Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие «атака звука». Виды атаки.



2019-10-11 975 Обсуждений (0)
Понятие «атака звука». Виды атаки. 0.00 из 5.00 0 оценок




Качество звукоизвлечения на духовом инструменте зависит от того, насколько правильно играющий пользуется при этом своим языком. Разнообразные движения языка, в сочетании с работой губ, дыхания и слуха помогают играющему на духовом инструменте овладеть различными приёмами извлечения звука. При этом язык и дыхание, вместе взятые, выполняют функцию, аналогичную движению смычка на струнных смычковых инструментах.

Различные оттенки звукоизвлечения на духовых инструментах связаны с так называемой «атакой звука». Термин «атака» (итал. – нападать) в духовом исполнительстве имеет два значения:

a) момент возникновения звука;

b) способы извлечения начала звука, связанные с разными движениями языка;

Под атакой подразумевается способность извлекать звуки любой высоты в пределах освоенного диапазона. Степень чёткости и ясности начала звука и будет характеризовать качество атаки. Атака, во многом характеризует культуру звука у данного исполнителя. При атаке звука важны координация и синхронность в действиях трёх элементов исполнительского аппарата: губ, дыхания и языка. Нарушение согласованности хотя бы в одном звене ведёт к плохой, некачественной атаке.

Разнообразными движениями языка образуются три вида атаки: твёрдая, мягкая и вспомогательная. Каждая из них сходна по своему звучанию и способу воспроизведения со следующими речевыми фонемами: «т», «д», «к». При извлечении звука твёрдой атакой с согласной «т», кончик языка коснётся нижней части верхних зубов. При мягкойатаке с согласной «д», положение кончика языка будет несколько выше предыдущего. Вспомогательнаяатака требует участия не кончика языка, а задней его части (спинки) – согласная «к». Следующая за согласной гласная буква для всех видов атаки будет общая: «у», «а», «и» и т.д. Её выбор зависит от регистра исполняемой музыки. Решающим условием является высота тона гласной (о – а – у – э – е – и – й – ч – щ). Таким образом, слог обеспечивает правильную подачу воздуха в инструмент в различных регистрах.

В процессе выполнения атаки у медных язык своим кончиком проходит между передними зубами и касается внутреннего края губ. Одновременно кончик языка ощущает верхние зубы. Атака происходит в тот момент, когда кончик языка быстро опускается вниз и назад, и воздушная струя, проходя по всей, видоизменяющейся в определённых пределах, плоскости языка, приводит в движение губные эпителии. Кончик языка мгновенно прячется за нижними зубами до проведения следующей атаки. У деревянных инструментов язык будет отталкиваться от трости, а воздушная струя приведёт в движение тростниковые пластинки.

Движения языка должны быть точными и короткими. Даже в медленных певучих, мягких атаках и штрихах его действия остаются собранными и определёнными.

Твёрдая атака звукаобеспечивается энергичным отталкиванием языка от края верхних зубов вниз-назад, вглубь рта, с одновременным мысленным произношением слога «ту». Твёрдая атака является основным и главным видом извлечения звука. Каждый раз после взятого дыхания применяется только твёрдая атака, и только этот способ обеспечивает правильное и точное извлечение первоначальных звуков. После первоначального звука –  последующие могут исполняться другой атакой или без атаки (legato). Твёрдая атака позволяет извлекать звуки разных оттенков и характеристик: громкие и тихие, короткие и длинные, акцентированные и не акцентированные. При этом принцип произношения звуков твёрдой атакой не должен изменяться: во всех случаях звук надо произносить при помощи произношения слога «ту».

Мягкая атака звука осуществляется при помощи смягчённого и менее энергичного толчка языка, с одновременным мысленным произношением слога «ду». Мягкая атака не применяется для произношения первоначальных звуков, т.е. звуков, перед которыми берётся дыхание, а употребляется как приём повторения тянущихся звуков, связанных между собой общим дыханием. Мягкая атака может чередоваться с твёрдой атакой (пунктир в быстром темпе). Мягкую атаку целесообразно применять при исполнении мелизмов: группетто, форшлагов, когда в группе мелких нот часть надо исполнять legato, а часть – атакой языка. Мягкая атака иногда помогает преодолевать некоторые трудности при игре legato (у медных).

Таким образом, отличиемежду твёрдой и мягкой атакой звука заключается в различной силе или скорости толчка языка, различной степени уплотнённости выдыхаемой струи воздуха при его подаче. При любых оттенках атаки требования чёткости и ясности произношения звука остаются неизменными. Положение языка и форма губной щели в процессе игры никогда не остаются неизменными: они меняются в зависимости от высоты и силы звука, от индивидуальных особенностей исполнителя и т.д. (движения языка при исполнении штриха legato очень эффективны).

