Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль информационного обеспечения на современном этапе развития рыночных отношений



2019-11-13 349 Обсуждений (0)
Роль информационного обеспечения на современном этапе развития рыночных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




Цифровая экономика становится всё более важной движущей силой глобального экономического роста, играет значительную роль в ускорении экономического развития, повышении производительности существующих отраслей промышленности, формировании новых рынков и отраслей и обеспечении всеобъемлющего устойчивого роста и развития, Россия также стремится не отставать от других стран.

Правовой основой развития цифровой экономики в Российской Федерации выступает Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также положения федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регламентирующих сферу информационных и коммуникационных технологий применительно к формированию новой технологической основы отечественной экономики.

В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года Президент России Владимир Путин обозначил Госпрограмму Национальную технологическую инициативу (НТИ) одним из приоритетов государственной политики.[1] Реализацией НТИ занимается Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ). АСИ декларирует работу в трех направлениях: «Формирование условий для глобального лидерства», «Создание фундамента долгосрочного лидерства», «Улучшение инвестиционного климата и поддержка инвесторов». АСИ помогает создавать то, чего еще нет, но без чего ни государство, ни общество не смогут существовать уже в ближайшем будущем: новые рынки, новые продукты, новые методики образования и новую среду.

Созданная «Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года» ставит целью разработку условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году[2].

В Указе Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. №642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», ключевая роль в инновационном развитии государства отводится цифровым технологиям. При этом на первом этапе реализации Стратегии (2017 – 2019 гг.) предполагается создание организационных, финансовых и законодательных механизмов для подготовки перехода к инновационной экономике. А на втором этапе реализации стратегии (2020 – 2025 г.) планируется полномасштабное внедрение цифровой экономики, заключающееся в использовании цифровых, интеллектуальных производственных технологий, роботизированных систем, а также коммерциализации и экспорте новых научных разработок».[3]

Указ Президента РФ от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»[4] («Стратегия 2017-2030»), предусматривает систему мер, нацеленных на обеспечение развития информационного общества в России. «Стратегия 2017-2030» - документ, определяющий цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения ИКТ. «Стратегия 2017-2030» предусматривает систему мер, нацеленных на обеспечение развития информационного общества в России, в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасной обработки информации и обеспечение баланса между своевременным внедрением современных технологий обработки данных[5] .При изучение данной стратегии было выявлено, текущее состояние России в современном информационном обществе:

- начало интенсивного применения органами государственной власти, бизнесом и гражданами информационных и коммуникационных технологий;

 - формирование общества с широким распространением и доступностью мобильных устройств, а также беспроводных технологий, сетей связи;

- информационные технологии, активно используемые в России и «основаны на зарубежных разработках»;

- активное подключение населенных пунктов с населением от 250 до 500 человек к сети «Интернет»;

- информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на развитие традиционных отраслей экономики, рост объема реализации товаров в интернете и тенденция к росту;

 - создана система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

- информационные технологии проникли в такие отрасли экономики, как государственное управление, оборонный комплекс и пр.;

- внедрение технологии обработки данных, становится наиболее значимым, что позволяет сокращать затраты при производстве товаров и оказании услуг.

Обеспечение национальных интересов при развитии информационного общества осуществляется путём реализации следующих приоритетов:

· Формирование информационного пространства с учётом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений;

· Развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации;

· Создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне;

· Формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы;

· Обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики.

Правительство определяет систему показателей для оценки развития ИКТ и информационного общества, а также цифровой экономики, её влияния на темпы роста ВВП. Также оценивается «состояние перехода к использованию организациями наукоемких технологий».

В «Стратегии 2017-2030» вводятся новые для практиковавшихся ранее официальных документов понятия- Интернета вещей, Больших данных и других составляющих Цифровой экономики, как деятельности, ключевым фактором в которой является использование результатов обработки данных, которые позволяют повысить эффективность различных видов производства, продажи товаров, предоставления услуг.

 «Стратегия 2017-2030» исходит из консервативного сценария развития экономики и общества, и в связи с этим направлена скорее на закрепление и развитие существующего состояния и не учитывает большую вероятность радикальных изменений, вызванных развитием информационных технологий.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р была утверждена Программы «Цифровая экономика Российской Федерации»[6], направленная на создание «необходимых условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет»[7].

Целью Программы является создание в России благоприятных организационных и нормативно-правовых условий для эффективного развития институтов цифровой экономики при участии государства, национального бизнес-сообщества и гражданского общества. В Программе перечислены основные информационные технологии:

− большие данные (Big Data);

− нейротехнологии и искусственный интеллект (ИИ);

− системы распределенного реестра;

− квантовые технологии;

− новые промышленные технологии;

− промышленный интернет;

− компоненты робототехники и сенсорика;

− технологии беспроводной связи;

− технологии виртуальной и дополненной реальности.

В рамках программы уточняется, что данный список может быть дополнен по мере появления и развития новых технологий. Стоит отметить, что цифровизация экономики, а именно реализация программы «Цифровая экономика» требует огромное количество инвестиций, так как она предполагает разработку новых технологий и т.д. По задумке Правительства РФ данная программа будет финансироваться за счет федерального бюджета, а также за счет крупных компаний-участников реализации программы, таких как Mail.ru Group, ПАО «Сбербанк России», фонд «Сколково», ПАО «МТС», группа компаний «Rambler&Co», ЗАО «1С», ПАО «Ростелеком», ООО «Яндекс», ПАО «Мегафон».

Цифровая экономика согласно программы представлена тремя уровнями: создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологичных бизнесов и повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей Российской Федерации, так и экономики в целом[8].

Далее был утвержден паспорт национальной программы «Цифровая экономика РФ», направленный на достижение целей, определенных указом президента РФ в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению «Цифровая экономика». Направления национальной программы «Цифровая экономика»:

· формирование новой регуляторной среды отношений граждан, бизнеса и государства, возникающих с развитием цифровой экономики;

· создание современной высокоскоростной инфраструктуры хранения, обработки и передачи данных;

· обеспечение устойчивости и безопасности её функционирования;

· формирование системы подготовки кадров для цифровой экономики;

· поддержка развития перспективных «сквозных» цифровых технологий и проектов по их внедрению;

· повышение эффективности государственного управления и оказания государственных услуг посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.

Каждому из направлений соответствует отдельный федеральный проект. Согласно паспорту национальной программы, суммарно все перечисленные проекты потребуют финансирования в размере 2,676 трлн руб. При этом, самым затратным станет федеральный проект «Информационная инфраструктура», который потребует свыше 2,1 трлн руб., в т.ч. 628 млрд руб. из федерального бюджета и около 1,5 трлн руб. из внебюджетных источников (рис. 1.1).[9]

Рис.1.1. Источники прироста ВВП России к 2025 году за счет цифровизации, трлн руб [, с.86].[10]

 

Международный индекс цифровой экономики и общества (I-DESI) рассчитан Генеральным директоратом коммуникационных сетей, контента и технологий Европейской Комиссии по странам, не входящим в ЕС, в соответствии с методологией европейского Индекса цифровой экономики и общества (Digital Economy and Society Index, DESI).[11] Согласно рисунку 1.1 источники прироста ВВП России к 2025 г. цифровизация позволит увеличить экономику России ВВП на 4,1–8,9 трлн руб. что составляет 19-34 % общего увеличения ВВП. Сейчас доля цифровой экономики составляет в экономике России 3,9%, что в два-три раза ниже, чем у лидеров в этой сфере — США, Сингапура и Израиля. Однако к 2025 г. цифровая экономика может составить в России уже 8–10% ВВП. Если планы по инвестированию 100 млрд руб. в год в программу «Цифровая экономика» будут реализованы, наше отставание может существенно сократится уже в ближайшие годы.

Сейчас процент цифровой экономики ВВП Российской Федерации составляет примерно 3,9%, что в 2-3 раза ниже показателей лидирующих стран, однако уже сейчас можно говорить о положительных тенденциях роста. Так к началу 2017 года доля ВВП РФ в сегменте цифровой экономики составила 2,9 млрд. рублей, что показывает положительный рост с 2011 года более чем на 59%. Так же по прогнозам Глобального института в мире к 2036 году более 50% рабочих и бизнес-процессов будет полностью автоматизировано, за счёт «оцифровки» экономического пространства[12]. Благодаря внедрению цифровой экономики, появляется дополнительная возможность для российского рынка более мобильно и эффективно интегрироваться с мировыми рынками, это влияет на рост так называемой «глобальной информационной связности».

Изучив определения и цели цифровой экономики, можно выделить основные тренды цифровой экономики:

− экономика будет функционировать в едином информационном пространстве (с использованием облачных технологий);

− экономика будет функционировать на базе программно-управляемой инфраструктуры (вычислители, память, сети);

− применение интеллектуальных роботов в экономике (интеллект робота многофункционален, способен планировать при наличии нескольких целей, накапливать знания и опыт, что важно для современного общества);

− глобальное брокерство продуктов и услуг (без расстояний и границ).

Проведенный обзор научной литературы и систематический анализ различных вариаций определений термина «цифровая экономика». В ходе анализа теории были выявлены различные подходы авторов к определению цифровой экономики, которые отражали экономические аспекты, основываясь на различных принципах, целях и задачах. Анализ позволил выявить отсутствие единого подхода к понимаю сущности данной дефинции. Исходя из них, считаю, что процесс цифровизации в первую очередь, ориентирован на повышение эффективности и конкурентоспособности. Таким образом, «Цифровая экономика», как новая форма организации хозяйственной деятельности общества и социально – экономических отношений внутри него, является ответом на те изменения, которые протекают в мире в ходе перехода из одного состояния в другое, с пятого технологического уклада на шестой.

 Цифровая экономика недееспособна без одновре­менной цифровизации общества, бизнеса и правительства, поэтому ее развитие заключается в ускорении процессов проникновения цифровых отношений во все уровни взаимодействия ее участников – от государственных до личных. Неотъемлемой частью цифровой экономики являются электронные каналы обмена информацией и их доступность, наличие законодательной базы и готовность государства участвовать в электронном взаимодействии.

 

 



2019-11-13 349 Обсуждений (0)
Роль информационного обеспечения на современном этапе развития рыночных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль информационного обеспечения на современном этапе развития рыночных отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)