Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и значение производства в суде кассационной инстанции. Право кассационного обжалования (подачи представления). Порядок его реализации.




Производство в суде кассационной инстанции - это самостоятельная стадия гражданского процесса. Деятельность суда и иных участников процесса в этой стадии судопроизводства построена на тех же общих принципах гражданского процессуального права, действующих в суде первой инстанции и в других стадиях процесса. Вместе с тем кассационное производство, являясь самостоятельной стадией процесса, имеет свои специфические цели, предмет судебного разбирательства, содержание, отличающие ее от других стадий процесса.

В суде кассационной инстанции вообще не действуют правила о единоличном рассмотрении дела. Рассмотрение дела в кассационном порядке проводится в составе трех членов суда. Следовательно, правосудие осуществляется только профессиональными судьями, имеющими специальную подготовку.

Вместе с тем в стадии кассационного производства действует в полной мере большинство принципов гражданского процессуального права, а именно: принцип осуществления правосудия только судом, независимости судей и подчинения их только закону, коллегиальности, законности, диспозитивности.

Кассационное производство по гражданским делам как стадия процесса есть совокупность процессуальных отношений, возникающих и развивающихся между судом кассационной инстанции и лицами, участвующими в деле, с целью проверки законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений и определений суда первой инстанции.

Право кассационного обжалования возникает у лиц, участвующих в деле, с момента вынесения решения в окончательной форме и может быть реализовано ими в течение установленного в законе срока путем подачи кассационной жалобы, кассационного представления прокурора.

Право кассационного обжалования возникает у граждан и организаций только при наличии указанных в законе предпосылок

если субъекту законом предоставлено такое право;

если объект (судебное решение или определение) в соответствии с законом может быть обжалован в суд кассационной инстанции;



если не пропущен указанный в законе срок на подачу кассационной жалобы.

Право кассационного обжалования не вступивших в законную силу решений принадлежит только лицам, участвующим в деле. При этом не имеет значения, участвовали ли названные субъекты в заседании суда первой инстанции, важно, чтобы они были допущены (привлечены) в процесс. Право обжалования не вступившего в законную силу решения имеют и правопреемники сторон и третьих лиц.

Прокурор имеет право на подачу кассационного представления только в том случае, если он участвовал в данном деле.

Право кассационного обжалования может быть реализовано лицом, участвующим в деле, только в указанные в законе сроки. Кассационные жалоба, представление прокурора могут быть поданы в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме. Жалоба, представление, поданные по истечении указанного срока, оставляются без рассмотрения и возвращаются лицу, подавшему жалобу, представление.

Установленный законом срок не может быть сокращен или продлен по постановлению суда.

Лицам, пропустившим установленный законом срок на подачу жалобы по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Заявление о восстановлении пропущенного срока подается и рассматривается в порядке ст. 112 ГПК.

Кассационное производство в гражданском процессе возбуждается путем подачи кассационной жалобы, представления прокурора.

Процессуальное право четко регламентирует порядок подачи кассационных жалобы, представления, а также требования, предъявляемые к ним.

Не вступившие в законную силу решения могут быть обжалованы в кассационном порядке в следующие вышестоящие суды:

решения районных судов, решения гарнизонных военных судов - соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд;

решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов - в Верховный Суд Российской Федерации;

решения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации - в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Кассационная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем, кассационное представление - прокурором. К кассационной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба при ее подаче подлежит оплате. Это правило не распространяется на кассационное представление, поданное прокурором.

При подаче кассационных жалобы, представления, не соответствующих по содержанию требованиям ст. 339 ГПК, судья или председатель суда обязаны оставить жалобу, представление без движения и назначить лицу, подавшему жалобу, представление, срок для исправления недостатков.

На определение судьи об оставлении кассационных жалобы, представления без движения могут быть поданы частная жалоба, представление прокурора.

Кассационная жалоба возвращается лицу, подавшему жалобу, кассационное представление - прокурору в случаях:

невыполнения в установленный срок указаний судьи, содержащихся в определении об оставлении жалобы, представления без движения;

истечения срока обжалования, если в жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении срока или в его восстановлении отказано.

 

Сущность и значение проверки судебных постановлений в суде надзорной инстанции. Право на обращение в суд надзорной инстанции. Возбуждение надзорного производства. Рассмотрение надзорной жалобы по существу. Основания для отмены или изменения судебных постановлений. Полномочия суда надзорной инстанции.

Пересмотр вступивших в законную силу решений могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной инстанции, которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции.

 Постановления суда могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу, в суды апелляционной и кассационной инстанций в течение десяти дней после вынесения решения в окончательной форме. Лицам, пропустившим этот срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Указанные особенности пересмотра судебных решений в порядке надзора по сравнению с кассационной инстанцией обусловливают определенные различия в процессуальном порядке деятельности судов надзорной инстанции.

