Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исполнительский аппарат и техника звукоизвлечения



2019-10-11 444 Обсуждений (0)
Исполнительский аппарат и техника звукоизвлечения 0.00 из 5.00 0 оценок




Методика обучения игре на духовых инструментах

Введение.

Методика обучения игре на духовых инструментах является составной частью музыкально-педагогической науки, рассматривающей общие закономерности процесса обучения на различных духовых инструментах. Слово «методика» -греческого происхождения; в переводе на русский оно означает «путь к чему-либо». Методика – есть совокупность способов, т.е. приёмов выполнения какой-либо работы (исследовательской, учебной, воспитательной и т.д.). В более узком смысле слово «методика» –учение о способах преподавания того или иного предмета. На основе анализа и обобщения опыта лучших отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов и исполнителей методика изучает закономерности и приёмы индивидуального обучения. Наряду с другими музыкально-педагогическими дисциплинами методика способствует воспитанию общей музыкальной культуры, расширяет кругозор исполнителей. Методика ближе других музыкальных дисциплин соприкасается со специальностью и, следовательно, имеет возможность непосредственно влиять на качество подготовки музыкантов. Специалист любой области, не вооружённый методическими навыками, никогда не станет полноценным мастером своего дела.

Методика обучения игре на духовых инструментах, пожалуй, самая «молодая» среди других исполнительских методик, она складывалась и развивалась постепенно. Каждое поколение музыкантов внесло свою лепту в её развитие.

Открытие Петербургской (1862) и Московской (1866) консерваторий, положило начало систематической подготовке квалифицированных кадров исполнителей и педагогов по всем специальностям, в том числе и в области духовых инструментов. Тем не менее, теория обучения музыкантов-духовиков в дореволюционной России фактически отсутствовала. Процесс обучения носил, в основном, эмпирический и, нередко, ремесленнический характер. В организации постановки обучения игре на духовых инструментах оставалось ещё много существенных недостатков, а само обучение проводилось нередко без чёткого плана и программы. Педагоги в своей работе были разобщены, поэтому вопросы научно-методического характера серьёзно не разрабатывались. Существенные недочёты в постановке обучения были связаны также с невысоким качеством художественного материала, на котором воспитывались молодые музыканты. Ощущался недостаток и в педагогической литературе, качество которой также было невысоким. Большинство школ и этюдов для духовых инструментов было рассчитано лишь на развитие технических навыков, учебный материал в них был сухим и однообразным. Отсутствие в учебных заведениях широко развитой концертно-исполнительской и педагогической практики также снижало уровень подготовки молодых музыкантов.

На рубеже XIX и XX веков в музыкальных учебных заведениях России преподавали в основном иностранцы (чехи, немцы); они были проводником традиционного подхода в обучении духовиков, сложившихся на Западе и отличающихся техницизмом, односторонностью развития музыканта. Однако, среди иностранцев-духовиков, проживающих в России были прогрессивные люди. В их числе первые профессора Петербургской и Московской консерваторий: флейтисты – Ф. Ватерстраат, В. Кречман; гобоисты – В. Шуберт, В. Денте; кларнетисты – К. Циммерман, В. Бреккер; трубачи – В. Вурм, В. Брандт; тромбонист – Х. Барк; фаготист – И Кристель и другие. Именно эти педагоги и некоторые другие их коллеги воспитали известных русских музыкантов, ставших затем основоположниками советской исполнительской школы игры на духовых инструментах: С. В. Розанова, В. Н. Цыбина, М. И. Табакова, В. М. Блажевича, И. О. Костлана, В. Н. и Н. Н. Солодуевых, А. Г. Васильева, М. Н. Буяновского. Они значительно продвинули вперёд отечественное исполнительство и педагогику на духовых инструментах, органически связав их с лучшими традициями русского музыкально-исполнительского искусства.

В основу русской Школы игры на духовых инструментах этими музыкантами были положены следующие принципы:

a) подчинение технического мастерства задачам художественного воплощения содержания музыки;

b) глубокая выразительность и эмоциональность исполнения, основанная на умении «петь» на инструменте;

c) безупречный художественный вкус;

d) внешняя простота и отсутствие манерности исполнения.

Особенно следует остановиться на кларнетисте С. В. Розанове. Наряду с исполнительской деятельностью (солист ГАБТа), он с 1916 года ведёт педагогическую деятельность. Являясь первым заведующим кафедрой духовых инструментов в Московской консерватории, он умело формирует состав кафедры.

В конце 20-х – начале 30-х годов активизируется научно-методическая работа кафедры, создаются первые советские методические пособия, главным образом школы игры: на флейте – Н. И. Платонова (1931), на трубе – Г. А. Орвида (1932), на тромбоне – В. М. Блажевича (1939), на гобое – Н. Б. Назарова (1939 – 1941), на кларнете – С. В. Розанова (1940) и др.

На основе читаемого с 1930 по 1935 годы курса методики обучения игре на духовых инструментах С. В. Розанов создаёт первое специальное пособие «Основы методики преподавания игры на духовых инструментах» (1935), в котором вопросы обучения духовиков были поставлены на научную основу, сформулированы основные принципы советской школы обучения, которые утверждают:

 

a) развитие технических навыков у учащихся должно проходить в тесной связи с художественным развитием;

b) в процессе работы учащегося над музыкальным материалом необходимо добиваться сознательного его усвоения;

c) в основу правильной постановки должно быть положено знание анатомии и физиологии органов и мышц, участвующих в процессе на том или ином духовом инструменте.

Самым ценным результатом этого труда явился тот первый толчок, который он дал развитию научно-методической мысли в области исполнительства на духовых инструментах.

С 1935 по 1955 годы курс методики в Московской консерватории читает профессор Н. И. Платонов. На основе многолетнего опыта чтения курса Н. И. Платонов создал пособие «Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах» (1958). В этой работе Н. И. Платонов развивает основные положения методики, сформулированные С. В. Розановым, а также высказывает ряд новых мыслей о губном аппарате музыканта-духовика, интонации, vibrato, о значении музыкального слуха, об организации работы с начинающими музыкантами.

С 1955 по 1962 годы лекции по методике в Московской консерватории читает профессор Б. А. Диков. В 1962 году вышел в свет его труд «Методика обучения игре на духовых инструментах». В нём автор развивает и уточняет уже известные положения методики, высказанные в работах С.В. Розанова и Н. И. Платонова; в то же время Б. А. Диков значительно расширяет круг рассматриваемых вопросов методики, использует опыт других исполнительских специальностей (пианистов, вокалистов, скрипачей). Серьёзное внимание в этом труде уделяется психофизиологической основе процесса исполнительства на духовых инструментах, вопросам исполнительского дыхания, работе губного аппарата, применению штрихов, роли музыкального слуха.

С 1962 по 1974 (1971) годы лекции по методике читал А. А. Федотов, опубликовавший свой труд «Методика обучения игре на духовых инструментах» (1975).

Итак, если 30-е годы были первым толчком в разработке основ исполнительства на духовых инструментах, то 50-е и 60-е годы характеризуются активным процессом разработки научно-теоретических проблем исполнительства на этих инструментах, охватившим большинство кафедр духовых инструментов музыкальных ВУЗов и резко расширившим круг исследователей в этой области. За последние годы научно-теоретический актив духовиков пополнился многими интересными работами, созданными педагогами различных консерваторий страны, серьёзно рассматривавших отдельные проблемы исполнительства. Наличие солидной теоретической базы позволяет поднять преподавание методики обучения игре на духовых инструментах на новую качественную ступень.

Обучение духовика и воспитание в нём артиста немыслимы без овладения им основами исполнительского процесса, техническим багажом, т.е. ШКОЛОЙ.

ШКОЛА – это владение инструктивным материалом, включающим в себя ежедневные упражнения в их дидактическом развитии, гаммы с их разработкой, арпеджио трезвучий, D 7,  ум. VII 7,  этюды.

ШКОЛА – это умение абстрагировано на инструктивном материале добиваться выработки разнообразных технических приёмов игры, необходимых в дальнейшем для качественного художественного воплощения музыкального замысла.

ШКОЛА – это накопление, закрепление и применение основных навыков игры в исполнительском процессе, объединение и подчинение их творческим задачам.

ШКОЛА – это обладание художественным вкусом, творческим мышлением, глубоким чувством, яркой эмоциональностью, высокими нравственными достоинствами и способность проявления всего этого в исполнительском процессе.

Современная методика обучения игре на духовых инструментах направлена на воспитание у молодых музыкантов лучших исполнительских качеств, присущих отечественной школе игры, всего комплекса знаний и умений. 

 

Исполнительский аппарат и техника звукоизвлечения

на духовых инструментах.

 

 



2019-10-11 444 Обсуждений (0)
Исполнительский аппарат и техника звукоизвлечения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исполнительский аппарат и техника звукоизвлечения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (444)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)