Фактуру древесины можно изменить
Фактура у большинства пород деревьев после снятия коры гладкая от светлых тонов до темных и даже черных в зависимости от времени лежания древесины и степени поражения твердыми гнилями. Отдельные породы деревьев (дуб, карельская береза) и большинство наростов имеют рельефную, шероховатую поверхность. Интересная рельефная фактура может получиться на заготовках, имеющих' подгнившую наружную часть, после тщательной проработки стальной щеткой. Подобную фактуру можно получить и на непораженной гнилью древесине применением обжига паяльной лампой или газовой горелкой и прочистки стальной щеткой. Если нужно сделать рельефную фактуру более глубокой, резко выраженной, производят обжиг несколько раз, чередуя его с прочисткой стальной щеткой. Особенно выразительно декоративная текстура проступает при обжиге хвойных пород. Обжигание дает лучший эффект, если изделие предварительно пропитать раствором медного купороса. В этом случае обгорают мягкие, пропитанные раствором слои древесины, а твердые почти не разрушаются. Получается выразительный рисунок со светлыми линиями твердых слоев на темном фоне. Если изделие не пропитывать раствором, то древесина обгорает более равномерно. Сгоревший слой древесины снимают ветошью. Если хочется добиться более четкого рисунка, то изделие обрабатывают мелкой шлифовальной шкуркой, которая снимет с твердой части годичных колец копоть, то есть сделает ее светлой, чем и усилит цветовой контраст с мягкими обугленными частями. Для закрепления эффекта обжига и цветового контраста изделие покрывают воском или лаком.
Декор из торцов
Издавна используется мастерами своеобразная красота и прочность деревянных торцов. Присмотритесь к удивительному рисунку торцов бревен старых домов. Их годичные слои прямо очаровывают неповторимым по красоте, потемневшим от времени узором, напоминающим кружева. Вероятнее всего, это они подсказали использовать в самых разнообразных комбинациях торцовые срезы сучков и стволов деревьев в качестве декора при оформлении интерьеров как жилых, так и общественных помещений. Материал для торцового декора вокруг нас всюду. Куда бы вы ни пошли — в парке, на вырубках, на новостройках (там нередко выкорчевывают деревья), на дачном участке, в самом городе, наконец, весной, когда делают обрезку деревьев и кустарников, - найдется богатейший материал для творчества. Вообще материалом для срезов могут служить любые деревья, но для нас особенно ценен материал, занесенный в категорию промышленного брака. К ним относятся утолщения на стволе или ветке, кривизна дерева, зарубцевавшиеся трещины, вросшие сучки мутовок, сросшиеся вместе ветки или стволики молодых деревьев. При нарушении правильности роста древесные волокна при таких пороках, как крень, прорость, двойная сердцевина, ложатся волнами, соответствующими искривлению или утолщению ветки или ствола, огибают вросший сучок и тем самым создают неповторимую текстуру, свойственную именно этому месту. Интересно можно использовать особенности роста некоторых деревьев. Сосна и ель растут как бы этажами: выбрасывают через равные промежутки гладкого ствола веер веточек-мутовок, поперечный распил через которые дает очень красивую заготовку для торцового декора с рисунком, напоминающим морскую звезду. У вишни, черемухи, яблони, березы очередное расположение веток, у клена, сирени, калины и жимолости — супротивное. Древесину среза, как правило, оставляют естественного цвета, иногда тонируют. Широко используют срезы с естественной грибной окраской древесины. При заготовке материала для торцового декора следует знать, что красота цвета и текстуры наиболее сильно проявляется в отжившем дереве, в живом эти качества почти отсутствуют. Слои древесины по-разному отмирают, высыхают и поддаются гниению, поэтому и гамма красок в отмирающем дереве очень разнообразна. В старой сухой ветке протекают химические и биологические процессы, которые окрашивают ее в различные цвета. Для торцового декора, наряду с сучками и стволиками, можно использовать и корни, которые причудливо перевиты друг с другом и очень хороши на распилах, так как имеют ярко выраженный рисунок как по контуру, так и текстурный. Срезы сучков, стволов и корней дают нам счастливую возможность заглянуть внутрь дерева, увидеть всегда новую, неожиданную и неповторимую красоту. Разнообразие текстуры и окраски на торцовых срезах древесины позволяет довольно просто решать множество декоративных задач. Вдумчивое отношение к материалу, внимательное изучение его особенностей дает возможность находить остроумные и выразительные решения. Для изготовления простейшего декоративного панно «Бабочка» (рис.11) понадобилось всего два соседних среза развилки можжевельника, имеющего коричневый цвет, и один срез березы, создающий светлый фон.
Природа и фантазия
Сейчас в декоре интерьеров актуальны детали, как будто сделанные своими руками, как это было модно лет двадцать назад. Как и тогда, можно использовать наросты на дереве, корни и ветви: вешалки в прихожей из корней, декоративные вазы, светильники.
Лесная скульптура
Кому не приходилось, гуляя по лесу, наблюдать причудливые формы стволов, сучьев, пней и других естественных образований, напоминающих фигуры человека, животных или природные явления, то есть лесную скульптуру. Люди, посвятившие себя этому виду художественного творчества, видят в отмершем древесном материале — пнях, сучьях, корнях, усохших стволах, наростах, сколах, срезах, отходах лесопиления, плодах и пр. созданные природой образы, житейские формы, красивую текстуру и оригинальную фактуру, естественную окраску древесины и используют все это для воплощения своего художественного замысла. Почему же нас так трогают и по-особому волнуют эти изделия? Оказывается, в стародавние времена люди не только не противопоставляли себя природе и, в частности, растительному миру, а даже считали своими прародителями лес и отдельные деревья. И не удивительно, что древесина, как никакой другой материал, создает ощущение реальности образов. Лесной скульптуре присущи обобщенность и некоторая условность образа. Мастер, используя естественность и пластичность форм, мягкость линий, искусно выявляет красоту природного материала, усиливает композиционную целостность, сочетающуюся с авторским замыслом, сохраняя образ, подсказанный самой природой, творчески завершая его. Творчество имеет следующие направления: o лесная находка, основным признаком которой являются законченность, естественные формы и фактура, не требующие вмешательства человека. Автор в данном случае ограничивается поиском, очисткой находки, приданием ей устойчивости, если работа стоящая или лежащая, или закреплением детали для подвеса, если работа висящая на стене или под потолком, и декоративно-защитной отделкой; o лесная скульптура, которой называют лесную находку, для большей художественной выразительности обработанную человеком. Основными определяющими признаками лесной скульптуры являются: условный обобщенный характер образа, его выразительность при наличии природной пластики. Как правило, лесная скульптура передает только основное, самое главное, самое характерное. Эта недосказанность делает ее предельно выразительной, пленяет красотой естественных форм дерева; o миниатюры — художественные произведения, относящиеся к лесной скульптуре или декоративно-прикладным изделиям, но выполненные в миниатюрном масштабе с особо высоким уровнем отделки. Сюда относятся также миниатюрная жанровая скульптура, выполненная с использованием древесных плодов: шишек, орехов, желудей и т. п.
В парках, на детских площадках и в лесопарковой зоне скульптуры, вырезанные непосредственно из стволов и веток засохших деревьев, можно также отнести к лесным. Скульпторы дают умершему дереву вторую жизнь. Элементы лесной скульптуры можно найти в произведениях и древних мастеров и корифеев деревянной скульптуры — С. Т. Коненкова, С. Д. Эрьзи, В. А. Ватагина. Сейчас увлечение лесной скульптурой массовое. Профессиональные художники и народные умельцы создают в соавторстве с природой замечательные произведения. Тематика, формы и размеры лесных скульптур должны соответствовать их месту в экспозиции. В скульптуре различают монументальные, станковые и камерные художественные произведения. К монументальным относят крупные произведения для настенной или пристенной экспозиции общественных интерьеров и промышленных помещений. Камерные скульптуры (скульптуры малых форм) предназначены для интерьера жилых комнат. Требования к лесным находкам и к материалам для лесной скульптуры неодинаковы. Для лесной находки имеет первостепенное значение внешний вид с корой или без коры, потому что она не подвергается обработке, в результате которой вскрывается текстура древесины. Для лесной скульптуры важное значение имеют как форма и фактура, так и текстура и цвет древесины. Некоторые умельцы признают только одно отношение к готовым природным формам — находка без какого-либо, вмешательства (рис. 16). Лесную находку внимательно осматривают, чтобы решить, где и как она будет располагаться, какая ей нужна декоративно-защитная отделка, нужна ли для нее подставка. В зависимости от этого лесную находку отделяют от дерева, если она с ним связана, и очищают от грязи, гнили, ненужной коры и сучьев. Кору и сучья убирают с находки лишь тогда, когда убедятся, что они ей не нужны. Все, в чем нет уверенности в необходимости удаления, лучше оставить. Чтобы не испортить материал неправильной обрезкой, стоит, зная приблизительно форму изделия, удаляемую часть вырезать с некоторым запасом, так как отрезать можно всегда. Кора может «работать» на форму изделия, его образ. Наружная поверхность коры большинства отечественных пород рыхлая и маловыразительная. С лесных находок хвойных пород, как правило, кору удаляют, а дуба, ясеня, ольхи и других лиственных пород иногда оставляют. Кора березы бывает разнообразного цвета. На затянутых ранах ствола и на наростах береста принимает чешуйчатую форму с черными завитками, напоминающими мерлушку или каракуль, и может украсить изделие. Кора бархата амурского и пробкового дуба имеет рельефную, вишни, желтой акации и других пород глянцевую поверхность. Такая кора хорошо смотрится в композиции.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |