Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Огонь рисует и украшает



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
Огонь рисует и украшает 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственный университет по землеустройству

 

 

кафедра архитектуры

 

Реферат на тему:

«Господин дерево. Художественная обработка, возможности современного использования в дизайне интерьера, строительстве»

 

Работу выполнил:

Группа  

 

Москва 2004

 

Содержание:

 

 

Введение . 3

Резьба по дереву . 4

Мозаика . 10

Инкрустация . 11

Интарсия . 12

Блочная мозаика . 12

Маркетри . 13

Паркетри . 13

Мастичная инкрустация . 14

Огонь рисует и украшает .. 15

Декор копчением . 15

Горячее печатание и рисование . 16

Фактуру древесины можно изменить . 18

Декор из торцов . 18

Природа и фантазия . 19

Лесная скульптура . 20

Способы защиты находок . 22

Создание лесных скульптур . 22

Использование резьбы в лесной скульптуре . 23

Декоративные композиции . 24

ОБРАБОТКА НАРОСТОВ . 25

Остроумные решения . 28

На «курьих ножках» . 28

Охлупенъ — «конек» . 28

Жесткий каркас для ворот, калиток и дверных полотен . 29

Ручки для дверей . 29

Деревянная мебель сегодня . 29

Самородная мебель . 31

Мебель из наростов . 31

Дачная и садово-парковая мебель . 33

Перегородка-вешалка . 33

«Традиционный материал для постройки всего дома» . 34

Список используемой литературы . 39

 

Введение

 

Человечество давно научилось использовать природные материалы, наиболее доступным и красивым из которых является древесина.

Древесина прекрасна сама по себе. Ее теплый блеск, ри­сунок, цвет и аромат неповторимы. Она как живая. Да по­чему как? Ведь попав в руки истинного мастера, она обре­тает душу, оживает. И нет большей радости, чем вдохнуть жизнь, душу во что-нибудь неодушевленное! Деревья, из которых созданы изделия, при этом живут вторую жизнь.

Человек издревле ценит древесину как материал срав­нительно недорогой, но достаточно прочный и способный сохранять тепло, доступный обработке.

Из древесины люди делали жилища, мосты, крепостные сооружения, орудия труда, мебель, посуду, детские «иг­рушки, хитроумные и вполне надежные дверные замки, колокольчики и даже часы.

Археологи открыли в пинских болотах древнейшие се­ления на деревянных сваях. Им 6 тысяч лет.

Из дерева строилась Великая Русь — удивления достой­ные храмы, двадцатидвухглавая Преображенская церковь на Кижском погосте с многочисленными «бочками», «кокош­никами», крылечками; знаменитая Адмиралтейская игла, ставшая символом невской столицы; срубленная без едино­го гвоздя бревенчатая изба, экспонировавшаяся на всемир­ной выставке в Париже в конце прошлого века, за красоту пропорций, простоту и мудрость конструктивных решений названная «русским Парфеноном»; несгораемая деревянная печь в архиерейском доме Успенского собора во Владимире. И все это создали простые мужики из Чухломы и Владими­ра с помощью обыкновенного ножа и топора.

В старину большинство изделий из древесины имело чисто практическое назначение, но в каждое из них мастер стремился привнести частицу красоты: большое внимание уделялось форме, пропорциям и красоте материала. Если выразительная текстура древесины могла украсить изделие, то ее старались выявить и подчеркнуть. Изделия из древе­сины со слабо выраженной текстурой чаще всего расписы­вались или украшались резьбой. Причем резьба и роспись всегда органически сочетались с их формой. Любой пред­мет домашнего обихода, будь то простая скалка, валек для выбивания белья, солоница, выточенная на токарном стан­ке, или резной ковш, в руках народного умельца превраща­лись в истинное произведение искусства.

Но и сегодня древесина не утрачивает своего значения: она незаменима в мебельном производстве, строительстве, в украшении нашего быта.

Она приобретает всё большую популярность у дизайнеров интерьера и строителей современных уютных домиков-коттеджей. Именно об уюте натурального дерева и возможностях использования его в художественном оформлении жилища пойдёт речь в этой работе.

 

*******

 

Окружающий нас сегодня мир стал настолько технологичен и сложен, перегружен информацией, насыщен яркими пятнами реклам, стеклом и пластиком офисной мебели и магазинов, что, вернувшись домой после напряженного дня, нам хочется уюта, спокойствия и теплоты.

Дерево в интерьере нашего дома как раз и является тем материалом, фактура, цвет и "живое" тепло которого создают атмосферу психологической релаксации, навевая воспоминания детства и бабушкиного дома: деревянный дощатый пол, по которому можно ходить босыми ногами, незамысловатая деревянная мебель и рамы зеркал.

Может быть поэтому, в наш век высоких технологий, когда синтетика мастерски имитирует то, что создавалось природой: камень, дерево, шерсть и мех, почти идеально сохраняя внешнее сходство с оригиналом, даже улучшая его новыми качествами: прочностью, влагостойкостью, устойчивостью к износу, - интерес к натуральным материалам не только не исчезает, но даже растет.

Вновь популярен в городских квартирах наборный паркет. В нем помимо традиционных: дуба, бука, ясеня, клена и ореха используется и экзотическая древесина: олива, бамбук, венге, различные сорта красного дерева. Возвращаются из эпохи модерна начала прошлого века деревянные панели стен, деревянные рамы дверей и цветных витражей, вновь становится популярной мебель из массива древесины, изготовленная на заказ.

Дерево - самый древний и распространенный в европейских жилищах материал, он не потеряет своей популярности никогда. Благодаря легкости обработки его украшают резьбой, комбинируют с металлом, стеклом, кожей, инкрустируют, расписывают, наносят рельефные рисунки. А в середине прошлого века научились достигать эффекта состаренного дерева и теперь недостающие предметы мебели в антикварных интерьерах любых эпох дополняются добротным новоделом. Остановимся подробнее на декоративной обработке дерева: резьбе, мозаике и декоре копчением.

 

Резьба по дереву

 

Резьбой по дереву человек начал увлекаться с незапамят­ных времен. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель и посуду, орудия труда — прялки, швейки, вальки. Под­линной красотой отличаются резные деревянные игрушки.

Существует много видов резьбы по дереву. Это плоско­выемчатая, или углубленная; плоскорельефная; рельефная; контррельефная; прорезная, или пропильная; скульптур­ная, или объемная; домовая, или корабельная.

При плосковыемчатой резьбе рисунок образуют различ­ной формы углубления — выемки (рис. 1, 2). Фоном является плоская поверхность. Низшие точки рельефа рас­положены ниже уровня фона, а верхние находятся на его уровне. В зависимости от формы выемок и характера ри­сунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной (линейной).

Геометрическая резьба выполняется в виде двух, трех и четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур — полос, треугольников, квадра­тов, окружностей, сегментов. Из этих простейших порезок, выполняемых одним инструментом — ножом-косяком, со­здают богатейшие по форме и ритмам узоры, применяемые для украшения различных предметов домашнего обихода.

Геометрическая резьба выгодно отличается от других ви­дов резьбы большим разнообразием приемов художествен­ного оформления деревянной поверхности. В то же время эта резьба не сложна для выполнения, она не требует, как рельефная резьба, специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов.

Геометрическая резьба подразделяется на две разновиднос­ти: трехгранно-выемчатую и скобчатую, или ногтевидную.

Трехгранно-выемчатая резьба — это резьба, резными эле­ментами которой являются треугольники, прямоугольни­ки, трапеции, квадраты, ромбы.

Техника вырезания элементов трехгранно-выемчатой резьбы одинакова и состоит из двух этапов: накалывания и подрезки (рис. 3). Вырезают треугольник так. На его се­редину наносят точку, в которую вставляют носик ножа, а рукоятку располагают строго вертикально. Пятку ножа на­правляют к одной из вершин треугольника и с усилием нажимают на рукоятку так, чтобы носик на 2 — 3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины треугольни­ка. От средней точки делают накалывание и к двум осталь­ным вершинам треугольника, при этом поворачивают дос­ку, а не нож. После накалывания приступают к подрезке. В зависимости от глубины резьбы косяк держат под углом 30 — 45° к поверхности доски, ставят вдоль стороны треугольника, постепенно углубляя носик к середине на 2 — 3 мм; от середины по мере приближения к другой вершине по­степенно выводят носик косяка на поверхность доски. При правильной и точной подрезке от доски легко отделя­ется маленькая трехгранная пирамидка. Повернув доску на 120°, делают следующую подрезку и извлекают вторую пи­рамидку, а при очередной подрезке — третью, последнюю. Так выбираются все элементы.

Трехгранные выемки можно делать угловым резаком, ко­торый имеет угол между двумя лезвиями 70 — 80° и одно­стороннюю заточку. Угловым резаком удобно получать не­глубокие выемки, он согнут в сторону фасок заточки на 20 — 30° или закреплен под таким наклоном к ручке.

Трехгранно-выемчатая резьба довольно эффективно выг­лядит на белой древесине, но ее можно тонировать и под­крашивать.

Для резьбы выбирают хорошо высушенную однородную древесину всех лиственных пород без ярко выраженного текстурного рисунка (березы, липы, осины, тополя, ольхи, ивы и др.).

Миниатюрную резьбу выполняют на твердой древесине самшита, груши, яблони, клена и граба.

Резьбу крупными элементами применяют на древесине хвойных пород, так как форма резьбы с мелкими элемента­ми будет искажаться годичными слоями. Кроме того, не исключено скалывание древесины вдоль волокон. Именно поэтому древесину сосны применяли в основном для резных украшений крестьянских изб. Заготовку для резьбы нужно тщательно остругать и отциклевать, но ни в коем случае не зачищать шлифоваль­ной шкуркой, поскольку мельчайшие частицы абразива, застревая в волокнах древесины, при резьбе попадают по; лезвие стамески или ножа и тупят его. Это делается только после завершения всех резных работ.

Основными элементами узора скобчатой резьбы явля­ется скобчатая выемка (ноготок), выполняемая полукруг­лой стамеской или резаком с заоваленным (полукруглым) лезвием (рис. 4) и ножом-косяком.

Для нее характерны плавные округлые линии и мягкие переходы светотеней в желобчатых выемках.

Скобчатую резьбу можно с успехом применять и при украшении современных изделий из древесины: шкатулок, коробочек, карандашниц, выточенных на токарном станке, разделочных досок и декоративных настенных панно.

Приобретя навыки работы с полукруглой стамеской, можно самому создавать оригинальные орнаментальные ком­позиции. Надо лишь помнить, что наиболее чистый срез получается только тогда, когда подрезка выполняется или вдоль волокон, или под углом к волокнам. Подрезка попе­рек волокон дает шероховатый срез. Эти особенности нуж­но учитывать при выборе резного узора. Контурная резьба — это не­большие тонкие двухгранные вы­емки, проходящие по всему кон­туру рисунка (рис. 1, б и 5). Рисунок получается четким и яс­ным, особенно на темном фоне. Контурной резьбой режут листья, цветы, фигурки животных, птиц и т. д. Ее применяют для выпол­нения декоративных панно.

При контурной резьбе резак, который держат в кулаке лезвием на себя, с усилием ведут по линии переведенного на поверхности рисунка. При этом нож по отношению к плоскости расположен не вертикаль­но, а слегка наклонен. Затем, не меняя положения ножа, лишь наклонив руку в противоположную сторону, делают подрезку надрезанного участка. Ширина и глубина контур­ной прорезки делаются одинаковыми по всей линии ри­сунка, но могут быть и различными в зависимости от за­мысла автора.

Контурную резьбу выполняют не только ножом-косяком, но и различными стамесками, штихелями, профильными резцами-царазиками и уголками.

Техника контурной резьбы требует большого умения и художественного вкуса, хотя внешне кажется простой.

Выразительно выглядит резьба на черном лакированном или протравленном фоне. Тонировать поверхность можно о окончании работы, тогда и фон и узор будут одного цвета, а рисунок выделится за счет игры светотени в углуб­лениях. Можно верхнюю плоскость, на которую нанесена резьба, отполировать до блеска, а резной узор оставить ма­товым. В отдельных случаях прорезанные линии рисунка можно аккуратно заполнить лаком с бронзовым порошком, на черном фоне выглядит очень эффектно.

Плоскорельефная резьба имеет несколько разновид­ностей: заоваленная, или завальная, резьба с подушечным юном, резьба с выбранным (подобранным) фоном. Общим признаком для них является невысокий условный ре­льеф, расположенный в одной плоскости на уровне укра­шаемой поверхности. Плоскорельефная резьба является как бы переходным видом от контурной к рельефной резьбе.

Завальная, или заоваленная. резьба так же, как и контурная, выполняется в виде двухгранных выемок (см. рис. 1 в), которые режутся более глубокими с закругленными (заоваленными) кромками. Как правило, со стороны форм орнамента выемки режутся и заоваливаются круче, а со стороны фона — более отлого.

В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде! не остается плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу — завальной с подушечным фоном, которая по тех­нике исполнения и внешнему виду мало отличается от обыч­ной завальной резьбы. Завальная резьба дает небольшую светотень и декоративна только при отделке полировани­ем. Применяют завальную резьбу для украшения мелких изделий — шкатулок, ковшиков, рамок.

Завальную резьбу с выбранным фоном выполняют так же. как и обычную завальную. Формы орнамента остаются плос­кими, а их края круто заоваливаются. Фон в данном случае выбирают на большую или меньшую глубину, а также чека­нят; орнамент как бы лежит на ровной плоскости (см. рис. 1 г, 2 6). Игра светотени здесь несколько богаче, чем в завальной резьбе, но также небольшая. Поэтому такую резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отде­лывают полированием.

К плоскорельефной резьбе с подобранным и подушечным фоном относится кудринская резьба, название которой по­шло от подмосковной деревни Кудрино, где она зародилась. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть! гирлянд из листьев, цветов, ветвей напоминают кудри.

Основной декоративной деталью в этом виде резьбы яв­ляются традиционные гирлянды лепестков, с одной сторо­ны заостренных, с другой — заоваленных. Между ними — изобразительные элементы: всадники, птицы, животные, рыбы. ягоды. цветы и т. д.

Кудринской резьбой украшали подносы, круглые шка­тулочки, стаканы для кистей, чернильные приборы, вазы.

Какие бы мотивы ни рождались под резцами мастеров: кудринской резьбы, они всегда бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы окаймляющим основ­ной сюжет драгоценной оправой.

Одним из наиболее ярких видов кудринской резьбы яв­ляется ворносковская, названная так по имени ее автора.

В. П. Ворносков — из крестьян деревни Кудрино Загор­ского района Московской области. Когда в усадьбе Абрамце­во была открыта столярная мастерская для обучения кресть­янских ребятишек резьбе, то в числе других учеников в эту мастерскую был принят и В. П. Ворносков, который впослед­ствии стал крупнейшим русским народным мастером-худож­ником в области плоскорельефной резьбы по дереву.

В. П. Ворносков создал свой тип резного орнамента — пальчатую резьбу. Листья и ветки в орнаменте состояли как бы из множества пальцеобразных отростков.

Прорезной или пропильной, называется резьба, у ко­торой фон удален. Она может быть как плосковыемчатой с плоским орнаментом, так и рельефной — ажурной.

Применяли прорезную резьбу для украшения мебели сти­лей барокко ирококо в конце XVII — начале XVIII в., а также старинной русской мебели. Прорезная резьба стала одним из элементов украшения русских деревянных пост­роек, который сохранился во многих городах и селах Сиби­ри и других районов России до настоящего времени.

Применяется она и в настоящее время при возведении новых построек.

Выполняют ажурную резьбу стамесками, резаками, доло­тами различного профиля, а также выкружными пилами, лоб­зиками, дрелью или коловоротом с набором сверл и перок. Фон удаляют с помощью стамесок, резаков, долот, киянок, а также с помощью выкружной пилы-змейки или лобзика.

Рельефная резьба — это вырезанное на древесине изображение, выпуклое по отношению к фону и полнос­тью обработанное по всей его поверхности.

Рельефы бывают разных видов: высокие, приближающи­еся к объемной скульптуре (горельефы) и низкие, незначи­тельно выступающие над фоном (барельефы), (рис. 6).

Рельефную резьбу выполняют на твердых породах дре­весины резаками, стамесками, уголками, клюкарзами, которые должны быть очень острыми. Осваивать технику резания следует с низких рельефов.

Резьбу рельефов начинают с элементов, лежащих на по­верхности, постепенно переходя к более глубоким (рис. 7). Невыполнение этого правила может привести к утрате пластической выразительности рельефного изображения. Поверхность рельефа может быть со следами режущих инструментов или гладкой, обработанной напильниками, надфилями и наждачной бумагой, а фон — резной, от­шлифованный или пуансонированный (прочеканенный). По замыслу мастера готовое изделие можно протонировать, пролакировать или навощить.

