуются попарно первая и третья строчки, а также вторая и четвёртая. Если при разборе строфы дугами соединить слова-рифмы, то бросится в глаза такой факт: дуги пересекутся, как бы образуя крест. Потому-то это явление и называют "рифма перекрестная". Стих под названием «Размышления на морском берегу» поможет на примере тщательнее рассмотреть этот способ стихосложения. ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РИФМА (грамматическая рифма) – рифма с использованием слов одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме: горе - море, играи - страдали, поэту - свету, птичьем – девичьем, тростником – плавником, ворожим – ворошим, далёкому - одинокому… В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, (А.С. Пушкин) кольцевая (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:
2. Строфа- сочетание строк в стихотворении обладающих опр.метрическим, ритмическим, интонационно синтаксическим строением и объединенных рифмовкой.(четверостишие) ДВУСТИШИЕ - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - ДИСТИХ, в силлабической - ВИРШИ. Горько плакал мальчик Лёва В беспечных радостях, в живом очарованье, Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были Ты жива ещё, моя старушка? И так до девятистишия Сонет-стихотворение из четырех строк рифмующихся по схеме абба+абба+ссд+еде Триплет-восьмистишие ,обычно из коротких строк с повторами первого и второго стихов абаа+абаб Рондо-стихотворение в котором в каждой строфе повторяется одна и таже строка являющаяся началом стихотворенияю Онегинская строфа- четырнадцатистишие из четырех субстроф, трех четверостиший с перекрестной, потом с парной, потом с охватной рифмовкой и заключительного двустишия. Одическая-десятистишие с рифмовкой Венок сонетов- пятьнадцатистрофное стихотворение из сонетов, причем последняя строчка первого начинает второй и тд,а пятнадцатая строфа состоит состоит из первых строчек каждой предыдущей строфы Акростих-первые буквы каждой строки складываются по вертикали
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (956)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |