Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации



2019-12-29 193 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




Необходимо понять науку как особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных (и предметных) системно организованных и обоснованных (эмпирически и теоретически, и суперкомпьютерно-вычислительно) знаний о мире. Анализируя социальные функции науки продумать возможность добавления функции науки как духовной силы (дух как свобода научного творчества).

Рассматривая специфику научного познания и его отличие от других видов познавательной деятельности (в том числе и обыденной) необходимо разобраться с объектом и предметом познания; его логикой, методологией и методами; критериями научной истины (объективность, предметность, системность организации и обоснованность).

В структуре научного знания важно выделить следующие элементы (формы организации):

1) два уровня: эмпирический и теоретический (подчеркнуть при этом становление принципиально нового – суперкомпьютерно-вычислительного);

2) два типа (по характеру познания): фундаментальный и прикладной;

3) три вида (по формам организации предмета): дисциплинарный, междисциплинарный и проблемно организованный.

Надо знать их основные различия и содержание.

Центральная проблема гносеологии (эпистемология) заключается в ответе на вопрос: как че­ловек, пронизанный субъективными переживаниями и личностными впе­чатлениями, может получить объективное знание о мире? Здесь окажутся весьма уместными историко-философские знания о становлении гносеологии. Необходимо различать гносеологический, аксиологический и конвенциальный аспекты истины, абсолютную и относительную истину, принцип конкретности истины. Особого внимания заслуживает проблема критерия истины.

Следует также различать обще­логические методы научного познания, формы и методы эмпири­ческого и теоретического познания, а также виды экспериментов: натурный (реальный), теоретический, (мысленный) и вычислительный (виртуальный). Неверно полагать, что эмпирический и теоретический уровни научного познания являются простой аналогией чувственной и рациональной ступени познания. В настоящее время выделяют ещё метанаучный уровень познания. Необходимо знать его особенности.

Изучая вопросы научного творчества, необходимо выяснить и проанализировать его сущность как создание (созидание, сотворение, производство) нового знания, отвечающего критериям объективности, системной организованности и обоснованности, что и делает его новой истиной в науке; соотношением научного познания, научного исследования и научного творчества; формы организации научного творчества (по уровням эмпирическое и теоретическое (и становление суперкомпьютерно-вычислительного); по типам: фундаментальное и прикладное; по видам: дисциплинарное, междисциплинарное и проблемно организованное); этику научного творчества (этические нормы и ценности; свобода научного творчества и социальная ответственность учёного); творчество, научные революции и направления научно-технической революции.

Отдельного разговора заслуживает социально-гуманитарное позна­ние. Проблема его приемов и методов носит в современной философии особенно дискуссионный характер. Студенту стоит пораз­мышлять над ней, исходя из специфики своей будущей профессии.

Контрольные вопросы:

10. В чем заключается философское содержание проблемы познания?

11. Назовите основные этапы развития гносеологии.

12. Что такое трансцендентальный субъект в теории познания Канта?

13. Сущность агностицизма Канта. Значение в системе Канта категории «вещь в себе».

14. Три гносеологических вывода В.И. Ленина из критики кантовской философии.

15. Охарактеризуйте основные формы чувственного и рационального познания.

16. Какие виды интуиции Вы знаете?

17. Как следует понимать объективную истину?

18. Какие виды истины Вы знаете?

19. Как следует понимать диалектическое выражение: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна»?

20. Роль практики в познании

21. Сформулируйте классическое понимание истины Аристотелем.

22. Метанаучный уровень современного познания.

23. Понятие интерсубъективной истины.

24. Трансцендентальная апперцепция И. Канта.

25. Понятие субъективной истины.

 

 Тема 8. Формирование научной рациональности как центральная идея западной философии Нового Времени. Доклассическая, классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональность

 

1. Основные этапы развития научного знания и их характеристика: преднаука, античная наука, средневековая наука, классическая наука, неклассическая, постнеклассическая наука.

2. Понятие науки. Три «ипостаси» науки: знание, деятельность, социальный
институт.

3. Динамика научного знания и научные революции, например:

- кумулятивная концепция науки Дж. Бернала;

- фальсификационная концепция К. Поппера;

- концепция нормальной науки Т. Куна;

- методология исследовательских программ И. Лакатоса;

- пролиферационная концепция П. Фейерабенда;

- концепция личностного знания М. Полани;

- концепция науки как исторически развивающейся системы В.С. Степина.

 

Ключевые понятия: экстернализм, интернализм, научно-исследовательская программа, логико-математические парадоксы (например, «лжец»), псевдопонятия, псевдопредложения, кумулятивизм, антикумулятивизм, демаркация философии и науки, дихотомия эмпирического и теоретического, эмпиризм, индуктивизм, индуктивная логика, дедуктивная логика, правило « Modus tollens», эпистема, нормальная наука, парадигма, научное сообщество, новации, несоизмеримость парадигм, «решающий эксперимент», альтернативные теории, личностное знание или неявное знание М. Полани, принцип историзма, деятельностный подход, принцип верификации, принцип фальсификации, научная революция, перманентный.

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Кучевский В. Б. Философия: проблемы бытия и познания. Учебник. -М., 1998. Гл.ХП-ХV

7. Спиркин А. Г. Философия: Учебник.- 2-е изд. - М.: Гардарика, 2005. Гл. 12.

8. Аллахвердян Л.Г, Мошкова Г.Ю., Юрсвич Л.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. — М., 1998.

9. С.А. Лебедев Философия науки: словарь. – М.: Гардарики, - 2009 г.



2019-12-29 193 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)