Тема 10. Качественные методы в исследованиях социальной работы
Общая характеристика качественных методов, их преимущества и ограниченность. Биографический метод, нормативные требования к нему. Использование нестандартизованного интервью. Метод монографического «анализа случая» (case study) и особенности его использования в исследовании проблем социальной работы. Психологические методы в исследовании. Особенности метода тестирования и ограничение в применении. Возможности тестирования. Личностные и групповые тесты. Психологические и субъективные измерения. Надежность тестов. Тестовые процедуры. Цветовой тест Люшера. Тест IQ. Тест Роршаха. Тест MMPI. Тесты на выявление личностных диспозиций. Методики для выявления ценностных ориентаций и регистрации обобщенных социальных установок. Методика выявления системы ценностных ориентаций М. Рокича. Анализ данных тестирования и возможные выводы.
Основные термины: Биографический метод, личностные диспозиции, метод «кейс-стади», тестирование.
Тема 11. Методика проведения эксперимента в социальной работе Эксперимент как метод получения информации и ее апробирования в исследованиях. Виды эксперимента. Логические схемы эксперимента (методы единственного различия, сопутствующих изменений, единственного сходства и метод остатков). Понятия экспериментальной и контрольной группы. Зависимая (факторная) и независимая (нейтральная) переменные. Особенности социального эксперимента. Эксперимент и квазиэксперимент. Достоинства и недостатки метода эксперимента. Виды социальных экспериментов. Способы введения независимой переменной: искусственной, естественной, экс-пост-факто. Способы отбора экспериментальных и контрольных групп. Требования внешней и внутренней валидности. Типичные ошибки и трудности применения метода.
Основные термины: Контрольная группа, эксперимент, эксперимент экс-пост-факто, экспериментальная группа. Тема 12. Обработка, анализ данных и внедрение результатов исследования в социальной работе Понятие обработки данных. Уровни и виды технических средств, используемых при обработке информации. Способы использования информационных технологий для обработки и анализа данных. Основные программы статистической обработки данных и их возможности.Подведение итогов исследования. Принципы объяснения результатов исследования. Процедура объяснения результатов исследования. Логика построения отчета. Структура отчета. Апробация результатов. Методологические и организационные требования к апробации. Теоретические и практические рекомендации. Требования к разработке рекомендаций. Проблемы внедрения рекомендаций.
Основные термины: Апробация, внедрение, исследовательский отчет, рекомендация.
Тема 13. Методика подготовки выпускной квалификационной работы Подготовка и защита выпускной квалификационной работы как часть государственной аттестации. Цели и задачи ВКР. Общие требования к дипломному исследованию. Структура работы. Выбор и обоснование актуальности темы исследования. Определение научной новизны. Требования к теоретико-методологической и проектной частям работы. Формулировка в заключении теоретических и практических выводов и предложений. Стандарты оформления научного исследования. Подготовка работы к защите.
Основные термины: Итоговая государственная аттестация, выпускная квалификационная (дипломная) работа.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Тестовые задания по дисциплине
Тема 1. Специфика исследований в социологии, психологии, педагогике, социальной работе 1. Научное познание – это: 1) исследовательский процесс, направленный на получение нового знания; 2) систематический процесс получения достоверного знания; 3) совокупность навыков и приемов в какой-либо деятельности; 4) преобразование, изменение, переустройство чего-либо в общественной жизни.
2. Научное познание имеет _____ уровня. 3. Научное исследование – это: 1) процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний; 2) исследовательский процесс, направленный на получение нового знания; 3) систематический процесс получения достоверного знания; 4) совокупность навыков и приемов в какой-либо деятельности.
4. Исследование в социальной работе – это: 1) одна из функций управления; 2) подход к управлению; 3) средство совершенствования управления; 4) методы, применяемые в социальной работе.
1. Установите соответствие между понятием и его сущностью:
Стратегия научной деятельности, включающая специальные
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |