Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Копии и утопии патриарха Никона



2019-11-13 222 Обсуждений (0)
Копии и утопии патриарха Никона 0.00 из 5.00 0 оценок




Но посмотрим, насколько Никон был западником. Это тоже на самом деле один из мифов, которые устойчиво держатся. Дело в том, что Никон не был сторонником, как тогда говорили, фряжского письма. Фрязи – так называли итальянцев. А, скажем, Карп Золотарев уже, конечно, абсолютно ориентируется на итальянцев, даже уже не на Украину, не на Западную Белоруссию, а именно на итальянцев. А Никон-то не был сторонником этих новшеств!

Об этом говорит один такой факт: в один год, когда была Неделя торжества православия, а мы знаем, что этот праздник связан прежде всего с иконопочитанием, Никон прошелся по московским церквям и срывал со стен плохие иконы, как он считал, негодные иконы и бросал их оземь, чем очень удивил москвичей. Потому что, конечно, даже с негодными иконами, в общем, у нас не принято было так обращаться. Оказывается, он срывал со стен именно иконы фряжского письма, иконы, которые ему казались недостаточно духовными. Т.е. он тоже, со своей стороны, старался бороться с этими новшествами.

Но ничего, конечно, ни у кого не получалось. Не получилось у Никона, не получилось у старообрядцев, которые, казалось бы, ориентировались на старое письмо, а на самом деле далеко от строгановских мастеров не отходили. И вообще этому процессу уже невозможно было поставить заслон. Да, собственно говоря, конфликт у Никона произошел не только с протопопом Аввакумом, но и с самим царем. Царю, видимо, надоели имперские притязания Никона, или притязания его, скорее, устроить из Москвы не столько Иерусалим, сколько Ватикан и самому быть таким, как Папа Римский. Размолвка царя с Никоном произошла, и Никон удалился в свой вотчинный монастырь Новый Иерусалим.

Собственно говоря, здесь-то мы и видим, чего хотел на самом деле Никон. Никон был, конечно, человеком огромных идей, огромных геополитических утопий. И задумал он свой вотчинный монастырь сделать ни много ни мало, как копией с храма Гроба Господня, который стоит в центре Иерусалима и является самой главной христианской святыней, древней святыней.

Он выкупил территорию на реке Истре, назвав ее потом Иорданом, потому что эта территория ему показалась похожей на Иерусалим. Никогда не будучи в Иерусалиме, так себе Святую Землю, видимо, представлял Никон. И он здесь построил Воскресенский собор и этот удивляющий до сих пор комплекс монастыря. Он отправил монаха Троице-Сергиевой лавры Арсения Суханова в Иерусалим, чтобы тот снял точный план с храма Гроба Господня с базиликой Воскресения, и по этому точному плану он решил построить этот храм. Но он не был бы Никоном, если бы он не хотел превзойти эту святыню. И он ее превзошел. Потому что план этого храма гораздо более сложный, чем даже у самого иерусалимского храма. И он захотел здесь построить 365 алтарей, чтобы каждый день служить на одном алтаре.

Ну, до конца он свой план не осуществил, храм только заложил и построил частично. Проработав здесь над этим своим любимым проектом, прожив здесь много лет, Никон был вызван в Москву и на Большом московском Соборе 1666 года, который, кстати, и разбирал дело протопопа Аввакума, и принял отречение Никона, Никон, можно сказать, в общем-то потерпел фиаско. Он думал, что за ним побегут, за ним пошлют, его призовут снова на патриаршество, но этого не сделалось. И спор между протопопом Аввакумом и Никоном решился в пользу царя Алексея Михайловича Тишайшего.

Вот здесь я как раз и возвращаюсь к той самой идее, что фигура царя весьма загадочна. С одной стороны, он вроде бы был в стороне от всех этих споров. А с другой стороны, именно он решил судьбу и русской церкви, и русской культуры, и Аввакума, который был сослан в Пустозерск и там потом сожжен, и Никона, который был сослан даже не в собственную вотчину, а в далекий Ферапонтов монастырь, который мы хорошо знаем по работе там Дионисия, но который к XVII в. стал такой тюремной зоной для монахов, тюрьмой для опальных иерархов.

Сегодня монастырь восстановлен. Он был достроен, кстати, уже после смерти Никона, в XVIII в. при Елизавете Петровне и имеет множество барочных элементов. Никон в Ново-Иерусалимский монастырь вернется, но вернется умершим в дороге. Его вернул уже следующий царь, Федор Алексеевич. Никон не доедет до своей вотчины, а умрет в дороге и будет похоронен здесь же, на территории этого монастыря, вернее, в подклете этого храма.

Восстановлен он, конечно, по состоянию на XVIII в., но тем не менее вот эта огромная идея Никона с переименованием всей территории вокруг монастыря… Ручей назван потоком Кедрон, сад, который простирается за монастырем, конечно, Гефсиманским садом был назван. Здесь Никон построил свой скит и сюда удалялся каждый Великий пост. Т.е. это все остается памятником его грандиозной идеи – превратить Россию в собрание святынь. Не надо, дескать, никуда, ни в Иерусалим, ни на Афон ехать, а достаточно приложиться к этим святыням здесь у нас, в России. Это идея копии. Вообще идея копии появляется в XVII в. Точные копии, например, Владимирской иконы Божьей матери впервые были написаны именно в XVII в. Копии святынь, копии целых архитектурных сооружений – это все идеи именно XVII в.

Но что интересно: Никону-то хотелось не немецких обычаев, а или греческих, или, как ни странно, грузинских. В это время же завязываются тесные отношения с Грузией. Грузия просит протектората России, Грузия просит Россию как-то ее защитить от персов. И Россия принимает в этом участие. Это отдельная история, мы сейчас ее не будем касаться. Но интересно, что два из трех заложенных и построенных Никоном монастырей ориентируются именно на грузинскую культуру. Иверский Афонский монастырь – это был грузинский монастырь.

Никон не только привозит оттуда икону Иверской Божьей Матери, но и на Валдае, на озере Валдай, закладывает замечательный, действительно очень красивый монастырь Иверской Божьей Матери как точную копию Иверского Афонского монастыря. Но есть еще одна копия, осуществленная Никоном. Это остров Кий, мимо которого он когда-то проплывал и спасся там от бури. Он поставил там крест, и потом, будучи уже патриархом, заложил на этом острове Крестный монастырь, который стал копией Крестового монастыря в Иерусалиме.

Это тоже был грузинский монастырь, он был построен на том месте, где, по преданию, росло крестное дерево, т.е. дерево, из которого был изготовлен крест для Иисуса Христа, когда его распяли на Голгофе. Его распяли на кресте, сделанном из трех целых деревьев, сросшихся вместе. Т.е. по преданию его крест был изготовлен из такого вот удивительного дерева. На месте этого дерева был поставлен Крестовый монастырь, и он был грузинский, там еще был в свое время насельником монастыря Шота Руставели. И вот это очень удивительно, что как бы таким символом реального православного царства для Никона оказывается Грузия, а вовсе не Западная Европа.

В одной из московских церквей, а именно в церкви Сергия в Крапивниках, сохранился так называемый кийский крест. Крест, в который я не знаю, сколько там мощей и святых вставлено, но который был сделан по велению как раз Никона. Вот он собирал эти святыни и большую часть из них, наверное, вставил в этот крест.

Один из мастеров Оружейной палаты, Иван Салтанов, создал даже такую икону «Кийский крест», где представил этот крест с множеством мощевичков, с этими святынями, предстоящими Константином, Еленой, Алексеем Михайловичем и царицей Марией, а также коленопреклоненным Никоном. Ну, эта икона, конечно, создана еще в то время, когда Никон был не в опале, Никон был лучшим другом царя и духовником его. Можно сказать, что это символ никоновского правления и символ той культуры, которая создана была в XVII в., где внешнее великолепие соединялось с этим особым отношением к святыням, новое благочестие соединялось с идеями какого-то особого геополитического значения России.

К сожалению, XVII в. закончился расколом. К сожалению, большинство из идей, которые присутствовали в голове у Никона, у Алексея Михайловича, в России как в европейской стране, может быть, не очень осуществились. И то, что этот век закончился расколом, следующий царь Петр I, сын Алексея Михайловича, вообще отменил патриаршество, глядя на все эти дрязги между царем и патриархом, тоже говорит о многом. Век начинался со Смутного времени и закончился смутой. Не случайно его зовут бунташным веком. Он закончился стрелецкими бунтами и расколом.

Век начинался с разорения, пришел, может быть, и к расцвету культуры, но культуры, которая внутри себя была очень не цельной и тоже готовой к чему-то новому, но еще не родившемуся. И этому новому, можно сказать, кесарево сечение буквально сделал Петр, потому что он помог этому родиться уже искусственным образом. Вот этому европейскому уровню культуры, до которого XVII в. не дотягивал, а уже в XVIII в. это было сделано насильственной рукой самого царя.

