Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фактуру древесины можно изменить



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Фактуру древесины можно изменить 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Фактура у большинства пород деревьев после снятия коры гладкая от светлых тонов до темных и даже черных в зависимости от времени лежания древесины и степени поражения твердыми гнилями. Отдельные породы деревьев (дуб, карельская береза) и большинство наростов имеют рельефную, шероховатую поверхность. Интересная рельеф­ная фактура может получиться на заготовках, имеющих' подгнившую наружную часть, после тщательной проработ­ки стальной щеткой. Подобную фактуру можно получить и на непораженной гнилью древесине применением обжига паяльной лампой или газовой горелкой и прочистки сталь­ной щеткой. Если нужно сделать рельефную фактуру бо­лее глубокой, резко выраженной, производят обжиг не­сколько раз, чередуя его с прочисткой стальной щеткой. Особенно выразительно декоративная текстура проступает при обжиге хвойных пород.

Обжигание дает лучший эффект, если изделие предва­рительно пропитать раствором медного купороса. В этом случае обгорают мягкие, пропитанные раствором слои древесины, а твердые почти не разрушаются. Получается выразительный рисунок со светлыми линиями твердых сло­ев на темном фоне. Если изделие не пропитывать раство­ром, то древесина обгорает более равномерно. Сгоревший слой древесины снимают ветошью. Если хочется добиться более четкого рисунка, то изделие обрабатывают мелкой шлифовальной шкуркой, которая снимет с твердой части годичных колец копоть, то есть сделает ее светлой, чем и усилит цветовой контраст с мягкими обугленными частя­ми. Для закрепления эффекта обжига и цветового контрас­та изделие покрывают воском или лаком.

 

Декор из торцов

 

Издавна используется мастерами своеобразная красота и прочность деревянных торцов. Присмотритесь к удиви­тельному рисунку торцов бревен старых домов. Их годич­ные слои прямо очаровывают неповторимым по красоте, потемневшим от времени узором, напоминающим круже­ва. Вероятнее всего, это они подсказали использовать в самых разнообразных комбинациях торцовые срезы сучков и стволов деревьев в качестве декора при оформлении ин­терьеров как жилых, так и общественных помещений.

Материал для торцового декора вокруг нас всюду. Куда бы вы ни пошли — в парке, на вырубках, на новостройках (там нередко выкорчевывают деревья), на дачном участке, в самом городе, наконец, весной, когда делают обрезку де­ревьев и кустарников, - найдется богатейший материал для творчества. Вообще материалом для срезов могут служить любые деревья, но для нас особенно ценен материал, зане­сенный в категорию промышленного брака. К ним относят­ся утолщения на стволе или ветке, кривизна дерева, заруб­цевавшиеся трещины, вросшие сучки мутовок, сросшиеся вместе ветки или стволики молодых деревьев.

При нарушении правильности роста древесные волокна при таких пороках, как крень, прорость, двойная сердцеви­на, ложатся волнами, соответствующими искривлению или утолщению ветки или ствола, огибают вросший сучок и тем самым создают неповторимую текстуру, свойственную именно этому месту.

Интересно можно использовать особенности роста неко­торых деревьев. Сосна и ель растут как бы этажами: выбра­сывают через равные промежутки гладкого ствола веер ве­точек-мутовок, поперечный распил через которые дает очень красивую заготовку для торцового декора с рисунком, на­поминающим морскую звезду. У вишни, черемухи, ябло­ни, березы очередное расположение веток, у клена, сире­ни, калины и жимолости — супротивное.

Древесину среза, как правило, оставляют естественного цвета, иногда тонируют. Широко используют срезы с есте­ственной грибной окраской древесины.

При заготовке материала для торцового декора следует знать, что красота цвета и текстуры наиболее сильно про­является в отжившем дереве, в живом эти качества почти отсутствуют. Слои древесины по-разному отмирают, вы­сыхают и поддаются гниению, поэтому и гамма красок в отмирающем дереве очень разнообразна. В старой сухой ветке протекают химические и биологические процессы, ко­торые окрашивают ее в различные цвета.

Для торцового декора, наряду с сучками и стволиками, можно использовать и корни, которые причудливо переви­ты друг с другом и очень хороши на распилах, так как име­ют ярко выраженный рисунок как по контуру, так и тек­стурный.

Срезы сучков, стволов и корней дают нам счастливую возможность заглянуть внутрь дерева, увидеть всегда но­вую, неожиданную и неповторимую красоту.

Разнообразие текстуры и окраски на торцовых срезах древесины позволяет довольно просто решать множество декоративных задач. Вдумчивое отношение к материалу, внимательное изучение его особенностей дает возможность находить остроумные и выразительные решения.

Для изготовления простейшего декоративного панно «Ба­бочка» (рис.11) понадобилось всего два соседних среза развилки можжевельника, имеющего коричневый цвет, и один срез березы, создающий светлый фон.

 

Природа и фантазия

 

Сейчас в декоре интерьеров актуальны детали, как будто сделанные своими руками, как это было модно лет двадцать назад. Как и тогда, можно использовать наросты на дереве, корни и ветви: вешалки в прихожей из корней, декоративные вазы, светильники.

 

 

Лесная скульптура

 

Кому не приходилось, гуляя по лесу, наблюдать причуд­ливые формы стволов, сучьев, пней и других естественных образований, напоминающих фигуры человека, животных или природные явления, то есть лесную скульптуру.

Люди, посвятившие себя этому виду художественного твор­чества, видят в отмершем древесном материале — пнях, сучь­ях, корнях, усохших стволах, наростах, сколах, срезах, отхо­дах лесопиления, плодах и пр. созданные природой образы, житейские формы, красивую текстуру и оригинальную фак­туру, естественную окраску древесины и используют все это для воплощения своего художественного замысла.

Почему же нас так трогают и по-особому волнуют эти изделия? Оказывается, в стародавние времена люди не толь­ко не противопоставляли себя природе и, в частности, растительному миру, а даже считали своими прародителя­ми лес и отдельные деревья. И не удивительно, что древе­сина, как никакой другой материал, создает ощущение ре­альности образов.

Лесной скульптуре присущи обобщенность и некоторая условность образа. Мастер, используя естественность и пластичность форм, мягкость линий, искусно выявляет кра­соту природного материала, усиливает композиционную целостность, сочетающуюся с авторским замыслом, сохра­няя образ, подсказанный самой природой, творчески за­вершая его.

Творчество имеет следующие направления:

o лесная находка, основным признаком которой являют­ся законченность, естественные формы и фактура, не требу­ющие вмешательства человека. Автор в данном случае огра­ничивается поиском, очисткой находки, приданием ей ус­тойчивости, если работа стоящая или лежащая, или закреп­лением детали для подвеса, если работа висящая на стене или под потолком, и декоративно-защитной отделкой;

o лесная скульптура, которой называют лесную наход­ку, для большей художественной выразительности обработанную человеком. Основными определяющими при­знаками лесной скульптуры являются: условный обобщен­ный характер образа, его выразительность при наличии природной пластики. Как правило, лесная скульптура пе­редает только основное, самое главное, самое характерное. Эта недосказанность делает ее предельно выразительной, пленяет красотой естественных форм дерева;

o миниатюры — художественные произведения, отно­сящиеся к лесной скульптуре или декоративно-прикладным изделиям, но выполненные в миниатюрном масштабе с особо высоким уровнем отделки. Сюда относятся также миниа­тюрная жанровая скульптура, выполненная с использовани­ем древесных плодов: шишек, орехов, желудей и т. п.

 

В парках, на детских площадках и в лесопарковой зоне скульптуры, вырезанные непосредственно из стволов и ве­ток засохших деревьев, можно также отнести к лесным. Скульпторы дают умершему дереву вторую жизнь.

Элементы лесной скульптуры можно найти в произведе­ниях и древних мастеров и корифеев деревянной скульпту­ры — С. Т. Коненкова, С. Д. Эрьзи, В. А. Ватагина. Сей­час увлечение лесной скульптурой массовое. Профессио­нальные художники и народные умельцы создают в соав­торстве с природой замечательные произведения.

Тематика, формы и размеры лесных скульптур должны соответствовать их месту в экспозиции. В скульптуре разли­чают монументальные, станковые и камерные художествен­ные произведения. К монументальным относят крупные про­изведения для настенной или пристенной экспозиции об­щественных интерьеров и промышленных помещений. Ка­мерные скульптуры (скульптуры малых форм) предназначе­ны для интерьера жилых комнат.

Требования к лесным находкам и к материалам для лес­ной скульптуры неодинаковы. Для лесной находки имеет первостепенное значение внешний вид с корой или без коры, потому что она не подвергается обработке, в резуль­тате которой вскрывается текстура древесины. Для лесной скульптуры важное значение имеют как форма и фактура, так и текстура и цвет древесины.

Некоторые умельцы признают только одно отношение к готовым природным формам — находка без какого-либо, вмешательства (рис. 16).

Лесную находку внимательно осматривают, чтобы решить, где и как она будет располагаться, какая ей нужна декора­тивно-защитная отделка, нужна ли для нее подставка. В зависимости от этого лесную находку отделяют от дерева, если она с ним связана, и очищают от грязи, гнили, ненуж­ной коры и сучьев. Кору и сучья убирают с находки лишь тогда, когда убедятся, что они ей не нужны. Все, в чем нет уверенности в необходимости удаления, лучше оставить. Чтобы не испортить материал неправильной обрезкой, сто­ит, зная приблизительно форму изделия, удаляемую часть вырезать с некоторым запасом, так как отрезать можно все­гда. Кора может «работать» на форму изделия, его образ.

Наружная поверхность коры большинства отечественных пород рыхлая и маловыразительная. С лесных находок хвой­ных пород, как правило, кору удаляют, а дуба, ясеня, оль­хи и других лиственных пород иногда оставляют. Кора бе­резы бывает разнообразного цвета. На затянутых ранах ство­ла и на наростах береста принимает чешуйчатую форму с черными завитками, напоминающими мерлушку или кара­куль, и может украсить изделие. Кора бархата амурского и пробкового дуба имеет рельефную, вишни, желтой акации и других пород глянцевую поверхность. Такая кора хорошо смотрится в композиции.

 



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Фактуру древесины можно изменить 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фактуру древесины можно изменить

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)