Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Распределение функциональных типов речи относительно жанров журналистских текстов



2019-12-29 233 Обсуждений (0)
Глава 2. Распределение функциональных типов речи относительно жанров журналистских текстов 0.00 из 5.00 0 оценок




КУРСОВАЯ РАБОТА

Учебная дисциплина: «Современный русский язык»

На тему: Функционально-смысловые типы речи – основа жанровой формы СМИ

 

Выполнила студентка

3 курса группы Ж-420

Колесова Ю.П.

Научный руководитель:

____________________

Номер и дата

Регистрации работы в деканате:

___________________________

Оценка:____________________  

Дата защиты:_______________   

Подпись научного руководителя:___________________________ 

 

Мурманск

2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Функциональные типы речи актуальные для журналистских

текстов……………………………………………………………………………..5

1.1. Описание……………………………………………………………………6

1.2. Повествование…………………………………………………………….11

1.3. Рассуждение……………………………………………………………….15

Выводы по главе 1. ……………………………………………………………...17

Глав 2. Распределение функциональных типов речи относительно жанров журналистских текстов

2.1. Актуальные функциональные типы речи для репортажа………………...18

2.2. Актуальные функциональные типы речи для заметки…………………...21

2.3. Актуальные функциональные типы речи для отчета…………………….32

Выводы по главе 2. ……………………………………………………………...25

Заключение……………………………………………………………………….26

Библиографический список……………………………………………………..37

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема использования функционально-смысловых типов речи как формообразующих жанра СМИ актуально на сегодняшний день в связи со сложностью определения конкретного жанра из-за размытости его границ. Публикации современных печатных СМИ зачастую сложно причислить к какому-либо конкретному жанру, поэтому важно определить влияние использованных типов речи на журналистские произведения. Распределение функционально-смысловых типов речи в данной курсовой работе я попытаюсь показать на примере трех основных жанров – заметки, репортажа и отчета.

Объект исследования – функционально-смысловые типы речи и их комбинации в текстах печатных СМИ.

Предмет исследования – жанрообразующие функционально-смысловых типов речи.

Цель исследования – представить распределение функционально смысловых типов речи относительно жанров текстов печатных СМИ.

Для достижения цели следует решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать основные функционально-смысловые типы речи актуальные для современных СМИ.

2. Систематизировать жанровые характеристики заметки, репортажа и статьи.

3. Определить ведущие функционально-смысловые типы речи актуальные для этих жанров.

4. Выполнить анализ с точки зрения использования в них функционально-смысловых типов речи.

Мы предполагаем, что каждый жанр печатного текста характеризуется определенным набором функционально-смысловых типов речи; отход от предпочтения одного типа речи приводит к размытости жанровых границ.

Новизна исследования состоит в попытке осмысления соотношения формы текста (жанровой характеристики) с функционально-смысловым типом речи.

Методы исследования:

1. Методом сплошной выборки сформирована картотека примеров текстов печатных СМИ в разных жанрах (репортаж, заметка, отчет).

2. Систематизированы основные языковые характеристики текстов СМИ разных жанров.

3.  Выполнен сравнительный анализ использованных функционально-смысловых типов речи в каждом тексте.

4. Выполнен сравнительный анализ функционально-смысловых типов речи актуальных для разных жанров текстов современных печатных СМИ.

 

 

Глава 1. Функциональные типы речи актуальные для журналистских текстов

 

Во внешнем облике речи, в ее строении очень многое зависит от  задачи, которую ставит перед собой го­ворящий, то есть от назначения речи. Одно дело описать что-либо, другое — рассказать о событии, третье — объяснить, растолковать причины. Разумеется, в каждом случае строй речи будет меняться. Многие века развития языка, мыш­ления и речи выработали наиболее экспрессивные, эко­номные и точные способы, словесные структуры и схемы для соответствующих литературных задач. Поэтому уже издревле выделяют такие ком­поненты речи, как описание, повествование и рассуж­дение, которые в лингвистике принято называть функ­ционально-смысловыми типами речи.