Ну, вот такой XVII век. Его итоги очень интересны, и вообще его проблемы, мне кажется, до сих пор не осмыслены, поэтому такое разное к нему отношение даже у специалистов. Одни считают его веком, заключающим древнерусскую традицию, другие, наоборот, что он начинает новую Европу, что правильно рассматривать новоевропейское время не с Петра, а нужно рассматривать именно с XVII века. Одни считают этот век концом традиций, другие, наоборот, возрождением традиций. В общем, век действительно очень сложный.

Материалы

· Брюсова В. Г. Русская живопись XVII в. М., 1984.

· Брюсова В. Г. Фрески Ярославля XVII- начала XVIII века. М. Искусство, 1983.

· Брюсова В. Г. Федор Евтихиев Зубов. М., 1985.

· Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия XVII столетия. М., Индрик, 2008.

· Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М., 1992.

· Зеленская Г. М. Новый Иерусалим. Образы дольнего и горнего. М., ДИК, 2008.

· История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI - XX в. М., 2002.

· Русский исторический портрет. Эпоха парсуны М., 2004.

· Симон Ушаков — царский изограф. М., Третьяковская галерея, 2015.

· Словарь русских иконописцев XI–XVII веков. М.: Индрик, 2003.

· Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. М., 1913. Т. 1,2.

· Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 2008.

Галерея (76)

Изображение Московского Кремля из книги С. Герберштейна «Записки о московских делах». 1563 г.

 

Сигизмунд Герберштейн в шубе, пожалованной ему царем Василием III в 1517 г.

 

Борис Годунов. XVII в.
Государственный исторический музей, Москва

 

Димитрий Царевич. Ок. 1606.

 

Дмитрий Солунский и Дмитрий-царевич. Начало XVII в.
Художник – Прокопий Чирин (конец XVI в. — 1-я половина XVII в.)

Богоматерь Казанская. 1606
Художник – Прокопий Чирин (кон. XVI в. — 1-я пол. XVII в.). Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Ипатьевский монасырь, Кострома

 

Портрет царя Михаила Федоровича
Художник – Иоганн Генрих Ведекинд (нем. Johann Heinrich Wedekind; 1674 — 1736). Копия с портрета 1636 г.

 

Феодоровская икона Божией Матери. Предпол. XIII в.

 

Феодоровская Богоматерь. 1-я половина XVII в.
Пелена, шитье. Вклад инокини Марфы Романовой в Ипатьевский монастырь

Богоматерь Федоровская. ХVII в.

 

Богоматерь — Гора нерукосечная, с предстоящими. XVII в.

 

Богоматерь Боголюбская с предстоящими. 1613 – 1625
Из Успенского собора Московского Кремля

 

Богоматерь Боголюбская с первыми Романовыми, или Моление о народе. 1-я четверть XVII в.

 

Иоанн Предтеча Ангел пустыни. 1620-е
Художник – Прокопий Чирин (кон. XVI в. — 1-я пол. XVII в.). Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иоанн Предтеча. Середина XVII в.

 

Клеймо с иконы Максима Блаженного. XVII в.

 

Церковь Св. Троицы в Никитниках. 1631-1634
Москва, Никитников пер., дом 3

 

Палаты Аверкия Кириллова. 2-я половина XVII в.
Москва, Берсеневская набережная, дом № 20

 

Успенский собор Московского Кремля
Вид с восточной стороны

Роспись Успенского собора

 

Успенский собор Московского Кремля
Южный фасад

 

Похвала Богородицы
Фронтон Успенского собора Московского Кремля

 

Новозаветная Троица
Фронтон Успенского собора Московского Кремля

 

Положение ризы Господней. Ок. 1627

Портрет царя Алексея Михайловича. Конец 1670 - начало 1680
Школа Оружейной палаты, неизвестный русский художник

 

Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1660–1665
Неизвестный художник

 

Богоматерь Иверская афонская. 1650
Художник – Роман Ямвлих

 

Богоматерь Киккская. 1668
Художник – Симон Ушаков (1626 — 1686)

 

Палаты Симона Ушакова в Москве на Китай-городе
Москва, Ипатьевский переулок, дом 12, строение 1

Спас Нерукотворный. 1658
Художник – Симон Ушаков (1626 — 1686)

 

Спас Нерукотворный. 1661
Художник – Симон Ушаков (1626 — 1686). Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Спас Нерукотворный. 1668
Художник – Симон Ушаков (1626 — 1686)