В основе вспомогательной двойной и тройной атаки звукалежит регулирование подачи воздушной струи в инструмент, посредством попеременного движения кончика языка и его спинки (корня). Работа языка при этом напоминает произношение речевых слогов «ту – ку», «та – ка», «ти – ки» или «ту – ту – ку», «та – та – ка», «ти – ти – ки». Вспомогательная атака никаких специальных обозначений в нотной записи не имеет. Основанием для её применения является обычно скорость движения музыки, при которой исполнение основной атакой невозможно. Вспомогательная атака не применяется отдельно, а только в чередовании с твёрдой или мягкой атакой. Звуки, произнесённые вспомогательной атакой, должны быть похожи на звуки, произнесённые основной атакой. Вспомогательная атака применяется в виде двойного или тройного чередования с основной атакой (флейтисты вообще отказались от применения тройной атаки: все триольные последовательности они исполняют двойной атакой). Освоение вспомогательной атаки звука во многом расширяет и обогащает технические и выразительные возможности инструмента.

Перечисленные виды атаки в разной степени применяются в исполнительской практике. Твёрдая атака, как основной вид, существующий самостоятельно, имеет наибольшее применение. Она позволяет достичь большого разнообразия звучания. Мягкая и вспомогательная атака выполняют подчинённые функции. Эти виды атаки позволяют достичь такой степени выразительного и виртуозного звучания, которая лежит за пределами возможности твёрдой атаки. Для всех трёх видов атак обязательным должно быть правило, при котором необходимая сила звука появлялась бы в момент атаки, а не после неё. Причина «манерной» атакикроется в неправильном произнесении слогов: вместо «ту» «та», «ти», произносятся – «тва», «туа», «твуа», «таи» и т.п. Такая, дурная, манера звукоизвлечения очень трудно поддаётся исправлению. Для характеристики всех трёх видов атак гласные могут быть разные: о – а – у – э – е – э – и – чий – щий. Их выбор определяется объёмом полости рта: чем больше объём, тем ниже и полнее звук.

Каждый извлечённый на духовом инструменте звук, с момента возникновения до окончания, проходит три стадии:

a) возникновение звука, или его атака;

b) развитие (ведение) звука, или его стационарная часть;

c) окончание звука, или его затухание.

Технический приём ведения звука обеспечивает стационарную часть звука. Стационарная часть – зона звука между началом и его окончанием. Музыкальный звук находится в постоянном движении. Меняются его динамика, тембр, vibrato. Поэтому определение основной части звука, как стационарной, довольно условно. Но, по сравнению с атакой, эта часть звука более устойчива, и именно она, является основой тона. Даже самый короткий по длительности звук staccatissimo должен иметь полноценную, точную по времени, стационарную часть с определённой интонационной высотой и характерным тембром. У продолжительных звуков стационарная часть ещё более важна, чем у коротких. От характера ведения звука зависят его интонация, тембровая окраска, певучесть, полнота, vibrato. Именно в стационарной части решающее значение приобретает артикуляционный приём, связанный с гласными «а», «у», «и». Согласные «т», «д», «к» относятся к характеру атаки звука, гласные – к его ведению, к соединению (legato), т.е. к стационарной части. Технический приём ведения звука связан с развитым гибким дыханием и закалёнными губными мышцами исполнителя.

Окончание звука, как и атака, бывает мягким или более резким. Это зависит от характера исполняемой музыки и движений, выполняемых языком и дыханием. Остановить звук (прервать) можно двумя способами:

a) прикосновением кончика языка к губной щели или трости (с участием языка);

b) прекращением посыла лёгкими воздушного потока, снижением его интенсивности (без участия языка).

Если первый способ предполагаем движение языка, сходное с мысленным произношением фонем «тут», «тат», «тит» или «дуд», «дад», «дид», то второй способ связан со слогами «ту», «та», «ти» или «ду», «да», «ди». Процесс затухания звука при этом несколько растягивается, т.к. мышцы управления дыханием менее подвижны и проворны, чем мышцы языка и губ. Закрытое окончание («тут») применяется только в специфических случаях, когда требуется срыв звука или резкое staccatissimo. В основном, звук должен оканчиваться без участия языка и окончание (в противоположность атаке звука) должно быть округлённым, без толчка. Открытое окончание «ту» создает впечатление полётности звука, делает исполнение более связным и позволяет исполнителю свободнее и незаметнее дышать. Закрытое окончание создаёт впечатление неестественности и нарочитости. Закрытое окончание мешает готовить язык к атаке (из-за произношения в слоге лишней буквы «т» или «д») и ограничивает его подвижность при исполнении staccato в быстром движении. Чтобы избежать, в нежелательных случаях, окончания звука языком, язык следует подводить к губной щели (трости) непосредственно перед атакой, когда уже прекратилось звучание предыдущего звука. Итак, язык при атаке выполнят функцию клапана, открывающего доступ воздушной струе. При окончании же звука функцию клапана язык, как правило, не выполняет.

Соединение звуков. Этот приём характеризуется исполнением звуков, связанным общим и непрерывным выдохом. Соединение звуков без участия языка может быть разным:

a) плавное ( legato )

b) подчёркнутое (маркированное legato )

c) скользящее ( glissando)

Все эти приёмы являются признаками разных штрихов. Технический приём соединения звуков требует от исполнителя особого наблюдения за согласованными действиями мышц губ, дыхания и пальцев (языка). В момент перехода с одного звука на другой перемена напряжения мышц должна быть строго одновременной и моментальной. Из всех вышеперечисленных технических приёмов складывается исполнение штрихов.

 

 



2019-10-11 975 Обсуждений (0)
Понятие «атака звука». Виды атаки. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие «атака звука». Виды атаки.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (975)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)