Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примерная схема режима дня общеобразовательной школы с учетом активизации деятельности во внеучебное время



2019-12-29 261 Обсуждений (0)
Примерная схема режима дня общеобразовательной школы с учетом активизации деятельности во внеучебное время 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Режимный момент

 

Классы

 

1   2   3   4   5   6-7   8-9   10-11  
1. Подъем 2. Утренняя гимнастика, туалет, уборка постели   7.00 7.00-7.30   7.00 7.00-7.30   7.00 7.00-7.30   7.00 7.00-7.30   7.00 7.00-7.30   7.00 7.00-7.30   7.00 7.00-7.30   7.00 7.00-7.30  
3. Завтрак   7.30-8.00   7.30-800   7.30-8.00   7.30-8.00   7.30-8.00   7.30-8.00   7.30-8.00   7.30-8.00  
4. Дорога в школу   8.00-8.30   8.00-8.30   8.00-8.30   8.00-8.30   8.00-830   8.00-8.30   8.00-8.30   8.00-8.30  
5. Учебные занятия (вто­рой завтрак) обществен­ная работа 8.30-10.15   8.30-01.35--12.30)#   8.30-01.35--12.30)#   8.30-01.35--12.30)*   8.30-01.35--13.30)*   8.30-01.35--14.00)*   8.30-01.35--14.00)*   8.30-01.35--14.30)*
6. Прогулка-игры   10.30-13.00   12.30-13.00   12.30-13.00   12.30-13.00   13.30-14.00   -   -   -  
7. Обед   13.00-13.30   13.00-13.30   13.00-13.30   13.00-13.30   14.00-14.30   14.00-14.30   14.00-14.30   14.30-15.00  
8. Сон   13.30-15.30   13.30-15.00*   13.30-14.30*   -   -   -   -   -  
9. Прогулка-активный отдых   15.30-17.30   15.00-16.00   14.30-16.00   13.30-16.00   14.30-16.00   14.30-16.00   14.30-16.00   15.00-16.00  
10. Учебные занятия-приготовление домашних заданий-частично свободное время     16.00-17.00'   16.00-17.30   16.00-17.30   16.00-18.00   16.00-18.00   16.00-18.00   16.00-18.00
11. Полдник   17.30   17.30   17.30   17.30   18.00   18.00   18.00   18.00  
12. Свободные занятия   17.30-19.00   17.30-19.00   17.30-f9.00   17.30-19.00   18.00-20.00   18.00-20.00   18.00-20.00   18.00-20.00  
13. Дорога домой-прогулка   19.00-19.30   19.00-19.30   19.00-19.30   19.00-19.30   20.00-20.30   20.00-20.30   20.00-20.30   20,00-20.30  
14. Ужин   19.30-20.00   19.30-20.00   19.30-20.00   19.30-20.00   20.30-21.00   20.30-21.00   20.30-21.00   20.30-21.00  
15. Свободные занятия   -   -   -   -   -   -   21.00-21.30   21.00-21.30  
16. Приготовление ко сну   20.00-20.30   20.00-20.30   20.00-20.30   20.00-20.30   21.00-21.30   21.00-21.30   21.30-22.00   22.00-22.30  
17. Сон   20.30   20.30   20.30   20.30   21.30   21.30   22.00   2230  

# Время, указанное в скобках, обозначает замену занятий приготовлением уроков в случае "перемежающегося" режима. Если вторая половина дня должна быть освобождена для различных мероприятий, посещений внешкольных учреждений и т.д., то учебные занятия полностью осущест­вляются в первой половине дня, а приготовление домашних заданий - во второй половине

* Для детей с ослабленным здоровьем, для остальных - прогулки, игры, свободное время

домашних заданий - во второй половине. * Для детей с ослабленным здоровьем, для остальных - прогулки, игры, свободное время.

 

В общеобразовательных учреждениях работаю­щих в несколько смен, учащиеся начальной шко­лы, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должны обучаться в первую смену.

Режим школьного учреждения определяет­ся учебным расписанием. От правильности со­ставления расписания зависит динамика работоспо­собности учащихся, как дневная, так и недельная. Анализ расписания необходимо проводить в нача­ле учебного года и второго полугодия до утвержде­ния его директором учебного заведения.

Режим школьного учреждения должен строить­ся на основании примерной схемы режима дня об­щеобразовательной школы, учитыва­ющей ход дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся (рис.1).

Проведение сдвоенных уроков в начальной школе запрещается. Для учащихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков тру­да, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).

Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускаются при условии их проведения следом за уроком физ­культуры или динамической паузой продолжитель­ностью не менее 30 минут.

В 10-11 классах допускается проведение сдвоен­ных уроков по основным и профильным предметам.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания.

Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 часа, во 2 классе - до 1,5 часов, в 3-4 классах - до 2 часов, в 5-6 классах - до 2,5 часов, в 7 классе - до 3 часов, в 8-11 клас­сах - до 4 часов.

Работа групп продлённого дня должна строиться в соответствии с Методическими указаниями "Орга­низация и режим работы групп продлённого дня".

В группах продлённого дня продолжительность прогулки для младших школьников должна составлять не менее 2-х часов, учащихся 5-8 классов - не менее 1,5 часов.

Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения и должна соответствовать пределам длительности подготовки домашних заданий.

Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные игры, спортивные игры, общественно-полезный труд на пришкольном участке), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и т.д.).

 Факультативные, индивидуальные и групповые занятия должны составлять для учащихся 1-4 классов не более 2 часов, 5-9 классов - не более 3 часов, 10-11 классов - не более 4 часов в неделю.

Для факультативных занятий должно составляться отдельное расписание. Они должны планироваться на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устанавливается перерыв продолжительностью 45 минут.

При составлении расписания уроков необходимо чередовать в течение дня и недели для младших школьников основные предметы с уроками музыки, изо, труда, физической культуры, а для учащихся среднего и старшего возраста - предметы естественно - математического и гуманитарного циклов.

Школьное расписание должно строится с учетом дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

 

 

     
продуктивность работы
 

 

 


             I                             II                                                     III

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Период работы                                                                                                                                            

Рис.1. Динамика дневной и недельной кривой работоспособности учащихся

I - период врабатывания, II - период высокой и устойчивой работоспособности, III - период снижения работоспособности:

а) - зона неполной компенсации, б) - зона конечного порыва, в) - зона прогрессивного падения.                                                                                                          

В расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводить­ся на 2-3-х уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста - на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Её уро­вень нарастает к середине недели и остается низ­ким в начале (понедельник) и в конце (пятница) не­дели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течении недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник или среду. На эти в школьное расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

При составлении расписания рекомендуется пользоваться таблицами, в которых трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

 

Шкала трудности предметов для младших классов (Агарков В.И., 1986)

 

№   Предмет   Балл  
1. Математика   8  
2.   Русский (национальный) язык   7  
3.   Природоведение   6  
4.   Русская (национальная) литература   5  
5.   История (4 класс)   4  
6.   Рисование и музыка   3  
7.   Труд   2  
8.   Физкультура   1  

 

Шкала трудности предметов для старших классов (Сивков И.Г., 1975)

 

№   Предмет   Балл  
1.   Математика, русский язык (национальная школа) школа)   11  
2.   Иностранный язык   10  
3.   Физика, химия   9  
4.   История   8  
5.   Родной язык, литература   7  
6.   Естествознание, география   6  
7.   Физкультура   5  
8.   труд   4  
9.   Черчение   3  
10.   Рисование   2  
11.   Пение 1  

 

Дополнением к таблицам трудности предметов могут служить данные опроса учащихся современ­ных образовательных учреждений, которые к наи­более трудным предметам относят информатику, про­фильные дисциплины, новые для них предметы. Ука­занные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.

 Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в сере­дине учебной недели.

 Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников.

Для учащихся младшего и среднего возрас­та распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы её наиболь­шая интенсивность (по сумме баллов за день) при­ходилась на вторник и четверг, в то время как среда была несколько облегчённым днём.

Расписание составлено неправильно, когда наиболь­шее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

Гигиенически регламентируется и длительность отдыха детей между уроками - перемены.

Продолжительность перемен между уроками для учащихся всех видов общеобразовательных уч­реждений должна быть не менее 10 минут, боль­шой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается пос­ле 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 ми­нут каждая.

Перемены необходимо проводить при максималь­ном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.

При проведении ежедневной динамической пау­зы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятель­ности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажёра­ми рекреациях.

В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах должен приме­няться "ступенчатый" режим учебных занятий с по­степенным наращиванием учебной нагрузки:

- в сентябре - 3 урока по 35 минут;

- со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый;

- со второго полугодия - по общим правилам.

Для обучающихся в 1-х классах в течение года должны устанавливаться дополнительные недель­ные каникулы.

Полная гигиеническая оценка (экспертиза) расписания включает исследование и оценку сле­дующих составляющих.

1. Количество учебных смен в школе и начало занятий 1-й и 2-й смены.

2. Малые и большие перемены (продолжитель­ность, место и количество больших перемен).

3. Дневная и недельная нагрузка школьников в учебных часах (общее количество ежедневных и еженедельных уроков по классам).

4. Место уроков в расписании учебного дня и не­дели в зависимости от степени их трудности.

5. Распределение учебных предметов различной трудности по дням недели.

6. Распределение уроков сходных по характеру учебных действий.

7. Наличие сдвоенных уроков по изучению одно­го предмета.

8. Место уроков физкультуры и труда в расписа­нии дня и недели (по классам).

9. Соответствие учебной нагрузки динамике ра­ботоспособности учащихся.

10. Наличие облегченного дня в течение учебной недели.

11. Особенности организации занятий первокласс­ников (наличие «ступенчатого» режима обучения).

Оценка соответствия школьного расписания ги­гиеническим требованиям проводится с использо­ванием критериев, представленных в следующей таблице.

Гигиенически рациональные характеристики школьного расписания

 

№ п/п Параметры расписания Гигиенически рациональные характеристики параметров
1. Начало занятий и их сменность Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 ч. Запрещается проведение нулевых уроков. Лучшее время для начала занятий – 8.30. – 9.00. с организацией их только в первую смену. Вторая смена может начинать работу в помещениях 1-й смены только через 30-40 минут после ее окончания при хорошем предварительном проветривании помещений (не менее 15-30 минут). Желательно начинать занятия 2-ой смены не позже 14 часов. В образовательных учреждениях, работающих в две смены, учащиеся 1-х, 5-х и вы­пускных классов должны обучаться в первую смену. Обучение в общеобразовательных учреждениях с расширенным и углубленным содержанием учебных программ должно быть организовано только в первую смену.
2. Продолжительность уроков Для учащихся начальной школы рекомендуется 35 минут, в остальных классах 45 минут.
3. Малые и большие перемены Малые перемены не должны быть менее 10 мин., а большие – 20-30 мин., 5-ти минут­ные перемены могут быть только после 30-35 минутных уроков. Лучше иметь две большие перемены по 20 мин. С расположением их после 2 и 3 уроков. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего возду­ха, в подвижных играх средней интенсивности.
4. Дневная и недельная нагрузка школьников в учебных часах При 6-дневной учебной неделе максимально допустимое количество часов в неделю: в 3-х летней начальной школе для учащихся 1-3-х классов – 25 ч; в 4-х летней началь­ной школе для учащихся 1-х классов – 22 ч, 2-4 классов – 25 ч, 5 кл. – 31, 6 классов –32 ч, 7 кл. – 34 ч, 8-9 кл. – 35 ч, 10-11 кл. – 36 ч. Часы факультативных занятий в школах с расширенным и углубленным содержанием обучения должны входить в объем предельно допустимой нагрузки учащихся. При 5-дневной учебной неделе предельно допустимое количество учебных часов в неделю должно быть уменьшено: в 3-х летней начальной школе для учащихся 1-3-х классов – 22 ч; в 4-х летней началь­ной школе для учащихся 1-х классов – 20 ч, 2-4 классов – 22 ч, 5 кл. – 28, 6 классов –29 ч, 7 кл. – 31 ч, 8-9 кл. – 32 ч, 10-11 кл. – 33 ч. Запрещается вводить 5-дневную учебную неделю для учащихся 5-11 классов всех ви­дов общеобразовательных учреждений с расширенным и углубленным содержанием обучения
5. Распределение по урокам учебных предметов в зависимости от их трудности Учебные предметы по трудности должны располагаться в течение дня в соответст­вии с поурочной динамикой работоспособности школьников. Более трудные предметы ставятся на уроки с более высокой работоспособностью детей. Наиболее высокая работоспособность у младших школьников отмечается на 1-2-3 уроках, причем, оптимальная – на 2-ом уроке. Учебные предметы по трудности (с ус­ловной оценкой в баллах) располагаются в ранговом порядке. В старших классах высокая работоспособность приходится на 2-3 уроки.
6. Распределение учебных предметов различной трудности по дням недели Учебные предметы по трудности должны распределяться в соответствии с недель­ной динамикой работоспособности школьников. Более трудные предметы должны приходиться на дни наиболее высокой работоспособности. Загруженность учебного дня можно определить количеством уроков и трудностью (по баллам) предметов. Целесообразно распределять учебную нагрузку следующем образом: вторник и среда в 1-ом классе – 4 урока с суммарной трудностью предме­тов до 25-27 баллов; во 2-4 классах по 5 уроков (1 класс), до 29 баллов (2 класс) и до 30-32 баллов (3-4 классы). Понедельник – 4 урока с суммарной трудностью предме­тов до 20 баллов (1-2 класс) и до 22 баллов (3-4 класс). Четверг – 4 урока с суммар­ной трудностью предметов до 15-16 баллов (1-2 классы) и до 17 баллов (3-4 классы). Пятница – 4 урока с суммарной трудностью предметов до 18 баллов (1-2 классы) и до 20 баллов (3-4 классы). Суббота – 4 урока до 20 баллов (1-2 классы) и до 22 баллов (3-4 классы).
7. Распределение по урокам сходных по характеру учебных действий предметов При освоении школьных предметов на уроках, детьми выполняются преимуществен­но следующее виды учебных действий: аудиовизуальные, речевые, локомоторные, счетно-решающее, аналитико-синтетические. Близкие по характеру выполнения учебных действий предметы не желательно распо­лагать на смежных уроках. Например, сходными предметами для 1-4 классов явля­ются: русская литература, национальная литература – история, русский язык – нацио­нальный язык; труд за станком - физкультура; ручной труд - рисование.
8. Сдвоенные уроки по изучению одного учебного предмета В младших классах сдвоенные уроки по изучению одного предмета ставить в распи­сании не допустимо, так как это приводит к быстрому утомлению школьников. Для учащихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускаются при проведении лаборатор­ных, контрольных, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам при условии проведения ежедневной динамической паузы в середине школьных занятий продолжительностью не менее 30 минут.
9. Место уроков физкультуры и труда в расписании дня и недели Физкультура и физический труд снимают умственное утомление школьников и поддер­живают их работоспособность на стабильном уровне. Поэтому эти предметы должны ставиться 3-4 уроком и в учебные дни, с которых начинается падение работоспособ­ности у детей и подростков (четверг, пятница).
10. Облегченный день в течение недели Для поддержания недельной динамики работоспособности школьников необходимо предусматривать в расписании занятий облегченный день. Он должен располагаться в середине недели. Таким днем предпочтительно делать четверг. Облегченный день создается как путем уменьшения длительности или количества уроков, так и планированием на этот день двух, трех уроков по изучению легких пред­метов (физкультура, трудовое обучение, музыка, рисование).
11. «Ступенчатый» режим обучения первоклассников Для облегчения адаптации первоклассников необходимо уменьшить количество уро­ков на первой неделе. В течение первого года обучения используется «ступенчатый» режим: 1-я четверть – 3 урока по 30 мин., 2-я четверть – 4 урока по 30 мин., 3-я и 4-я четверть – 4 урока по 45 мин.

 



2019-12-29 261 Обсуждений (0)
Примерная схема режима дня общеобразовательной школы с учетом активизации деятельности во внеучебное время 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примерная схема режима дня общеобразовательной школы с учетом активизации деятельности во внеучебное время

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)