Выделение только трех типов объясняется тем, что изучение текстов не выходило за рамки литературно-художественной речи. Если же иметь в виду все мно­гообразие текстов, то перечень функционально-смыс­ловых типов речи можно расширить. Так поступает, например, В.В. Одинцов, добавляющий к описанию, повествованию, рассуждению определение (объясне­ние), характеристику как разновидность описания и сообщение как вариант повествования[1].

Рассмотрим каждый из функционально-смысловых типов речи по отдельности.

 

Описание

Описание — один из самых распространенных ком­понентов речи. Описать предмет или явление — значит пе­речислить его признаки.

Описание — заключается в изображении це­лого ряда признаков, явлений, предметов или собы­тий, которые необходимо представить себе все одновременно[2].

В художественной литературе и публицистике опи­сание — это важнейший элемент речи, позволяющий ярко, наглядно и образно представить предмет, чело­века, событие или явление. Например, репортаж Ксении Ладной «Узоры Заполярья»:

На прошлой неделе в Центре  художественных ремесел открылась областная выставка «Лоскутная мозаика Заполярья». В ней принимали участия мастера и юные рукодельницы из Мурманска, Кандалакши, Кировска, Апатитов.

На выставке были представлены около ста различных изделий: большие и маленькие панно, подушечки, кисеты, пледы, декоративные куклы и даже одежда. Каждое из них – результат кропотливого труда – неповторимо и уникально, согрето теплом человеческих рук, пронизано нежностью и уютом. По словам мастеров, все изделия, представленные на выставке, - не только лучший подарок близким, но и занимательный процесс творческой самореализации, который успокаивает нервы, позволяет отвлечься от бытовых проблем и жизненной рутины, является ниточкой, связывающей поколения. К слову, не смотря на то, что лоскутный вид рукоделия достаточно древний – первая аппликация, датированная 80 г. до н. э., была найдена в Египте – интерес к нему не угасает уже очень давно. Лоскутные одеяла, заботливо сшитые из остатков тканей хранительницами домашнего очага, не только помогали пережить суровые зимы и войны, но и на протяжении многих лет украшали каждый дом яркими затейливыми узорами.

Лучшие изделия с выставки будут отобраны для Всероссийского фестиваля декоративного искусства «Лоскутная мозаика России» и выставки декоративно-прикладного искусства Северо-Западного федерального округа, которая пройдет в рамках II Всероссийского фестиваля народного творчества «Салют Победы», посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне[3].

Автор текста описывает увиденное им на выставке, чтобы таким образом создать «эффект присутствия» у читателя.

Или репортаж Игоря Аристова «Следующий старт – сессия»:

В минувший вторник в Долине Уюта на трассы соревнований по лыжным гонкам 45-ой областной студенческой спартакиады вышли команды вузов и ссузов Кольского края.

Погода порадовала безветрием и ярким солнцем, а потому даже те, кому не удалось добиться весомого результата, покидали Долину Уюта в хорошем расположении духа…[4]

По средствам описания автор создает общую атмосферу праздника.

Трудно назвать все стилистические функции опи­сания — они слишком многообразны и зависят от индивидуального стиля, жанра и конкретного отрезка текста, в котором исполь­зуются. Но важно подчеркнуть, что описание — существенный компонент словесно-худо­жественной ткани.

Возьмем еще один пример: отрывок из репортажа М. Стуруа "Утренняя звезда над Ферриндон-роуд":

Улицу Ферриндон-роуд я знаю как облупленную. Это сравнение непроизвольно. На ней большинство домов имеет облупленные фасады. Это, как правило, складские помещения, конторы, гаражи, мастерские. Здесь лондон­ская подземка выходит на поверхность и бежит в су­хом русле несуществующей реки, мимо пакгаузов ком­пании, производящей знаменитый английский джин марки "Бутс". Обнаженную урбанистическую картину скраши­вает лишь вереница тележек, на которых букинисты рас­кладывают свой неповторимый товар — книги, тронутые золотой желтизной времени. Продавцы — старики и ста­рухи в синих халатах и черных беретах - сидят, как совы, на высоких стульях и дремлют, вздрагивая от гро­хота проносящихся поездов.

