Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Использование резьбы в лесной скульптуре



2019-12-29 167 Обсуждений (0)
Использование резьбы в лесной скульптуре 0.00 из 5.00 0 оценок




 В лесной скульптуре допускается вмешательство с не­значительным применением резьбы, но с условием, что она не нарушит природную пластику, а напротив, подчеркнет её. Относится это в первую очередь к работам, несущим в себе конкретный образ. Однако здесь нужно соизмерять свои силы и возможности — ведь резьба должна выпол­няться на очень высоком уровне. Если вы уверены, что не повредите заготовку, то можете резать.

Во многих работах лесных скульпторов встречаются слу­чаи удачного использования резьбы и даже значительной, выполненной на очень высоком уровне. Они отличаются оригинальностью сюжетов, тщательностью и скру­пулезностью в создании образов (рис.17).

 

Декоративные композиции

 

С наступлением холодных дней исчезает летняя красо­та. Природа блекнет, тускнеет. Унылая пора, но... За лето можно заготовить множество декоративных растений, ко­торые могут всю зиму стоять в вазе и украшать интерьер жилища.

Это метелка тростника, соцветие рогоза или камыша, побег физалиса с оранжевыми фонариками или просто ветка хвойного дерева с двумя-тремя шишками, стебли злаков и т. д.

Используя неповторимое разнообразие готовых природ­ных форм, можно создать интересные декоративные ком­позиции.

Декоративные композиции с использованием природных форм просты, понятны, любимы многими и доступны всем.

Они могут включать в себя уже готовые творения при­роды как растительного (рис. 18), так и животного и ми­нералогического происхождения. Такая композиция может стать подлинным произведением искусства и, созданная по его законам, содержать глубокий смысл, нести в себе не­кую идею, оказывать эстетическое и эмоциональное воз­действие на человека.

На начальном этапе создания композиции следует учесть место ее установки. В свободном пространстве, посередине зала, лучше создать композицию с круговым обзором. В этом случае надо позаботиться, чтобы композиция смотре­лась привлекательно со многих точек. При размещении ком­позиции у стены или на плоскости стены, где основным будет фронтальное оформление, следует учесть изыскан­ную простоту и естественность материалов. Немаловажны также тщательный подбор материала, привлекательный вид элементов, смелое их сочетание и естественное расположе­ние, гармоничные соотношения.

Основой композиции может стать лесная находка. При ее разработке не надо далеко уходить от форм, созданных природой. Постарайтесь при обработке находки не снизить выразительность естественной формы и фактуры.

Если естественные формы лесных находок недостаточно выразительны, в отдельных случаях возникает необходи­мость их немного изменить — ведь форма композиции дол­жна соответствовать задуманному образу и создавать опре­деленные впечатления. Нельзя в динамичных композици­ях оставлять вялые, поникшие формы. Для усиления эксп­рессии используют формы переменного сечения со стреми­тельными линиями и крутыми поворотами. Лиричные ком­позиции, наоборот, должны иметь мягкие формы с плав­ными линиями, для чего применяют прямые или плавно закругленные стволы,- сучья и корни одного сечения, заг­лаживают присучковатую зону.

При составлении композиции необходимо умело соединять однотипные или разнотипные части, где форма и со­держание должны быть согласованы между собой и в це­лом, ведь композиция не должна нести в себе бессмысленное «нечто».

Каждый отдельный фрагмент должен быть взаимосвязан с целым и восприниматься как плавное движение от одного компонента к другому и от отдельных компонентов к целому.

Ничто не должно нарушать этого плавного движения.

Все работе должно быть подчинено единому ритму, очень продуманно надо убирать все лишнее, меша­ющее общему композиционному решению. Но, хорошо про­думав форму, не следует бояться расстаться с лишним, нарушаю­щим эту форму, со всем, без чего можно обойтись. В еди­ном замысле должны быть объединены назначение, фор­ма, материал, цвет.

 

ОБРАБОТКА НАРОСТОВ

Природа наростов до сего времени до конца не выясне­на. По мнению одних они вызываются поражением кле­ток грибами, морозом или появляются на месте механи­ческих повреждений; по мнению других причиной явля­ется заражение дерева определенными вирусами. Есть мнение, что наросты возникают на том месте, где сидел пчелиный рой, после чего из-за биологического стимули­рования древесина растет в несколько раз быстрее. Инте­ресную особенность заметили геологи: там, где растут на березе наросты в виде бочонка, вероятны залежи кобаль­та и никеля.

Порослевые породы (береза, ольха, тополь, ива и др.) в условиях пойменных сырых грунтов часто дают прикорне­вые отпрыски. Когда эта поросль в раннем возрасте систе­матически уничтожается скотом, паводками или лесными пожарами, нижняя часть ствола и ближайшие к ней корни утолщаются, превращаясь в нарост, пронизанный лучами и вздутиями древесины неразвившейся поросли. Нередко эти конусообразные вздутия выходят на поверхность, образуя материал неповторимой формы.

По форме наросты делятся на два вида: круговые — опо­ясывающие, окаймляющие ствол вокруг, и боковые — рас­тущие сбоку дерева.

Наросты встречаются на всех породах деревьев, чаще на лиственных. У некоторых пород наросты встречаются час­то (например, у дуба, березы, ольхи, сосны).

Наросты по расположению в них волокон делятся на две группы: обыкновенные, рисунок которых напоминает аккуратно расчесанные волосы — этот нарост носит назва­ние сувель-вал (рис. 19, а, 20, 21) и наплывы с причудливо изогнутыми, закругленными мелкими кружевными узорами, называемыми капами (рис. 19, б, в, 22).

Кап, растущий на стволе дерева, принято называть ство­ловым, а у корня — прикорневым, или капо-корнем. Капо-­корни встречаются в лесу гораздо чаще, чем стволовые.

Древесина нароста обладает более высокими декоратив­ными и физико-механическими свойствами по сравнению с обычной прямослойной древесиной. Она заметно отличается текстурой, цветом, блеском, прочностью, твер­достью и плотностью (например, спиленный березовый нарост имеет плотность 1,1 — 1,3 т/м3, — он тонет в на­сыщенном растворе поваренной соли). Повышенные проч­ность и твердость обуславливаются сильной свилиеватостью — спутанностью древесных волокон. Наросты мелко­сосудистых лиственных (клена, березы и др.), не трону­тые грибными окрасками, в результате шлифования дают приятную светлую поверхность, которая хорошо смотрит­ся под прозрачным покрытием, образуя светлые перла­мутровые переливы в местах изгибов волокон. Иногда отдельные участки усохшей древесины нароста покрыты грибной окраской, которые после шлифования и полиро­вания образуют пятна, контрастирующие со светлой древесиной и служащие дополнительным декоративным эле­ментом в изделии — «изюминкой».

Капы — это своего рода тайники, где скапливаются не­раскрывшиеся, спящие почки дерева. Каждая из них мно­гократно обернута древесными волокнами.

Для знатока древесины кап — чудо из чудес. По форме капа можно судить о ценности каповой древесины (рис. 22, 23). Чем больше кап имеет глазков, тем красивее его текстура.

Текстурный рисунок капа на срезе — это сложное пере­плетение годичных слоев, переливающихся при изменении угла освещения. У хорошего капа на срезе видны годичные слои и сердцевины спящих почек в виде множества концен­трических кругов и темно-коричневых точек. Чем больше та­ких точек с концентрическими кругами, тем живее и деко­ративнее рисунок. Спящих почек обычно бывает больше у стволового капа, поэтому текстура на его спиле красивее, чем у капо-корня, и древесина его больше ценится у мастеров.

Иной раз текстура у капа имеет настолько причудливый рисунок, что при некотором воображении в хаотичном пере­плетении древесных волокон можно различить образы фан­тастических животных, пейзажи. Невозможно найти хотя бы два куска капа с одинаковым рисунком (даже две части от одного распила после шлифовки будут различны, так как при отпиливании и шлифовке удаляется часть древесины), поэтому изделия, имеющие одну и ту же форму, все-таки не похожи одно на другое. Каждое из них неповторимо.

Очень красива древесина капов клена, вишни, груши. Весьма ценным на международном рынке считается нарост грецкого ореха. Бывали случаи, когда отдельные наросты, имеющие муаровый текстурный рисунок, ценились на вес серебра. Обычно наросты имеют небольшие размеры, но встречаются экземпляры до двух метров в диаметре и ве­сом более тонны. И вся эта масса сплошь покрыта волшеб­ными узорами.

Березовые наросты значительно меньше по величине по сравнению с наростами на деревьях грецкого ореха, зато в некоторых случаях значительно превосходят последние по радостной, янтарной красоте узора.

Не сразу открылась человеку красота древесины березо­вого капа. Вначале он оценил только ее необыкновенную прочность. Вначале из капа делали простые вещи обихода, сняв с внешней стороны только кору,— удобный ковш, чашу или братину, черпак, ложку. Эти изделия были нео­бычайно прочны и долговечны. О них еще в средние века, как о диве, писали иностранные послы, фантастически домысливая, что эти ковши можно сворачивать в ком, а за­тем они снова распрямляются. Ковши были действительно необычайно упруги, могли чуточку деформироваться, воз­вращаясь в исходное положение.

Но в таких изделиях своеобразный рисунок капа оставал­ся нераскрытым. Древесина подвергалась только грубой об­работке. Лишь гораздо позже, когда научились распили­вать на тонкие пластинки и полировать, его стали ценить как отличный декоративный материал.

В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появи­лись шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно сделанные изделия ценились букваль­но на вес золота. Кап нередко сочетали с другими материа­лами — чаще всего инкрустировали перламутром, самши­том и слоновой костью.

Признанным центром обработки березового капа счита­ется бывшая Вятская губерния, ныне Кировская область.

Вятские крестьяне издавна изготавливали из капа ложки, ковши, кружки, братины. Но когда однажды, в начале прошлого века, столяру Григорию Макарову дали заказ на деревянную табакерку, он для шарнира исполь­зовал кап. С тех пор столяр стал постоянно обращаться к этому необычайному и красивому материалу. Именно Макаров получил первую золотую награду на Всерос­сийской мануфактурной выставке в Петербурге в 1829 году.

Развили промысел столяр Лука Пересторонин, делав­ший шкатулки с секретом, и слепой резчик Амвросий Ковязин, который непостижимым образом, только на ощупь, создавал музыкальные шкатулки с тайниками.

Мировую славу капу принес мастер Николай Брон­ников. Он знал о работах Макарова и Ковязина. Но пошел дальше этих мастеров. Начав работы с капом с простых вещей, он сделал из древесины капа часы, ко­торые удивили весь мир. Это удивительная история. В те времена даже металлические карманные часы счита­лись немалой редкостью. Бронников оставил крестьян­ское хозяйство и настолько занялся часами, что в ре­зультате попал в психиатрическую больницу. Целый год пробыл там мастер. Многое передумал и продумал все до мелочей. А когда его выпустили, снова взялся за часы, которые закончил через шесть лет. В диаметре они были три сантиметра. Корпус и футляр мастер вы­резал из капа, механизм, циферблат и цепочку — из пальмы, стрелки — из жимолости, пружину — из зака­ленного бамбука, а для большей красоты кружки под цифры подложил перламутровые. За ничтожную плату их купили для японского императора.

Всего Бронников изготовил десять таких часов и все они оказались за границей. Только одни случайно вернулись на родину. В 1871 году во время Парижской коммуны из Парижа в Россию бежал некий француз и привез уникаль­ные часы Бронникова, выполненные когда-то по заказу.

Редкое искусство резьбы из капа не погибло. В нашей стране имеется несколько предприятий, где изготавливаются портсигары, папиросницы, шкатулки, ящички для руко­делия, мундштуки, курительные трубки, бювары, шахмат­ные доски и другие вещицы из этого удивительного матери­ала. Изделия, изготовленные из капа и капо-корня, очень прочны. Это позволяет делать их с тонкими стенками (3 — 4 мм), что, в свою очередь, придает им легкость и изяще­ство. Основные центры производства этих художествен­ных изделий — Кировская область и Башкирия. Самая зна­менитая — Кировская фабрика «Идеал».

 

Остроумные решения

 

Природа сама давала человеку орудия труда и предметы домашнего обихода: дуплистое дерево — кадочку, дубок — цеп для молотьбы, вывернутый пень — стул, ореховая раз­вилка — рогатину, вилы для ворошения сена. Эти вещи были удобны в пользовании и прочны, ибо в них нигде не перерезались натуральные волокна. Предметы обладали не­повторимой скульптурностью форм и создавалось впечат­ление их непридуманности, основательности, вечности.

 

На «курьих ножках»

 

Все помнят из сказок об избушке на «курьих ножках», но мало кто знает, что это не просто вымысел, чья-то вы­думка, а действительно наши предки ставили избы на пни — «курьи ножки». Выбирались пни «негниючих» деревьев — лиственницы, дуба или сильносмолистых елей и сосен, на таких фундаментах и стоит вот уже более трех веков изба Ивана Александровича Скобелкина в деревне Стрельниково, что под Костромой. Срублена она из сосновых бревен, пол и потолок сделаны из тесаных топором брусьев, а ме­бель и лавки вырублены прямо в стенах.

Охлупенъ — «конек»

 

На русском Севере над фронтоном избы еще и сейчас можно увидеть вытесанный топором из целого корневища с частью ствола так называемый охлупень в виде фигурного изображения головы и верхней части корпуса коня (отсюда и пошло второе название этого элемента — «конек»), оленя с ветвистыми рогами (рис. 24) или большой птицы, чаше всего петуха. Охлупень-конек надежно скреплял тесовый настил кровли. Делался он из еловой или лиственничной лесины. В природе нет одинаковых корней, отсюда и бес­численное множество видов «коньков». Крестьянин, слегка обработав топором корень, словно высвобождал заключенный в корневище образ животного. Мелкие детали не про­рабатывались и это естественно, так как фигура рассматри­валась с большого расстояния. Из корней небольших елей вырубались «курицы» — скульптурно обработанные крю­ки, которые поддерживали водосточный желоб. При рас­копках древнего Новгорода была найдена «курица» в виде дракона. Использовав естественное строение ели, минималь­ными техническими приемами создавали образ.

 



2019-12-29 167 Обсуждений (0)
Использование резьбы в лесной скульптуре 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Использование резьбы в лесной скульптуре

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)