Рельефную резьбу обычно не полируют, а оставляют ма­товой с сочными следами срезов инструмента и покрывают матовым или жидко разведенным обычным лаком (нитро-целлюлозным, спиртовым) щетинной кистью. Высыхая, лак впитывается в древесину, и резьба проявляется, становит­ся как бы свежевыполненной.

Существует и накладная рельефная резьба, которая ши­роко применялась в прошлом и используется теперь для украшения мебели. Выполняют ее отдельно от изделия на древесине твердых пород — ореха, красного дерева, березы и затем наклеивают на его поверхность.

Накладная рельефная резьба может быть глухой, т. е. с фоном, и прорезной, ажурной.

Накладную резьбу выполняют на так называемой подушке — хорошо простроганной доске, на которую наклеивают тонкую бумагу, а поверх нее — заготовку, обрезан­ную по размерам рисунка. На поверхность заготовки перево­дят рисунок.

При сложном рельефе рекомендуется предварительно вы­лепить его из пластилина. Затем заготовку обрезают по контуру. Отверстия прорезают крутыми стамесками соот­ветствующего профиля. Контур хорошо зачищают, заоваливают края, после чего прорабатывают рельеф. Делать это надо внимательно, так как длинные и тонкие детали орна­мента можно легко расколоть. Готовую резьбу осторожно снимают с подушки с помощью тонкого ножа. При этом движения должны быть направлены вдоль волокон древе­сины во избежание откола элементов резьбы. Снятую резь­бу очищают от бумаги и наклеивают на изделие.

Разновидностью рельефной резьбы является так называ­емая домовая, или корабельная, резьба, широко приме­нявшаяся в деревянном зодчестве. Это резьба с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора. На избы она перешла с кораблей.

Для домовой резьбы подбирают рисунок растений, где листья завиваются крутыми встречными спиралями, их соединяют и одновременно разделяют цветочные розет­ки, т. е. изображения многолепесткового цветка, видимого как бы сверху так, что все его лепестки располагаются по кругу или вписываются в круг.

Контррельефная резьба — это обратный, или не­гативный, рельеф. Если в рельефной резьбе изображения объемны и выпуклы, то в контррельефной они углублены. В прошлом ею выполняли фамильные и гербовые печати, пряничные доски, всевозможные формы для сыра, творога и масла.

Скульптурная, или объемная резьба это резьба, при которой объект изображается со всех сторон (рис. 8). Ее широко применяли в деревянном зодчестве, в изготов­лении мебели и в интерьере классических стилей. В насто­ящее время скульптурной резьбой украшают деревянные резные игрушки, сувениры, предметы бытовой утвари.

Из древесины создавали свои произведения известные художники-скульпторы В.И. Мухина, СТ. Коненков, С.Д. Эрьзя и др.

Скульптура по своему назначению и размерам разделя­ется на монументально-декоративную, станковую и скуль­птуру малых форм, называемую также камерной.

Приступать к выполнению скульптур следует после ов­ладения всеми приемами геометрической, плоскорельеф­ной и рельефной резьбы.

Грубую обработку большой деревянной скульптуры ведут пилой, легким топором. Затем используют стамески с раз­личными формами лезвий и специальный нож для отделки.

Выбрав подходящий по размерам брус без дефектов, про­стым карандашом намечают основные контуры будущей скульптуры и вырубают ее основные формы (делают так называемую зарубку). Топором работают до тех пор, пока не будут исчерпаны все его возможности. Затем продолжа­ют постепенный срез деревянной стружки сначала крупны­ми, а затем мелкими стамесками, т. е. идут от грубой чер­новой обработки к более тонкой, отделочной. Срезать дре­весину следует вдоль волокон или перерезать их наискось осторожно, мелкими срезами, равномерно обрабатывая заготовку со всех сторон. Если нужно сделать поверхность скульптуры гладкой, можно пользоваться рашпилем, на­пильниками, надфилями, циклей, краем разбитого стекла, шлифовальной шкуркой. После шлифовки резной поверх­ности можно произвести тонирование ее красителями, на­нести прозрачное покрытие.

Недостатком древесины как скульптурного материала яв­ляется ее свойство трескаться по мере высыхания. Наиболее подвержены растрескиванию такие породы, как клен, вяз, липа, осина. Не трескается древесина, близкая к корням, ко­торая имеет извилистые волокна, но ее обработка сложна.

