Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.



2019-12-29 258 Обсуждений (0)
Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов. 0.00 из 5.00 0 оценок




К ним относятся описанный в специальной и популярной литературе широкий спектр патогенных воздействий - от воздействия электро­магнитных полей, в «паутине» которых мы проводим большую часть жизни, и частых поездок на транспорте («транспортное утомление») до социально-психологических стрессов, неизбежных при интенсивных межличностных взаимодействиях, и травмирующего психику воздей­ствия средств массовой информации, заполонивших эфир рекламой, тенденциозными политическими передачами, сценами насилия и убийств. Именно эти атрибуты городскойжизни определяют про­исхождение значительной части неврозов, депрессивных состояний, пси­хосоматических заболеваний, проявлений агрессии, роста потребле­ния алкоголя и наркотиков.

6. Отсутствие целостной и целенаправленной системы фор­мирования культуры здоровья населения. Сюда можно отнести:

6.1. Отсутствие последовательной и непрерывной системы обуче­ния здоровью. На различных этапах возрастного развития человек получает информацию о здоровье в семье, школе, больнице, из средств массовой информации и т. д. Однако информация эта отрывочна, слу­чайна, не носит системного характера, зачастую противоречива и не­редко исходит от некомпетентных людей.

6.2. Отсутствие интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем. В существующих про­граммах, направленных на повышение уровня здоровья населения, в частности субъектов образовательного процесса, как правило, пропи­сано межведомственное взаимодействие, но на практике это осуще­ствляется недостаточно.

6.3. Низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы. Существующая просветительская работа по вопросам здо­ровья, проводимая через средства массовой информации, популярны­ми лекциями, изданием научно-популярной литературы чаще всего ориентирует население преимущественно на лечение, а не на предуп­реждение заболеваний. При этом не раскрываются факторы риска и главное - пути их преодоления, не показываются функциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным влияни­ям, в устранении начальных признаков заболевания. Вместо этого упор делается на лекарственные и технические средства лечения и вос­становления здоровья, настойчиво рекламируется деятельность ме­дицинских центров, что не удивительно, так как осуществляют эту деятельность обычно медики, более компетентные в вопросах диагностики и лечения заболеваний, а не их профилактики с использовани­ем социально-психологических технологий.

6.4. Отсутствует мода на здоровье. Средства массовой информа­ции мало внимания уделяют формированию гармонично развитого - физически и духовно - человека. Например, физический имидж че­ловека (хорошее физическое развитие, стройность и т. п.) среди других важнейших показателей назвали 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и менее 40 % женщин в России. У американских стар­шеклассников при ранжировании 17 жизненных ценностей здоровье заняло первое место, а у российских — девятое.

6.5. Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха. Отсутствие такой культуры делает человека заложником непродуманного, не планируемого времяпрепровождения, толкает к стремлению «убить» время у телевизора, алкоголизациям и пр. В ре­зультате имеющееся свободное время не компенсирует последствий накопившегося профессионального утомления и не обеспечивает под­готовку человека к следующему трудовому дню.

7. Несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности, детей и подростков школьного возраста. Законодательная и нормативная база, регламентирующая деятельность по охране здоровья школьников, достаточно разнообразна. В то же время она не обеспечивает в должной степени координацию действий федеральных и местных органов власти, правоохранительных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений и учреждений Госсанэпиднадзора. Известная декларативность законов не позволяет также создавать точных подзаконных актов. Размытым остается и категория ответственности должностных лиц за здоровье учащихся.

8. Несформированность культуры здоровья у учителей, не­благополучие их состояния здоровья. Тот факт, что значительная часть учителей слабо подготовлена по вопросам возрастных особен­ностей ребенка, психологии и физиологии детского и подросткового организма, закономерностям развития ребенка и т. п., общеизвестен. Реже объектом внимания и критики становится недостаточная гра­мотность учителей в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Регулярно проводимые исследования (опросы, анкетирования, тестирования) свидетельствуют, что по компетентности в этих вопро­сах учителя находятся на уровне других специалистов с высшим образованием - инженеров, экономистов и др. Но даже при наличии зна­ний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. В этом одна из причин неблагополучия состояния здоровья учительства как профессиональной группы, которая представляет одну из наиболее выраженных групп риска. Учителя сами нездоровы и невольно подают дурной пример своим воспитанникам. Ведь у нездорового учителя не может быть здоровых воспитанников.

Если о здоровье учащихся говорят много и пытаются заниматься его сохранением и укреплением, то по проблеме здоровья педагогов замет­ных подвижек в практике работы школ не заметно. В этом вина как само­го учителя, так и всей государственной системы, многие годы финанси­рующей образование и здравоохранение по остаточному принципу, пре­вратившей учителя в одну из самых низкооплачиваемых профессиональ­ных групп населения. Однако, трудно ожидать заметных успехов в заботе о здоровье учащихся без изменения отношения к здоровью учителя.

Наряду с такимифакторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития и дру­гие им подобные, неблагоприятное и существенное воздействиена здоровье школьников оказывает другая группа факторов - «внутришкольные», имеющие непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих образовательных технологий. Снегативным влиянием именно этихфакторов, к которым относится интенсификация и нера­циональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностямшкольников и т. п., специалисты связывают до 40% детско-подростковой патологии. Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а оп­ределенным сочетанием, совокупностью различныхфакторов.

Интенсификация образовательного процесса идет различными путя­ми. Первый - увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т. п.). Фактическая учебная школьная нагрузка (поданным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охра­ныздоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институ­тов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной шко­ле в среднем 6, 2 -6, 7 часов в день, в основной школе - 7, 2 - 8, 3 часов в день и в средней школе - 8, 6-9, 2 часа в день. Вместе с приготовлением домаш­них заданий рабочий день современногошкольника составляет - 9-10 часов в начальной, 10-12 в основной и 13-15 - в средней школе. Суще­ственное увеличение учебной нагрузки в подобных учебных заведениях и классах не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дис­функциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие наруше­ния. Среди учащихся этих школ в 1, 2-2 раза больше, чем в массовой шко­ле (хотя и в массовой школе далеко не все благополучно), детей со сни­женным функциональным резервом, дефицитом массы тела, патологией органов зрения, хронической патологией. В большинстве исследований отмечается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.

Другой вариант интенсификации учебного процесса - реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличе­нии объема учебного материала. По данным Минобразования, за пе­риод с 1945/46 по 1997/98 учебные годы в начальной школе резко со­кратилось количество часов на образовательную область филология (на 49 %) и на образовательную область математика (на 62 %). Каж­дому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами, как традиционной, так и развивающими, понятно, что содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой обла­сти за последние 50 лет не уменьшились. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.

Частое следствие интенсификации - возникновение у учащихся состо­яний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление со­здает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.

Опасность для здоровья этого состояния показал еще Г. Н. Сперан­ский. Согласно его исследованиям, если у ребенка сформировался син­дром утомления, выражающийся в снижении работоспособности, по­вышенной отвлекаемости, раздражительности, вялости или, наоборот, в двигательном и речевом возбуждении, головной боли, потере аппе­тита или его резком возрастании и многих других симптомах, то даже девятичасовой сон не снижает утомления. Уже тогда был разработан целый комплекс мер борьбы с чрезмерным утомлением. Физиологическая основа утомления - угнетение деятельности кор­ковых центров в коре больших полушарий. В дальнейшем торможение распространяется на подкорковые центры, угнетается сосудистая ак­тивность, затрудняется выработка условных рефлексов. Из острого состояния утомление, если его не компенсировать, может стать хро­ническим. Особенно часто хронизация утомления происходит у ода­ренных детей. Ведь ранняя одаренность - это увлеченность, а люди, и особенно дети, плохо контролируют свои увлечения.

Конечно, утомление не объясняется каким-либо одним фактором - оно определяется комбинацией различных причин, среди которых зна­чительное место занимают умственные и физические перегрузки, не адекватные возможностям данного организма, статическое положение тела во время работы, «монотония». Фоном развития утомления обыч­но является безразличное или угнетенное эмоциональное состояние.

Фактор, который в общественном мнении традиционно связывают с неблагоприятными последствиями для здоровья учащихся - экзамена­ционный стресс. Особо пристрастное внимание к этому вопросу в этом году связано с введением в ряде регионов страны единого выпускного экзамена. Если посмотреть на эту проблему более широко, то любой вызов ученика к доске, контрольная работа, тестирование - уже ма­ленький экзаменационный стресс. И хотя контроль знаний - очень от­ветственная процедура, вред здоровью ученика может нанести не лю­бой ответ на уроке и не любой экзамен, а лишь такая процедура провер­ки знаний, при которой не соблюдаются необходимые психолого-педагогические, этические нормы и требования, не обеспечена атмосфера справедливости и доброжелательности, не приняты во внимание инди­видуальные особенности отвечающего (экзаменующегося). Но встре­чающиеся плохие экзаменаторы - это не повод отменять саму процеду­ру экзамена, так же как существование плохих, низкоквалифицирован­ных учителей - не повод закрывать все школы.

Приведем примерный перечень внутришкольных факторов, пред­ставляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся.



2019-12-29 258 Обсуждений (0)
Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)