58. | Лирическое стихотворение | Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств. | Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Устно отвечать на вопросы. | Задание перед текстом о лирическом стихотворении. Выполнение такого рода заданий очень важно для коммуникативного развития школьника:1) формируется целостное представление о курсе литературы: с окончанием темы, с завершением изучения конкретного произведения работа не прекращается, каждый текст является элемент в коммуникативном пространстве, воссозданном в учебнике, он связан тематически и ассоциативно с другими текстами; 2) задание мотивирует к самостоятельному поиску информации, отбору главного в ней; 3) формируются рефлексивные умения: оценка возникших трудностей при выполнении задания. Очень важно организовать самостоятельную работу учащихся по выполнению этого задания.
Особое внимание обратим на задание Проверь себя: работа с указанными понятиями важнадля дальнейшегоосвоения курса литературы.
Задание на с. 32 Какие чувства вызывает у тебя картина… очень важнодляразвития эмоциональной сферы учащихся и умениявербализовать чувства и переживания. | Учащиеся осознаЮт особенность лирики как способа отражения чувств и переживаний; умеют выразительно читать стихотворения; владеют первоначальными умениями анализировать лирическое произведение
| ||||||||||||
59. | А.С. Пушкин. «Пущину» | Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | Обязательно используем памятку «Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения».
| |||||||||||||
60. | А.С. Пушкин. «Няне» | Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Осуществлять проектную деятельность. | Задание на с. 36 Представь себе, что ты являешься составителем сборника «Лирические послания»… можно рассматривать как проектное. Тогда следует распределить обязанности учащихся по составлению сборника: кроме подбора стихотворений, предусмотреть написание предисловия, иллюстрирование, создание сочинений-миниатюр, которые могут выполнить функцию комментариев и т.д. Хорошо, если этот сборник будет действительно «издан» и преподнесен кому-то в качестве подарка.
| |||||||||||||
61. | М.Ю. Лермонтов «Листок» | Мотив одиночества. Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задание 1 на с. 40 предполагает обучение развернутому аргументированному ответу. Учитель может предложить выполнить это задание более подготовленным учащимся (работа может проводиться парой или группой). Хорошо, если учащиеся письменно подготовятся к ответу (помощь учителя обязательна). | |||||||||||||
62. | М.Ю. Лермонтов «Молитва» («В минуту жизни трудную…») | Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | При подготовке к выразительному чтению стихотворения обязательно пользуемся памяткой. Правильно организованная на уроке работа с памяткой представляет собой по существу анализ стихотворения. | |||||||||||||
63. | А.А. Фет. «Я пришёл к тебе с приветом…» | Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задания 3 и 4 на с. 45 формируют важнейшие компетенции учащихся. Задание 3 содержит алгоритм сопоставительного анализа; умение сопоставлять произведение проверяется на экзамене по литературе и в 9, и в 11 классе. А задание 4 приучает делать выводы из наблюдений.
| |||||||||||||
64. | А.А. Фет. «Кот поёт, глаза прищуря…», «Мотылёк мальчику». | Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задание Как ты объяснишь слова композитора П.И. Чайковского… на с. 45 является исследовательским. По-существу, ученику необходимо разобраться в приемах звукописи в лирике А.А. Фета. Хорошо, если учитель поможет прочитать и понять соответствующую литературоведческую литературу (энциклопедии, учебники литературы для старших классов и др.), а примеры пятиклассник подберёт абсолютно самостоятельно. | |||||||||||||
65. | Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза» | Слово о писателе. Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задание Сравни окончательный вариант стихотворения «Весенняя гроза» с первоначальным вариантом. является исследовательским. План исследования представлен в вопросах после текста первоначального варианта стихотворения.
| |||||||||||||
66. | Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…» | Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задание 1 на с. 51 – чтение с карандашом на уроке литературы должна стать обязательным.
| |||||||||||||
67. | Ф.И. Тютчев. «Летний вечер». | Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задание 5 на стр. 52 помогает осознать ритмическую организацию поэтической речи как важнейшую особенность лирики; готовимся к освоению стихотворных размеров. | |||||||||||||
68. | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Театр и жизнь | Слово о писателе. Отображение реальной жизни в лирике. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. | Очень важно выполнить предтекстовое задание: формирует умение искать, отбирать и систематизировать информацию; погружает текст стихотворения в исторический контекст, что имеет большое значение для понимания лирики Н.А. Некрасова. | |||||||||||||
69. | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». «Играйте же, дети, растите на воле…» | Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения. | Выявлять художественные особенности произведения. | Задание 3 на с. 65 учит понимать природу тропа. Очень важно ответить на вопросы задания неформально. Именно осознание сути изобразительного средства, а не воспроизведение его определения, является основой читательской компетенции. | |||||||||||||
70. | И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…» | Слово о писателе. Отношения человека и природы. Ведущее настроение стихотворения. Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задание 1 с. 67, задание 1 с.69. Хорошо, если во время выполнения задания учащимися будет составлен (а в дальнейшем при изучении лирики пополнен) словарик, включающий слова разных частей речи, с помощью которых можно характеризовать оттенки настроения. Можно вести своеобразный «дневник наблюдений»: находить и выписывать лексические средства для характеристики настроения, которые встретились учащимся в других текстах (в том числе в учебнике русского языка, в публицистических текстах, в устной речи окружающих и др.) Словарик необходимо активно использовать при организации речевой деятельности школьников. Важно сформировать у пятиклассников умение, характеризуя настроение, сразу же объяснять, какими изобразительными средствами оно передано в стихотворении | |||||||||||||
71. | С.А. Есенин. Стихотворение «Берёза» | Слово о писателе. Самобытность поэта. Особенность создания картин природы. Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задание 3 на стр. 69 готовит к осознанию природы метафоры (на примере олицетворения -- более доступного для восприятия пятиклассников тропа). Если учитель посчитает целесообразным, термин можем использовать. Но не заучиваем! | |||||||||||||
72. |
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ | Г. Гейне. «На севере диком…» (пер. М.Ю. Лермонтова). И. В. Гете. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю. Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С. Заяицкого) | Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Выразительно читать стихотворения. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой и др. | |||||||||||||
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |