Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Подведомственность дел, возникших из публичных правоотношений.




Сущность данного вида судопроизводства предопределяет его самостоятельность в системе гражданского процессуального права. По правилам данного производства судами рассматриваются и разрешаются дела не только из административно-правовых отношений в собственном смысле, но и из государственно-правовых (избирательных), финансово-правовых (налоговых) и некоторых других отношений.

Общее для всех дел заключается в том, что они связаны с деятельностью различных управленческих и законодательных структур либо с работой различных должностных лиц.

В гражданском судопроизводстве в юридических отношениях, с одной стороны, обязательно участвуют орган управления, законодательный орган или должностное лицо и гражданин — с другой. Предметом их разбирательства является правовой спор в сфере публичных правоотношений (субординации).

В судебном рассмотрении возникшего конфликта стороны занимают равноправное процессуальное положение, поэтому в данном случае имеет место спор о праве имущественного или неимущественного характера, и его своеобразие состоит в том, что он подлежит разрешению на основании норм административного (избирательного, налогового) права в порядке гражданского судопроизводства.

Дела, возникающие из публичных правоотношений, подлежащие рассмотрению и разрешению судом, перечислены в ст. 245 ГПК и к ним относятся:

— по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

— по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

— по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила о заочном производстве. Кроме того, при рассмотрении и разрешении дел данной категории суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.



Суд может признать обязательной явку должностных лиц и в случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 246 ГПК).

Уровень гражданской процессуальной регламентации данного производства в целом значительно выше, чем у искового производства. Так, законом определены сроки обращения в суд заинтересованных лиц и судебного разбирательства, состав участников, предмет, средства и распределение обязанностей по доказыванию, полномочия судьи и др.

Специальная компетенция (подведомственность):

Дела об оспаривании НПА полностью или в части, если это не отнесено к компетенции иных судов (уставных судов субъектов)

Дела об оспаривании решений, действий органов гос власти, о.м.с. и т.д.

Дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ

Иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные ФЗ к ведению суда.

 

53. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не действующим полностью или в части вправе обращаться также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации либо компетенцию избирательной комиссии.

Административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

 

Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Предмет: ненормативные акты (решения), действия (бездействие) субъектов, наделенных властными полномочиями в социальной сфере и прямо указанных в ст. 245. Действия иных субъектов не могут быть оспорены в этом производстве.

Спора о защите субъективного прав здесь нет. Непосредственным объектом защиты выступают законные интересы конкретного гражданина или организации (но не публичный интерес).

К решениям, действиям гос органов, омс ГПК относить коллегиальные и единоличные решения и действия, в результате которых:

Нарушены права и свободы граждан

Созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

На гражданина незаконно возложена обязанность или он незаконно привлечен к ответственности

По данной категории дел устанавливается смешанная подведомственность: гражданин впрве обратиться с заявлением непосредственно в суд или в вышестоящий орган; последнее не препятствует последующему обращению в суд.

Родовая подсудность:

ВС РФ дела об оспаривании ненормативных актов Президента, палат ФС, Правительства РФ

Верховный суд субъекта заявления об оспаривании отказа в разрешении на выезд из РФ в связи с тем, что заявитель является носителем гос тайны

Территориальная подсудность – альтернативная: заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа

Особенность: право суда приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда (ч.4 ст 254)

Срок обращения с заявлением: 3 месяца, начиная со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод; его пропуск не является основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут явиться причиной в удовлетворении заявления. Суд вправе восстановить пропущенный срок, если найдет причины уважительными.

Рассмотрев дело по существу и признав заявление обоснованным, суд выносит решение об обязанности органа устранить в полном объеме допущенное нарушение права или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В резолютивной части указывается конкретное действие, которое должен совершить обязанный субъект. Судебное решение является основанием для действия обязанного субъекта.

Решение суда в течении 3х дней с момента вступления в законную силу направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа. Указанные субъекты должны сообщить суду и гражданину об исполнении решения не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. В случае неисполнения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяют в отношении органа меры, предусмотренные ФЗ.

Судебные решения вступают в силу по общим правилам.

 




Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (107)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)