Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление и перспективы развития банковского регулирования в Республике Казахстан



2019-12-29 158 Обсуждений (0)
Становление и перспективы развития банковского регулирования в Республике Казахстан 0.00 из 5.00 0 оценок




За прошедшее десятилетие в Казахстане построены основы рыночной экономики и оптимальная финансовая система. Наряду с решением социально-политических и иных важных проблем, в начале 90-х годов государство приступило к созданию современной банковской системы. Основная нагрузка, безусловно, легла на Национальный Банк Казахстана, который максимально содействовал эффективному решению ключевых проблем развития банков и регулирования их деятельности.

Определенная сложность состояла в том, что становление системы банковского надзора и регулирования иных секторов финансового рынка происходило параллельно с возникновением и развитием самих объектов регулирования - двухуровневой банковской системы, рынка ценных бумаг и т.д. Возможно, и по этой причине некоторые сегменты финансового рынка, к сожалению, в дальнейшем не получили своего должного развития.

Весной 1993 года вступили в действие новые Законы «О банках в Республике Казахстан» и «О Национальном Банке Республики Казахстан», установившие условия банковского предпринимательства и банковского обслуживания, а также вопросы государственного регулирования в банковском секторе. Через два года эти документы были приняты в новой редакции, позволив значительно повысить стандарты банковского регулирования (надзора) и закрепить необходимые особенности банковской деятельности на законодательном уровне.

Тогда же Национальным Банком Казахстана была утверждена поэтапная программа перехода банков второго уровня к международным стандартам, реализация которой будет завершена, видимо, в ближайшее время.

Регулирование банковской деятельности в республике изначально строилось с учетом международных требований, включая принципы и стандарты Базельского комитета банковского надзора.

Следует отметить, что в целях внедрения и обеспечения рыночной дисциплины в рассматриваемом секторе Национальному Банку Казахстана в необходимых случаях приходилось принимать и жесткие меры к нарушителям банковского законодательства, в том числе по принудительному прекращению деятельности несостоятельных банков. Принципиальная позиция Национального Банка Казахстана по вопросам искоренения противоправных сделок и операций в банковской сфере и защите законных интересов потребителей банковских услуг была позитивно воспринята населением и большинством профессиональных участников финансового рынка.

К концу 90-х годов Казахстан имел достаточно надежный и привлекательный для инвесторов банковский сектор, и, что очень важно, пользовавшийся значительным доверием со стороны населения и коммерческих структур.

Решением Национального Банка Казахстана в 1999 году создан Фонд коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц, обеспечивающий значительную устойчивость национальной банковской системы.

В дальнейшем, Национальный Банк Казахстана инициировал введение консолидированного банковского надзора. Соответствующие поправки были внесены в законодательство в 2001 г., что в значительной степени способствовало повышению качества надзора за крупными банками и развитию добросовестной конкуренции в банковском секторе.

Орган банковского надзора всесторонне содействовал формированию новой инфраструктуры банковского сектора, внедрению современных информационных технологий, в оптимальной степени решил проблемы предпринимательской самостоятельности банков (в том числе по определению принципов своей внутренней экономической политики и организации внутреннего контроля). Были созданы условия для развития деятельности организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. Как известно, в настоящее время на эти организации приходится значительный объем банковского обслуживания в отдаленных регионах страны (например, различные фонды кредитования и Казпочта).

Определенное отставание в развитии других сегментов финансового рынка, в сравнении с банковской системой, поставило перед государством вопрос о необходимости адекватного повышения стандартов их регулирования. Кроме того, на финансовом рынке существовало множество внутренних (законодательных) барьеров и регулятивных ограничений, препятствовавших взаимодействию его секторов и успешной деятельности профессиональных участников.

Было принято во внимание, что деятельность финансовых организаций, несмотря на некоторые особенности осуществляемых ими сделок (операций) и характера отношений со своими клиентами, имеют значительную схожесть с точки зрения их регулирования по вопросам обеспечения финансовой устойчивости и своевременного выполнения принятых обязательств.

Учитывая, что Национальный Банк Казахстана приобрел определенный практический опыт в рыночном реформировании (включая сферу валютного регулирования и контроля, платежной системы страны и т.д.) дальнейшее осуществление всех видов надзора за финансовыми организациями было поручено ему. В 1998 г., 2001 г. и 2002 г. функции и полномочия соответственно органа страхового надзора, регулятора рынка ценных бумаг и органа надзора за деятельностью накопительных пенсионных фондов переданы центральному банку страны, с упразднением прежних надзорных ведомств.

Для проведения необходимой работы по переходу на единую систему надзора за финансовыми организациями, Национальный Банк Казахстана осенью 2002г. создал в своем составе Департамент финансового надзора. Тем самым, в стенах Национального Банка Казахстана и, по сути, на методологической основе банковского надзора, была выработана концепция единого финансового надзора.

За истекший период Национальный Банк Казахстана осуществил ряд возможных мер по повышению качества регулирования финансового рынка и повышению ответственности финансовых организаций. По инициативе центрального банка страны внесены существенные поправки в законодательство о деятельности пенсионных фондов и страховое законодательство. Вступили в действие разработанные им законы о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах (в новой редакции), законы о кредитных товариществах, микрокредитных организациях и некоторых видах обязательного страхования. Ведется работа по корректировке подзаконной нормативной правовой базы по всем видам надзора. Национальный Банк Казахстана создал (в качестве своих дочерних организаций) Казахстанский актуарный центр и Фонд гарантирования страховых выплат по обязательному страхованию. В его задачах на ближайшую перспективу стоит создание аналогичного фонда гарантирования пенсионных выплат на рынке пенсионных услуг.

Учитывая возросшие в течение последних лет масштабы деятельности Национального Банка Казахстана, особенно в связи с расширением его надзорных функций, актуальным стал вопрос о целесообразности полного разграничения его «классических» функций как центрального банка и функций надзорного органа. С учетом новых условий экономического развития страны эта проблема представляется очень важной.

Поэтому, с 01.01.2004 года предусмотрено создание самостоятельного государственного органа финансового надзора, статус и полномочия которого определены Законом Республики Казахстан «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» от 4.07.03 года. На новый орган единого финансового надзора возлагается основной объем регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций. В настоящее время ведется практическая работа по вопросам создания этого органа.

За Национальным Банком Казахстана как центральным банком страны и органом валютного регулирования и контроля сохранятся лишь небольшие надзорные функции (обеспечивающие ему реализацию задач денежно-кредитной политики государства), а именно за банками и другими финансовыми организациями в части валютного регулирования и контроля, организации системы бухгалтерского учета в банках, деятельности по инкассации и перевозке денег (ценностей), клиринговых расчетов, платежной системы и обменных операций с иностранной валютой.

Цели, принципы и задачи единого органа финансового надзора четко определены в названном законе. К основным приоритетам его деятельности отнесено обеспечение надлежащего уровня защиты законных интересов потребителей финансовых услуг. Тем самым, приобретает актуальность вопрос об обеспечении максимальной прозрачности финансового рынка и достаточный информированности населения о положении дел на нем.

Полагаем, что органу финансового надзора нужно будет учесть в своей деятельности существенные изменения, происшедшие в мировом экономическом развитии и связанные, в первую очередь, с расширением международной экономической интеграции и использования сети Интернет-технологий, а также либерализацией национальных финансовых рынков и глобализацией финансовых потоков и, как следствие перечисленного - повышение концентрации рисков в деятельности банков и других финансовых организаций.

В перспективе единая система финансового надзора должна быть направлена, как мы полагаем, на повышение качества управления финансовыми организациями собственными рисками, оценку их способности по своевременному выявлению и устранению (снижению) этих рисков. Вместо используемых инструментов дистанционного анализа и возможных периодических проверок на месте, ставится цель создания масштабной «надзорной программы», предусматривающей непрерывное и комплексное использование не только имеющейся внутренней информации (отчетности финансовых организаций, получаемой в рамках надзора), но и внешней (статистические и рыночные данные, отчеты внешних аудиторов, оценка уровня менеджмента, и т.д.). Надзор становится ежедневным и более оперативным. При этом, на постоянной основе будет рассматриваться лишь часть параметров, включаемых в ежемесячную отчетность. От инспекционных проверок финансовый надзор, конечно, отказываться не будет, но предполагается повысить их результативность.

Имеет множество нерешенных проблем и финансовый рынок республики. Так, заслуживает серьезного внимания со стороны государства и общественных объединений финансовых организаций недостаточный уровень предоставляемых финансовых услуг, при их относительно высокой стоимости. В некоторых секторах финансового рынка отсутствует конкурентная среда (иногда по объективным причинам – например, наличие только одной страховой организации по страхованию жизни). Низкими темпами идет консолидация финансовых организаций, несмотря на то, что республика стоит перед необходимостью вступления во Всемирную Торговую Организацию.

В деятельности определенной части финансовых посредников, присутствуют устаревшие подходы к организации бизнеса и работы с клиентами. У рынка есть определенные проблемы с качеством менеджмента финансовых организаций и уровнем их персонала, с организацией системы переподготовки специалистов. Поэтому, субъекты финансового рынка, как мы полагаем, должны быть со своей стороны готовы к работе в новых условиях.

Новый орган финансового надзора должен справиться с этими сложными задачами, в том числе, эффективно сотрудничая с Национальным Банком Казахстана по смежным направлениям их деятельности и обеспечить преемственность в работе.

 

 

 

Заключение

 

 К настоящему времени сложилась определенная система регулирования коммерческих банков, которая постоянно совершенствуется с учетом мировой практики. Консолидированный надзор, который регламентируется Проектом закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам банковской деятельности» от 12.03.2001г. будет способствовать процессу интеграции казахстанской банковской системы в мировое финансовое сообщество, повышению степени доверия иностранных инвесторов к отечественной экономике. Для стран СНГ и Республики Казахстан применение Базельских принципов предполагает реализацию комплекса организационных и методических мероприятий, направленных на укрепление экономики, финансовых рынков и совершенствование национальных систем банковского надзора, а также развитие контактов, включая информационный обмен с органами надзора стран, в которых банки РК осуществляют свою деятельность, и стран, инвесторы которых вкладывают средства в капитал казахстанских банков.

Со своей стороны НБРК и АФН активно занимаются проведением указанных мероприятий, имея в виду максимальное приближение норм регулирования БВУ РК к международным стандартам.

 Введены новые, более жесткие экономические нормативы для банков, создаются системы раннего регулирования (BOSS) и особого надзора за деятельностью крупнейших банков, имеющих национальное значение, совершенствуется структура управления процессами регулирования и, расширяется практика назначения временных администраций в проблемные банки, а также принимаются меры по усилению процедур внутреннего контроля в банках.

Одной из главных задач является совершенствование нормативных документов, а также их более глубокая разработка с целью избежания практики частого внесения изменений и дополнений, которая является практически обыденным явлением, и является фактором, осложняющим и без того очень интенсивную работу банков.

Методика расчета собственного капитала, а также коэффициентов достаточности капитала, в настоящее время, приближена к требованиям Базельского комитета по банковскому надзору. Данная методика расчета (капитал I,II уровня) позволяет сотрудникам управлений пруденциального надзора более реально подойти к оценке собственного капитала банка.

Обязательные резервные требования к банкам второго уровня используются во всех развитых странах. Они используются для снижения активности банков в целях смягчения "перегрева экономики", а также для оживления деловой активности.

Одной из проблем банковской системы РК является неравномерность террито­риального развития банковской системы, большая концентрация в городе Алматы и недостаточно развитая сеть на остальной территории страны. На периферии, особенно в отдельных районах, просто отсутствуют средства, чтобы создавать новые банки, капитал которых соответствовал бы законодательству. В условиях, когда количество банков сокращается, это создаёт трудности в обслуживании клиентуры, ведёт к сужению конкурентной борьбы. В отдельных регионах существуют одно- два банковских учреждения, являющихся своеобразными монополистами. Поэтому именно в этих районах очень важно развитие небанковских кредитных учреждений.

Одновременно банки на местах работают над совершенствованием соответствующего программного обеспечения (введение главной бухгалтерской книги и вспомогательных журналов) для осуществления эффективной оперативной работы.

Продолжается деятельность по изучению международного опыта, в связи с этим работают специалисты, которые предоставляют консультативную и техническую помощь. Консультативная помощь заключается в разработке совместных проектов по совершенствованию банковской системы. Одним из результатов работы иностранных консультантов являются принятые за основу рекомендации системы "CAMEL" (система оценки банков, с учетов коэф­фициентов адекватности капитала, ликвидности, доходности, менеджмента).

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что в Республике Казахстан система банковского надзора стремится к мировым стандартам, оформлены условия для осуществления действенного контроля над банковской деятельностью, создана организационная структура, закреплены функции и полномочия. В настоящее время происходит дальнейшее реформирование нормативно-правовой базы регулирования банковской системы и совершенствования процедур и методов эффективного разумного банковского надзора.

 



2019-12-29 158 Обсуждений (0)
Становление и перспективы развития банковского регулирования в Республике Казахстан 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Становление и перспективы развития банковского регулирования в Республике Казахстан

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)