Возбуждение деятельности суда надзорной инстанции проходит в два этапа:

1) принятие надзорной жалобы к производству суда;

2) рассмотрение надзорной жалобы на предмет возможности передачи ее в надзорную инстанцию для рассмотрения по существу.

В жалобе лица, не участвовавшего в деле, должно быть указано, какие права или охраняемые законом интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу постановлением суда.

Рассмотрев дело в порядке надзора, суд своим определением или постановлением вправе:

оставить постановление суда первой, второй или надзорной инстанций без изменения, а жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора - без удовлетворения;

отменить постановление суда первой, второй или надзорной инстанций полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

отменить постановление суда первой, второй или надзорной инстанций полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

оставить в силе одно из вынесенных по делу судебных постановлений;

отменить либо изменить постановление суда первой, второй или надзорной инстанций и вынести новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права

оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 380 ГПК.

Суд надзорной инстанции не вправе сам устанавливать юридические факты и на их основе выносить новое решение.

Определение или постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Согласно ст. 387 ГПК основаниями для отмены или изменения постановлений суда в порядке надзора являются:

1) существенные нарушения норм материального права;

2) существенное нарушение норм процессуального права.

 

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу. Основания для пересмотра, процессуальный порядок подачи заявления и его рассмотрения.

Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам наряду с рассмотрением дела в апелляционном, кассационном порядке и в порядке судебного надзора - один из способов проверки законности разрешения гражданских дел.

Пересмотр вступивших в законную силу судебных решений, определений и постановлений (далее - пересмотр судебных постановлений) по вновь открывшимся обстоятельствам - самостоятельная стадия гражданского процесса.

Вновь открывшиеся обстоятельства - это юридические факты, существовавшие в момент рассмотрения дела и имеющие важное значение для его разрешения, которые не были и не могли быть известны ни заявителю, ни суду.

Если бы вновь открывшееся обстоятельство было известно суду при вынесении решения или определения, то оно обязательно бы повлияло на окончательные выводы суда по данному делу. Поскольку вновь открывшиеся обстоятельства служат фактами, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон, других лиц, участвующих в деле, то их необходимо отличать от судебных доказательств, предназначенных для установления этих фактов.

Обстоятельства, послужившие основанием к пересмотру постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, должны быть доказаны, поскольку суд, разрешающий ходатайство о пересмотре постановления, должен быть убежден в наличии оснований для пересмотра.

Пересмотр постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляет только тот суд, который вынес это постановление. Пересмотр же решений и определений в порядке судебного надзора производится вышестоящим судом.

Различен и круг лиц, имеющих право на возбуждение производства в надзорной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Пересмотр постановлений в порядке судебного надзора осуществляется только на основании определений судьи данного суда о передаче дела в суд надзорной инстанции. По вновь открывшимся обстоятельствам постановления, вступившие в законную силу, пересматриваются по заявлениям лиц, участвующих в деле, или представлениям прокурора.

Неодинаковы полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора, и суда, рассматривающего дела по вновь открывшимся обстоятельствам. В частности, в отличие от суда надзорной инстанции суд, рассматривающий дело по вновь открывшимся обстоятельствам, не вправе внести в решения какие-либо изменения.

Перечень оснований для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам приведен в ст. 392 ГПК, данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом в общем порядке.

Заявление, представление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам рассматриваются в судебном заседании. Стороны, прокурор и другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не служит препятствием для рассмотрения заявления, представления.

Разбирая дело, суд должен установить наличие вновь открывшихся обстоятельств и решить, насколько эти обстоятельства влияют на правильность вынесенного постановления.

Рассмотрев заявление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, суд выносит определение, которым либо удовлетворяет заявление, представление и отменяет свое постановление, либо отказывает в пересмотре. В случае отмены судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам дело рассматривается по существу в общем порядке по правилам, установленным ГПК.

Определение об удовлетворении заявления обжалованию не подлежит.

 

Сущность и значение исполнительного производства. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлением иных органов. Соотношение с исполнительным производством. Основания исполнения и исполнительные документы. Участники исполнительного производства. Давность исполнения.

В соответствии со ст. 13 ГПК и ст. 3, 6 ФКЗ «о судебной системе РФ» вступившие в законную силу постановления, иные акты и требования судов обязательны для всех госорганов, органов МСУ, организаций, должностных лиц и граждан, и подлежат исполнению не всей территории РФ. Для функционирования судебной системы необходимо надлежащие исполнение решений судов и иных его актов и требований, следовательно, необходима отлаженная процедура исполнения актов судов для того, чтобы действительно реализовывался их обязательный, а не декларативный характер. (Власов)

Исполнение – важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на поведение граждан. Исполнительное производство представляет собой систему правовых норм, регулирующих юридическую деятельность по принудительному осуществлению исполнительных документов (Ярков).

Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов (Треушников)

В соответствии со ст. 2 ФЗ «об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

По своей природе (различные концепции):

деятельность представителя исполнительной власти: совокупность действий, которая предоставляет реализацию контроля суда.

Стадия гражданского процесса (нет).

Составная часть механизма защиты прав (да).

Участники:

Всех участников исполнительного производства в зависимости от целевой направленности их деятельности и роли при исполнении исполнительных документов можно подразделить на четыре группы:

органы принудительного исполнения. Исполнение судебных актов, а также актов других юрисдикционных органов, подлежащих принудительному исполнению, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации.

суд (судья)

стороны - это взыскатель и должник. Стороны - основные участники исполнительного производства, и это понятно, ибо без них никакого исполнительного производства не может быть. Они как лица, материально заинтересованные в результатах исполнительных действий, наделяются распорядительными правами, связанными с возбуждением, развитием и прекращением исполнительного производства.

другие участники исполнительного производства (Прокурор, Банк, налоговая, кредитные организации – те, чьими действиями может быть реализовано исполнение)

Основание исполнения - акт юрисдикционного органа.

Основания:

судебные акты: акты судов общей юрисдикции, приговоры по уголовным делам в части имущественных взысканий, постановления по делам об административных правонарушениях, в части имущественных взысканий;

решения международных комиссий арбитража и иных третейских судов;

решения иностранных судов и арбитражей;

решения межгосударственных органов по защите прав и свобод человека (ЕСПЧ, Комитет министров Совета Европы);

Суд приказы о взыскании денег либо движимого имущества;

Нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

решения КТС, постановления судебных приставов

Исполнительные документы - те документы, в которых выражается содержание основания исполнения; их необходимо предъявить для начала исполнительного производства: исполнительный лист, судебные приказы, соглашение об уплате алиментов нотариально удостоверенное, удостоверенное решение КТС, постановление судебного пристава, иные.

Давность исполнения:

исполнительные листы, выдаваемые судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов - в течение трех лет;

оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания - в течение шести месяцев;

исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов судов общей юрисдикции, и судебные приказы - в течение трех лет.

 

Общие правила исполнительного производства (порядок возбуждения; меры принудительного исполнения и порядок их реализации; защита прав взыскателя, должника и других лиц; окончание исполнительного производства).

Если исполнительный документ соответствует требованиям, указанным в ст. 8 ФЗ «Об Исполнительном Производстве», и не истек срок для его предъявления к исполнению, происходит возбуждение исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель обязан принять данный исполнительный документ к исполнению и в трехдневный срок (со дня поступления к нему исполнительного документа) вынести постановление о возбуждении исполнительного производства.

Установив в этом постановлении срок для добровольного исполнения (не может превышать 5 дней со дня возбуждения ИП), и уведомляет должника о том, что по истечении этого срока он приступит к принудительному исполнению путем взыскания с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 81 и 82 настоящего Федерального закона.

Ст. 358 ГПК: меры принудительного исполнения. Основными для применения мер принудительного исполнения являются:

обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста и продажи имущества;

обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

обращение взыскания на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у других лиц;

изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в решении суда;

иные меры, указанные в решении в соответствии с законом.

 Выбор конкретных мер также должен соответствовать характеру взыскания, размеру взыскиваемых сумм имущества.

 Защита прав взыскателя, должника и других лиц (способы защиты: (из закона «Об исполнительном производстве»)):

обжалование действий судебного пристава-исполнителя;

предъявление иска об освобождении имущества от ареста (исключение имущества из описи);

предъявление иска к организации о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этой организации;

возмещение ущерба организации выплатой денежных сумм незаконно уволенному/переведенному работнику в случае исполнения исполнительного документа о восстановлении на работе.

Обжалование действий судебного исполнителя/отказа в их совершении, осуществляется путем подачи жалобы в Арбитражный Суд, если обжалуется действия судебного пристава-исполнителя в отношении акта, вынесенного Арбитражным Судом, а во всех других случаях в суд Общей Юрисдикции. Жалоба подается в течение 10 дней со дня совершения действий судебным приставом-исполнителем/ со дня когда стало известно о совершении таких действий.

Окончание исполнительного производства (ст.27) - это его завершение в конкретном подразделении исполнительской службы. Нижеприведенный перечень оснований, при наличии которых исполнительное производство считается оконченным, является исчерпывающим.

Исполнительное производство оканчивается:

фактическим исполнением исполнительного документа;

возвращением исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя;

возвращением исполнительного документа по основаниям, указанным в ст. 26 ФЗ «Об ИП» (происходит по заявлению взыскателя);

направлением исполнительного документа в организацию для единовременного или периодического удержания из заработка (дохода) должника;

направлением исполнительного документа из одной службы судебных приставов/одного подразделения в другие;

прекращением исполнительного производства.

 Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дн. срок.

 

 




Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (148)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)