Для резьбы используют высококачественную, хорошо высушенную и выдержанную древесину, не имеющую косо­слоя, сучков, трещин, червоточин и гнили.

Выбирать направление движения резца необходимо с уче­том направления волокон (рис. 9). Бывает продольное, торцевое и поперечное резание древесины. При продоль­ном резании резец легко и без особых усилий идет вдоль волокон, оставляя чистый гладкий срез, при поперечном и торцевом возможны сколы и «рва­ные» срезы. Есть еще и продольно-тор­цевое, продольно-поперечное, попе­речно-торцевое резание. Правильный выбор направления движения резца приходит с практикой, когда мастер на­учится чувствовать материал.

Для скульптурной резьбы лучше ис­пользовать древесину дуба, ясеня, кле­на. Нельзя, однако, «расписывать» по­верхностной мелкой резьбой скульпту­ру из текстурной древесины: рисунок тек­стуры в таком случае перемежается с ри­сунком орнамента, что может лишить изделие выразительности. Однако из текстурной древесины можно выполнять резьбу с крупными элементами.

Композиция скульптуры из текстурной древесины дол­жна быть проста и лаконична.

Хвойные породы редко применяются для изготовления скульптуры, так как при резьбе возможно скалывание вдоль волокон.

 

Мозаика

Мозаика относится к одному из основных видов мону­ментально-декоративного искусства.

Мозаика (от франц. mosaique, итал. mosaico или лат. musivim — буквально: «посвященное музам») — изобра­жение, рисунок или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камня, стекла, керамики, древесины, слоновой кости, перламутра, металла и т. д.). Мозаика применяется для отделки и украшения интерье­ров общественных зданий, станций метро, монументаль­ных сооружений, а также предметов декоративно-приклад­ного искусства и создания станковых картин.

Искусство мозаики известно с давних времен. В Древнем Египте, Греции, Риме с большим мастерством украшали сар­кофаги, ларцы, сундуки, применяя кору деревьев, кожу, раз­личные породы древесины. На развалинах зданий, постро­енных древними римлянами, сохранились мозаичные кар­тины, прославляющие муз — покровительниц искусств. Эта мозаика была выполнена из разноцветных камней. Среди сокровищ гробницы египетского царя Тутанхамона было най­дено множество изделий из ценных пород древесины, укра­шенных металлом, камнем или костью.

Различают несколько разновидностей мозаики. Но за бо­гатство и разнообразие цветовых и декоративных возмож­ностей особо выделяют мозаику по дереву. Основные виды ее инкрустация, интарсия, маркетри, блочная мозаика.

Первые мозаичные работы русских мастеров по дереву относятся к середине XVII века. Это возки, украшенные резьбой и инкрустацией, троны, иконостасы, мебель — их можно увидеть в музеях нашей страны. Наибольшей выра­зительности мозаика достигла в художественной отделке мебели и интерьеров помещений.

Интарсию в России стали применять для украшения ме­бели в начале XVIII века. В Петергофе хранится столик с мозаикой, выполненной способом интарсии. Полагают, что его изготовил Петр Первый. В середине XVIII в. русские мебельщики и мозаисты, или, как их тогда называли, сто­ляры и кабинетных дел мастера, создавали высокохудоже­ственные образцы мебели — шкафы, бюро, карточные сто­лики, столешницы и другие изделия. Тонкими листами дре­весины различных пород они оформляли интерьеры, деко­рировали стены.

 

Инкрустация

 

Инкрустация (от лат. incrustatio — покрытие чем-ли­бо) — украшение изделий врезанными в его поверхность частицами металла, перламутра, драгоценных камней, слоновой кости или древесины иных пород. При этом врезки (вставки) находятся на одном уровне с украшае­мой поверхностью и отличаются от нее цветом или ма­териалом (Рис. 12).

Выполняют инкрустацию следующим образом. Сначала делают разметку рисунка, затем вырезают гнезда и встав­ки. После вклеивания вставок в гнезда производят шли­фовку и наносят прозрачное защитное покрытие. Из-за боль­шой сложности и трудоемкости при подгонке вставок в последнее время этот вид мозаики применяется редко, в основном при реставрации изделий.

 

 

Интарсия

 

Интарсия— фигурное изображение, узоры из пласти­нок дерева, разных по текстуре, цвет), врезанных в дере­вянную поверхность (Рис. 10). Интарсия выполняется так же, как и инкрустация.

