Дефекты осанки, их предупреждение и устранение
Осанка – привычное положение тела непринужденно стоящего человека, образуется в процессе физического развития ребенка и формирования у него статико-динамических функций. Известно, что у ребенка параллельно с приобретением им навыков удерживания головы, сидения, стояния постепенно формируются физиологические кривизны позвоночника – изгиб в шейном отделе выпуклостью вперед – шейный лордоз, изгиб в грудном отделе выпуклостью назад – грудной кифоз и изгиб в поясничной области выпуклостью вперед – поясничный лордоз. Волнообразная форма позвоночника и наличие буферных образований в виде межпозвонковых дисков, имеющих хрящевое строение, обеспечивают высокие рессорные качества, предохраняют от сотрясения внутренние органы, центральную нервную систему. Условия внешней среды и функциональное состояние мускулатуры оказывают определенное влияние на форму позвоночника: нормально существующие изгибы могут усиливаться или уменьшаться, меняется положение плечевого, тазового пояса, может выработаться наклонность к асимметричному положению тела. Порочные положения тела при стоянии и сидений постепенно принимают характер стереотипа, возникает привычка неправильно держаться, затем это привычное положение тела может закрепиться. Отклонения со стороны осанки могут быть связаны с изменением положения плечевого пояса, таза, туловища. Наблюдаются следующие виды нарушений осанки: крыловидные лопатки, сведенные вперед, и свисающие плечевые суставы, усиление грудного кифоза (сутулость, круглая спина) и поясничного лордоза, плоская спина, осанка с асимметричной установкой плечевого пояса. Характер мероприятий, направленных на предупреждение дефектов осанки, различен в младшем детском и школьном возрасте. Предупреждение дефектов осанки выражается прежде всего в соблюдении ряда гигиенических правил: сон на полужесткой постели с небольшой подушкой, учебные занятия за столом соответствующей высоты, хорошее освещение места, правильное положение книги и тетради при приготовлении уроков и т.д. Большое значение имеет воспитание правильного положения тела при стоянии и сидения. Следует бороться с такими привычками, как стояние с полусогнутой ногой, сидения с согнутым туловищем, а также с опущенными за край стола локтевыми суставами. Посадка с согнутым туловищем
Большое профилактическое значение имеют мероприятия, способствующие улучшению физического развития детей, в особенности ослабленных недавно перенесенным заболеванием, а также страдающих недостаточностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Под влиянием различных физических упражнений мускулатура детей укрепляется, что помогает устранению неправильной осанки. Для этого должен быть правильно организован двигательный режим детей, а их досуг достаточно заполнен различными физическими упражнениями. Необходимы регулярные занятия утренней гигиенической гимнастикой, подвижными играми на воздухе, занятия спортом; в условиях школы – обязательно проведение физкультминуток во время учебных занятий и выполнение различных по форме физических упражнений в перерывах между уроками. Детям с наклонностью к сутулости и круглой спине особенно показаны напряженные выгибания туловища с локализацией движения не в более подвижном поясничном отделе позвоночника, а в грудном, производимые из исходных положений, способствующих разгрузке позвоночника. Детям с крыловидными лопатками и сведенными кпереди плечевыми суставами полезны круговые движения руками назад, сгибание рук к плечам, на затылок Примерный комплекс утренней гигиенической гимнастики для детей с дефектами осанки 1. И. п. – стоя, руки на пояс. Разведение локтей со сведением лопаток – вдох; возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 4–5 раз. 2. И. п. – стоя, руки в стороны. Круговые движения рукам назад. Дыхание произвольное. Повторить 8—10 раз. 3. И. п. – стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклоны туловища вперед с прямой спиной – выдох; возвращение в исходное положение – вдох. Повторить 4–5 раз. 4. И. п. – стоя, палка в опущенных руках. Приседание с подниманием палки вперед – вдох; возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 4–5 раз. 5. И. п. – стоя, палка на лопатках. Наклон туловища вправо и влево попеременно, дыхание произвольное. Повторить 5–6 раз. 6. И. п. – стоя, палка в опущенных руках. Поднимание палки вверх – вдох; возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 4–5 раз. 7. И. п. – лежа на спине, руки вдоль тела. Попеременное поднимание прямых ног вверх. Повторить 3–4 раза. 8. И. п. – лежа на животе, руки на пояс. Прогибание туловища назад – вдох; возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 3–4 раза. 9. И. п. – стоя, руки на пояс. Подскоки на месте с последующей ходьбой. 10. И. п. – стоя руки перед грудью. Разгибание рук в стороны – вдох; сведение – выдох. Повторить 3–4 раза.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |