Успенский собор в Звенигороде на Городке
Еще один памятник, который связан с именем Андрея Рублева – это Успенский собор в Звенигороде на Городке. Он построен Юрием Звенигородским, младшим сыном Дмитрия Донского. Если московский князь Василий Дмитриевич был старшим сыном, то Юрий Дмитриевич был младшим сыном и крестником преподобного Сергия. И сюда он тоже пригласил Андрея Рублева расписывать этот храм. Сегодня в этом храме иконостас не рублевский, но сохранились росписи, сейчас они открываются, рублевского времени. Они в не очень хорошем состоянии, но все-таки отражают тот период, когда, может быть, еще даже до фресок владимирских Андрей Рублев работал здесь. Но самое удивительное, что связано с этим храмом, – это находка трех икон, которые удивительным образом нашли реставраторы в 1918 году. Это три иконы: Спас, апостол Павел и архангел Михаил. В свое время сюда пришла комиссия под руководством Грабаря, уже в ранние советские годы была такая комиссия, которая изымала лучшие произведения, чтобы они не погибли. Потому что храмы закрывались, разорялись и т.д., иконы часто сжигались. Вот чтобы не погибли хорошие иконы, эта комиссия по древним храмам собирала эти памятники. И придя в этот храм, ничего не обнаружили. И как гласят воспоминания… Правда, сегодня нашли какие-то другие воспоминания, что священник сам отдал эти иконы… Ну, неважно, так ли было или их действительно нашли в дровяном сарае. Во всяком случае, три эти иконы изъяли из этого храма и отдали в реставрационные мастерские в очень плачевном состоянии. От иконы Спасителя осталась только средняя часть. Но когда расчистили, увидели удивительный лик Спасителя, удивительный! Конечно же, сразу реставраторы и искусствоведы связали эти три иконы с именем Андрея Рублева, хотя сегодня тоже есть и другие мнения по этому поводу – что это другой мастер. Но я все-таки придерживаюсь мысли, что такие великие иконы мог написать только человек, прошедший и школу преподобного Сергия, и знакомый с искусством Феофана Грека, и работавший в других храмах, в том числе и в Троицком храме Сергиева монастыря. Это удивительный образ Спаса, полный любви, света, какого-то всепрощения. Наверное, это лучшая икона из тех, которые были созданы на Руси. Во всяком случае, этот лик невозможно забыть. И это же внутреннее сияние! Причем опять же не огненное, сжигающее вас, а как бы освещающее, просвещающее, согревающее. Вот это удивительно, конечно. Это образ исихастский, образ тишины, образ любви, образ, приглашающий вас раскрыться. И две остальные иконы тоже проникнуты теми же исихастскими идеями. Апостол Павел. Наверное, самый смиренный образ апостола Павла, который есть в русском искусстве. Обычно апостол Павел – это такой интеллектуал… Здесь мы тоже видим большой лоб мыслителя. Но очень торжественно держащий в руках Священное Писание. Половина Нового Завета, как мы знаем, написана самим апостолом Павлом, и в Писаниях о нем говорится, и в Деяниях. Но здесь он эту книгу смиренно, согбенно почти, можно сказать, склоняясь перед Спасителем, приносит к его ногам. Вот смирение апостола Павла здесь и тишина его. Не огненная его проповедь, он здесь уже не размахивает хартией, ведя нас ко Христу, а он смиренно предстоит: «Все я почитаю за сор, кроме Иисуса Христа»[vi]. Это его слова. И так же удивителен образ, очень исихастский, архангела Михаила. Образ, который всегда изображают как воителя. Он и есть архистратиг, он и есть тот, кто ведет духовную брань с силами зла. Но он здесь показан тишайшим. Потому что наша брань – не против крови и плоти, а против мироправителя тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. И вот эта тишина здесь тоже выражена. Вот эта исихия как тишина, исихия как молчание, как вслушивание, как умиротворение, как смирение. Вот это характер русского исихазма, и это характер, конечно, рублевского искусства. Мы помним в Писании, и это очень любил говорить Иоанн-Златоуст, что побеждающий себя лучше завоевателя городов[vii]. Андроников монастырь Последнее пристанище Андрей Рублев находит в Андрониковом монастыре, который возглавлял один из учеников преподобного Сергия Андроник, поставленный сюда по просьбе митрополита Алексия. Еще одна фигура, которую мы не затронули, которая связана, конечно, с историей XIV в. Монастырь, поставленный по обету во имя иконы Спаса, перед которой молился митрополит Алексий во время бури, когда плыл из Константинополя. Этот Спасский собор расписывал Андрей Рублев, но здесь были найдены только маленькие фрагменты этой росписи и ничего более. Он пострадал, много раз перестраивался. И мы знаем, что Рублев здесь был похоронен. Здесь он доживал последние годы вместе со своим другом и сопостником Даниилом Черным, и здесь он был похоронен. Еще в 20-е годы, когда здесь было кладбище, люди знали, где могила Андрея Рублева. Но потом, когда кладбище было срыто и здесь было устроено и общежитие, и производство, и чего тут только не было в советское время, могила была утеряна. Но мы знаем, что сегодня здесь музей имени Андрея Рублева, и вот хотя бы так сохраняется его память. Фигура Андрея Рублева, как и фигура Феофана Грека, обозначает, наверное, самую высокую вершину в древнерусском искусстве. А XV в., правда, мы называем «золотым веком русской иконы», потому что он начинается с Андрея Рублева и заканчивается Дионисием. Но все-таки, особенно к концу XV в., а к XVI мы совсем это увидим, с этой вершины будет постепенно, постепенно… Сначала очень постепенно, а потом уже более стремительно путь будет идти вниз. Но, во всяком случае, XIV – начало XV в. обозначены вот этим высоким искусством.