Особенности интарсии:при интарсии отдельные де­ревянные пластинки, составляющие узор, плотно приго­няют по кромкам, склеивают и вкладывают в массив укра­шаемого предмета, где режущим инструментом заранее выбирают углубления, равное толщине набора. Лицевую сторону пластинок тщательно сглаживают и полируют. Нижнюю поверхность оставляют шероховатой для лучше­го сцепления с основой. При интарсии в качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины из­делия.

Пик расцвета интарсии достиг в эпоху Возрождения в Италии. Только во Флоренции в середине XV века ра­ботало более 80 мастерских. Мозаикой украшали в основ­ном церковную мебель и утварь. Методами украшения служили геометрические и растительные орнаменты. Для фона применялись темные породы древесины. Для рисунка — светлые, и наоборот. Зародилась интарсия в Древнем Египте, где древесину с красивой текстурой и ярким цветом стали применять для инкрустации дере­вянных изделий наряду со слоновой костью, металлом, перламутром, камнями. Древние греки, чтобы изменить цвет древесины, пропитывали ее маслом, квасцами, ки­пятили в краске. Изготовляли из кипариса, кедра также саркофаги. Украшали их орнаментами растительных форм, применяя самшит, клен, железное дерево, кизил. С развитием мастерства орнаментальные композиции ус­ложнились. Стали появляться многоугольные перепек тивные изображения городских улиц, сцен из повседнев­ной жизни, исторических событий. При изготовлении сюжетных наборов стали применять гравирование, трав­ление, обжиг древесины. Из Италии интарсия проник­ла во Францию, Германию и другие страны Центральной Европы.

 

Блочная мозаика

 

При блочной мозаике по выбран­ному рисунку из разноцветных брусочков или пласти­нок древесины различного сечения склеивают блоки (Рис. 13). Затем их разрезают поперек на множество тонких пла­стинок с одинаковыми рисунками. Пластинки можно вставлять в углубления или наклеивать на поверхность изделия.

Древний Восток является родиной блочной мозаи­ки. При ее помощи изготовляли украшения на персидс­ких шкатулках. В Италии, где блочная мозаика получила дальнейшее развитие, итальянские мастера наряду с дре­весиной склеивали в блоки кость, рог. Название этой мо­заики - чертозианская - происходит от названия монас­тыря. Мелкими нарядными геометрическими узорами в Италии и Испании в XV-XVI вв. украшали стулья, крес­ла. В связи с тем, что процесс блочной мозаики поддает­ся механизированию, он находит применение и в насто­ящее время.

 

 

Маркетри

 

Маркетри (от франц. marquer — размечать, расчерчи­вать) — это способ выполнения мозаики по дереву, при котором мозаичный набор составляется из кусочков шпона разных пород древесины.

Маркетри включает: интарсию — врезку по определенно­му рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой поро­ды древесины или другого цвета, с закреплением специаль­ной бумагой, смазанной клеем, и облицовывание — накле­ивание всего набора на украшаемую поверхность изделий.

Существуют и другие способы выполнения маркетри. Если мозаика представляет собой простой геометрический рисунок типа паркета из одинаковых прямолинейных гео­метрических фигур, то набор можно делать путем склеива­ния предварительно нарезанных элементов по кромкам или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Такой набор получил название паркетри (от слова паркет).

Если рисунок заполняет всю поверхность (фона нет или он незначителен по площади), элементы мозаики один за другим врезают или вклеивают в лист плотной бумаги (на­бор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мо­заики. Постепенно всю бумагу заменяют кусочками шпона.

Маркетри имеет ряд преимуществ перед другими способами изготовления мозаичных наборов. В шпоне наиболее ярко проявляются особенности древесины как декоратив­ного материала, красота текстуры. Кроме того, шпон наи­более доступен. На мебельных фабриках для мозаичных наборов можно использовать отходы производства.

Техника выполнения маркетри проста, не требует при­менения сложного инструмента. Благодаря разнообразию текстуры и цвета древесины при одном и том же рисунке набора каждое изделие имеет своей неповторимый облик.

Техника маркетри позволяет с одинаковым успехом со­здавать простые орнаментальные украшения для мебели и других изделий и сложные тематические композиции для украшения интерьеров зданий.