Это первый абзац, начало репортажа. Назначение описания — ввести читателя в обстановку действия, сделать его зрителем, очевидцем происходящего. Опи­сание дается не "отстраненно", объективированно, а через восприятие автора, прямо и открыто выявля­ющего свое я рассказчика (Улицу Ферриндон-роуд я знаю как облупленную). Субъективный, эмоциональный ха­рактер описания и приближает читателя к обстанов­ке событий, делает описание элементом репортажа. Здесь я — не разновидность стилизации, не художе­ственный прием, а подлинное я автора, журналиста. Это и отличает описание репортажное или, шире, пуб­лицистическое от беллетристического, где оно прав­доподобно, но не имеет характера подлинности, до­стоверности, окрашиваясь настроениями героя и вы­полняя художественно-композиционную роль. Функция описания в публицистике — документальное, точное воспроизведение обстановки, такой, как увидел ее автор.

Этой цели служит обилие конкретных деталей, среди которых преобладают зрительные: облупленные фаса­ды; обнаженная урбанистическая картина; книги, тро­нутые золотой желтизной времени; старики и стару­хи в синих халатах и черных беретах сидят, как совы.

Вероятно, зрительно воспринимаемый пейзаж, об­становка — характерная черта именно репортажного описания. Характеристика места действия через зри­тельное восприятие наиболее резко, ярко, доходчи­во рисует картину происходящего. Это связано с од­ной из важнейших особенностей жанра — показывать, изображать, воспроизводить. Репортер описывает то, что предстает перед его глазами, то, что он видит, а вместе с ним видит происходящее и читатель.

Этой задаче подчинен и язык описания, его син­таксис, лексика. Формы настоящего времени (имеет облупленные фасады; подземка выходит на поверхность и др. — "настоящее постоянное") дают статичную кар­тину, как бы мгновенный снимок обстановки и бла­годаря своему вневременному характеру имеют под­черкнуто описательное значение. Очень важна и ху­дожественно-образная речевая конкретизация (термин М.Н. Кожиной). Можно было бы написать: Продавцы сидят и дремлют. Но насколько выразительнее, об­разнее (благодаря конкретизации) у автора: Продав­цы — старики и старухи в синих халатах и черных бе­ретах — сидят, как совы, на высоких стульях и дрем­лют, вздрагивая от грохота проносящихся поездов. Дремлют — это фиксация действия; дремлют, вздра­гивая от грохота проносящихся поездов — это уже кар­тина, описание[5].

Специфика описания в репортаже и в публицистике в его документальности, достоверности, по­длинности. Такой характер описания обусловливает сдержанность, умеренность в использовании изобра­зительных средств. Репортажному описанию, по-ви­димому, чужды чересчур яркие, чересчур "беллетри­стические" средства и новообразования. Все это про­тиворечит природе описания в репортаже и в газетной речи в целом. Но как вкрапления языковые метафо­ры, эпитеты и другие средства выразительности удачно инкрустируют словесную ткань, оживляют повество­вание[6].

 

 

1.2 Повествование

 

Повествование – это изобра­жение событий или явлений, совершающихся не од­новременно, а следующих друг за другом или обус­ловливающих друг друга[7].

Самый, по-видимому, краткий в мировой литера­туре образец повествования — знаменитый рассказ Це­заря: "Пришел, увидел, победил" (Veni, vidi, vici). Он ярко передает самую суть повествования, смысловую и языковую — это рассказ о том, что про­изошло, случилось. Главное средство такого расска­за — сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида.

Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления или действия. Предложения по­вествовательных контекстов не описывают действия, а повествуют о них.

