Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА В ЭПОХУ КАПИТАЛИЗМА




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Прогрессивное движение, возникшее в эпоху Возрождения, борьба гуманистов со средневековым мракобесием и реакционностью в науке способствовали дальнейшему ее развитию. Возрождение, подготовленное в значительной степени рождением новой экономической силы – буржуазии, расчистило дорогу творческим силам капитала, открыло путь к развитию и процветанию искусства и науки, привлекло внимание к вопросам физического воспитания, профилактики, закаливания, использования движений с оздоровительной целью.

Уже в первой половине XVIII в. ряд работ, пропагандировавших лечебную гимнастику, оказавших большое влияние на современников.

Перу Гоффмана (ум. в 1742 г.) принадлежат девять книг обширного труда «Радикальные указания, как человек должен поступить, чтобы избежать ранней смерти и всевозможных болезней». Гоффман пропагандировал в них, подобно врачам глубокой древности, физические упражнения и растирания.

Много способствовали внедрению в практику лечебной гимнастики Фуллер, выпустивший в 1750 г. большой труд по гимнастике и массажу, и Тиссо – знаменитый клиницист XVIII в. Его книга «О здравии ученых и слабосильных людей» в 1787 г. была переведена и издана в Петербурге. Указывая на то, какое значение приобретают физические упражнения в предупреждении и лечении болезней, он писал, что «нет ни одной части в теле, которую бы не расслабляла бы сидячая жизнь», и что источником болезней является «всегдашняя тела недвижимость».



Большим успехом пользовалась книга Христофора Гуфеланда «Наука, показующая способы к достижению долговременной жизни». Переведенная на русский язык, она несколько раз переиздавалась в России с конца XVIII до середины XIX в.

Исключительно важное значение придавал французский хирург конца XVIII в. Андре лечебной гимнастике в хирургии и ортопедии. Благодаря ему этот метод стал широко распространяться в хирургических больницах Европы.

В XVIII в. было положено начало созданию различных систем физического воспитания, а также развитию лечебной гимнастики как составной части этих систем. И не случайно «медицинская», или «врачебная», гимнастика входила равноправным разделом и в шведскую систему гимнастики Линга и в систему Амороса.

Большое внимание использованию физических упражнений с профилактической и лечебной целью уделяла и русская медицина XVIII в. Основными истоками развития медицинской мысли XVIII в. были опыт, накопленный народной медициной и русскими врачами, успехи естественных наук, контакт с мировой медицинской наукой.

В XVIII в. русские ученые и общественные деятели – М.В.Ломоносов, И. И. Бецкий, А. П. Протасов, С. Г. Зыбелин, П. М. Максимович-Амбодик, Н. И. Новиков, А. II. Радищев и другие – писали и выступали в защиту профилактического направления в медицине и смотрели на физические упражнения, особенно среди детей, как на одно из основных средств в борьбе за здоровье подрастающего поколения и за восстановление здоровья.

М. В. Ломоносов в знаменитом письме «О размножении и сохранении российского народа», адресованном И. И. Шувалову, не только поставил, но и разработал вопросы охраны здоровья детей и борьбы с детской смертностью.

И. И. Бецкому принадлежит ряд замечательных работ в области детского здравоохранения и профилактики в детском возрасте. При его участии было составлено «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми примечаниями о физическом воспитании детей от рождения до отрочества» (Спб, 1766 г.). И. И. Бецкий в своих сочинениях стремился дифференцировать возрасты по признакам, свойственным растущему организму, и для каждого возраста дать свою группу физических упражнений.

Многое сделал в целях профилактики заболеваний выступивший в 1764 г. перед составом Академии наук первый русский академик-анатом
А. П. Протасов с двумя знаменательными докладами: «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья».

Н. И. Новиков – горячий сторонник массового закаливания – требовал в оздоровительных целях использования игр, физичес­ких упражнений, борьбы.

Неутомимым популяризатором и пропагандистом физических упражнений для укрепления здоровья детей и юношества являлся замечательный русский врач второй половины XVIII в. П. М. Максимович-Амбодик. Его работы были проникнуты гуманистическими тенденциями и подчеркивали значение наблюдений и опыта в медицине. Вопросами физического воспитания и назначения физических упражнений и труда с профилактической и лечебной целью занимался и другой русский ученый – проф. С. Г. Зыбелин. На торжественном акте Московского университета 30 июня 1777 г. Зыбелин произнес «Слово о сложениях тела человеческого и о способах, как оные предохраняются от болезни», в котором поставил вопрос о продлении жизни русского народа, Зыбелин предписывал своим больным «разного рода движения... и при этом телесные труды».

