Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Силлабо-тоническое стихосложение: принципы организации



2019-08-13 956 Обсуждений (0)
Силлабо-тоническое стихосложение: принципы организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Например:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной — случай берегут;

М. В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны ( 1747 )

В стихах, написанных таким способом, все слоги можно сгруппировать в стопы, в которых есть так называемые сильные места – ударные гласные, и слабые места – безударные гласные. Поэтому при анализе подобных стихотворений указывается не только размер, но и число стоп в одной строке.

В силлабо-тоническом стихе по названиям стоп, которые его образуют, различают пять основных размеров: двусложные: ямб, хорей, трёхсложные: дактиль, амфибрахий и анапест. В силлабо-тоническом стихосложении иногда стих лишён рифмы, и в этом случае он называется белым стихом. Характерной особенностью силлабо-тонического стиха является наличие в нем своеобразной ритмической инерции. Она возникает в результате того, что основная схема распределения ударных и безударных слогов, лежащая в основе силлабо-тонического ритма, позволяет в общих чертах наперед определять ритмическое движение стиха. Но схема эта является лишь принципиальной основой организации силлабо-тонического стиха.

Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный.

Мча́тся ту́чи, вью́тся ту́чи,
На хорей они летят

Ямб - двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный.

Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.

Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая

Анапест - трехсложный размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные.

Чтобы запомнить названия трёхсложных размеров стихотворений нужно выучить слово ДАМА.

ДАМА расшифровывается так:
Д - дактиль - ударение на первый слог,
АМ - амфибрахий - ударение на второй слог,
А - анапест - ударение ударение на третий слог.

Понятие рифмы и строфы и их разновидности

1. Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

Разновидности рифмы:

Мужская рифма

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

 

И море, и буря качали наш челн;

Я, сонный, был предан всей прихоти волн.

Две беспредельности были во мне,

И мной своевольно играли оне.

 

Женская рифма

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

 

Тихой ночью, поздним летом,

Как на небе звезды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют.

 

Дактилическая рифма

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

 

Девочка во поле с дудочкой ивовой,

Зачем ты поранила веточку вешнюю?

Плачет у губ она утренней иволгой,

плачет все горше и все безутешнее.

 

Гипердактилическая рифма

Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда. Четвертый слог от конца стиха - это не шутка! Ну, а пример такой рифмы звучит так:

 

Леший бороду почесывает,

Палку сумрачно обтесывает.

 

В зависимости от совпадения звуков различают рифмы точные и неточные.

Перекрестная рифма

Большинство стихов пишется таким образом, что в них рифмуются попарно первая и третья строчки, а также вторая и четвёртая. Если при разборе строфы дугами соединить слова-рифмы, то бросится в глаза такой факт: дуги пересекутся, как бы образуя крест. Потому-то это явление и называют "рифма перекрестная". Стих под названием «Размышления на морском берегу» поможет на примере тщательнее рассмотреть этот способ стихосложения.

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РИФМА (грамматическая рифма) – рифма с использованием слов одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме: горе - море, играи - страдали, поэту - свету, птичьем – девичьем, тростником – плавником, ворожим – ворошим, далёкому - одинокому…

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,
 Бочка по морю плывёт.

 (А.С. Пушкин)

кольцевая (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:


Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в эти каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

2. Строфа- сочетание строк в стихотворении обладающих опр.метрическим, ритмическим, интонационно синтаксическим строением и объединенных рифмовкой.(четверостишие)

ДВУСТИШИЕ - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - ДИСТИХ, в силлабической - ВИРШИ.

Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва

- Что с тобой? - спросили дома,
Напугавшись пуще грома,

Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов

ТРЁХСТИШИЯ (терцет)
- простая строфа из трёх стихов.

В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин

Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были

ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин

И так до девятистишия

Сонет-стихотворение из четырех строк рифмующихся по схеме абба+абба+ссд+еде

Триплет-восьмистишие ,обычно из коротких строк с повторами первого и второго стихов абаа+абаб

Рондо-стихотворение в котором в каждой строфе повторяется одна и таже строка являющаяся началом стихотворенияю

Онегинская строфа- четырнадцатистишие из четырех субстроф, трех четверостиший с перекрестной, потом с парной, потом с охватной рифмовкой и заключительного двустишия.

Одическая-десятистишие с рифмовкой

Венок сонетов- пятьнадцатистрофное стихотворение из сонетов, причем последняя строчка первого начинает второй и тд,а пятнадцатая строфа состоит состоит из первых строчек каждой предыдущей строфы

Акростих-первые буквы каждой строки складываются по вертикали



2019-08-13 956 Обсуждений (0)
Силлабо-тоническое стихосложение: принципы организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Силлабо-тоническое стихосложение: принципы организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (956)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)