[i] Послание к Евреям, глава 12, стих 29 [ii] Слухи – в иконописи развевающиеся ленты материи за ушами в изображении ангелов, символ постоянного слушания ангелами воли Бога, иначе называются торо́ками. [iii] Псалом 35, стих 10. [iv] Евангелие от Иоанна, глава 8, стих 12. [v] Евангелие от Матфея, глава 5, стих 14. [vi] Точнее: «для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа». Послание Послание к Филиппийцам, Глава 3, стих 8. Прим. ред. [vii] «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.» — Притчи, глава 16, стих 32. Материалы · Алапатов М. В. Феофан Грек. М., 1979. · Вздорнов Г. И. Феофан Грек. М., 1983. · Голейзовский Н. К. Исихазм и русская живопись XIV-XV вв.— Византийский временник, №54 (1968). C. 196-210. · История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI - XX в. М., 2002. · Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1994. Мейендорф Иоанн, прот. Византия и Московская Русь. Париж, 1990. · Осташенко Е. Андрей Рублёв: Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV — первой трети XV века. М., 2005. · Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974. · Плугин В. А. Мастер Святой Троицы. М., 2001. · Попов Г. В. Андрей Рублёв. М., 2007. · Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. СПб., 2000. · Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. · Троица Андрея Рублева. Антология / Составитель Г. И. Вздорнов. М., 1981. · Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси. — М., 1997. Галерея (69) Святитель Григорий Палама. 70-е гг. XIV – начало XV вв. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
Святитель Григорий Палама. Деталь. 70-е гг. XIV – начало XV вв.
Христос Пантократор. Середина XIV в.
Христос Пантократор. Лик. Середина XIV в.
Воскресение Христово – Сошествие во ад. 1330-е гг. Святые отцы Василий Великий, Григорий Богослов, Кирилл Александрийский. XIV в.
Свт. Григорий Богослов. XIV в.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. 1374 г.
Роспись купола. 1378 г.
Христос Пантократор. 1378 г. Христос Пантократор. Лик. 1378 г.
Христос Пантократор. 1378 г.
Адам. 1378 г.
Авель. 1378 г.
Мельхиседек. 1378 г. Илья-пророк. 1378 г.
Иоанн Предтеча. 1378 г.
Адам. 1378 г.
Авель. 1378 г.
Мельхиседек. 1378 г. Илья-пророк. 1378 г.
Иоанн Предтеча. 1378 г.
Фрагменты росписи. 1378 г.
Литургия святых отцов. 1378 г.
Гостеприимство Авраама. 1378 г. Гостеприимство Авраама. Деталь. 1378 г.
Столпники. 1378 г.
Даниил Столпник. 1378 г.
Симеон Дивногорец. 1378 г.
Алипий Столпник. 1378 г. Алипий Столпник и Макарий Египетский. 1378 г.
Макарий Египетский. 1378 г.
Преображение. XIV в.
Богоматерь Донская. XIV в.
Богоматерь Донская. Лики. XIV в. Успение. Оборотная сторона иконы Богоматерь Донская. XIV в.
Благовещенский собор Московского Кремля
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. 1405 г.
Деисусный чин. 1405 г.
Богоматерь. Деисусный чин. 1405 г. Богоматерь. Лик. Деисусный чин. 1405 г.
Преображение Господне. 1405 г.
Распятие. 1405 г.
Успенский собор во Владимире. 1158—1160 гг.
Страшний суд. 1408 г. Этимасия – Престол уготованный. 1408 г.
Грядущий Христос. 1408 г.
Апостолы и ангелы. 1408 г.
Беседующие апостолы и ангелы. 1408 г.
Апостол Павел ведет праведных в рай. 1408 г. Апокалиптические звери. 1408 г.
Деисусный чин, средняя часть. 1408 г.
Богоматерь Владимирская. 1395 – сер. 1410-х гг.
Богоматерь Владимирская (без полей). 1395 – сер. 1410-х гг.
Богоматерь Владимирская византийского письма XII в. (слева) и Богоматерь Владимирская письма Андрея Рублева (справа) Богоматерь Донская письма Феофана Грека (слева) и Богоматерь Владимирская письма Андрея Рублева (справа)
Троицкий собор. 1422—1423 гг.
Св. Сергий Радонежский. 20-е гг. XV в.
Св. Сергий Радонежский. Лик. 20-е гг. XV в.
Св. Троица Успенский собор на Городке. 1399 г.
Интерьер Успенского собора на Городке
Св. Лавр. XV в.
Фреска Успенского собора на Городке
Звенигородский чин. Начало XV в. Спас. Начало XV в.
Апостол Павел. Начало XV в.
Архангел Михаил. Начало XV в.
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. 1390 – 1427 гг.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |