Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Философия XIX - начала XX века.




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Философия марксизма

2. Классический позитивизм

3. Иррационализм и «философия жизни»

 

Ключевые понятия: класс, нация, революция, идеология, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, диктатура пролетариата, общественное бытие, общественное сознание, способ производства материальных благ.

 

Литература:

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Кучевский В.Б. Философия нигилизма Фридриха Ницше. – М., 1996.

7. Мареев С.Н., Мареева Е.В., История философии (Общий курс). Учебное пособие: - М.: Академический Проект, 2004. Гл. 8,9,10

8. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. – М.: Гардарика. 2005. Гл. 7. Параграф 1-4;15.



9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. - СПб, 1997. Часть вторая.

10. Фридрих Ницше. Соч. в 2т. – М., 1990.

11. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1996.

12. Кьеркерог С. Страх и трепет. – М., 1993 г.

 

Методические указания:

Историко-материалистическая философия К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Практика как фундаментальная категория философии. Разработка Энгельсом материалистической диалектики природы. Концепция общественно-экономических формаций и учение об освободительной миссии пролетариата. Вклад В.И. Ленина в разработку идей научного коммунизма. Исторический и диалектический материализм.

Необходимо обратить внима­ние на то, что марксистская концепция материалистического объяснения истории не в полной мере учитывала роль духовного фактора. Следует по­казать, что многие идеи марксизма были порождены образом капитализма XIX века и не смогли учесть удивительную приспособляемость этого способа производства к изменяющимся историческим реалиям. Исторические судь­бы марксизма по-прежнему остаются одной из дискуссионных тем.

Если вернуться к европейской философии, то после Гегеля она пошла по пути пересмотра важнейших положений классической философии. Если гегелевская философия зиждется на уверенности в разумности мира, то уже А. Шопенгауэр начинает сомневаться в этом. Его воля к жизни носит в природе инстинктивный характер (иррациональный), а в челове­ческом поведении она обретает рассудочный характер, становясь сгустком вожделений. Жизнь - страдание, история - слепой случай, прогресс- иллю­зия: таков неутешительный вывод Шопенгауэра.

В чем-то ему вторит С. Кьеркегор, хотя истоки его рассуждений иные. Он выступает от лица единичного, который важнее рода. Во всем природ­ном мире царит необходимость, в человеческой жизни - свобода. Человек – это экзистенция (существование), обреченная на выбор и страшащаяся этого выбора. Если страх характеризует отношение человека к миру, то отношение к самому себе - отчаяние. Отчаяние - это вина человека, внут­ренне не принимающего самого себя. Отчаяние - вечное умирание без кон­ца. От этого изнуряющего состояния не может избавить даже Бог, «посколь­ку Бог помогает лишь так, как это может сделать свобода». Страх, отча­яние, вина становится в философии Кьеркегора способами проявления со­кровенного Я. С. Кьеркегор выделяет типы экзистенции и отчаяния (эстетический – «отчаяние возможного», этический – «отчаяние вызова или мужественное отчаяние» и религиозный – «абсолютное или экзистенциальное отчаяние») и их отличия. «Абсолютное отчаяние» оставляет человека наедине с Богом; «эстетическое» - значимостью обладает только возможное, а не действительное; «этическое» - желание быть самим собой, полагаясь только на свои силы и возможности. Если в классической философии судящей инстанцией считается разум, то у датского мыслителя эта функция переходит к эмоциям. Все более сказывается недоверие разуму.

Эта тенденция еще более проявилась в философии жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей и др.). Следует обратить внимание на волю к власти Ницше, на возвеличивание им биологического начала в человеке, на его устремленности к некоему сверхчеловеку, способному придать духовное содержание тому обществу, где Бог умер. Это направление на первый план выдвигает понятие жизни, противоположное омертвляющим процедурам научного мышления, неспособного уловить подлинный аромат реальных процессов.

 

Контрольные вопросы;

1. Как понимал К. Маркс родовую сущность человека на раннем этапе своего творчества?

2. Что такое отчуждение по Марксу?

3. Назовите основные положения историко-материалистической кон­цепции Маркса.

4. Насколько современен Маркс в наше время?

5. Как развивается человеческий дух по О.Конту?

6. Каково предназначение философии с точки зрения классического позитивизма?

7. Что такое воля к жизни в философии А. Шопенгауэра?

8. Какими путями можно противостоять инстинкту воли к жизни?

9. В чём выражается нигилизм философии Ф.Ницше?

10. Перечислите основные положения философии жизни.

11. Покажите этапы развития объективного и абсолютного духа.

12. Что такое хитрость Мирового разума?

13. Как представлял себе Гегель исторический прогресс?

14. В чем противоречие между системой и методом в философии Гегеля?

15. В чем проявляется панлогизм философии Гегеля?

16. Раскройте сущность этического учения С. Кьеркегора.

17. Кьеркегор: типы экзистенции и отчаяния (эстетический – «отчаяние» возможного, этический – «отчаяние вызова или мужественное отчаяние» и религиозный – «отчаяние ») и их отличия.

 

'                                                                                                                             .                                          




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (128)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7