Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структуре информационных ресурсов общества



2019-11-13 365 Обсуждений (0)
Структуре информационных ресурсов общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Огромное количество информации накопило человечество. За последние 5 веков издано 35 млн. книг. Информационные ресурсы (ИР) – это имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированный на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования.

Информационные ресурсы являются продуктом интеллектуальной деятельности общества и рассматриваются как стратегический ресурс развития любой страны, который по значимости не уступает другим – финансовым, сырьевым, материально-техническим.

Обязательным условием включения информации в информационные ресурсы является документирование информации. Это отражено в законе «Об информации, информатизации и защиты информации», принятом Государственной Думой 25 февраля 1995 года. [1]

Понятие «документ» используется во всех сферах общественной деятельности и имеет в каждой отрасли знаний одну или несколько версий его понимания (каким объектом придается статус документа). Определение документа в таких дисциплинах как информатика, музееведение, библиотековедение понимается по-разному. Отсюда его многозначность (полисемичность).

На международном уровне документ понимается как материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее хранения и передачи во времени и в пространстве, пригодной для использования в документальных процессах. [2, с. 28]

Информация в документе имеет определенную специфику:

1. документ – носитель социальной информации, используемой в обществе;

2. наличие содержания – главный признак документа;

3. информация передается в виде сообщения. Сообщение, зафиксированное на каком-либо носителе (бумаге, фотопленка, пластмасса и т.д.) становится документом;

4. фиксирование сообщения имеет знаковую форму;

5. для документа важна стабильная вещественная форма.

Документ первичный – документ непосредственно содержащий результаты научной, технической, педагогической или иной деятельности, например: научный отчет, статья, монография, учебник и др. [4, с. 210]

Документальный поток – это совокупность функционирующих в обществе первичных документов. В отличие от таких понятий, как документальный фонд, документальный БД, «поток» представляется некоторой абстракцией. Реальным объектом он становится лишь в процессе его выявления и анализа. [2, с. 51]

Поток первичных документов, выявляемый через его отражение в библиографических пособиях (регистрационных, научно-вспомогательных, профессионально-производственных и т.д.) представляет реальный поток.

Можно выделить поток, используемый литературы (при мониторинге читательского спроса, поток цитируемой литературы, поток литературы, приобретенный различными группами граждан и т.д.) При библиографическом обслуживании обращаются к реальному документальному потоку.

Документальный поток определяется как измеряемые во времени множество документов, находящихся в движении, динамике. Документальный поток характеризуется интенсивностью, которая выражается количеством единиц изданий, публикаций, единиц хранения в единицу времени (месяц, год).

Документальные ресурсы – это относительно упорядоченное множество документов, служащее средством или объектом документооборота (движения документов) или пополнение документального фонда. Это могут быть документальные ресурсы книжных издательств, редакций газет, журналов и выпускающих их продукцию типографий, учреждений, тиражирующих документы; книжных магазинов, библиотек и др.

 

Видовая структура документального потока.

Классы документов

       Структура документального потока отражает связи между составляющими его элементами (опубликованными и неопубликованными сообщениями на любых носителях). Выделяют тематическую, типо-видовую, географическую, языковую, издательскую, организационно-фирменную, авторскую структуру потока. В качестве ведущего избирают признак тематики или отраслевой принадлежности документов. Отраслевой поток, например, по литературоведению, педиатрии или поток документов межотраслевой тематики (проблема экологии, материнства и детства). В пределах отрасли или тематического направления анализируют другие структуры: типо-видовую, географическую, авторскую.

       Нередко выделяют деятельность каких-либо организаций, авторов или авторских коллективов. Тогда рассматривают организационно-фирменную, авторскую и издательскую структуры, а в их пределах тематику документов.

       Анализ структуры документального потока позволяет уточнить поисковые задания, критерии отбора публикаций.

       Состав современного документального потока можно представить в виде таблицы № 1.

       Основанием для деления служат:

1. форма представления информации;

2. широта распространения;

3. периодичность;

4. целевое назначение;

5. степень аналитико-синтетической переработки (свертывание) информации.

Информация может быть представлена на разных носителях. По широте распространения документы могут быть опубликованные и неопубликованные.

По периодичности в документальном потоке можно выделить непериодические, периодические, сериальные и продолжающиеся издания.

С точки зрения места в системе получения переработки информации документы подразделяются на первичные и вторичные.

Для обозначения целевого понятия используются понятия «тип» литературы, а для входящих в каждый тип групп – понятие «вид».

Поэтому для характеристики документа определяется его типо-видовая принадлежность (например, научная монография, учебное пособие).

По целевому назначению из всего документального потока можно выделить следующие документы: Таблица № 1 (4), Таблица № 2.

 

3. Научная литература: место и функции в системе научных коммуникаций

Научная литература содержит результаты разнообразных исследований, проведенных авторами документов (в том числе научно-подготовительные к публикации памятники культуры и т.п. тексты). [2, с. 44] Эти документы используются не только учеными, но и в сфере высшего и среднего профессионального образования.

К научным документам относятся: аналитический обзор, тезисы, статьи, краткие сообщения, научные письма, диссертации, авторефераты, монографии, депонированная рукопись и др.

Следует отметить, что между научной, учебной и производственно-практической литературой существует определенная преемственность. Разработка нового научного направления характеризуется появлением научных опубликованных и неопубликованных документов. Становление нового научного направления ведет к чтению новых учебных курсов и подготовке специалистов по новым профессиям. Когда же в науке накапливается достаточный опыт, наука передает результаты исследований и разработок производству (практической деятельности) возникают практические руководства и пособия.

К производственной (практической) литературе относятся материалы прикладного характера, рассчитанные на специалистов разной квалификации. Эта группа документов включает практические руководства и пособия, нормативно-производственные документы, методические указания, инновационные предложения.

Для современной учебной литературы характерно жанровое разнообразие, множество альтернативных, экспериментальных, авторских и факультативных материалов. Помимо учебников и учебных пособий подготавливаются: практикумы, сборники задач и упражнений, тестов; хрестоматий; наглядные пособия; учебные справочники и др. Таблица № 3.

Учебники содержат весь материал курса, который должен осваивать учащийся. Учебное пособие предназначено для более углубленного изучения каких-либо отдельных разделов курса. По степени сложности учебные пособия для вузов тяготеют к научной литературе. Поэтому учебные пособия используют не только в учебных целях, но и в научно-практической деятельности специалистов.

По стадиям обучения различают учебную литературу для дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений, для системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Исследованием проблемы учебника занимался ученый Д.Д. Зуев, который выделил следующие функции учебника: информационную, систематизирующую, координирующую, развивающую и обучающую, а также трансформационную, интегрирующую, функцию закрепления учебного материала и самоконтроля.

 



2019-11-13 365 Обсуждений (0)
Структуре информационных ресурсов общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структуре информационных ресурсов общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)