Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политические права и свободы.



2019-12-29 236 Обсуждений (0)
Политические права и свободы. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Политические права и свободы наиболее полно выражают суть взаимоотношений между государством и человеком. Они обеспечивают участие гражданина в государственной власти, но различаются по способу привлечения граждан к ее осуществлению. В зависимости от этого политические права и свободы граждан, во-первых, имеют своим назначением непосредственное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения; во-вторых, способствуют развитию и политической активности и самодеятельности граждан и обеспечивают удовлетворение политических интересов граждан; в-третьих, гарантируют гражданам доступ к государственным должностям без каких-либо различий, за исключением специальных требований, установленных законом.

К политическим правам и свободам Конституция РФ относит следующие:

- Право на объединение (ст.30) предполагает либо образование гражданином совместно с другими гражданами РФ любого объединения (политической партии, общественной организации, профессионального союза, религиозного общества, коммерческой или иной произвольной структуры и т.п.), либо вступление гражданина в уже существующую, организацию, представляющую его интересы, а также участие в их деятельности и беспрепятственный выход из них. При этом никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.

Учредителями, членами и участниками общественных объеди­нений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица, а также иностранные граждане и лица без гражданства.

Общественное объединение подлежит государственной ре­гистрации; по ряду оснований в регистрации может быть отказа­но. Общественное объединение обязано информировать феде­ральный орган регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, получаемых от международных и иностранных граж­дан, о целях их расходования и об их фактическом расходовании. При нарушении этого правила деятельность общественного объе­динения может быть прекращена в судебном порядке. Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществ­ляет прокуратура Российской Федерации[11].

 

- Право на мирные собрания и публичные манифестации (ст.31). Целью таких действий граждан является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки полити­ки властей или протеста против нее, стремление сделать свою по­зицию по тому или иному вопросу достоянием общественности.

По существу, это право напрямую связано со свободой слова и выражения своих мнений. Главная трудность его реализации — в совместимости публичных мероприятий с общественным по рядком, поскольку шествия, митинги и демонстрации проходят на городских улицах и площадях, что создает трудности для гра­ждан и транспорта.

Государство гарантирует право на проведение публичных ме­роприятий. Государственные и общественные объединения, должностные лица и граждане не вправе препятствовать этим ме­роприятиям. Запрещение возможно только в строго ограниченных случаях. Органы внутренних дел осуществляют охрану обществен­ного порядка, но не вправе применять специальные средства для пресечения незаконных публичных мероприятий ненасильствен­ного характера, если они не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций. Любые неправомерные действия органов государственной власти, органов местного само­управления, общественных объединений и должностных лиц, на­рушающие право граждан на публичные мероприятия, могут быть обжалованы в суд[12].

 

- Право на участие в управлении делами государства (ч.1 ст.32). Это право принадлежит только гражданам РФ и реализуется ими как непосредственно, так и через своих представителей. Данное право развивает содержащееся в ст. 3 Кон­ституции положение о народовластии, которое носит обобщен­ный, декларативный характер. Конкретно в ряде статей Конституции РФ устанавливаются право граждан на участие в проведении референдумов и свободных выборов и право быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния, иметь доступ к государственной службе и отправлению пра­восудия, обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.

 

- Право избирать и быть избранным (ч. 2 ст. 32). Это право граждан стоит в центре всех процессов формирова­ния органов государства, т. е. носит властеобразующий характер. Всеобщие выборы органов государственной власти и органов ме­стного самоуправления, а также референдумы предоставляют на­роду уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей. Право избирать и быть избранным (избирательные права) в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государст­ву и демократизма этого государства.

 

 

Право избирать – это активное избирательное право, которым пользуются все граждане, достигшие 18 лет, дееспособные и не отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда. Право быть избранным – это пассивное избирательное право, то есть право самому быть избранным в органы представительной власти или местного самоуправления либо на пост Президента РФ. Здесь дееспособность наступает в различном возрасте.

 

- Право на равный доступ к государственной службе (ч.4 ст.32). Это демократическое право очень важно для предотвращения бюрократизации государственного аппарата и превращения его в самодовлеющую силу, оторванную от народа. В правовом госу­дарстве должны действовать надежные гарантии против возрож­дения тоталитарной «номенклатуры», представители которой и поныне еще находятся на важных участках государственной жиз­ни. Равный доступ на государственную службу призван обеспе­чить нормальную сменяемость и обновление чиновничества, не допустить его превращения в касту.

Содержанием понятия равного доступа к государственной службе является право граждан на занятие любой государствен­ной должности без всякой дискриминации. Это, разумеется, не означает, что гражданин вправе требовать, а государственная служба обязана немедленно и безоговорочно предоставлять ему желанную должность. Речь идет о равных возможностях для каж­дого гражданина поступить на государственную службу при наличии вакансий и профессиональном соответствии. Нельзя отка­зать в этом гражданину в связи с его расой, полом, национально­стью, языком, социальным происхождением, имущественным положением, местом жительства, отношением к религии, убеж­дениями, принадлежностью к общественным объединениям.

 

Право поступления на службу имеют граждане в возрасте не ниже 18 лет, а предельный возраст нахождения на государственной должности — 65 лет.

 

- Право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным заседателем, народным засе­дателем.

Назначение на должность судьи осуществляется с соблюдени­ем условий, предусмотренных ст. 119 Конституции, — достиже­ние возраста 25 лет, наличие высшего юридического образова­ния, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. К судьям могут предъявляться дополнительные требования, если они будут установлены федеральным законом.

Присяжные заседатели, входившие в русскую дореволюци­онную судебную систему, восстанавливаются Конституцией РФ (ч. 4 ст. 123) как важная черта судопроизводства в случаях, пре­дусмотренных федеральным законом. Организация суда при­сяжных, права и обязанности присяжных при рассмотрении определенных категорий уголовных дел установлены Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Участие граждан в качестве присяжных заседате­лей объявлено их гражданским долгом.

 

- Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Граждане России имеют право обращаться лично, а также на­правлять индивидуальные и коллективные послания в государст­венные органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с заявлением, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Обращение может содержать как личные вопросы, так и общественные. Обращения обязаны быть приняты к рассмотрению, запрещено направлять жалобу на рассмотрение в тот орган или должностному лицу, действие или бездействие ко­торых обжалуется. Обращение должно быть рассмотрено в тече­ние 30 дней со дня регистрации обращения. Установлена обяза­тельность личного приема граждан в государственных органах, га­рантии безопасности гражданина в связи с его обращением[13].

Обращения граждан являются одним из наиболее важных средств осуществления и охраны прав личности, укрепления свя­зей государственного аппарата с населением. Будучи одновременно одной из форм участия граждан в управлении делами го­сударства, обращения граждан способствуют усилению контроля населения за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Право обращений свидетельствует о том, что воздействие гра­ждан на государственные решения не исчерпывается правом из­бирать органы государственной власти. Через предложения, заяв­ления и жалобы граждане оказывают давление на власти, как бы держат их под контролем. Обращения в государственные органы и обязанность давать на них ответ помогают разрешению многих социальных конфликтов, предупреждению массового недоволь­ства и охране прав отдельных лиц, если, конечно, не сопровож­даются бюрократической волокитой и формальными отписками[14].

 

 



2019-12-29 236 Обсуждений (0)
Политические права и свободы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политические права и свободы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)