Анализ работ, посвященных использованию физических упражнений в оздоровительных целях учеными XVII и XVIII вв., показал, что абсолютное большинство их носило профилактический характер и только в редких случаях их применяли в хирургии и механистической локальной ортопедии.

В XIX в. крупные открытия в области естествознания оказали огромное влияние на дальнейшее развитие науки, в том числе и на эволюцию лечебной гимнастики.

Открытие клеточного строения организмов вызвало возникновение клеточного учения Рудольфа Вирхова. В своем учении Вирхов довел локалистическии принцип до крайних пределов, локализуя патологический процесс не в органе и не в ткани, а в отдельной клетке или группе клеток. Вирхов отрицал единство организма и трактовал его как механическую сумму независимых частиц.

Большое распространение в Европе получила врачебная гимнастика Линга, являющаяся составной частью шведской гимнастической системы наряду с педагогической, военной и эстетической гимнастикой. Основной задачей линговской врачебной гимнастики являлось лечение различных заболеваний, особенно опорно-двигательного аппарата, при помощи строго ограниченных, правильно дозированных и точно локализованных упражнений.

Линговская врачебная гимнастика вызвала рождение других систем лечебной гимнастики, отразивших в себе в значительной степени идеи вирховской патологии. Таковы были системы шведского профессора Гартелиуса и его учеников Муррея, Виде и особенно Цандера – создателя механотерапии.

Механизированные упражнения, выполняемые с помощью специальных аппаратов, изобретенных Цандером, Коро, Газенбреком и другими, положили начало созданию специальных институтов. Эти упражнения являются также составной частью лечебных мероприятий в других лечебных организациях, особенно же в физиотерапевтических.

Появление линговской врачебной гимнастики и ее широкое распространение вызвало рождение новых специализированных систем лечебной гимнастики, таких, как системы Эртеля и Шотта – при лечении ожирения и болезнях сердца; Френкеля, Ферстера, Якоба – при расстройстве движений; Зингера, Гофбауэра – при астме и эмфиземе; Клаппа – при искривлении позвоночника, и др.

Положительное влияние, оказываемое физическими упражнениями на профилактику и лечение туберкулеза, болезней сердечно-сосудистого аппарата, нервной системы и др., привлекло к себе внимание крупнейших клиницистов Европы. К ним надо отнести Визе, Бакмейстера, Роллье и других, пропагандировавших применение лечебной гимнастики при туберкулезе; Люка Шампио-не, Ру Беллер и др.– в хирургии. Работы Демени, Лагранжа, Бира с учениками легли в основу методики физических упражнений, назначавшихся при различных заболеваниях.

Капиталистическое общество, в котором врачи, ученые и специалисты по методике лечебной гимнастики являлись в своей массе собственниками-одиночками, работающими в обстановке жесточайшей конкуренции, не могло создать таких условий, при которых развитие лечебной гимнастики, ее научное обоснование не находилось бы в зависимости от отдельных лиц и случайностей, а считалось бы государственным делом. Поэтому, несмотря на интересные наблюдения и работы отдельных прогрессивных представителей западной науки, лечебная гимнастика в основном осталась на локально-механических позициях и обслуживала богатые верхушки буржуазии, не стала достоянием трудящихся масс.

Развитие лечебной гимнастики в царской России шло по следующим путям. Среди ученых начала XIX в. большой известностью пользовался
М. Я. Мудров – основоположник русской медицинской науки и отец русской терапевтической школы. Он выступал за необходимость использования с лечебной целью не только физических упражнений, но и труда. М. Я. Мудров первый конкретизировал тот принцип, который стал основным в советской медицине. В своем произведении «Слово о способе учить и учиться медицине»
М.Я. Мудров писал: «Взять в свои руки людей здоровых, предохранять их от болезней наследственных или угрожающих, предписывать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача спокойно. Ибо легче предохранять от болезней, нежели их лечить. И в сем состоит первая его обязанность». Эту задачу выполняет советская лечебная физкультура – как задачу профилактического характера. Второй принцип – лечить не болезнь, а больного, выраженный
М.Я. Мудровым в словах «врачевание состоит в лечении самого больного»,– является также ведущим в советской лечебной физкультуре. В своих работах М.Я Мудров и больным и здоровым рекомендовал применять физические упражнения, растирания, использовать естественные факторы природы, трудовые процессы.

В настоящее время лечебная физическая культура входит, неотъемлемой частью в комплексное лечение и получила широкое распространение в нашей стране и за рубежом. Лечебная физическая культура быстро развилась и сформировалась в самостоятельную клиническую дисциплину, имеющую подготовленные кадры и хорошо разработанные частные методики, проверенные большим опытом практической работы.

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7