Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Народное образование и просвещение в России в начале XX в.



2019-11-13 226 Обсуждений (0)
Народное образование и просвещение в России в начале XX в. 0.00 из 5.00 0 оценок




Кодификатор ЕГЭ

Культура в начале XX в.

Персоналии

Деятели науки и культуры

П. Н. Лебедев Д. И. Менделеев Н. Н. Бекетов М. Г. Кучеров А. Е. Фаворский С. В. Лебедев. Н. Д. Зелинский Г. С. Петров К. Э. Циолковский Н. Е. Жуковский      И. П. Павлов И. И. Мечников В. М. Бехтерев В. И. Вернадский К. А. Тимирязев В. И. Семевского В. О. Ключевского П. Н. Милюков С. Ф. Платонов Е. В. Тарле Б. Д. Греков Н. А. Бердяев С. Н. Булгаков П. А. Флоренский С. Н. Трубецкой Е. Н. Трубецкой В. В. Розанов Н. О. Лосский Л. Н. Толстой А. П. Чехов В. Г. Короленко А. М. Горький И. А. Бунин А. И. Куприн Л. Н. Андреев С. П. Дягилев В.Я.Брюсов А.Белый, К.Бальмонт З. Н.Гиппиус М. А. Волошин А. А. Ахматова О. Э. Мандельштам В. В. Маяковский С. А. Есенин И. Е. Репин Н. А. Касаткин С. В. Иванов И. И. Бродский М. А. Врубель К. А. Коровин М. В. Нестеров В. А. Серов А. Н. Бенуа К. А. Сомов Л. С. Бакст Е. Е. Лансере И. Э. Грабарь, Н. К. Рерих М. З. Шагал К. С. Станиславский В.Э.Мейерхольд Н. А. Римский-Корсаков А. К. Лядов А. К. Глазунов А. Н. Скрябин С. В. Рахманинов И. Ф. Стравинский С. В. Рахманинов Ф. И. Шаляпин Л. В. Собинов А. В. Нежданова Я. А. Протазанов А. А. Ханжонков

Основные термины и понятия

Серебряный век. Русский авангард. Модернизм. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Примитивизм. Абстракционизм. Русские сезоны. Реализм.

 

Народное образование и просвещение в России в начале XX в.

- Ускорение социально-экономического и культурного развития страны в конце XIX-начале XX вв. и усиление потребности в дальнейшем развитии и совершенствовании системы народного образования в целом. Потребность в увеличении числа образовательных учреждений в стране.

Решение данной проблемы в значительной степени затруднял низкий уровень грамотности населения страны, массы которого были неравномерно разбросаны на гигантских просторах России.

   - Тенденция увеличения правительственных ассигнований на развитие образования в 1894-1917 гг.

В 1894 г. в России насчитывалось до 32 тысяч начальных учебных заведений. К 1915 г. это число увеличилось почти в 4 раза, достигнув 124 тысяч. Наибольшее распространение получили сельские одноклассные и двухклассные земские учебные заведения с 3-х и 5-летним сроком обучения и схожие с ними по программе церковно-приходские училища. Благодаря этому удалось поднять уровень грамотности населения с 21% до 31%. Определённый вклад в распространении грамотности среди народа внесли воскресные школы для рабочих, рабочие курсы и «народные дома», создаваемые на частные средства. Широкую известность и признание получили Пречистинские рабочие курсы В. А. Морозовой в Москве (1897), Лиговский народный дом графини С. В. Паниной в Петербурге (1903) и др.  

- Постоянное увеличение числа студентов, обучавшихся в высших учебных заведениях в 1894-1913 гг.

В 90-х гг. XIX в. в высших учебных заведениях России обучалось около 35 тысяч студентов. К 1915 г. число обучавшихся увеличилось примерно в 4 раза, превысив 125 тысяч человек.

- Развитие системы политехнического образования. Увеличение числа реальных и коммерческих училищ в стране.

Усиления внимания государства и общества к проблеме грамотности основных масс населения в 1906-1913 гг. Попытка введения всеобщего начального образования в России.

Впервые этот вопрос был поставлен на обсуждение во время работы II Государственной Думы.

- Совершенствование системы классического среднего образования (гимназического) посредством пересмотра учебных планов с учётом развивающейся социокультурной среды и потребностей экономики.

- «Реабилитация» и развитие женского образования в России в 1894-1913 гг. Принятие Закона о высшем женском образовании (1911) Деятельность Высших женских курсов В. И. Герье, Высших женских сельскохозяйственных курсов, Бестужевских курсов и др.

Предшествующий период культурного развития России, связанный с правлением Александра III, характеризовался усилением консервативных тенденций как реакции на взрыв нигилистических настроений в обществе в бурный пореформенный период 60-70-х гг. XI X в. В свою очередь это отразилось и на женском образовании в России, которое в 80-е гг. начали «сворачивать». Начало правления Николая II знаменовало собой восстановление его места и роли в культурной жизни страны.  

- Развитие частных учебных заведений.

В этот период времени активизировалась учебно-просветительская деятельность профессорско-преподавательского состава Психоневрологический института В. М. Бехтерева, Вольной высшей школы П. Ф. Лесгафта, народного университета А. Л. Шанявского.

Просвещение народных масс посредством увеличения научно-популярных изданий, доступных широким слоям населения и приобщения через книги к различным видам художественного творчества.

- Количественный рост изданий газет и журналов в 1894-1913 гг.

В конце XIX – начале XX вв. наиболее популярными были журналы «Нива», «Огонёк», «Мир искусства», «Аполлон», «Вестник Европы», «Русская мысль», «Русское богатство», «Мир Божий», «Просвещение» и др. Газеты «Московские новости», «Речь», «Русские ведомости», «Россия» и др. Если в 1900 г. в России легально издавалось 125 газет широкого общественно-политического содержания, то после революции 1905-1907 гг. общее количество газет возросло до 1131! Из этого числа 827 газет выходило на русском языке.

- Начало издания в Петербурге «Книжной летописи» и «Журнальной летописи», сообщавших читателям о всех появлявшихся в российской печати книгах и журналах (1907).

- Увеличение выпуска справочно-энциклопедической литературы. Издание многотомного «Энциклопедического словаря» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (1890-1907), «Энциклопедического словаря» Ф. Ф. Павленко (1899-1913), «Политической энциклопедии» (СПб., 1906-1908), «Краткого народного словаря» Н. Смирнова (1906), «Словаря для всех. Общедоступной энциклопедии» (1907), «Энциклопедического словаря» товарищества братьев А. и  И. Гранат (1910-1948) и др.

- Участие России (впервые в её истории) в Международной выставке графики и печатного дела в Лейпциге (1914).

- Активная роль книгоиздателей А. С. Суворина и  И. Д. Сытина в развитии книгоиздательского дела и просвещении народных масс.

- Развитие библиотечного дела в России. Устойчивый рост земских и городских общественных и народных библиотек.

В начале XX в. в крупных городах России функционировали большие публичные библиотеки, закрытые библиотеки для учащихся высших и средних учебных заведений, коммерческие и общественные библиотеки, стали создаваться народные библиотеки и читальни. Если к 1904 г. в 34 губерниях России, имевших земства, было открыто около 4,5 тысяч народных библиотек, преимущественно в сельской местности и не менее 10 тысяч общественных и народных библиотек в городах, то в 1914 г. в стране насчитывалось около 76 тысяч библиотек разных типов. Большую часть из этого количества занимали библиотеки при различных учебных заведениях.



2019-11-13 226 Обсуждений (0)
Народное образование и просвещение в России в начале XX в. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Народное образование и просвещение в России в начале XX в.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)