 

 

Паркетри

 

Паркетри— это набор, при котором мозаика пред­ставляет собой простой рисунок типа паркета из оди­наковых прямолинейных геометрических фигур. Этот набор делается способом склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам, или путем наклеи­вания их на расчерченную бумагу вплотную друг к дру­гу. Когда рисунок заполняет всю поверхность, элемен­ты мозаики врезают один за другим и вклеивают в лист плотной бумаги (набор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мозаики. Постепенно всю бумагу заменяют кусочками шпона. Для того чтобы получить несколько однотипных орнаментальных наборов, необ­ходимо одновременно вырезать фон и рисунок лобзи­ком. Шпон для фона и другой — для вставки наклеива­ют на бумагу, накладывают один на другой, крепят в нескольких местах клеем. На верхний лист шпона нано­сят контур рисунка, выпиливают лобзиком. Лист шпо­на разъединяют, получают сразу два гнезда и две встав­ки, из которых изготавливают два набора, противопо­ложных по цвету.

В развитии техники маркетри и паркетри большую роль сыграли мастера — такие, как французский мебель­щик Андре Шарль Буль. Он обогатил маркетри примене­нием наряда со шпоном ценных пород древесины, вста­вок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепах, пер­ламутра. А. Ш. Буль разработал технику, при которой пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) накладывались одна на другую, за­жимались в тиски, распиливались лобзиком и разрезались на рисунки, нанесенные на верхнюю пластину, а затем эле­менты рисунка, вырезанные из верхней пластинки, соеди­нялись с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки. За А. Ш. Булем во Франции работали выдающие­ся мастера Жак Франсуа Эбен и Жан Анри Ризенер. Они использовали в наборах красное, розовое, фиолетовое дерево, палисандр, пальму, лимонное дерево. Давид Рент­ген — немецкий мастер—выполнял в конце XVIII в. не толь­ко наборы, украшая мебель, но и декоративное настенное панно, соперничающее с живописными полотнами.

В России мозаичные наборы получили широкое рас­пространение со второй половины XVIII в., когда в нашу страну стали ввозить древесину экзотических пород. Из­вестными мастерами были Никанор Васильев, Федор Пряхин, Матвей Веретенников.

 

Мастичная инкрустация

 

Мастичную инкрустацию изготавливают следующим об­разом. В древесине вырезают гнездо, в которое согласно эскизу приклеивают вставки и заливают мастикой. Масти­ка может быть разных цветов.

Мастику готовят из клея, наполнителя, пигмента и пла­стификатора. Клей может быть глютиновым (мездровым, костным или рыбным), казеиновым или полимерным (эпок­сидным).

Наполнителями могут служить печная сажа, глина, мел, цемент, толченый кирпич. К пигментам относят сухие по­рошковые красители или готовые краски — гуашевые, тем­перные и другие.

Печная сажа служит одновременно наполнителем и пигментом. Она делает мастику насыщенного черного цвета, который при желании можно сделать более мяг­ким, добавив в мастику гашеную известь, мел или зуб­ной порошок.

Белую мастику получают из мела, розовую — добавкой в белую красной краски, голубую — добавкой синей и т. д. Мастика, наполнителем которой служит глина, может быть коричневого, палевого, серого и оливкового цвета, в зависимости от количественного соотношения составных. А если наполнитель — порошок красного кирпича, цвет мастики получают красно-оранжевый.

Для приготовления мастики комки глины, кусочки крас­ного кирпича, мела толкут в ступке и просеивают.

В старину кирпичный порошок получали так. Кирпичи хорошо просушивали на солнце или в русской печи, затем раскалывали пополам и терли одну половинку о другую. На подложенной внизу тряпице довольно быстро вырас­тал холмик из мельчайшей кирпичной пыли, которую не нужно было даже просеивать.

Пластификатор делает мастичную массу более пластич­ной и предупреждает растрескивание при твердении. В мастиках с использованием глютинового и казеинового клея роль пластификатора выполняет глицерин, а эпок­сидного — дибутилфталат, который продают в комплекте с клеем.

Вставки могут быть из кости, пластмасс, перламутра, линолеума, стекла, металла и других материалов.

После того как мастика на основе глютинового или казе­инового клея полностью затвердеет, для увеличения влаго­стойкости производят ее дубление специальными квасца­ми, например хромовыми,



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
Огонь рисует и украшает 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Огонь рисует и украшает

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.043 сек.)