 

Спас Нерукотворный. 1678
Художник – Симон Ушаков (1626 — 1686). Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Христос – Великий Архиерей. 1658
Художник – Симон Ушаков (1626 — 1686)

Св. Сергий Радонежский
Художник – Симон Ушаков (1626 — 1686)

 

Св. Сергий Радонежский. Лик
Художник – Симон Ушаков (1626 — 1686)

 

Троица Ветхозаветная. 1671
Художник – Симон Ушаков (1626 — 1686)

 

Похвала Владимирской иконе – Древо государства Российского. 1668
Художник – Симон Ушаков (1626 — 1686). Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Похвала Владимирской иконе – Древо государства Российского. 1668
Художник – Симон Ушаков (1626 — 1686). Государственная Третьяковская галерея

Похвала Владимирской иконе – Древо государства Российского. 1668
Художник – Симон Ушаков (1626 — 1686). Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Свт. Алексий Московский. 1690-е
Художник – Георгий Терентьев Зиновьев (2-я половина XVII в.). Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Богоматерь Смоленская. XVII в.
Художник – Федор Евтихиевич Зубов (ум. в 1689)

 

Св. Троица. 1700
Художник – Тихон Иванович Филатьев (2-я половина XVII - начало XVIII вв.)

 

Св. Троица. Лик ангела. 1700
Художник – Тихон Иванович Филатьев (2-я половина XVII - начало XVIII вв.)

Св. Троица. 1700
Художник – Тихон Иванович Филатьев (2-я половина XVII - начало XVIII вв.)

 

Иоанн Предтеча
Художник – Тихон Иванович Филатьев (2-я половина XVII - начало XVIII вв.)

 

Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Начало XVIII в.
Ярославский мастер

 

Вертоград заключенный. Ок. 1670
Художник – Никита Павловец (ум. в 1677 г.)

 

Богоматерь Гора нерукосечная. Начало XVIII в.

Богоматерь Гора нерукосечная. Младенец Христос. Начало XVIII в.

 

Церковь Ильи пророка. 1647—1650
Ярославль, Советская пл., 7

 

Церковь Ильи пророка. Иконостас

 

Уборка урожая. 1680
Росписи церкви Ильи пророка. Ярославль

 

Росписи церкви Ильи пророка. 1680
Ярославль

Шестоднев. 1680
Росписи церкви Ильи пророка. Ярославль

 

Христос и его невеста-Церковь. 1680
Росписи церкви Ильи пророка. Ярославль

 

Благовещение. Лицевая Библия Пискаторов. XVII в.
Издательский дом граверов и картографов Фисшеров (Visscher)

 

Евангелист Матфей. Лицевая Библия Пискаторов. XVII в.
Издательский дом граверов и картографов Фисшеров (Visscher)

 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. 1690-1694
Нарышкинский стиль. Москва, Новозаводская улица, д. 6

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Иконостас

 

Иконостас храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
Художник – Карп Золотарев (2-я половина XVII в.)

 

Иконостас храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Фрагмент
Художник – Карп Золотарев (2-я половина XVII в.)

 

Иконостас храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Фрагмент
Художник – Карп Золотарев (2-я половина XVII в.)

 

Св. Екатерина. Иконостас храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
Художник – Карп Золотарев (2-я половина XVII в.)

Протопоп Аввакум. Конец XVII – начало XVIII вв.
Старообрядческая икона. Поволжье

 

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Основан в 1556 г.
Московская область, г. Истра

 

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь с высоты птичьего полета. Основан в 1556 г.
Московская область, г. Истра

 

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря. 1656—1685
Московская область, г. Истра

 

Восстановленный иконостас Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря

Скит Никона. 1658
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Московская область, г. Истра

 

Валдайский Иверский монастырь. 1653
Сельвицкий остров, Валдайское озеро

 

Валдайский Иверский монастырь с высоты птичьего полета. 1653
Сельвицкий остров, Валдайское озеро

 

Онежский (Кийский) Крестный монастырь. Основан в 1556 г.
Остров Кий, Онежская губа Белого моря

 

Кийский крест. 1656
Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Москва, Крапивенский пер., д. 4

Кийский крест с предстоящими. 1670-е
Изограф – Иван (Богдан) Салтанов (ок. 1630 — 1703)

 



2019-11-13 222 Обсуждений (0)
Копии и утопии патриарха Никона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Копии и утопии патриарха Никона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)