Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отношение к школе – важнейший показатель мотивационной готовности к обучению детей в школе



2019-12-29 185 Обсуждений (0)
Отношение к школе – важнейший показатель мотивационной готовности к обучению детей в школе 0.00 из 5.00 0 оценок




Мотивационная готовность является одним из компонентов психологической готовности детей к школе наряду с умственной, волевой и нравственной готовностью. Поэтому она рассматривается в контексте психологической готовности к обучению в школе.

Учеба школьников требует от них систематического напряжения, последовательности, упорства и предполагает высокий уровень психического развития. Важно определить поэтому, насколько ребенок 6-7 лет готов к обучению в школе.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Существуют различный подходы к определению готовности к обучению в школе, акцент делается на разные стороны развития ребенка.

Рассмотрим различные виды готовности к школьному обучению.

Мотивационная готовность – ориентация на получение новых знаний, способов действий, интерес к ним, желание учиться и положительное отношение к школе. В конце дошкольного возраста происходят важные изменения в мотивационной сфере детей. Она переструктурируется, что выражается в смене относительной выраженности различных мотивов, их иерархии. Появляются доминирующие мотивы, которые могут подчинять себе все другие побуждения. Новый тип мотивации обуславливает и качественно новый тип поведения. Появляются новые мотивы поведения детей 6-7 лет. Это, например, интерес к жизни взрослых. Ребенок считает себя большим, подражает взрослым. Соревновательные мотивы: дети стремятся быть первыми, сравнивают свои успехи. Интенсивно развиваются нравственные мотивы, у детей начинает преобладать мотив долга «надо» над мотивом «хочу». Общественные мотивы проявляются в стремлении сделать что-то для других людей. В э том возрасте дети активны в получении новых знаний об окружающем мире, то есть развиваются положительные мотивы. Они являются основой мотивов учебной деятельности. [10].

Желание учиться возникает к 6-7 годам и находит отражение в сюжетно-ролевых играх. В этом проявляются две основные потребности детей – познавательная и социальная. Социальная потребность выражается в стремлении занять «позицию» школьника. В этом возрасте отчетливо видна любознательность детей, являющихся основой познавательного интереса. Оно проявляется в ярко выраженных ориентировочных реакциях на все новое. При формировании мотивационной готовности значительную роль играют родители, старшие братья и сестры, воспитатели.

Умственная готовность. Л.С. Выготский один из первых высказал мысль о том, что умственная готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне мыслительных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления. Быть готовым к школе – это значит обладать умением обобщать, дифференцировать предметы и явления окружающего мира, сравнивать, находить причины, делать выводы. Важен не только запас представлений ребенка, но, главным образом, способ детского мышления, наличие определенного уровня мыслительных процессов [14].

Волевая готовность – это способность к произвольному регулированию поведения, умение устанавливать контакты со взрослыми и детьми в учебной деятельности. Уже в дошкольном возрасте ребенок преодолевает трудности, подчиняет свои действия поставленной цели. Постепенно он начинает контролировать себя, управлять своим поведение в целом.

Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источником развития воли – взаимоотношение ребенка с окружающим миром. Ведущая роль принадлежит речевому общению ребенка со взрослыми. В генетическом плане Л.С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственным процессом поведения. Развитие воли в возрасте 6-7 лет связано с изменением мотивов поведения, соподчинение им. Наиболее полно воля ребенка проявляется в ситуациях столкновения мотивов [14].

Волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цели, принимать решения, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, выполнять указания взрослого, произвольно удерживать внимание в течение длительного времени.

Нравственная готовность предполагает целенаправленное развитие качеств личности, которые помогают ребенку успешно учиться, управлять своим поведением, подчинять его установленным нормам и правилам (дисциплинированность, чувство коллективизма, дружбы, взаимопомощи). В возрасте 6-7 лет важно формировать не только внешние способы поведения, но и внутренние побуждения вести себя определенным образом. Очень важно наличие образца для подражания.

К 7 годам у детей часто прослеживается направленность личности. Она является важнейшим показателем нравственного развития. Нравственное развитие личности происходит в семье, в процессе развития различных видов деятельности, в общении со сверстниками. Важнейшим условием нравственной подготовки детей к обучению в школе является формирование положительных чувств и эмоций.

Большое значение имеет воспитание нравственных мотивов поведения, воспитание положительного отношения к труду. Нравственная готовность включает в себя также такие качества, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность. Дети должны иметь доброжелательные отношения со сверстниками, обладать способностью к сопереживанию и сочувствию. [9]

Перед поступлением в школу у детей должны быть выявлены слабые стороны готовности к ней, чтобы затем провести соответствующую коррекционную работу.

Из перечисленных, одним из наименее развитых компонентов у детей старшего дошкольного возраста является мотивационная готовность. Следовательно, ей необходимо уделять больше внимания при подготовке детей к обучению в школе.

 



2019-12-29 185 Обсуждений (0)
Отношение к школе – важнейший показатель мотивационной готовности к обучению детей в школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отношение к школе – важнейший показатель мотивационной готовности к обучению детей в школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)