Например, заметка Алевтины Ароян «Паспорт-2010»:

В нашей области стартовала межведомственная профилактическая операция «Паспорт-2010». Планируется, что во время нее будет оказана комплексная помощь по оформлению детям и подросткам свидетельств о рождении и российских паспортов граждан Российской Федерации.

Кроме этого, сотрудники Федеральной миграционной службы России по Мурманской области помогут получить документы родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, проживающих без документов, удостоверяющих личность, или не имеющих российского гражданства.

Отметим, в прошлом году при проведении профилактической операции 472 несовершеннолетним было оказано содействие в получении паспортов граждан РФ и свидетельств о рождении. А всего, по данным УФМС, выданы паспорта 699 детям в возрасте от 14 до 17 лет[8].

Повествование можно считать главной, основной частью текста. Повествова­ние — это сущность или душа литературы. Писатель — прежде всего рассказчик, человек, умеющий инте­ресно и захватывающе рассказывать, передавать сюжет. Повествование пред­ставляет собой отражение реальной действительности, в которой протекает рассказ, повесть или роман. Оно тесно связано с пространством и временем. Обозначения места, действия, названия лиц, производящих действия и обозначе­ния самих действий — это языковые средства, с по­мощью которых ведется повествование.

Стилистические функции повествования разнооб­разны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным или, напротив, субъективным, пронизанным автор­скими эмоциями.

Последний тип повествования типичен и для многих публицистических жанров. Примером может служить отрывок из репортажа М. Стуруа:

В тот день — это было 24 апреля, — попав на Ферриндон-роуд, я невольно заметил здесь перемены. Внешне все было на своих местах. И все-таки чего-то не хвата­ло, чего-то такого, без чего, как казалось ранее, Ферриндон-роуд была просто немыслима. Разгадку я увидел сра­зу: с фасада дома № 75 были сняты буквы, которые чи­тались так: "Дейли Уоркер". На их месте красовались другие: "Морнинг Стар".

В данном тексте преобладает план прошедшего вре­мени, что характерно для рассказа о событиях, фак­тах прошлого. При этом показательно, что глаголь­ные формы совершенного вида обозначают действия, сменяющие друг друга (заметил, увидел), и носят ди­намический характер, а глагольные формы несовер­шенного вида обозначают действия, совершающиеся в одной временной плоскости и имеющие статичный характер (элементы описания). Повествование дано от автора, события пропущены через авторское воспри­ятие, о чем свидетельствует употребление местоимения я, разго­ворный синтаксис, например, троекратное упот­ребление что в одном предложении (И все-таки че­го-то не хватало, чего-то такого, без чего, как казалось ранее, Ферриндон-роуд была просто немыслима)[9].

Сообщение как разновидность повествования — глав­ным образом сфера газетной речи.

Например:

Вор, укравший хозяйственную сумку у 29-летней жи­тельницы Лос-Анджелеса, покуда она заказывала ланч у стойки местной закусочной, проявил известное благо­родство но отношению к своей жертве. Деньги он, ко­нечно, взял, но сумку потом подбросил. А в сумке ле­жал дорогостоящий силиконовый протез левой кисти ограбленной гражданки, которую она потеряла в авто­катастрофе четыре года назад. Искусная работа проте­зистов, видимо, настолько поразила жулика, что он да­же не стал снимать с указательного пальца протеза до­рогое кольцо с аметистом и бриллиантом. Женщина старается не носить свой протез в жаркую погоду из-за дискомфорта[10].

Или заметка: «Не всякий переплывет Вятку со связанными ногами и руками»

47-летний житель Кирово-Чепецка Анатолий Дормачев при большом стечении зевак переплыл Вятку на самом бурном отрезке реки. Ноги спортсмену связали, а руки он сцепил за спиной. Вятский Гудини плыл на животе, делая движения, напоминающие стиль баттерфляй. На всем пути следования Анатолия для страховки сопро­вождала лодка с гребцами. Через одиннадцать минут отважный пловец преодолел дистанцию более 300 мет­ров и вышел на берег, передают Европейско-Азиатские новости[11].

Как функционально-смысловой тип речи повествование отличают лаконизм изложения, информативная насыщенность и строгая композиция.

 

1.3 Рассуждение

 

Рассуждение имеет цель выяснить какое-нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль[12].

С логической точки зрения рассуждение — это цепь умозаключений изложенных в последовательной форме. Рассуждением может называется и ряд суждений, которые следуют одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают другие, а в результате мы получаем ответ на постав­ленный вопрос. Таким образом, в основе рассуждения лежит умо­заключение. Однако умозаключение как таковое редко встречается в речи, чаще оно выступает в форме рассуж­дения.

Ос­новная сфера использования рассуждений — научная или научно-популярная речь, так как здесь чаще всего и приходится доказывать, развивать, под­тверждать или опровергать мысль. Однако широко встречается рассуждение и в ху­дожественной литературе, а также и в публицистике. Например, материал «С места событий»:

…Однако говорить о какой-то четкой статистике сегодня не приходится, потому что кризисная ситуация, которая наблюдается в экономике, вполне может спровоцировать рост наркопреступлений в области…[13]

Этот абзац – личные рассуждения автора, они не подтверждены мнением экспертов.

Или заметка В. Полупанова «Борец напоролся»:

Сенатор парламента Калифорнии 55-летний Рой Эшберн, известный в США как критик секс-меньшинств, во время интервью на калифорнийском радио KERN 8 марта признался, что сам является геем. Как сообщает BBC News, парламентарий, все время голосовавший против инициатив геев, заявил, что его позиция в сенате отражала ожидания избирателей, но не «внутренний конфликт». Коварное это занятие – борьба с геями, господа градоначальники. Боролся, боролся человек и напоролся в прямом смысле слова. Может все-таки стоит разрешить гей-парад? Один раз. В качестве эксперимента. В день десантника[14].

После того, как автор осветил факт, начинаются его личные рассуждения на эту тему с вводной конструкцией обращения, риторическим вопросом и долей иронии.

Возьмем в пример еще одну заметку того же автора «Мертвые души»:

На сайте прокуратуры Ленинского района Нижнего Новгорода сообщается о том, что местные милиционеры искусственно завышали показатели борьбы с пьянством, составляя протоколы о распитии спиртного в общественных местах на умерших лиц. При этом настоящих пьяных дебоширов милиционеры почти не ловили. Ура! Реформа МВД, о которой так долго говорят на самом высоком уровне, началась! Если использовать ноу-хау нижегородских чичиковых, можно резко повысить раскрываемость преступлений. Да и взятки с мертвецов можно брать безбоязненно[15].

В этой заметке автор выражает свое мнение по данной проблеме, рассуждает о возможном развитии событий.

Рассуждение чаще всего встречается в научных, научно-популярных текстах. Также не редко в языке массо­вой коммуникации.

 

 

Выводы по главе 1

 

В главе 1 были рассмотрены основные функционально-смысловые типы речи – повествование, описание, рассуждение по отдельности. Однако реально, например, в ху­дожественном произведении, или тем более в публицистике очень редко встречаются чисто описательные или чисто повествовательные кон­тексты. Гораздо чаще встречается совме­щение повествования и описания. Дополняя друг друга, они нередко сливаются настолько органично, что порой трудно их разграничить.

Смена функционально-смысловых типов речи (опи­сания, повествования, рассуждения) зависит от ин­дивидуальных склонностей писателя,  господству­ющих литературных представлений, содер­жания и жанра произведения.

Таким образом, функционально-смысловые типы речи теоретически легко разграничиваются на повествование, описание и рассуждение, но отделить их друг от друга в контексте на практике зачастую бывает сложно или вообще невозможно.

 

Глава 2. Распределение функциональных типов речи относительно жанров журналистских текстов



2019-12-29 233 Обсуждений (0)
Глава 2. Распределение функциональных типов речи относительно жанров журналистских текстов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Распределение функциональных типов речи относительно жанров журналистских текстов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)